Philology
УДК 8
РС! 10.21661/Г-541402 Ю.Н. Пучнина
Повышение уровня читательского интереса у старшеклассников посредством современных технологий
Аннотация
Статья посвящена изучению проблемы снижения читательского интереса у современной молодёжи. Автором была предложен один из вариантов решения указанной проблемы: повышение читательского интереса к современным и классическим произведениям у старшеклассников посредством применения современных технологий. При осуществлении исследования применялись теоретические методы (изучение научной, публицистической и художественной литературы, анализ и синтез полученной информации) и эмпирические (опрос с целью выявления читательской активности обучающихся, сравнение и анализ полученных данных, систематизация и статистическая обработка материалов исследования). Автором работы были изучены современные информационно-коммуникационные ресурсы, из которых были отобраны наиболее оптимальные для исследования: онлайн-опрос, постер, буктрейлер и веб-форум. Результаты работы показали положительную динамику читательского интереса у обучающихся 10 класса, что подтверждает гипотезу исследования: если привлекать
I
Ключевые слова: современные технологии, читательский интерес, аннотация, веб-форум, буктрейлер, современные и классические произведения русской и зарубежной литературы, постер, онлайн-опрос.
I.N. Puchnina
Increasing the Level of Reader Interest Among High School Students by Means of New Technologies
Abstract
In this article, the problem of declining reader interest among high school students is considered. A way of solving this problem is proposed: increasing high school students' interest in reading by using modern technologies. The research methods used in this paper include theoretical (analysis of scientific, non-fiction and fiction literature, followed by analysis and synthesis of obtained data), as well as empirical (a survey in order to determine the reading activity of students, comparison and analysis of obtained data, systematization and statistical processing of research materials) methods. The author has examined several modern information and communication resources, of which those most suitable for the purpose of this study have been selected: an online survey, a poster, a book trailer and an Internet forum. The results of this study demonstrated a positive dynamic in 10th grade students' reader interest, thus confirming the hypothesis.
I
Keywords: modern technologies, book trailer, poster, annotation, reader interest, Internet forum, modern and classical Russian and Foreign literature, online survey.
Книга - один из ключевых факторов воспитания и развития любого человека. Книги помогают нам узнать что-то новое, они открывают нам не только внешний, но и наш внутренний мир, который у каждого индивидуален.
Ни для кого не секрет, что очень трудно заставить современного подростка прочесть книгу, какой бы интересной она ни была. Однако самопознание и саморазвитие человека приходит не только с жизненным опытом, но и через читательский опыт.
Потребность ребёнка читать произведения художественной литературы в современном образовании имеет и узкопрактическое значение - с введением несколько лет назад новой формы экзамена по литературе в 11 классе - итогового сочинения. Анализ результатов экзамена показывает, что сложнее всего старшеклассникам приводить два аргумента из художественной литературы. И это объясняется прежде всего их нежеланием читать книги.
Филология
Таблица 1
Уважаемый респондент! Просим Вас отметить любым знаком ответ на вопрос: Читали ли Вы указанные в списке произведения?
№ Название произведения Да, читал Читал в кратком изложении Слышал пересказ от другого человека Не читал
1 А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
2 А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
3 М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
4 А.С. Грибоедов «Горе от ума»
5 Н.В. Гоголь «Ревизор»
6 Н.В. Гоголь «Мертвые души»
7 А.Н. Островский «Гроза»
8 И.А. Гончаров «Обломов»
9 И.С. Тургенев «Отцы и дети»
10 Н.С. Лесков «Очарованный странник»
11 Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
12 Л.Н. Толстой «Война и мир»
В результате опроса мы получили следующие данные:
Таблица 2
Класс Да, читал (%)
Программа 8 класса Программа 9 класса Программа 10 класса
10А 55 39 18
10Б 45 31 15
Но как дать ребёнку понять, что чтение так же важно, как и питание для организма, что книга - это то, что обогащает наши разум и чувства, что навсегда становится частью нашей души и основой мировоззрения? Современные проблемы требуют новых решений, а значит, повысить уровень читательского интереса можно путём применения современных технологий.
С целью изучения возможностей современных технологий как средства повышения читательского интереса к современным и классическим произведениям у современной молодёжи мы провели исследование, участниками которого стали обучающиеся 10-х классов нашей школы.
С целью изучения уровня читательской потребности обучающихся 10А и 10Б классов МБОУ «СШ №40» нами был проведён опрос №1, предметом которого стал интерес респондентов к русским классическим произведениям, изучаемым на уроках литературы с 8 по 10 класс. Выяснилось, что интерес к чтению художественной литературы у обучающихся с 8 по 10 класс заметно снижается.
С целью изучения читательских предпочтений современной молодёжи нами был проведён онлайн-опрос №2 в социальной сети «ВКонтакте».
Опрос «Мы любим читать! Ты с нами?»
1. Любите ли Вы читать книги?
- да, и делаю это регулярно;
- люблю читать, но не нахожу ничего интересного;
- люблю читать, но на это не хватает времени;
- приходится читать по разным причинам;
- не читаю, но планирую начать;
- не читаю, так как это пустая трата времени.
2. С чего началось Ваше увлечение чтением?
- всегда любил(а) читать;
- с одной интересной книги, благодаря которой по-любил(а) читать;
- пока не любитель читать, но у меня всё впереди;
- не люблю читать.
