Научная статья на тему 'Повышение уровня художественно-эстетического образования будущих учителей начальных классов республики Дагестан'

Повышение уровня художественно-эстетического образования будущих учителей начальных классов республики Дагестан Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
50
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРА / ИСКУССТВО / КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО РОДНОГО КРАЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУР / ОРНАМЕНТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кандаева Н.А.

Статья посвящена эффективной форме повышения уровня художественно-эстетического образования будущих учителей начальных классов на занятиях такого общеобразовательного предмета, как изобразительное искусство, путем приобщение к национальной культуре и декоративно-прикладному искусству Дагестана, донесшие до наших дней вековые традиции народов, которые не должны быть утеряны или стерты. Ознакомление и изучение национальной культуры будущими учителями начальных классов имеет особое значение в повышении общего уровня художественно-эстетического образования учащихся школ Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня художественно-эстетического образования будущих учителей начальных классов республики Дагестан»

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

© Кандаева Н.А.*

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

Статья посвящена эффективной форме повышения уровня художественно-эстетического образования будущих учителей начальных классов на занятиях такого общеобразовательного предмета, как изобразительное искусство, путем приобщение к национальной культуре и декоративно-прикладному искусству Дагестана, донесшие до наших дней вековые традиции народов, которые не должны быть утеряны или стерты. Ознакомление и изучение национальной культуры будущими учителями начальных классов имеет особое значение в повышении общего уровня художественно-эстетического образования учащихся школ Республики Дагестан.

Ключевые слова: эстетическое воспитание, культура, искусство, культура и искусство родного края, национальная культур, орнамент.

В современных условиях модернизации системы образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом процессе важнейшее значение отводится, прежде всего, изобразительному искусству, охватывающему целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности. Особую актуальность приобретает проблема повышения эффективности художественно-эстетической подготовки будущих учителей начальных классов в процессе обучения изобразительной деятельности с использованием народного орнаментального искусства.

Орнамент, являясь самой древней и наиболее распространенной формой декоративно-прикладного искусства, буквально сопровождал человека на всем протяжении его исторического и культурного развития. Недаром его изучают ученые исследователи разных профилей - искусствоведы, этнографы, археологи, педагоги, психологи и даже математики.

Плодотворна и широка область использования орнамента в художественной культуре и эстетическом образовании будущих учителей начальных классов, привлекая к себе поистине удивительной художественной силой и

* Доцент кафедры Педагогики и психологии начального образования, кандидат педагогических наук.

Региональные образовательные традиции в современной школе

255

эстетической убедительностью. Орнамент один из наиболее богатых и выразительных средств декоративности, хотя в то же время он наполнен разнообразным и глубоким смыслом и содержанием, зиждущимся на многовековом опыте народа.

Интересный и богатый материал по теории, практике и истории орнамента пытливый педагог может почерпнуть в работах таких исследователей, как антрополога, этнографа и знатока первобытного искусства Э.Б. Тэйлора, крупнейшего археолога, академика Б.А. Рыбакова, этнографа Ю.В. Бромлей, археолога Р.Л. Розенфельдта и многих др. Основополагающие принципы методологии исследования особенностей региональной и конкретно национальной культуры, а, следовательно, соответственно, и орнамента в увлекательной, популярной форме, но на строго научной основе изложены известнейшим путешественником, этнографом и историком Т. Хейердалом.

Большую роль в изучении декоративно-прикладного искусства Дагестана сыграл искусствовед П.М. Дибиров. Его труды «Резьба по камню в Дагестане» (1966), «Архитектурная резьба Дагестана» (1966), «Резьба по дереву в Дагестане» (1982) вводят в научный оборот обширный фактический материал и прослеживают историю развития камнерезного искусства с древности до середины ХХ века, глиняных рельефов XIX-XX вв., а также художественной резьбы по дереву от средневековья до середины ХХ в. [4; 5, с. 208, 234].

