Научная статья на тему 'Повышение уровня информационной культуры населения, как средство преодоления «Информационного неравенства»'

Повышение уровня информационной культуры населения, как средство преодоления «Информационного неравенства» Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
510
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня информационной культуры населения, как средство преодоления «Информационного неравенства»»

Магомедова Наида Адаевна

доцент,

Дагестанский государственный университет, кафедра «Прикладной информатики и математических методов в управлении»

Повышение уровня информационной культуры населения, как средство преодоления «информационного неравенства»

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы развития информационно-коммуникационных технологий и их влияния на социально-экономическое развитие регионов. Нарастающий «цифровой разрыв» между регионами и факторы, этому способствующие. Методы снижения «цифрового неравенства», а также создание в Дагестане современной информационной инфраструктуры.

Ключевые слова: Информационно-коммуникационные технологии, информатизация общества, информационная культура, информационное неравенство, «электронное правительство», Республика Дагестан.

Magomedova N.A. Improving the information culture of the population as a means of overcoming the "digital divide"

This article discusses the development of information and communication technologies and their impact on the socio-economic development of regions. The growing "digital divide" between the regions and the factors contributing to this. Methods to reduce the "digital divide" and the creation in Dagestan of modern information infrastructure.

Keywords: Information and communication technologies, information society, information culture, the digital divide, "electronic government", the Republic of Dagestan.

В 21 веке человечество фактически вступило в эру постиндустриального информационного общества. Это означает, что одной из главных ценностей, определяющих благосостояние как отдельных людей, так и государств в целом, становится доступ к информации. На сегодняшний день пришло понимание того, что информационные технологии непосредственно влияют на уровень социально-экономического развития региона. Огромный пласт общественный жизни частично, а в некоторых регионах и полностью, переместился в цифровой формат. Отсутствие доступа к цифровым услугам оставляет огромное число людей без возможности общения, получения образования, медицинской помощи и необходимых информационных услуг. При этом все больше и больше становится заметно «цифровое неравенство» между регионами и их отдельными районами. Разница между человеком, активно использующим интернет и современные средства связи, и человеком, которому все это не доступно, практически так же ощутима, как разница между богачом и нищим.

В виртуальное пространство переходит все более значительная часть жизни наиболее продвинутой части населения: таким людям проще общаться с другими пользователями сети, как бы далеко они ни находились,

легче быть в курсе всего происходящего, легче обеспечивать себя и приспосабливаться к изменчивой окружающей среде. Интернет становится неотъемлемой частью жизни современного информационного общества. Тем сложнее становится людям, которые по различным причинам не имеют возможности получить доступ к сети. Достаточно отметить тот факт, что при поступлении на работу предпочтение отдается именно тем претендентам, кто умеет пользоваться компьютером и интернетом.

Проблема информатизации населения планеты становится по-настоящему глобальной. Государства вынуждены в числе первоочередных задач на первое место ставить повышение уровня образования и профессиональной квалификации своих граждан, ибо уже сегодня конкурентоспособность нации определяется в решающей степени наличием высококвалифицированных человеческих ресурсов. Те страны, которые не смогут повысить уровень развития информационных технологий и максимально эффективно использовать научные достижения в этой сфере, будут неизбежно отставать от своих соседей. Вследствие этого в мире еще больше возрастет экономическое и социальное неравенство наций. Если государство не сумеет вовремя преодолеть «цифровой разрыв»,

50

vosteru@mail.ru

новые технологии, таящие в себе огромные возможности, приведут к еще большей дифференциации общества.

В России проблема неравенства традиционно проявляется резким контрастом между центром и периферией. Беспрецедентный разрыв между самыми богатыми и самыми бедными в экономическом плане не менее заметен и в случае с «цифровым неравенством». «Информационная роскошь» мегаполисов, где доступны все современные средства телекоммуникаций, и российская глубинка, иногда полностью отрезанная от каких бы то ни было средств связи.

Причем неравенство усугубляется не только отсутствием доступа к техническим средствам, но и невозможностью их использовать в силу возрастных и образовательных причин. Ведь информационное неравенство - это не только неравенство в доступе к самой технике, ибо факт ее наличия еще не всегда означает, что вы умеете или готовы пользоваться ею по назначению.

По мнению ведущих сотрудников Российской Академии наук, классификации поддаются и другие признаки «цифрового неравенства» - имущественный, возрастной, образовательный, территориальный, культурный. Основным из них в России является территориальный фактор: для обитателей сельской глубинки их место проживания волей-неволей во многом предопределяет довольно низкие возможности в сфере информатизации.

