Научная статья на тему 'Повышение уровня адаптации машиностроительных предприятий к изменяющимся экономическим условиям при помощи инструментов концепции всеобщего управления качеством'

Повышение уровня адаптации машиностроительных предприятий к изменяющимся экономическим условиям при помощи инструментов концепции всеобщего управления качеством Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
520
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ТОВАРОВ / АДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВОСПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ / ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОМПРОМИССЫ / СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / MACHINE-BUILDING ENTERPRISES / PRODUCTION DIVERSIFICATION / DIFFERENTIATION OF GOODS / ADAPTIVE BEHAVIOR / REPRODUCTION OF GOODS / PROCESS APPROACH / ECONOMIC COMPROMISES / SECURITY SYSTEM OF THE ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстяков Роман Рашидович, Шух Николай Сергеевич

Внутри машиностроительной отрасли все больше усиливаются конкурентные отношения, укрепляются позиции импортных товаров. Серьезная нехватка инвестиционных ресурсов препятствует повышению уровня конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса, которое могло бы быть достигнуто посредством дифференциации товаров. Для того, чтобы в возникшей ситуации не оказаться вынужденными уйти с рынка, машиностроительные предприятия должны увеличить уровень собственной адаптации к внешним условиям. Можно сформулировать следующую зависимость экономической устойчивости машиностроительного предприятия к воздействиям внешней среды: чем больше точек соприкосновения у предприятия с внешней средой, тем оно менее устойчиво, то есть обладает более низкой жизнеспособностью. Степень радикальности изменений внутри предприятия находится в прямой зависимости от степени изменений, происходящих во внешней среде. Руководство предприятия должно сформировать стратегию своего рыночного поведения в новых и имеющих тенденцию к дальнейшему изменению экономических условиях. Можно выделить две формы адаптивного поведения предприятий машиностроительного комплекса: пассивную и активную. Изначально все машиностроительные предприятия имеют различный потенциал для адаптации своей деятельности к концепции всеобщего управления качеством. Экономическую эффективность адаптивного поведения предприятий машиностроения можно рассматривать в краткосрочном и долгосрочном периодах. Только через формирование и реализацию механизма адаптивного поведения машиностроительных предприятий возможно постепенное увеличение уровня их конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASE OF LEVEL OF ADAPTATION OF THE MACHINE-BUILDING ENTERPRISES TO THE CHANGING ECONOMIC CONDITIONS BY MEANS OF TOOLS OF THE CONCEPT OF GENERAL QUALITY MANAGEMENT

In machine-building branch the competitive relations amplify more and more, positions of import goods become stronger. Serious shortage of investment resources prevents to increase of level of competitiveness of the enterprises of a machine-building complex which could be by means of differentiation of goods. In order in the arisen situation not to leave from the market, machine-building enterprises have to increase the level of own adaptation to external conditions. It is possible to formulate the following dependence of economic resistance of machine-building enterprise to influences of environment: the more enterprise has in common with environment, the less it is steady, that is possesses lower viability. Degree of radicalism of changes in the enterprise is in direct dependence on extent of the changes happening in environment. The management of the enterprise has to create strategy of the market behavior in the new and tending to further change economic conditions. It is possible to allocate two forms of adaptive behavior of the enterprises of a machine-building complex: passive and active. Initially all machine-building enterprises have various potential for adaptation of the activity to the concept of general quality management. Economic efficiency of adaptive behavior of the enterprises of mechanical engineering can be in the short-term and long-term periods. Only through formation and realization of the mechanism of adaptive behavior of machine-building enterprises perhaps gradually increase in level of their competitiveness.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня адаптации машиностроительных предприятий к изменяющимся экономическим условиям при помощи инструментов концепции всеобщего управления качеством»

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ К ИЗМЕНЯЮЩИМСЯ ЭКОНОМИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ ПРИ ПОМОЩИ ИНСТРУМЕНТОВ КОНЦЕПЦИИ ВСЕОБЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