В работах этнографов и искусствоведов Д.С. Габиева, Д.А. Чикова,

Э.Н. Ташлицкой, П.Р. Гамзатовой, Г.Н. Казилова, А.Д. Магомедова и др. рассматриваются вопросы происхождения различных видов народного искусства Дагестана XIX-XX вв. Отдельные аспекты художественных промыслов этого же периода в историко -этнографическом плане исследуются С.Ш. Гаджиевой, Х.О. Хашаевым, М.О. Османовым, М.М. Ихиловым, А.И. Исламмагомедовым, С.С. Агашириновой, М.А. Агларовым, А.Г. Булатовой и др. Особое значение в изучении рассматриваемой проблемы имеют труды дагестанских ученых: Р.М. Магомедова, А.Г. Булатовой, С.Ш. Гаджиевой, С.С. Агашириновой, М.М. Ихилова, Б.М. Багандова, А.М. Магомедова, Ш.А. Мирзоева, известных краеведов республики М.М. Эльдарова, Б.И. Гаджиева и др. [6, с. 6].

О древности дагестанской культуры и декоративно-прикладного искусства, в том числе и орнаментального, свидетельствуют добытые в ходе археологических раскопок вещественные материалы и, прежде всего, предметы из бронзы. Бронзолитейное искусство Дагестана прошло в своем развитии несколько этапов.

В эпоху бронзы (3-2 тыс. до н.э.) в результате совершенствования хозяйственной деятельности усиленно развиваются металлургия и металлообработка. Изучение найденных бронзовых изделий, височных подвесок, браслетов, кинжалов, мечей, топоров, ритуальных и других предметов в богатых захоронениях дагестанских племен свидетельствует, что ремесло и

256

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

искусство в то время еще были тесно связаны между собой, а функции народного искусства характеризовались многоплановостью.

Художественное бронзовое литье получило дальнейшее развитие в эпоху раннего железа. Именно в этот период дагестанские племена добились наибольших успехов в обработке бронзы, значительным было влияние соседних культур. В частности, это относится к так называемой кабанской культуре, которая сложилась на Центральном Кавказе в конце 2 тыс. до н.э. и в 1 тыс. н.э. Достигнув больших высот в бронзолитейном искусстве, племена кабанской культуры оказали заметное влияние на культуру всего Северного Кавказа и декоративно-прикладное искусство Дагестана [1, с. 190].

Наряду с балхарской керамикой популярностью в Дагестане пользовалась, и пользуется сулевкентская керамика - красноглиняные сосуды, покрытые прозрачной поливой, строгие по форме и простые в декоративном оформлении [2, с. 30, 49].

Необычной формой керамических сосудов и очень скромным декором отличается джулинская керамика [2, с. 60].

Один из самых интересных видов керамических изделий - испикская керамика, которая предстаёт, прежде всего, яркими, нарядными испикскими блюдами. Разные по диаметру, но одинаковые по своей конфигурации - неглубокий поддон с широким бордюром, они украшены растительным, геометрическим или зооморфным орнаментами [2, с. 24].

Широко распространены и до сих пор пользуются спросом изделия дагестанских гончаров, а также медно-чеканные изделия аварских и лакских мастеров. Пожалуй, трудно найти в Дагестане такое селение, где бы жители не занимались изготовлением тех или иных художественных изделий бытового назначения. Особый вид декоративно-прикладного искусства Дагестана - аварский серебряный орнамент. Главная характерная черта этого вида орнаментального искусства - чернь, которая, будучи одним из основных декоративных приемов украшения серебряных изделий, в основном служит фоном, по которому рассыпан серебряный узор. Причем в отличие от куба-чинской манеры он размещается по полю крупно, свободно [6, с. 120].

Широкую мировую известность приобрела художественная обработка металла - чеканка, гравировка, насечка др. Изделия кубачинцев, а также мастеров аулов Кумух, Гоцатль характеризуют удивительная пластичность и эргономичность формы, изысканный орнаментальный декор. В Кубачах исстари было развито оружейное дело - для горца оружие имело не только функциональное значение, но и являлось предметом гордости, определяющим знаком социального статуса, поэтому весьма значительную роль играла его художественная отделка, что, естественно, стимулировало развитие соответствующих ремесел. Кроме того, здесь получило широкое распространение ювелирное искусство - изготовление разного рода женских ук-

Региональные образовательные традиции в современной школе

257

рашений - браслетов, ожерелий, колец и др. По причинам дороговизны и относительной компактности эти изделия расходились и расходятся далеко за пределами региона их изготовления [6, с. 112].

