Научная статья на тему 'Повышение тормозных качеств транспортной сельскохозяйственной техники'

Повышение тормозных качеств транспортной сельскохозяйственной техники Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
96
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ / ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО / ОХЛАЖДЕНИЕ / ROAD SAFETY / BRAKING DEVICE / COOLING

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Христофоров Евгений Николаевич, Сакович Наталия Евгениевна, Никулин Валерий Владимирович

Рассмотрены тормозные устройства, в которых повышение тормозных качеств достигается применением многодисковых тормозных устройств. Работоспособность предложенных инженерно-технических решений подвержена результатами экспериментальных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving braking characteristics of farm transport machinery

The paper concerns braking devices the braking qualities of which are improved by using multi-disk brake devices. The operability of the proposed engineering solutions is proved by experimental research results.

Текст научной работы на тему «Повышение тормозных качеств транспортной сельскохозяйственной техники»

Перемещение вдоль оси у

а = 0,13, Ь = 0,06, м = 10 'а = 0,13, Ь = 0,04, м = 10 а = 0,13, Ь = 0,02, м = 10

5, м

/у У ч /" Л

60

100 140

Угол поворота

180

220

5, м 0,12

0,11

0,10

0,09

0,08

0,07

Траектория полета пучка шерсти

а = 0,13, Ь = 0,02, м = 10

/а = 0,13, Ь = 0,02, м = 10

'а = 0,13, Ь = 0,02, м = 10

/ ^ N V 7/ / " \

\ \

/ \

\

\

0 0,05 0,10 0,15 0,20 0,25 0,30 Время, с

Рис. 6. Графики для выбора геометрических параметров битера

Анализ графиков позволяет сделать следующие выводы:

1. Направление движения участка АВ в момен-

( п пп Л

ты времени I-----1---, п = 0,1,... меняется на про-

1,4ю 2ю )

тивоположное.

2. В эти моменты времени возникают наибольшие ускорения. При сделанных допущениях эти ускорения равны те. Силы инерции, действующие на точки полотна и шерсть, достигают максимальных значений и именно в эти моменты будет происходить отделение примесей от шерсти.

3. Увеличение отношения а/Ь приводит к увеличению амплитуды колебаний полотна. Кроме того увеличивается и значение величины изменения вертикальной составляющей скорости точки А:

АФ = + А?) - - А?),

где I — момент времени, при котором точка А находится в низшем положении. Это приведет к улучшению очистки.

4. При движении полотна вверх ускорения отрицательны. При выбранных значениях параметров эти ускорения по модулю превышают ускорение свободного падения, а это значит, что шерсть, лежащая на полотне, будет отрываться от его поверхности, совершать свободное падение, а при последующем контакте с полотном дополнительно очищаться от механических примесей.

5. Вышеприведенные теоретические зависимости были положены в основу разработки транспортера-классировщика шерсти, являющегося базовым элементом автономного мобильного гидрофицированного стригального пункта АМГСП-4...12/200-КГСХА.

Список литературы

1. Завалишин, Ф.С. Методы исследования по механизации сельскохозяйственного производства / Ф.С. Завалишин, М.Г. Мацнев. — М.: Колос, 1982. — 232с.

2. Технология и технические средства машинной стрижки овец: монография / Ю.А. Мирзоянц [и др.]. — Кострома: Изд-во КГСХА, 2010. — 238 с.

УДК 631.3-597.3

Е.Н. Христофоров, доктор техн. наук

Н.Е. Сакович, канд. техн. наук В.В. Никулин

Брянская государственная сельскохозяйственная академия

ПОВЫШЕНИЕ ТОРМОЗНЫХ КАЧЕСТВ ТРАНСПОРТНОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ

Для увеличения объема перевозок, расши- эффективности перевозки сельскохозяйственных

рения номенклатуры перевозимых грузов требу- грузов является применение автопоездов боль-

ется увеличение производительности транспорт- шой грузоподъемности машин, в том числе мно-

ных средств. Существенным резервом повышения гозвенных.

46 -------------------- Вестник ФГОУ ВПО МГАУ № 2'2011 ------------------------------------

Однако при увеличении массы и мощности грузовых автомобилей предъявляются высокие требования к изготовителям тормозных систем и пользователям транспортных средств, ужесточаются соответствующие стандарты, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения, на которую трудно решить при помощи колодочных тормозов.

Фирма Mintex Don в 1988 году провела международную конференцию по проблемам совершенствования тормозных систем грузовых автомобилей, в которой приняли участие 230 специалистов из 14 стран мира. Рассматривались вопросы дальнейшего развития фрикционных материалов, конструкции и работа дисковых тормозных механизмов. На ней отмечалось, что несмотря на ряд проблем, стоящих перед создателями дисковых механизмов (высокая энергонагруженность), их применение предпочтительнее вследствие таких преимуществ, как стабильность эффективности при изменении температуры, начальной скоро- 6

сти торможения, что также способствует повышению устойчивости и управляемости при торможении [1].

Авторы предлагают конструкцию дискового тормозного устройства для сельскохозяйственных транспортных машин (рис. 1).