ТОЛСТЯКОВ РОМАН РАШИДОВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: tolstyakoff@mail.ru

ШУХ НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ Саратовский социально-экономический институт (филиал)

ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», г. Саратов, Российская Федерация, e-mail: kolja91@inbox.ru

Внутри машиностроительной отрасли все больше усиливаются конкурентные отношения, укрепляются позиции импортных товаров. Серьезная нехватка инвестиционных ресурсов препятствует повышению уровня конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса, которое могло бы быть достигнуто посредством дифференциации товаров. Для того, чтобы в возникшей ситуации не оказаться вынужденными уйти с рынка, машиностроительные предприятия должны увеличить уровень собственной адаптации к внешним условиям. Можно сформулировать следующую зависимость экономической устойчивости машиностроительного предприятия к воздействиям внешней среды: чем больше точек соприкосновения у предприятия с внешней средой, тем оно менее устойчиво, то есть обладает более низкой жизнеспособностью. Степень радикальности изменений внутри предприятия находится в прямой зависимости от степени изменений, происходящих во внешней среде. Руководство предприятия должно сформировать стратегию своего рыночного поведения в новых и имеющих тенденцию к дальнейшему изменению экономических условиях. Можно выделить две формы адаптивного поведения предприятий машиностроительного комплекса: пассивную и активную. Изначально все машиностроительные предприятия имеют различный потенциал для адаптации своей деятельности к концепции всеобщего управления качеством. Экономическую эффективность адаптивного поведения предприятий машиностроения можно рассматривать в краткосрочном и долгосрочном периодах. Только через формирование и реализацию механизма адаптивного поведения машиностроительных предприятий возможно постепенное увеличение уровня их конкурентоспособности.

Ключевые слова: машиностроительные предприятия, диверсификация производства, дифференциация товаров, адаптивное поведение, воспроизводство товаров, процессный подход, экономические компромиссы, система безопасности предприятия.

Российские предприятия машиностроительного комплекса в настоящее время осуществляют свою деятельность в условиях интенсивной конкуренции. Внутри данной отрасли все больше усиливаются конкурентные отношения, укрепляются позиции импортных товаров. Экономический кризис 2008 г. привел к значительному падению объемов производства продукции машиностроения, к потере контактов с традиционными поставщиками сырья и ресурсов, обострил проблему с финансовыми ресурсами, результатом чего стала нехватка производственных мощностей, падение уровня качества продукции, снижение производительности труда.

К факторам, оказывающим отрицательное влияние на положение машиностроительных предприятий на рынке, можно также отнести жесткую специализацию, которая сложилась на отечественном рынке в последние десятилетия. По этой причине даже предприятия военно-промышленного комплекса, имеющие доступ к современным технологиям и оснащенные технологическим оборудованием, оказались не готовы должным образом к диверсификации производства. Этот факт объяснялся использованием ограниченного количества технологий, наличием исключительно специализированного, пригодного главным образом для военного производства технологического оборудования, не-

достатком специалистов широкого технического профиля, сложившимся кругом поставщиков и недостаточно гибкой производственной инфраструктурой. Переход на производство новых видов продукции требует радикального изменения бизнес-процессов и привлечения значительного инвестиционного капитала.

Серьезная нехватка инвестиционных ресурсов препятствует повышению уровня конкурентоспособности предприятий машиностроительного комплекса, которое могло бы быть достигнуто посредством дифференциации товаров. Для проведения дифференциации необходимы значительные финансовые вложения в НИОКР, в переподготовку кадров и т. д. Оказавшимся в новых экономических условиях машиностроительным предприятиям необходима государственная поддержка и время на адаптацию. В противном случае мы рискуем в значительной степени растерять научно-производственный потенциал отечественного машиностроения и в результате значительно подорвать индустриальную независимость страны.

В связи с этим осуществление теоретических разработок и определение практических рекомендаций по адаптации машиностроительных предприятий к новым экономическим условиям, в особенности к механизму использования концепции всеобщего управления качеством, жизненно необходимы в сформировавшейся на сегодняшний день экономической ситуации.

