Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ТОЧНОСТИ ПОКАЗАНИЙ АВТОМАТИЧЕСКОГО РАДИОКОМПАСА АРК-11'

ПОВЫШЕНИЕ ТОЧНОСТИ ПОКАЗАНИЙ АВТОМАТИЧЕСКОГО РАДИОКОМПАСА АРК-11 Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воздушное судно / безопасность / аэродром / радиокомпас / местонахождение / радиостанция / aircraft / security / airfield / radio compass / location / radio station

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Д.М. Попов, А.С. Тимохович

В данной статье рассматриваются пути повышения точности показаний автоматического радиокомпаса АРК-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE ACCURACYOF THE ARK-11 AUTOMATIC RADIO COMPASS READINGS

This article discusses ways to improve the accuracy of the readings of the ARK-11 automatic radio compass.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ТОЧНОСТИ ПОКАЗАНИЙ АВТОМАТИЧЕСКОГО РАДИОКОМПАСА АРК-11»

УДК 629.7.05

ПОВЫШЕНИЕ ТОЧНОСТИ ПОКАЗАНИЙ АВТОМАТИЧЕСКОГО

РАДИОКОМПАСА АРК-11

ДМ. Попов Научный руководитель - А. С. Тимохович

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: djdimon4a@mail.ru

В данной статье рассматриваются пути повышения точности показаний автоматического радиокомпаса АРК-11.

Ключевые слова: воздушное судно, безопасность, аэродром, радиокомпас, местонахождение, радиостанция.

IMPROVING THE ACCURACYOF THE ARK-11 AUTOMATIC RADIO COMPASS

READINGS

DM. Popov Scientific supervisor - A.S. Timokhovich

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: djdimon4a@mail.ru

This article discusses ways to improve the accuracy of the readings of the ARK-11 automatic radio compass.

Key words: aircraft, security, airfield, radio compass, location, radio station.

Введение. Актуальность данного вопроса связана с тем, что в настоящее время возрастает необходимость продолжения летной эксплуатации самолета Ан-24 на местных авиалиниях региона. На аэродромах Красноярского края таких как, Богучаны, Байкит, и другие, где в состав посадочного оборудования входит по одной приводной радиостанции возникает трудность инструментальной посадки из-за погрешностей работы радиокомпаса АРК-11. Точность определения направления на радиостанцию составляет ± 1-3°, что может привести к неточному заходу на полосу и к нежелательным последствиям.

Радиокомпас представляет собой систему автоматического управления, чувствительным элементом которой является направленная антенна. Принцип работы радиокомпаса основан на автоматическом сравнении двух сигналов, принимаемых направленной (рамочной) и ненаправленной (поверхностной) антеннами[1,2].

Ось рамочной антенны связана с осью стрелки указателя курса сельсинной системой. Сельсины - приемники указателей, повторяют поворот сельсина - датчика рамки, и показывают угол между продольной осью самолета и направлением на радиостанцию.

Точность и, следовательно, область возможного применения АРК определяется условиями распространения радиоволн, режимом полета и характеристиками самой системы.

Секция «Техническая эксплуатация электросистем и авионики»

Высокая точность радиокомпасов достигается при их использовании обычно в пределах радиолинии. Максимальная дальность около 400 км в нормальных условиях.

В нормальном режиме радиокомпас принимает вертикально поляризованную радиоволну. Однако из-за наличия горизонтально расположенных элементов рамки на нее при аномальных условиях распространения радиоволн воздействует поле с горизонтальной поляризацией [3].

В этих условиях может наблюдаться искажение диаграммы направленности и возникновение ошибки пеленгации. При этом колебания стрелки указателя курсового угла могут достигать нескольких десятков градусов.

Повышение точности в таких условиях достигается за счет уменьшения дальности использования АРК в 2-3 раза меньше номинальной.

Режим полета сказывается на точности АРК в виде креновой погрешности, обусловленной отклонением от вертикали оси вращения рамки.

Низкая направленность рамочной антенны снижает чувствительность пеленгации к крену. При крене 15° креновая погрешность не превышает 1°.

Радиодевиация (АР) - угол между действительным направлением на пеленгуемую радиостанцию и направлением, которое показывает радиокомпас. Значительные ошибки возможны из-за влияния окружающих переизлучателей. Переизлучать могут: антенны самолетных радиостанций, различные выступающие части и фюзеляж.

КУР - курсовой угол радиостанции - угол, заключенный между продольной осью летательного аппарата и действительным направлением на радиостанцию.

ОРК - отсчет радиокомпаса - угол, заключенный между продольной осью ЛА и направлением, в котором установилась стрелка радиокомпаса.

АР = КУР - ОРК

Теоретически рассчитать значения радиодевиации с практически приемлемой точностью не удается. Поэтому график радиодевиации получают пеленгованием выносного передатчика при установке самолета с бортовым радиопеленгатором на девиационном круге. Поворачивая девиационный круг, определяют радиодевиацию для различных значений ОРК и строят график [4,5].

Анализируя график радиодевиации, можно установить причины, вызывающие её. Следовательно, радиодевиацию можно скомпенсировать.

Бороться с радиодевиацией в АРК можно разными способами. Электрическая компенсация может быть основана на изменении параметров рамочных антенн.

Действие механического компенсатора радиодевиации заключается в том, что он, связанный с осью рамки, заставляет стрелку курсовых углов через следящую систему поворачиваться не только на угол поворота рамки, но и дополнительно на угол радиодевиации. В результате стрелка радиокомпаса покажет на указателе значение КУР.

Компенсирование радиодевиации производится вращением регулировочного винта, расположенного строго против нуля шкалы поправок, установленного на значение ОРК, на котором компенсируется радиодевиация. Нуль шкалы поправок при этом устанавливается по неподвижной шкале против значения ОРК, на ко- тором компенсируется радиодевиация, стрелка—указатель радиодевиации при этом устанавливается по подвижной шкале на величину скомпенсированной радиодевиации, а по неподвижной шкале указывает КУР.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что используя программное обеспечение, можно свести погрешность измерения КУР, обусловленную радиодевиацией до величины меньшей 0,5°. Такая доработка радиокомпаса АРК-11 позволит летчикам выполнить посадку в сложных метеоусловиях.

Библиографические ссылки

1. https://studШe.net/preview/9864270/page:28/ (Дата обращения: 03.04.22)

2. https://www.studmed.ru/samolet-an-24-katalog-shem-poiska-i-ustraneniya-otkazov-i-neispravnostey-knigi-1-2-3 2d298c65179.html (Дата обращения: 03.04.22)

3. https://radio.bobrodobro.ru/800 (Дата обращения: 03.04.22)

4. http://ooobskspetsavia.ru/2015/11/11/avtomaticheskij-radiokompas-ark-11/ (Дата обращения: 03.04.22)

5. https://www.avsim.su/forum/topic/56538-арк-11/ (Дата обращения: 03.04.22)

© Попов Д.М, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.