Какие же меры необходимо предпринять, чтобы все-таки преодолеть образовавшуюся пропасть, когда лишь часть населения имеет доступ к современным технологиям, умеет ими воспользоваться и получать от этого определенные преимущества?

В качестве возможного варианта, способного повлиять на решение проблемы, предлагается повышать информированность населения о новых возможностях, а также совершенствовать систему обучения и переобучения навыкам владения информационно-коммуникационными технологий (ИКТ). Нужно создавать условия для развития общества знаний, чтобы в России постоянно росло число людей, которые имеют доступ к современным ИКТ, умеют их использовать и получают от этого преимущества.

В перечень приоритетов, направленных на снижение неравенства, специалисты настоятельно рекомендуют включить, во-первых, формирование общественного мне-

ния (в частности, это может быть проведение соцопросов и открытых обсуждений либо анализ публичных докладов). Во-вторых, расширения требует культурно-

информационная сфера (подразумевается, что с увеличением количества культурно-информационных центров автоматически повысится и доступ общественности к ИКТ). В -третьих, нужен мониторинг готовности жителей к жизни и работе в информационном сообществе. В-четвертых, приветствуется разработка и внедрение в электронном виде системы социальной помощи для представителей различных категорий граждан (будь то инвалиды, пенсионеры, безработные, мигранты или беременные).

Словом, в качестве выхода из ситуации предлагается создавать в современном обществе такие условия, которые бы максимально способствовали распространению среди людей соответствующих знаний, что, в свою очередь, в достаточной степени повысило бы уровень их информационной культуры. Кстати, именно от этой культурной планки напрямую и зависит, как скоро будет стерта грань цифрового неравенства, когда балластом для развития информационного общества становится неготовность самих граждан к использованию ИКТ или их нежелание учиться использовать эти технологии в принципе.

В регионах, основная проблема использования ИКТ заключается в слабо развитой инфраструктуре связи, без методичного развития которой в провинции попросту невозможно выстроить единое информационно-коммуникационное пространство. Между тем, именно от него зависит реализация многих масштабных проектов (в том числе, и национального уровня). Операторы предпочитают инвестировать финансовые средства исключительно в сверхприбыльные проекты. Логика здесь проста: максимальная финансовая отдача плюс минимальные сроки окупаемости. Иногда, в крупных городах работают провайдеры, обслуживающие даже не всю городскую черту, а лишь наиболее густонаселенные районы. Что уж здесь говорить про периферийные города, райцентры и сельскую местность с деревнями, селами и поселками, где днем с огнем не сыскать операторов, которые бы с готовностью инвестировали средства на долгосрочную перспективу, так как развитая инфраструктура связи отсутствует, прокладка новых сетей требует

высоких затрат, а уровень спроса оставляет желать лучшего.

Специалисты давно пришли к выводу: для преодоления цифрового неравенства необходимо 100-процентное обеспечение образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов государственной власти и местного самоуправления современными услугами цифровой связи. И многие российские регионы с подачи собственного правительства уже начали такие работы.

В нашей республике например, Президент в феврале 2011 года сказал: «Как известно, «электронное правительство» — это комплекс государственных и муниципальных систем, обеспечивающих поддержку нашей деятельности. Безусловно, это еще одна возможность установления формы общественного контроля за деятельностью органов государства. Чаще всего проблема заключается не столько в технологиях, сколько в людях, которые оказывают эти услуги.

Необходимо не только техническое переоснащение, необходимо добиться изменения мышления государственных служащих. Нужны оптико-волоконные сети, компьютерные программы, серверы, но без обучения служащих, пропагандистской и просветительской работы граждан результата не добиться. Для развития информационного общества на федеральном уровне делается многое, приняты важные нормативные документы. В настоящее время уровень развития информационной инфраструктуры Дагестана, использования новых технологий в общественной жизни и госуправлении не соответствует уровню стоящих перед нами задач.

На эти цели мы тратим значительные средства. Но серьезного прорыва в данной области пока нет. Мы существенно отстаем от других субъектов РФ и страны в целом по уровню оснащенности медицинских учреждений средствами информационно-коммуникационных технологий. Мы сильно отстаем по такому показателю, как доля библиотек, имеющих компьютеры. Можно привести много примеров. Мы, конечно, не аутсайдеры, но и не лидеры в развитии информационного общества. Мы находимся в так называемой группе умеренного уровня развития».