Отношения между предприятиями внутри машиностроительной отрасли в настоящее время носят ярко выраженный конкурентный характер. К сожалению, для большинства отечественных машиностроительных предприятий данная ситуация по-прежнему является сложной с точки зрения определения стратегии поведения на рынке. Перестройка устаревших организационных структур внутри предприятия, необходимая для адаптации к конкурентной среде, требует дополнительного времени. Глобализация мировой экономики, а также вступление России в ВТО еще больше усилили уровень конкурентной напряженности на российском экономическом пространстве, так как практически все хозяйственные субъекты (некоторые - того не желая), стали участниками мирового рынка. Для того, чтобы в возникшей ситуации не оказаться вынужденными уйти с рынка, машиностроительные предприятия должны увеличить уровень собственной адаптации к внешним условиям.

Машиностроительное предприятие - это открытая система, которая находится в постоянном взаимодействии с внешней средой, и очевидно, что чем больше точек контакта у этих двух систем

(предприятия и внешней среды) - тем больше их взаимозависимость. По той причине, что качество продукции предприятий машиностроительного комплекса напрямую зависит от качества получаемых со стороны сырья, материальных ресурсов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, разные предприятия ввиду различия их партнеров-поставщиков обладают различной способностью производить продукцию высокого качества и, соответственно, различной способностью адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Можно сформулировать следующую зависимость экономической устойчивости машиностроительного предприятия к воздействиям внешней среды: чем больше точек соприкосновения у предприятия с внешней средой, тем оно менее устойчиво, то есть обладает более низкой жизнеспособностью.

В свою очередь, система реакции машиностроительного предприятия на происходящие во внешней среде процессы ведет к внутренним изменениям: изменению уже существующих и разработке новых бизнес-процессов, диверсификации производства и дифференциации товаров, организации переобучения персонала, изменению организационных структур и т. д. Степень радикальности изменений внутри предприятия находится в прямой зависимости от степени изменений, происходящих во внешней среде. Руководство предприятия должно сформировать стратегию своего рыночного поведения в новых и имеющих тенденцию к дальнейшему изменению экономических условиях. Особенности стратегии адаптивного поведения машиностроительных предприятий зависят от ряда изменяющихся факторов окружающей среды:

состава поставщиков (количества и качества получаемого сырья);

- особенностей логистики: в частности, вида транспорта, используемого для доставки необходимых материальных ресурсов на предприятие и транспортировки готовой продукции на склад или конечным потребителям;

- вида выпускаемой продукции;

- состава потребителей;

- экономических отношений с предприятиями-партнерами и др.

Под адаптивным поведением машиностроительных предприятий необходимо понимать механизмы, используемые предприятием для приспособления к динамичным изменениям внешней среды посредством принятия и реализации адекватных этим изменениям управленческих решений.

Можно выделить две формы адаптивного поведения предприятий машиностроительного комплекса:

Я. Я. ТОЬ8ТУЛКОУ, N. 8. 8ИиКИ

1. Пассивная форма, когда предприятия оказывают влияние на внешнюю среду косвенным образом: посредством рекламы, организации распродаж, путем проведения гибкой ценовой политики и т. д.

2. Активная форма - ее могут использовать машиностроительные предприятия, имеющие ограниченный и четко определяемый круг потребителей. Например, машиностроительное предприятие, занимающееся поставкой полимерного оборудования шинным заводам нашей страны, имеет целевую аудиторию, состоящую всего из 10-11 потребителей, и работает лишь с 3-4 из их числа, соответственно имеет возможность в определенной степени диктовать им свои условия в рамках определения стоимости и уровня качества. Под активной формой адаптивного поведения следует понимать такое поведение машиностроительного предприятия, когда оно само имеет возможность оказывать существенное влияние на формирование окружающей среды, осуществляя безболезненное внедрение концепции всеобщего управления качеством на всех стадиях производства и управленческих уровнях. В этом случае управленческому аппарату машинострительного предприятия, согласно принципу Парето (соотношение 20 х 80), следует определить:

