ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА
ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ПРЫГУНОВ В ДЛИНУ
Ф. ЗАРИПОВА, Навоийский государственный педагогический институт, г. Навои; Ж.Ш. ЖАММАТОВ, Ургенчский государственный университет, г. Ургенч, Республика Узбекистан
Аннотация
В работе рассматриваются способы применения специальных прыжковых упражнений для развития скоростно-силовых качеств детей. Автор использовал в своей работе универсальный динамографический стенд. Полученные данные позволили определить параметры развития скоростно-силовых качеств
у младших школьников.
Ключевые слова: физическая подготовленность, младший школьный возраст, юные спортсмены, прыжковые упражнения, физические качества, универсальный динамографический стенд (УДС).
Abstract
Ways of the using special прыжковых exercises are considered In work for development speed-power quality детей. The author used in its work universal dinamographic stand. The get data has allowed to define the parameters of the development speed-power quality beside younger schoolboy.
Key words: the physical preparedness, younger school age, young athletes, jump of the exercise, physical quality, universal dinamografic stand (UDS).
Введение
Важной проблемой процесса подготовки детей младшего школьного возраста является развитие физических качеств, способствующих повышению уровня физической подготовленности. В настоящее время вопрос совершенствования методики физического воспитания является весьма актуальным.
Известно, что в сенситивные возрастные периоды создаются благоприятные условия для формирования двигательных умений и навыков, повышения уровня развития физических качеств. В связи с этим представляется актуальным научный поиск и разработка новых программ и методик, направленных на интенсивное развитие физических качеств и повышение уровня физической подготовленности.
Систематические занятия физической культурой способствуют оптимальному соотношению между умственной и физической нагрузками, укреплению здоровья школьников, повышению их двигательной активности, уровню физической подготовленности, подготовке к успешной сдаче контрольных нормативов, а также повышению эффективности результатов участия в спортивных соревнованиях. Формирование основных
двигательных качеств и навыков в процессе физического воспитания может быть более успешным при условии обоснованного применения средств и методов физической культуры, а также интенсификации физических нагрузок, требующих напряженной деятельности всех физиологических систем [1, 3, 5].
В процессе обучения в общеобразовательной школе на уроках физической культуры школьникам приходится выполнять по программе такие контрольные нормативы и упражнения, как: прыжки в длину с места и с разбега, прыжки в высоту, лазанье по канату, метание теннисного мяча в цель и на дальность, бег на 30, 60, 100 м и т.п., преодоление полосы препятствий и многие другие, для выполнения которых необходим оптимальный уровень развития физических качеств. Немалую роль играет скоростно-силовая подготовка, т.к. в течение учебного года школьники выполняют упражнения скоростносилового характера [2, 3, 4]. Так, например, в первой и четвертой четвертях легкоатлетические упражнения требуют хорошей скоростно-силовой подготовленности, во 2-й и 3-й - упражнения скоростно-силового характера встречаются в гимнастических и акробатических упражнениях, а также при проведении подвижных и спортивных игр.
а
Цель работы - изучить влияние специальных прыжковых упражнений на развитие скоростно-силовых способностей школьников. В ходе нашего эксперимента были поставлены следующие задачи:
1) определить динамику скоростно-силовых показателей у школьников;
2) изучить влияние специального комплекса упражнений на уровень скоростно-силовой подготовленности занимающихся.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование. С целью определения параметров градиентов силы мы использовали универсальный динамогра-фический стенд (УДС).
