УДК 811.161.1'373
UDC 811.161.1'373
Т.В. БАХВАЛОВА T.V. BAKHVALOVA
доктор филологических наук, профессор, кафедра Doctor of Philology, Professor, Department of Russian
русского языка, Орловский государственныйунивер- language, Orel State University named after l.S.Turgenev ситет имени И.С. Тургенева E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ-ФИЛОЛОГОВ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
INCREASING OF THE LEVEL OF LINGUISTIC PREPARATION OF MASTERS-PHILOLOGISTS ON THE BASIS OF FORMATION OF LEXICOGRAPHIC COMPETENCE
Статья посвящена вопросам повышения уровня лингвистической подготовки магистров-филологов на основе синтеза теоретических знаний по языку и практических навыков по лексикографии.
Ключевые слова: магистры-филологи, лингвистические дисциплины, слово, лексическое значение, лексика, лексикография, лексикографический портрет слова.
The article is devoted to the promotion of linguistic training of masters-philologists on the basis of synthesis of theoretical knowledge about language and practical skills in lexicography.
Keywords: masters-philologists, linguistic disciplines, word, lexical meaning, lexis, lexicography, lexicographic portrait of a word.
Традиционно знакомство студентов-филологов с разными типами словарей осуществляется в курсе «Современный русский язык». При изучении темы «Лексикография» внимание обращается в первую очередь на существование типологии словарей, их жанровые особенности (характер словника, цель и назначение словаря, объём), то есть изучение словарей идёт от самого словаря к объекту лексикографирования. Такое направление сформировалось в процессе развития лексикографии, роста числа словарей: с появлением каждого нового словаря возникала потребность в его представлении.
Конец XX-начало XXI века, как известно, ознаменовался появлением множества словарей, разных по объёму, назначению, характеру представляемой информации. Наблюдается не только количественный рост лексикографических источников, но и расширение описываемого ими языкового пространства. Многие «участки», сферы лексики, грамматики оказались представленными в словарях. Но, как и прежде, под пристальным вниманием лексикографа продолжает оставаться слово. Словари показывают слово во всех его аспектах, отношениях. Сведения о семантике, грамматических особенностях и др. были сосредоточены в прошлом преимущественно в полипараметрических толковых словарях. Со временем «представления о лексикографически релевантных свойствах лексемы существенно расширились» [2, с. 503]. В современной лексикографии обнаруживаются целые серии словарей, демонстрирующие определённые, конкретные особенности слов.
Для магистров-филологов, продолжающих изучать
разные сферы, области русского языка, занятия по лексикографии целесообразно ориентировать как на углубление системы теоретических знаний о языке, так и на формирование знаний об информационном потенциале и возможностях словарей в плане изучения лексических единиц русского языка, а именно: особенностей лексического значения, семантической структуры, грамматического своеобразия слов, морфемной структуры, деривационных возможностей, этимологии, парадигматических и синтагматических отношений номинативных единиц, особенностей их функционирования. Такой подход будет способствовать расширению и углублению сферы компетенции магистров в области языкознания, формированию у магистров лексикографической компетенции как необходимого профессионального качестве филолога, формированию теоретических знаний о разноаспектом лексикографическом представлении особенностей лексических единиц и словарного запаса русского национального языка, формированию навыков пользования словарями разных типов в связи с конкретными познавательными, коммуникативными, профессиональными и исследовательскими задачами. Без сомнения, новый вектор в изучении лексического богатства русского языка будет хорошим помощником в написании добротной магистерской диссертации. Этим обеспечивается целесообразность дисциплины «Русское слово в лексикографическом воплощении» для магистров-филологов. Изучение слова как единицы языка начинается с изучения сущности лексического значения. По мнению В.Н. Телия, «семантическая структура знакового обра-
© Т.В. Бахвалова © T.V. Bakhvalova
зования членится на несколько зон, или блоков, которые схематично можно представить в виде упорядоченного ... набора макрокомпонентов, каждый из которых имеет свою структуру» [9, с.40]. Одним из таких компонентов является денотативный, соотносящий обозначающее с классом обозначаемых и очерчивающий таким образом имеющий место в действительности класс обозначаемых, а также соотносящий обозначаемое с миром посредством указания на класс [9, с. 43-44].
Сведения об обозначаемых представлены в толковых словарях, где каждая лексическая единица репрезентирует класс обозначаемых реалий, а в целом даёт представление о том, из окружающего мира, являясь актуальным, оказалось обозначенным. Хорошо известно: «маркируется, как правило, то, что имеет ценность (позитивную или негативную) в сознании народа, что является для него жизненно или социально важным» [4, с.11]. Семантическое пространство толковых словарей в той или иной степени полноты отражает реально существующий мир. Отдельные «участки» этого физического и ментального мира наиболее полно представляют семантические и тематических словари.