- 20 % от общего количества потребителей продукции, которые потребляют 80 % данного вида продукции, и заключить долгосрочные контракты с ними;

- ключевых поставщиков сырья и ресурсов (20 %), поставки которых составляют 80 % от общего объема поставок, и после их определения заключить с ними долгосрочные контракты на поставку сырья и материальных ресурсов с целью обеспечения своевременного исполнения долгосрочных контрактов на производство оборудования для ключевых покупателей.

С целью адекватного применения принципа Парето требуется провести детальный АВС-анализ по сырью, материалам, незавершенному производству, полуфабрикатам и комплектующим изделиям.

Активная форма адаптивного поведения машиностроительных предприятий является одним из способов обеспечения устойчивого финансового положения и делает реальными перспективы дальнейшего развития предприятия.

Изначально все промышленные предприятия имеют различный потенциал для адаптации своей деятельности к концепции всеобщего управления качеством. Для того, чтобы осуществить переход на данную концепцию, необходимо задействовать:

организационный механизм - обеспечение достаточного уровня гибкости производства и системы управления;

- экономический механизм - обеспеченность необходимыми видами ресурсов, включая инвестиционные;

- систему мотивации к выполнению качественной работы всеми подразделениями предприятия;

- научно-производственный потенциал;

- обеспечить необходимый уровень научной, информационной, правовой и методической оснащенности.

Если брать в качестве квалификационного принака уровень адаптации к концепции всеобщего управления качеством, то все машиностроительные предприятия могут быть условно разделены на три основные группы:

1. Предприятия с высокой способностью к адаптации.

К ним можно отнести машиностроительные предприятия, способные к быстрому перестраиванию бизнеса - процессов и имеющие возможность выходить на различные рынки с диффенцирован-ными товарами без потери уровня качества (предприятия малого бизнеса, машиностроительные предприятия, имеющие универсальное оборудование и т. д.). При этом реинжениринг (модернизация бизнес-процессов) не требует больших капитальных вложений - требуется лишь техническое перевооружение и, в случае необходимости, частичная переподготовка кадров.

2. Предприятия со средним уровнем способности к адаптации.

Функционирование таких предприятий при переходе на производство продукции новой ассортиментной линейки не требует радикального изменения основных технологий, но при этом необходимы значительные капитальные вложения и проведение реконструкции производства с переналадкой и заменой оборудования, а также переподготовка значительной части промышленно-производ-ственного персонала. В данную категорию можно отнести машиностроительные предприятия, на которых осуществляется поточное производство (автомобильные завод и другие предприятия с высокой степенью специализации).

3. Предприятия с низким уровнем способности к адаптации.

В основном это предприятия военно-промышленного комплекса, которые для производства новой продукции и осуществления выхода на новые рынки должны практически полностью поменять специализацию и основные технологии про-

изводства. Для организации производства новой продукции на предприятиях такого типа необходимы большие объемы капитальных вложений, глубокая реконструкция или расширение производства с заменой всей базы технологического оборудования, а также переобучение персонала. В результате меняются как потребители продукции, так и поставщики ресурсов. Внутри предприятия изменения касаются подавляющего большинства технологических процессов, серьезно меняется структура производственного цикла [1].

В условиях жесткой конкурентной борьбы машиностроительным предприятиям необходимо выработать иммунитет к конкуренции: иначе говоря, определить для себя такую стратегию поведения, когда каждое действие, каждое принятое решение направлено на адаптацию к воздействию внешних факторов. Одним из ключевых критериев результативности адаптивного поведения предприятий машиностроительного комплекса в рамках следования концепции всеобщего управления качеством является наличие запаса финансовой прочности предприятия.