Тормозное устройство состоит из корпуса 1 и блока цилиндров, выполненного из алюминиевого сплава 2. Блок цилиндров удерживается на корпусе с помощью двух полуколец 8, закрытых крышкой 5. Во внутренней полости корпуса расположены подвижные 13 и неподвижные 14 диски.

Подвижные диски своими шлицами устанавливаются в пазы с направляющими 11 тормозного барабана 3, неподвижные — в пазы корпуса 1. Чтобы уменьшить износ барабана при движении стального диска по пазам, направляющие выполнены из стали. Подвижные диски с двух сторон имеют секторы из металлокерамики, склепанные попарно, неподвижные — восемь биметаллических секторов, расположенных на металлическом кольце, которые имеют возможность свободного перемещения по окружности кольца. В блоке цилиндров выполнено шестнадцать отверстий, в восьми из них разме-

щены поршни 6, в восьми других установлены регуляторы 7зазора. Уплотнение поршней обеспечивают резиновые и фторопластовые кольца. Своими основаниями поршни 6 упираются в прижимной диск 12. Между собой поршни соединены кольцевым каналом 4. В блок цилиндров ввернут штуцер 17для подсоединения тормозного привода автомобиля, штуцеры 9—для подвода охлаждающей жидкости.

Тормозное устройство работает следующим образом. При подаче давления рабочее тело (сжатый воздух, жидкость) через штуцер 15 подается в кольцевой канал 4 к поршням 6, которые начинают двигаться, перемещая прижимной диск 12 в осевом направлении. При этом пакет дисков сжимается, на фрикционных поверхностях возникают силы трения и, следовательно, тормозной момент, пропорциональный давлению в приводе тормозной системы.

12 3 11 13 14

Л, 2 к

- Л

Рис. 2. Схема электронного устройства

Зубчатый венец 10 предназначен для зацепления шестерни датчика антиблокировочной системы 16, разработанного для данного тормоза.

Тормозные диски автоматически охлаждаются жидкостью. Система охлаждения включается установленным на тормозе электронным устройством на основе терморезистора и компаратора, принципиальная схема которого показана на рис. 2.

В качестве датчика температуры используется терморезистор СТ3-24 (Я4), включенный в диагональ моста Я—Я4. Температура срабатывания предлагаемого устройства зависит от сопротивления резистора Я3. Изменяя его сопротивление, можно устанавливать требуемую температуру срабатывания.

К диагоналям моста ^—Я4 подключен операционный усилитель БАХ, работающий в режиме компаратора с положительной обратной связью через Я5. Эта связь обеспечивает гистерезис срабатывания. Операционный усилитель выбран

с малым напряжением смещения и возможностью работы от однополярного источника питания.

Выход БАХ подключен к транзисторному ключу на транзисторе УТЬ который коммутирует реле К1 и сигнальный светодиод У02.

Напряжение питания выбрано стандартное — 12 В. Для защиты транзисторного ключа от индуктивных выбросов напряжения применен защитный диод УБ1.

Реле К1 коммутирует нагрузку — насос М1 для подачи охлаждающей жидкости. В приведенной схеме использовано реле РЭН18 исполнения РХ4.569.702. Для сигнализации включенного состояния применен светодиод красного свечения АЛ307БМ.

Для более эффективного действия системы водяного охлаждения зазор между корпусом и барабаном закрыт крышкой 15.

Список литературы

1. Балабаева, И.А. Дисковые тормозные механизмы для грузовых автомобилей / И.А. Балабаева // Автомобильная промышленность. — 1986. — № 9. — С. 36—37.

2. Пат. 2258162 РФ. Тормозное устройство механических транспортных средств / Е.Н. Христофоров, В.А. Воронин, Е.Г. Лумисте. — № 2001120623/11; опубл. БИ № 22, 2006.

3. Пат. на полезную модель № 82173 РФ. Тормозное устройство автомобиля / Е.Н. Христофоров, Н.Е. Са-кович, В.И. Самусенко [и др.]. — Опубл. БИ № 11, 2009.

УДК 632.935.9+631.348.8.

И.В. Юдаев, канд. техн. наук В.И. Баев, доктор техн. наук

Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

ОБОСНОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ЭЛЕКТРОИМПУЛЬСНЫЙ ПРОПОЛЬЩИК

Отечественный землепользователь в последние десятилетия столкнулся с целым рядом проблем, которые привели к изменению фитосанитарного состояния посевов и насаждений. Уменьшение финансирования привело к снижению использования химических средств борьбы с сорной растительностью и сокращению традиционных для этой цели агротехнических мероприятий, что в итоге сказалось на увеличении степени засоренности сельскохозяйственных угодий. Вместе с тем применение доступных, но не всегда экологически безопасных химикалиев увеличило количество площа-

48

дей с неблагополучным экологическим состоянием. Кроме этого не снижаются ареолы распространения карантинных сорняков как в регионе Нижнего Поволжья, так и в целом по стране. Поэтому в последнее время предлагаются различные новые экологически неопасные способы физического уничтожения сорной и нежелательной растительности, к которым относится и применение электрических импульсов высокого напряжения.

Этот способ уничтожения сорных трав можно рассматривать как применение экологически чистых технологий в земледелии, попытку подавления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.