Настоящие произведения искусства - костюмы и украшения дагестанских женщин. Так, в создававшемся веками костюме ругуджинки поражают обилие и многообразие серебряных украшений. При этом каждое из них является органической частью костюма. Все украшения имели свои особенности стиля исполнения, технологических приемов и были созданы в разное время. Оригинальными являются головные украшения, так же как и манера подвязывания платка и фасоны чохто (головных покрывал). Причем сами чохто нередко украшаются золотым шитьем. Особенности горского одеяния, предопределены природно-климатическими условиями проживания, особенностями хозяйственно-бытового уклада, а также поверьями в магическую символику оберегового значения [6, с. 51].

Особого внимания заслуживает необычный унцукульский промысел. Его мастера постепенно перешли от художественной обработки металла и в основном оружия к работе с деревом. Попытки декоративного сочетания дерева с металлом при изготовлении трубок и тростей со временем воплотились в уникальное, самобытное искусство насечки металлом по дереву. Унцукульское искусство имеет древний орнамент, который насчитывает около тридцати видов. Все они представляют собой геометрические рисунки, выполненные дорожкой из пластинок, заключенных с двух сторон проволочной нитью. По ряду своих черт унцукульский орнамент восходит к геометрическим узорам резного дерева (прямые, волнистые, зигзагообразные линии, черточки, ромбики, кружочки). Многие элементы унцукульского орнамента имеют названия, в которых порою трудно угадать их первоначальный смысл, так как они сильно схематизированы и видоизменены, например: «дом», «улица», «птичьи следы», «мышиный хвост» и др. [6, с. 105].

Особое место среди древнейших искусств Дагестана занимает резьба по дереву и камню, которая является непременным элементом местной архитектуры. Но если в резных украшениях экстерьера и интерьера строений Южного Дагестана, где главным строительным материалом было дерево, заметно влияние восточных мотивов, то резьба, как по камню, так и по дереву в северном Дагестане является совершенно оригинальной. Для этого региона характерно большое количество каменных вставок в стенной кладке с разнообразными изобразительными символами, солярными знаками, пиктографией [4; 5, с. 77, 23].

Известен Дагестан и древним искусством ковроделия, которое можно считать самым распространенным видом народного искусства. Развитию его способствовали обилие сырья - шерсти и натуральных красителей, а также большое количество свободных рабочих рук из-за неполной занято-

258

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

сти женщин в хозяйственной деятельности. Возникло ковроткачество как домашнее производство: коврами утепляли холодные стены и земляной пол в доме; ковровые хурджины, чувалы, накидки на седла, подушки были обязательными предметами в повседневном обиходе горцев [3, с. 32].

Национальная культура и декоративно-прикладное искусство Дагестана донесли до наших дней вековые традиции народов, которые не должны быть утеряны и стерты урбанизированной массовой культурой. Ознакомление и изучение национальной культуры будущими учителями начальных классов имеет особое значение в повышении общего уровня художественно-эстетического образования учащихся школ Республики Дагестан.

Поэтому естественно, что это практически неисчерпаемое богатство необходимо творчески и плодотворно использовать в художественно-эстетическом образовании в ВУЗе в частности на факультете начальных классов.

Для совершенствования учебного процесса на уроках изобразительного искусства необходимо использовать потенциальные возможности декоративно - прикладного искусства, важно передать будущим учителям начальных классов суть народного орнаментального искусства, ознакомить их как с современными, так и с традиционными методами обучения и путями передачи знаний, умений и навыков.

Список литературы:

1. Гаджиев М.Г. Раннеземледельческая культура Северо-Восточного Кавказа. - М.: Наука, 1991. - 264 с.: илл.

2. Гаджимурадов С.М. Основы художественной керамики: Учебное пособие для учителя. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1987. -118 с.

3. Гаджимурадов С.М. Основы ковроделия. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1989.

4. Дебиров П.М. Резьба по камню в Дагестане. - М.: Наука, 1966. -208 с.: ил.

5. Дебиров П.М. Резьба по дереву в Дагестане. - М.: Наука, 1982. -234 с.: ил.

6. Кандаева Н.А. Эстетическое воспитание школьников средствами краеведения (на материале республики Дагестан): дисс. ... канд. педагог, наук. -Махачкала 2006. - 194 с.

7. Кандаева Н.А., Бачиева Э.Ю. Эстетическое воспитание младших школьников в процессе приобщения к культуре и искусству родного края // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - Махачкала: ДГПУ, 2012. -№ 2. - С. 33-37.

8. Кандаева Н.А. Дидактические условия приобщения младших школьников к памятникам истории и культуры родного края // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки. - Махачкала: ДГПУ 2013. - № 2 - С. 62-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.