В условиях все более возрастающей конкуренции задачей-минимум для любого машиностроительного предприятия является выживание. Решение этой задачи возможно лишь при условии успешной работы на рынке. Эффективность деятельности машиностроительных предприятий в данном случае определяется возможностью получения достаточной прибыли для обеспечения функционирования цикла расширенного воспроизводства.

Экономическую эффективность адаптивного поведения предприятий машиностроения можно рассматривать в краткосрочном и долгосрочном периодах. Если брать краткосрочный период, то экономическая эффективность будет определяться платежеспособностью и ликвидностью. Что касается долгосрочного периода, то здесь ключевым параметром будет являться прирост капитала предприятия. Развитие машиностроительных предприятий, завоевание определенного конкурентного статуса и его поддержание требует постоянного повышения эффективности производства посредством применения новых способов относительного снижения (на единицу параметра продукции) уровня затрат, при неизменном повышении качества продукции. Реализовать это можно при помощи использования новых технологий, прогрессивной техники, современных материалов.

С целью обеспечения эффективного функционирования предприятий машиностроительного комплекса требуется постоянное воспроизводство

товаров, т. е. своевременное снятие с производства старой продукции и выпуск новой, более высокого качества. Согласно концепции всеобщего управления качеством, для повышения эффективности деятельности предприятий машиностроительного комплекса и оптимизации процессов необходимо соблюдать следующие основные принципы.

1. Ориентация организации на заказчика.

Функционирование организации полностью

зависит от наличия заказов, поэтому машиностроительное предприятие должно четко понимать потребности своих заказчиков, выполнять из требования, предугадывать и стремиться превзойти их ожидания. Минимальное требование к системе качества - ее ориентация в первую очередь на требования потребителя. Создание системного подхода к ориентации на потребности клиента должно начинаться со сбора жалоб и претензий со стороны заказчиков и их подробного анализа. Это необходимая мера для предотвращения аналогичных проблем в будущем [2].

2. Ведущая роль руководства.

Топ-менеджеры машиностроительного предприятия обеспечивают единство целей и основных направлений деятельности. Также они определяют приоритетные способы реализации данных целей. Задача руководства - создание такого микроклимата, при котором работники на всех уровнях будут максимально вовлечены в процесс достижения поставленных целей и заинтересованы в результативности этого процесса. Для каждого направления деятельности необходимо обеспечить такое руководство, которое сможет гарантировать построение и функционирование всех процессов на уровне, необходимом для обеспечения максимальной производительности и максимального удовлетворения потребностей заказчиков. Установление правильных целей и своевременный анализ их выполнения со стороны руководства должны быть постоянной составляющей деятельности руководителей, а стратегические планы развития компании должны в обязательном порядке включать в себя планы по качеству.

3. Вовлечение сотрудников.

Все работники предприятия - от представителей высшего руководства до простых рабочих -должны быть вовлечены в деятельность по управлению качеством. Персонал является ключевым активом любой организации, и должны создаваться все необходимые условия для того, чтобы раскрыть и максимально эффективно использовать его потенциал. Сотрудники, которые вовлекаются в процесс реализации целей организации, должны обладать соответствующим уровнем квалифика-

Я. Я. ТОЬ8ТУЛКОУ, N. 8. 8ИиКИ

ции для того, чтобы эффективно выполнять возложенные на них обязанности.

Персонал организации должен уметь работать в команде. Это позволяет достигнуть синергетиче-ского эффекта, и достигнутый совокупный результат работы команды будет существенно превосходить сумму результатов отдельных исполнителей.

4. Процессный подход.

Для того, чтобы на выходе получить максимально возможный результат, имеющиеся ресурсы и деятельность, в которую они вовлечены, необходимо рассматривать как процесс. Процессная модель машиностроительного предприятия включает в себя множество бизнес-процессов, в которых участвуют все структурные подразделения, а также должностные лица, входящие в организационную структуру предприятия. Под бизнес-процессом подразумевается совокупность тех видов деятельности, которые при объединении их в единый комплекс создают результат, имеющий ценность для организации или ее клиентов.