Результаты исследования
В результате проведенного анализа было выявлено, что в начале педагогического эксперимента у мальчиков из опытных групп не наблюдаются достоверные статистические различия между изучаемыми параметрами (Р > 0,05), хотя мы наблюдаем в двух показателях и G) высокие показатели средних величин у детей контрольной группы. Получены данные среди мальчиков экспериментальной группы: Р0 - 44,5±4,5; Fmax - 26,6±4,2; J - 170,6±48,9; Ц - 227±84,05; G - 139,5±41,4; у мальчиков в контрольной группе: Р0 - 44,2±4,9; Fmax - 27,2±4,91; J - 188,2±59,1; Ц - 224,2±82,2; G - 165±51,5, что свидетельствует о том, что в начале педагогического эксперимента мальчики в опытные группы были подобраны с одинаковым уровнем физической подготовленности. Сравнивая полученные результаты в начале педагогического эксперимента среди девочек опытных групп, мы наблюдаем что показатели в экспериментальной группе Р0 - 42,3±3,46; Fmax - 25,9±3,85; J - 162,9±39,82; Ц - 222,6±54,53; G - 132,5±30,92 не имеют достоверно статистических различий (Р > 0,05) с данными, полученными в контрольной группе: Р0 - 43,3±3,3; Fmax - 27,1±2,47; J - 187,2±51,1; Ц - 245,6±70,5; G - 155,2±50,2.
Сравнительный статистический анализ по изучаемым параметрам в экспериментальных группах выявил следующие значения. Так, у мальчиков экспериментальной группы за период эксперимента обнаружен значительный рост изучаемых показателей: Р0 - 44,5±4,5; 48,5±4,5; Fmax - 26,6±4,2; 28,7±4,24; J - 170,6±48,9; 217±56,2; Ц - 227±84,05; 286,1±84,1; G - 139,5±41,4; 179,6±51,6. Достоверные различия наблюдаются в показателях Ро, J и G при уровне значимости Р < 0,05.
По окончании педагогического эксперимента нами был проведен сравнительный анализ параметров скоростно-силовой подготовленности опытных групп. Мы выявили, что в результате проведенного педагогического эксперимента среди мальчиков опытных групп определены следующие достоверно статистические различия: Р0 - 48,5±4,5; 44,7±4,55 (при уровне значимости Р < 0,05); Ц - 286,1±84,1; 243,8±44,7 (при уровне значимости Р < 0,05). В таких параметрах, как: Fmax - 28,7±4,24; 28±5,01 (при уровне значимости
Р > 0,05); J - 217±56,2; 202,2±36 (при уровне значимости Р > 0,05); G - 179,6±51,6; 174,4±36 (при уровне значимости Р > 0,05) достоверно статистических различий не обнаружено.
Таким образом, в трех показателях из пяти, что составляет 60%, наблюдаются изменения. Среди девочек экспериментальной группы по окончании педагогического эксперимента наблюдаются следующие изменения: Р0 - 42,3±3,46; 48±3,36; Fmax - 25,9±3,85; 28,2±4,14; J - 162,9±39,82; 206,1±49,4; Ц - 222,6±54,53; 305±72,05; G - 132,5±30,92; 161±36,1.
Такие же сравнения в конце педагогического эксперимента мы провели среди девочек опытных групп (между экспериментальной и контрольной группами) и выявили следующие изменения: Р0 - 48±3,36; 44±3,46 (при уровне значимости Р < 0,01); J - 206,1±49,4; 185,8±37 (при уровне значимости Р < 0,05); Ц - 305±72,05; 239,4±59,9 (при уровне значимости Р < 0,01); G - 132,5±30,92; 161±36,1 (при уровне значимости Р < 0,05). Только в таком параметре, как Fmax - 28,2±4,14; 28±2,47, достоверно статистических различий не обнаружено (при уровне значимости Р < 0,05).
По всем параметрам произошли некоторые изменения, а достоверно статистические различия наблюдали в четырех из 5 показателей, что составило 80%, при том показатели Р0 и Ц имели высокие достоверно статистические различия при уровне значимости Р < 0,01, а в показателях J и G наблюдаются достоверно статистические различия при уровне значимости Р < 0,05.