Показательным в этом плане является «Русский семантический словарь», в котором около трёхсот тысяч слов на основе лексического значения распределены по структурно организованным макроклассам. Словарь «открывает перед читателями исторически сложившуюся в языке, им самим созданную картину мира», которая показывает « мир реалий, всего того, что познано и осмыслено носителями языка в пределах материального и духовного мира; ... картина мира открывается как сеть связей, отношений и зависимостей между всем существующим» [8,с. XVI].
Значениеслова,какотмечаетакадемик В.В. Виноградов, «определяется не только соответствием его тому понятию, которое выражается с помощью этого слова.; оно зависит от свойств той части речи, той грамматической категории, к которой принадлежит слово.» [5, с.165]. Неслучайно поэтому в структуре значения слова наряду с денотативным как облигаторный выделяется и грамматический макрокомпонент. Именно эти компоненты составляют лексико-грамматическое значение слова.
Грамматическая характеристика слова дана во всех толковых словарях, но в них отражены лишь самые общие сведения о морфологических особенностях слов: показана их частеречная принадлежность, указаны наиболее значимые грамматические категории, особенности образования отдельных грамматических форм. Представление о полной парадигме слов, вариантных формах, типологии парадигм содержат грамматические словари. Большую ценность в этом плане имеет «Грамматический словарь» А.А. Зализняка, где содержится словоизменительная характеристика свыше ста тысяч слов русского языка [6]. Использование данного лексикографического издания, без сомнения, обогатит знания магистров о сущности грамматических разрядов, о нормативности в современной грамматике.
Выделяемый В.Н. Телия в структуре значения мотивационный макрокомпонент «имеет дело с ассоциативными механизмами мышления: «глубина» представления достигается здесь соотнесением с «первоисточником» [9, с. 40]. Раскрыть сущность мо-тивационного макрокомпонента, показать его роль в производном слове помогают прежде всего словообразовательные словари, которые в настоящее время представлены многочисленными разнообразными по объёму и адресату изданиями. Наряду с широко известными словарями под ред. А.Н. Тихонова, представляющими лексику литературного языка, для магистров-филологов целесообразным является и знакомство со словарями, в основе которых слова диалектные. Такие словари показывают, что мотивационной базой лексических единиц национального русского языка являются наряду со словами литературного языка слова диалектные. Информативен в этом плане словарь М.А. Алексеенко и О.И. Литвинниковой «Человек в производных именах русской народной речи», в котором «словообразовательная структура сконцентрированной в нем производной лексики, называющей и характеризующей человека, определена на основе живых семантико-структурных связей и отношений мотивационных пар [1, с. 7].
Понимание сущности мотивационного макрокомпо-нета, словообразовательных связей не может осуществляться без внимания к морфемной структуре слова, к плану содержания и плану выражения каждой морфемы. Важно осознание типологии словообразовательных связей, мотивационных отношений. Формированию лингвистических компетенций в этой области будет способствовать работа со «Словарём морфем русского языка» А.И. Кузнецовой и Т.Ф. Ефремовой [7].
Мотивационный компонент не является обязательным для всех слов современного русского языка. Вполне возможна ситуация, когда имеющийся в прошлом мотивационный компонент со временем утратился в силу разных (лингвистических и экстралингвистических) факторов. Свидетельством этому могут быть данные этимологических, исторических словарей. Даже выборочное сравнение семантики лексических единиц в толковых словарях разных временных срезов может продемонстрировать существенные изменения в характере их мотивационной основы.
Активное использование словарей полезно не только для углубления и расширения сведений об отдельных лексических единицах, но и для понимания отношений и связей между ними, познания всей лексической системы русского языка.
Важным является вопрос о лексикографическом представлении парадигматических отношений в лексике. Продемонстрировать их помогут словари синонимов, антонимов, омонимов.
Углубленное изучение неоднородности лексики с точки зрения сферы её употребления невозможно без знакомства с диалектными словарями, словарями жаргонной лексики, терминологическими словарями.
Ученые записки Орловского государственного университета. №2 (71), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 71. 2016
Своеобразие активных и пассивных участков лексикона демонстрируют словари историзмов, словари агно-нимов, неологические и другие словари. Особенности функционирования слов в языке, в художественном тексте отражают частотные словари, словари языка отдельных писателей, их художественных произведений.
Перечисленными вопросами не ограничивается круг проблем, ориентированных на разноаспектное изучение русского слова с опорой на различные лексикографические источники.