На практике, как правило, применяют следующие виды бизнес-процессов:

- основной, который является базовым для выполнения функций по текущей деятельности предприятия, связанной с производством продукции или оказанием услуг;

- обслуживающий, с помощью которого обеспечивается производственная и управленческая деятельность предприятия [3].

При применении процессного подхода структура управления машиностроительным предприятием будет состоять из двух уровней:

1) управление каждым бизнес-процессом по отдельности;

2) управление всей совокупностью бизнес-процессов на высшем уровне руководства предприятием.

Основой управления как отдельным бизнес-процессом, так и общей совокупностью бизнес-процессов являются показатели эффективности, ключевыми из среди которых являются:

- затраты на осуществление бизнес-процесса;

расчет времени, необходимого для осуществления бизнес-процесса;

различные показатели качества бизнес-процесса.

Благодаря управлению процессами достигается удовлетворение потребностей клиентов. В конечном итоге управление результатами процесса переходит в управление самим процессом. После того, как достигнут данный эффект, следующим этапом должна стать оптимизация использования

ресурсов в рамках каждого выделенного процесса. Это предполагает строгий контроль за использованием всех видов ресурсов, поиск и глубокую оценку всех возможностей снижения затрат как на производство продукции, так и на оказание услуг.

5. Системный подход к управлению.

Уровень результативности и эффективности

деятельности предприятия можно повысить посредством создания системы взаимосвязанных процессов, обеспечения ее функционирования и грамотного управления. Это значит, что машиностроительное предприятие должно стремиться к итоговому объединению процессов создания продукции или оказания услуг с процессами, которые позволяют оценить соответствие качества продукции или оказанной услуги потребности заказчика. Только при применении системного подхода к управлению станет возможным активное использование системы обратной связи с заказчиком, которое обеспечит разработку правильных стратегических планов и являющихся их неотъемлемой частью планов по качеству.

6. Постоянное улучшение.

На машиностроительном предприятии должна проводиться регулярная работа по предотвращению возможных проблем посредством необходимых корректирующих и предупреждающих действий. Цели и задачи такой работы основываются на полученной от заказчиков обратной связи и на показателях эффективности деятельности самого предприятия. Работа по повышению качества продукции и улучшению сервиса должна сопровождаться участием руководства в этом процессе и обеспечением всеми необходимыми ресурсами, которые требуются для реализации поставленных целей.

7. Подход к принятию решений, основанный на фактах.

Принятие верных решений возможно только при условии наличия достоверной информации. Источниками такой информации могут быть результаты внутренних аудитов системы качества, а также обратная связь со стороны клиентов. Отдельным важным источником информации является анализ идей и предложений, поступающих от работников предприятия и направленных на снижение издержек, повышение производительности и т. д.

8. Отношения с поставщиками.

Ввиду того, что предприятия машиностроительного комплекса тесно связаны с поставщиками ресурсов и оборудования, им необходимо строить со своими партнерами взаимовыгодные отношения и искать пути дальнейшего расширения сотрудничества. Целесообразно установить документиро-

ванные процедуры, которые поставщики будут неукоснительно соблюдать на всех этапах работы по поставке и отгрузке сырья и ресурсов.

9. Минимизация потерь, связанных с некачественной работой.

В том случае, если предприятию удается снизить потери, связанные с некачественной работой, оно получает возможность предлагать свою продукцию за меньшую цену по сравнению с конкурентами при прочих равных условиях.

В рамках рассмотрения вопроса, касающегося формирования концепции качества продукции машиностроения, необходимо отметить формирование категории экономических компромиссов. Данная категория применяется в рамках процесса принятия решений по комплексу вопросов, касающихся повышения качества продукции. Экономические компромиссы отражают интересы всех, кто принимает участие в рыночном процессе: поставщиков, производителей, потребителей. При этом приведение интересов всех участников к единому знаменателю достигается посредством анализа конечных результатов деятельности каждого отдельного предприятия данной цепочки [4].