3. Укажите Ваши читательские предпочтения.
- детективы;
- фантастика и приключения;
- книги о любовных переживаниях;
- классическая литература;
- исторические книги;
- читаю всё подряд;
- у меня нет предпочтений.
4. Есть ли у Вас любимая книга?
- есть, и рекомендую её прочитать;
- есть любимая книга;
- пока нет любимой книги;
- затрудняюсь ответить.
Будем признательны, если Вы напишете в комментариях о своей любимой книге!
В результате опроса мы получили данные, представленные в таблице 3.
Выяснилось, что чтение не является постоянной потребностью большинства опрашиваемых. Среди любимых жанров - фантастика и приключения, детективы и книги о любви, что было учтено нами при составлении списка литературы для основной задачи исследования. Важным нам представляется тот факт, что у почти половины респондентов увлечение чтением началось с книги, которая их заинтересовала, поэтому нам было важно, чтобы такая книга мгла бы появиться и в нашем списке литературы.
Для составления списка для чтения и исследования динамики читательского интереса старшеклассников мы обратились к ресурсам сайта «Живая библиотека»
76
Интерактивная наука | 6 (52) • 2020
Philology
Таблица 3
Любите ли вы читать? Да, и делаю это регулярно 25%
С чего началось Ваше увлечение чтением? С одной интересной книги, благодаря которой полюбил(а) читать 40%
Укажите Ваши читательские предпочтения Детективы Фантастика и приключения Книги о любовных переживаниях 25% 50% 35%
Есть ли у Вас любимая книга? Затрудняюсь ответить 40%
(https://www.livelib.ru/). При составлении списка мы использовали в том числе и рекомендации в комментариях к опросу №2. В результате у нас получился список, состоящий из 10 книг: Д. Грин «Виноваты звёзды», Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков», Р. Гэлбрейт «Зов кукушки», Ф.С. Фицджеральд «Великий Гэтсби», Б. Пэ-рис «За закрытой дверью», Р. Липпинкотт «В метре друг от друга», А. Полярный «Мятная сказка», М. Митчелл «Унесённые ветром», а также из русской классики -А.П. Чехов «Палата №6» и Ф.М. Достоевский «Идиот».
После изучения и отбора информационно-коммуникационных ресурсов нами были созданы аннотации и постеры к каждой из книг, подобраны буктрейлеры к данным произведениям (были предложены только обучающимся 10А класса). Также нами был проведен веб-форум среди 10-х классов по обсуждению прочитанных книг.
С целью изучения динамики читательской интереса обучающихся 10А и 10Б классов МБОУ нами был проведён опрос №3, выявляющий количество респондентов, прочитавших произведения из предложенного нами списка.
В результате опроса мы получили данные, представленные в таблице 4.
Результаты опроса показывают, что в 10А классе, в котором были использованы информационно-комму-
Таблица 4
Класс Интерес ДО (классическая литература), % Интерес ПОСЛЕ (классическая литература), % Общий показатель интереса ПОСЛЕ, %
10А 18 20 28,5
10Б 15 12 18,6
никационные ресурсы, читательский интерес вырос в целом на 10,5%, а к классической русской литературе - на 2%. В 10Б классе, в котором ИК ресурсы использованы не были, читательский интерес в целом возрос на 3,6%, что объясняется удачным подбором списка современной литературы. Читательский интерес к классической русской литературе в 10Б классе упал на 3%, что можно объяснить отсутствием интереса к чтению классики, особенно если речь идёт о произведениях сверх школьной программы.
Таким образом, результаты проведённой работы подтверждают гипотезу исследования: если привлекать старшеклассников к чтению литературы, используя современные технологии, в частности, онлайн-опросы, постеры, буктрейлеры, веб-форумы и др., то это приводит к повышению уровня читательского интереса у современной молодёжи.
Литература
1. Акимова А.Г. Читательская культура молодежи: мифы и реальность / А.Г. Акимова [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://znakka4estva.ru/dokumenty/sociologiya-obschestvoznanie/chitatelskaya-kultura-molodezhi-mify-i-realnost/
2. Бутенко И.А. Подростки: Чтение и использование компьютера / И.А. Бутенко // Социология культуры. - 2001 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/786/725/1217/015Butenko.pdf
3. Пракина В.И. Буктрейлер как инновационная форма активизации чтения / В.И. Пракина, Г.М. Агеева // 0гарёв-0nline. - 2016 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/buktreyler-kak-innovatsionnaya-forma-aktivizatsii-chteniya-opyt-finno-ugorskogo-mira/viewer
References
1. Akimova, A. G. Chitatel'skaia kul'tura molodezhi: mify i real'nost'. Retrieved from http://znakka4estva.ru/ dokumenty/sotiologiya-obschestvoznanie/cWtatelskaya-kultura-molodezhi-mify-i-realnost/
2. Butenko, I. A. (2001). Podrostki: Chtenie i ispol'zovanie komp'iutera. Sotsiologiia kul'tury. Retrieved from http:// ecsocman.hse.ru/data/786/725/1217/015Butenko.pdf
3. Prakina, V I., & Ageeva, G. M. (2016). Buktreiler kak innovatsionnaia forma aktivizatsii chteniia. Ogariov-Online. Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/n7buktreyler-kak-innovatsionnaya-forma-aktivizatsii-chteniya-opyt-finno-ugorskogo-mira/viewer