Синтез, интеграция углублённых теоретических знаний и полученных практических навыков работы со словарями разных типов даёт возможность магистру составить лексикографический портрет практически любого слова русского языка. Именно такое задание они получают в качестве итоговой зачётной работы. Под лексикографическим портретом понимается по возможности исчерпывающая характеристика всех лингвистически существенных свойств лексемы: семантических, грамматических, словообразовательных, парадигматических и других. Микромир лексемы должен быть представлен «с учетом всех тех связей и взаимодействий, которые определяют её жизнь в языке и её поведение в составе высказывания» [2, с. 504]. При конструировании лексикографического портрета важно не просто представить набор сведений, содержащихся в словарях разных типов, необходимо продемонстрировать понимание связи между различными параметрическими характеристиками лексемы. Степень погружения в теоретический материал, в лексикографические источники может быть различной. Это зависит от уровня лингвистической подготовки
обучающихся, от поставленной цели. Для студентов-бакалавров, магистров создание лексикографического портрета - итоговая работа, обобщающая полученные знания о языке. Перспективным является портретиро-вание лексических единиц в русле выполняемых выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций.
Плодотворным и полезным может быть конструирование портрета лексической единицы с акцентом на широкое, развернутое представление одного из показателей параметрической характеристики слова. Наряду с лексикографическими портретами одного слова вполне возможно создание «группового» портрета нескольких единиц, обладающих одинаковыми семантическими, грамматическими, сочетаемостными и др. лингвистически значимыми характеристиками. Такой подход к описанию материала позволяет, с одной стороны, увидеть общие свойства лексем, с другой стороны, выявить оттенки в семантическом пространстве слов, их морфологических и словообразовательных парадигмах, описать системные связи внутри анализируемой группы слов.
Создание магистрами лексикографического портрета слова, опирающееся на знания по лексикологии, этимологии, морфемике, словообразованию, грамматике и лексикографии, находится в русле одного из новых направлении исследования языка - лингвистического пор-третирования [2].
Навыки многоаспектного описания слова вполне могут быть использованы для конструирования этнолингвистических, лингвокультурологических портретов, имеющих место в этнолингвистике, лингвокуль-турологии [3, с.150-176; 10].
Библиографический список
1. Алексеенко М.А., Литвинникова О.И. Человек в производных именах русской народной речи: Словарь. М.: «Элпис», 2007.
2. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т.11. Интегральное описание языка и системная лексикография. М.: Школа «Языки русской культуры», 1995.
3. Березович Е.Л. Язык и традиционная культура: Этнолингвистические исследования. М.: «ИНДРИК», 2007. C. 150-176.
4. Вендина Т.И. Русская языковая картина мира сквозь призму словообразования (макрокосм). М., «ИНДРИК», 1998.
5. Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова // Избранные труды. Лексикология и лексикография. М.: «Наука», 1977. C. 162-189.
6. Зализняк А.А. Грамматический словарь русского языка. Словоизменение. М.: «Русский язык», 1977.
7. Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф. Словарь морфем русского языка. М.: «Русский язык», 1986.
8. Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений. / РАН. Институт русского языка; Под общей ред. Н.Ю. Шведовой. Т.1. М.: «Азбуковник», 1998.
9. Телия В.Н. Механизмы экспрессивной окраски языковых единиц // Человеческий фактор в языке: Языковые механизмы экспрессивности. М.: «Наука», 1991. C. 36-67.
10. Угрюмова М.М. Лингвокультурологический портрет ребёнка в говорах Среднего Приобья. Томск, 2014.
References
1. Alekseenko, A. M.,. Litvinnikova O.I. People in the derived names of Russian folk speech: Dictionary. Moscow: "Elpis", 2007.
2. Apresyan Yu.D. Selected works. V. II. The integral description of language and systemic lexicography. Moscow: School "Languages of Russian culture", 1995.
3. Berezovich, E. L. Language and traditional culture: Ethnolinguistic research. Moscow: "INDRIK", 2007. Pp. 150-176.
4. Vendina T.I. Russian language picture of the world through the prism of word formation (the macrocosm). Moscow, "INDRIK", 1998.
5. Vinogradov V.V. The main types of the lexical meanings of the word // Selected works. Lexicology and lexicography. Moscow: «Science», 1977. Pp. 162-189.
6. Zalizniak, A.A. Grammatical dictionary of the Russian language. Inflection. Moscow: «Russian language», 1977.
7. Kuznetsova A.I., Efremova T.F. The Dictionary of morphemes of the Russian language. Moscow: "Russian language", 1986.
8. Russian semantic dictionary. Dictionary, classified according to the classes of words and meanings. Russian Academy Of Sciences. The Institute of Russian language; Under the general editorship of N.Yu. Shvedova. V. 1. Moscow: «Azbukovnik», 1998.
9. Teliya V.N. Mechanisms of expressive colouring of language units // The Human factor in language: language mechanisms of expressiveness. Moscow: «Science», 1991. Pp. 36-67.
10. Ugryumova M.M. Lingvocultural portrait of a child in the dialects of the Middle Ob region. Tomsk, 2014.