Экономические компромиссы также являются методом достижения баланса расходов, необходимых для повышения качества продукции, и доходов, получаемых от дополнительного сбыта продукции более высокого качества. Если дополнительные доходы оказались больше расходов, то это значит, что компромисс улучшил соотношение «затраты - эффективность». Экономические компромиссы охватывают все уровни принятия управленческих решений в области повышения качества продукции: стратегический, организационный, оперативный.

Стратегический уровень принятия решений включает в себя выбор основных видов деятельности, сегментов потребителей, приоритетных поставщиков и ключевых бизнес-процессов. При выборе поставщиков решающее значение имеют два основных фактора:

- качество изделий;

- гибкость и надежность поставок.

На организационном уровне осуществляется принятие решений в области организации производственной и рыночной деятельности, определяются основные логистические моменты.

Оперативный уровень заключается в обеспечении непрерывности процессов производства и сбыта продукции.

Необходимым условием успешной реализации адаптивного поведения машиностроительного предприятия в рамках концепции всеобщего

управления качеством является в условиях конкурентного рынка является формирование соответствующего механизма, включающего в себя ряд элементов.

Основные элементы данного механизма можно объединить в шесть групп:

1) повышение уровня качества и конкурентоспособности товаров, разработка и формирование брендов; бенчмаркинг;

2) мониторинг эффективности расхода производственных ресурсов;

3) приведение оргструктуры в соответствие с изменениями в бизнес-процессах, повышение уровня организационной культуры;

4) создание системы мотивации персонала и эффективное управление им;

5) разработка и внедрение инновационных технологий, поиск инвестиций для обеспечения их реализации;

6) формирование системы безопасности предприятия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Только через формирование и реализацию механизма адаптивного поведения машиностроительных предприятий возможно постепенное увеличение уровня их конкурентоспособности, и особенно важной здесь является шестая группа элементов данного механизма - формирование системы безопасности предприятия.

Развитие машиностроительных предприятий должно быть безопасным с точки зрения финансовой устойчивости. Предприятия должны иметь доступ ко всем видам ресурсов, необходимых для воспроизводства продукции максимально высокого качества.

Научная безопасность предприятий машиностроительного комплекса должна быть обеспечена в соответствии с направлением, согласно которому будет организовано научное обеспечение его деятельности: проведение научных и экспериментальных исследований, разработка новых технологий и новых товаров, разработка соответствующих технических регламентов. Данные разработки могут осуществляться самим предприятием либо совместно с НИИ и КБ по договорам.

Нельзя недооценивать важность обеспечения технологической безопасности предприятия. Невозможно обеспечить качество и конкурентоспособность продукции и предприятия, используя устаревшие технологии. Внедрение новых технологий, в свою очередь, должно сопровождаться обновлением парка технологического оборудования.

Крайне необходимым для предприятий машиностроения является обеспечение информационной безопасности, которая подразумевает своевре-

Я. К. TOLSTYAKOV, N. S. SHUKH

менное получение достоверных сведений о тех рынках, на которых работает предприятие: уровень цен, внутриотраслевой спрос и спрос на продукцию и технологии в смежных отраслях, специфика предложений конкурентов. Руководство машиностроительных предприятий должно в полной мере использовать инструменты планирования и прогнозирования рыночной ситуации.

Для обеспечения научно-инновационной безопасности необходимо вложение финансовых средств на создание и внедрение инноваций, а также формирование на предприятии ориентированной на инновационную деятельность организационной структуры, включая создание соответствующих подразделений (опытно-конструкторских, экспериментальных).

Обеспечение безопасности машиностроительных предприятий по всем указанным выше направлениям возможно только при условии соответствующего уровня организационного регулирования, способствующего предотвращению кризисных ситуаций. В целом можно прийти к выводу, что использование основных инструментов концепции всеобщего управления качеством позволит упростить процесс адаптации предприятий машиностроительного комплекса к изменяющимся экономическим условиям и обеспечить необходимый уровень конкурентоспособности.