Несмотря на низкую технологическую готовность к нововведениям, Дагестан занимает лидирующие позиции по внедрению системы среди субъектов СКФО. По развитости нормативно-правовой базы формирования

электронного правительства республика вошла в группу «высокого уровня», а по уровню внедрения электронного правительства заняла 32-е место в России и 2-е в СКФО (по состоянию на февраль 2011 года). Кроме того, в Дагестане в рамках «электронного правительства» действует 3 МФЦ (многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг) — в Махачкале, Каспийске, Кизилюр-те. МФЦ действуют по принципу «одного окна», где можно получить услуги в электронном виде, «не отходя от кассы», то есть не бегая между министерствами и ведомствами для получения кучи справок. Так, например, МФЦ Махачкалы (ул. Радищева, 3) предоставляет целый ряд услуг как физическим, так и юридическим лицам (оформление государственной регистрации расторжения брака, получение права собственности на нежилое помещение, получение права собственности на землю и др.).

Правительство Дагестана и ОАО «Ростелеком» подписали Соглашение о сотрудничестве, согласно которому стороны на базе комплексного решения, разработанного ОАО «Ростелеком», приступили к созданию инфраструктуры «электронного правительства» Дагестана, а также к совместной реализации процесса перевода в электронный вид услуг органов государственной власти и местного самоуправления.

С 2010 года в Дагестане функционирует региональная информационная система «Портал государственных услуг

РД» (www.gu.e-dag.ru). Портал включает в себя информационную систему «одно окно» и республиканский реестр государственных и муниципальных услуг. Через информационную систему «одно окно» обеспечено предоставление 26 видов государственных и муниципальных услуг. В реестре на сегодняшний день размещена информация по 890 услугам, из которых по 401 услуге сведения отправлены для размещения на Едином портале государственных и муниципальных услуг(www.gosuslugi.ru).

К 1 июля 2012 года дагестанцам обещают предоставить возможность для получения услуги, представлять документы в электронном виде по 58 первоочередным государственным (муниципальным) услугам.

К 1 января 2013 года запланировано обеспечить возможность мониторинга хода предоставления услуг, а к 1 января 2014 года — обеспечить возможность получения ре-

52

vosteru@mail.ru

зультатов предоставления услуги в электронном виде.

По результатам мониторинга реализации проектов «Электронная Россия» в субъектах России, проводимом Минкомсвязи России, по состоянию на 11 октября 2011 года Дагестан занимает первое место среди субъектов СКФО, выполнив 1-й и 2-й этап плана по переводу услуг в электронный вид на 100%.

К 1 июля 2012 года Управлением правительства РД, обещано организовать межведомственное электронное взаимодействие. То есть роль гражданина должна сводиться к написанию заявления о получении какой-либо государственной (муниципальной) услуги, а дальше орган исполнительной (муниципальной) власти сам должен получать необходимые для предоставления этой услуги документы из других ведомств, которые этими документами располагают. Гражданина это не должно касаться, и он не должен бегать от одной структуры к другой. К примеру, если в Пенсионном фонде есть документы, нужные Минтруду, Минтруд их за-

прашивает и Пенсионный фонд обязан предоставить те бумаги, которые были затребованы.

Перспективы, конечно радужные. Но хочу, привести результаты опроса проведенного на официальном сайте Министерства образования и науки Республики Дагестан. Респондентам было предложено ответить на вопрос: «Как вы оцениваете уровень развития информатизации в вашем городе/ районе?»

Результаты, менее радужные, чем перспективы!

Думаю, в нашей Республике крайне необходимо создавать такие условия, которые бы максимально способствовали распространению среди людей соответствующих знаний, которые в свою очередь позволили бы использовать все блага электронного обмена информацией, межведомственного электронного взаимодействия, систем госзакупок и госуслуг.

Как вы оцениваете уровень развития информатизации в вашем городе /районе?

Очень низкий 39,80%

Низкий 25,90%

Средний 23,50%

Высокий 10,80%

Источник: Единый школьный портал Министерства образования и науки Республики Дагестан

(www.dagschool.com/newslist. php)

Литература:

1. Единый школьный портал. [Электронный ресурс]/www.dagschool.com/newslist.php

2. Портал государственных услуг Российской Федерации/ [Электронный адрес]/www.gosuslugi.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.