Для того чтобы проверить эффективность разработанной методики, обычно педагогический эксперимент организовывают так, чтобы можно было бы сравнить результаты экспериментальных групп с полученными данными в контрольных группах. В данном педагогическом эксперименте мы одновременно наблюдали за детьми из экспериментальной и контрольной групп. В контрольной группе в период педагогического эксперимента учебные занятия проводились согласно утвержденному годовому плану. Сравнительный статистический анализ по изучаемым параметрам у мальчиков контрольной группы выявил следующие значения: Р0 - 44,2±4,9; 44,7±4,55; Fmax - 27,2±4,91; 28±5,01; J - 188,2±59,1; 202,2±36; Ц - 224,2±82,2; 243,8±44,7; G - 165±51,5; 174,4±36, несмотря на то, что произошло улучшение результатов, однако по всем параметрам достоверно статистических различий не обнаружено (Р > 0,05).
Сравнивая полученные результаты девочек контрольной группы по окончании педагогического эксперимента, наблюдаются следующие изменения: Р0 - 43,3±3,3; 44±3,46; Fmax - 27,1±2,47; 28±2,47 при уровне значимости Р > 0,05, а по таким параметрам, как: J - 187,2±51,1; 185,8±37; Ц - 245,6±70,5; 239,4±59,9; G - 155,2±50,2; 153±29,2, наблюдается снижение результатов.
Наши педагогические наблюдения, проведенные в контрольной группе, доказали, что отдельные показатели, характеризующие скоростно-силовые возможности детей, улучшились, однако достоверно статистических различий мы не наблюдали, как у девочек, так и у мальчиков (Р > 0,05).
Таким образом, проведенный статистический анализ полученного в педагогическом эксперименте материала свидетельствует о преимуществе разработанной нами методики развития скоростно-силовых качеств с применением специально подобранных упражнений - прыжков в глубину. Нами выявлено, что разработанная методика развития взрывной силы, способствующая воспитанию скоростно-силовых качеств, у детей экспериментальной группы определила значительное преимущество перед традиционной системой проведения учебных занятий по физической культуре. Результаты исследований показали, что основную учебную программу необходимо дополнить специальными физическими упражнениями, например, прыжками в глубину, которые способствуют повышению эффективности процесса физического воспитания и являются наиболее эффективным средством повышения уровня скоростно-силовой подготовленности школьников.
Выводы
1. Проведенное исследование позволило определить динамику скоростно-силовых показателей у школьников
младших классов. Таким образом, за период эксперимента обнаружен значительный рост изучаемых показателей. Достоверно статистические различия наблюдаются у мальчиков в показателях Ро, J и G при уровне значимости Р < 0,05, что составляет 60%. У девочек мы обнаружили изменения в показателях Р0 и Ц при уровне значимости Р < 0,01, а в показателях J и G - при уровне значимости Р < 0,05, что составило 80%.
2. Результаты исследований показали, что сочетание основной учебной программы с дополнительным применением физических упражнений - прыжков в глубину - способствует повышению эффективности процесса физического воспитания и является действенным средством повышения уровня скоростно-силовой подготовленности детей младшего школьного возраста.
3. За период эксперимента в контрольной группе обнаружен незначительный рост изучаемых показателей. Не наблюдаются достоверно статистические различия в показателях Р0, Fmax, J, Ц и G, как у мальчиков, так и у девочек.
Литература
1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ФиС, 1977. - 215 с.
2. Годик М.А. Спортивная метрология: учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 1988. - 192 с.
3. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. -М.: ФиС, 1977. - 280 с.
4. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 583 с.
References
1. Verkhoshansky Y.V. Bases of special athletic preparation. - 2nd ed., revised. - M.: FiS, 1977. - 215 p.
2. Godik M.A. Sports metrology: manual for sports institutes. - M.: FiS, 1988. - 192 p.
3. Matveev L.P. Bases of sports training. - M.: FiS, 1977. - 280 p.
4. Platonov V.N. General theory of athlete preparation in olympic sports. - Kiev: Olimpijskaya literatura, 1997. - 583 p.