Литература

1. Жариков В. В. Повышение качества машиностроительной продукции: методы, резервы и механизмы. Тамбов. 2006. С. 410.

2. Ветров А. С. Сервисное обслуживание продукции машиностроительных предприятий России // Вестник СГСЭУ. Саратов, 2013. № 1. С. 34-37.

3. Санинский С. А. Стратегии поведения хозяйствующих субъектов машиностроительного рынка в конфликтных ситуациях // Психолого-экономические исследования. 2011. Т. 4. № 1. С. 51-55.

4. Санинский С. А. Формирование и развитие системы взаимодействия производителей и потребителей машиностроительной продукции. М.: ООО «Издательский дом «Научная книга». 2010. С. 382.

References

1. Zharikov V. V. Povysheniye kachestva mashinostroitel'noj produktsii: metody, rezervy i mekhanizmy [Improvement of quality of machine-building production: methods, reserves and mechanisms]. Tambov. 2006. S. 410.

2. Vetrov А. S. Servisnoye obsluzhivaniye produktsii mashinostroitel'nykh predpriyatij Rossii [Service of production of machine-building enterprises of Russia] // Vestnik SGSEU. Saratov. 2013. № 1. S. 34-37.

3. Saninskij S. А. Strategii povedeniya khozyaj-stvuyushchikh sub"yektov mashinostroitel'nogo rynka v konfliktnykh situatsiyakh [Strategy of behavior of economic entities of the machine-building market in conflict situations] // Psikhologo-ehkonomicheskiye issledovaniya. 2011. T. 4. № 1. S. 51-55.

4. Saninskij S. А. Formirovaniye i razvitiye sistemy vzaimodejstviya proizvoditelej i potrebitelej mashinostroitel'noj produktsii [Formation and development of system of interaction of producers and consumers of machine-building production]. M.: OOO «Izdatel'skij dom «Nauchnaya kniga». 2010. S. 382.

* * *

INCREASE OF LEVEL OF ADAPTATION OF THE MACHINE-BUILDING ENTERPRISES TO THE CHANGING ECONOMIC CONDITIONS BY MEANS OF TOOLS OF THE CONCEPT OF GENERAL QUALITY MANAGEMENT

TOLSTYAKOV ROMAN RASHIDOVICH Tambov State Technical University, Tambov, the Russian Federation, e-mail: tolstyakoff@mail.ru

SHUKH NIKOLAY SERGEEVICH Saratov Social and Economic Institute (Branch) «Plekhanov Russian University of Economics», Saratov, the Russian Federation, e-mail: kolja91@inbox.ru

In machine-building branch the competitive relations amplify more and more, positions of import goods become stronger. Serious shortage of investment resources prevents to increase of level of competitiveness of the enterprises of a machine-building complex which could be by means of differentiation of goods. In order in the arisen situation not to leave from the market, machine-building enterprises have to increase the level of own adaptation to external conditions. It is possible to formulate the following dependence of economic resistance of machine-building enterprise to influences of environment: the more enterprise has in common with environment, the less it is steady, that is possesses lower viability. Degree of radicalism of changes in the enterprise is in direct de-

pendence on extent of the changes happening in environment. The management of the enterprise has to create strategy of the market behavior in the new and tending to further change economic conditions. It is possible to allocate two forms of adaptive behavior of the enterprises of a machine-building complex: passive and active. Initially all machine-building enterprises have various potential for adaptation of the activity to the concept of general quality management. Economic efficiency of adaptive behavior of the enterprises of mechanical engineering can be in the short-term and long-term periods. Only through formation and realization of the mechanism of adaptive behavior of machine-building enterprises perhaps gradually increase in level of their competitiveness.

Key words: machine-building enterprises, production diversification, differentiation of goods, adaptive behavior, reproduction of goods, process approach, economic compromises, security system of the enterprise.

R. R. TOLSTYAKOV, N. S. SHUKH

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.