Научная статья на тему 'Повышение термостабильности асфальтобетона путем применения модификатора "мкА Эластен"'

Повышение термостабильности асфальтобетона путем применения модификатора "мкА Эластен" Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
52
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Строительные материалы
ВАК
RSCI
Ключевые слова
АСФАЛЬТОБЕТОН / МОДИФИКАТОР "МКА ЭЛАСТЕН" / РЕЗИНОВЫЙ ПОРОШОК / ТЕРМОСТАБИЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Щепетева Л. С., Агапитов Д. А., Штейнберг Ю. М., Горелик Р. А., Искрина Ю. А.

Приведены результаты исследования влияния модификатора «МКА Эластен» на физико-механические свойства асфальтобетона. Показано, что важнейшим эффектом от применения модификатора является повышение термостабильности асфальтобетона при высокой температуре, что обусловливает повышение сдвигоустойчивости асфальтобетонного покрытия в летний период при повышенной температуре. Описан опытный участок дороги, построенный с применением модификатора, который уже в течение шести лет сохраняет высокие транспортно-эксплуатационные характеристики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение термостабильности асфальтобетона путем применения модификатора "мкА Эластен"»

УДК 625.8

Л.С. ЩЕПЕТЕВА, канд. техн. наук, Д.А. АГАПИТОВ, инженер (adfsad@pstu.ru), Пермский национальный исследовательский политехнический университет; Ю.М. ШТЕЙНБЕРГ, инженер ООО «Фирма «Астор» (Пермь); Р.А. ГОРЕЛИК, Ю.А. ИСКРИНА, кандидаты техн. наук, В.Н. БАЛЫБЕРДИН, инженер-механик, НТЦ ООО «ДорПолимер» (Москва)

Повышение термостабильности асфальтобетона путем применения модификатора «МКА Эластен»

В сложных климатических условиях Российской Федерации, в частности Уральского региона, когда летняя температура воздуха может подниматься до +40оС, для устройства покрытий автомобильных дорог необходимо использовать асфальтобетон, устойчивый к сдвиговым деформациям. Повышение сдвигоустойчивости асфальтобетона при высокой температуре часто сопряжено с ухудшением его свойств при низкой температуре.

Одним из способов обеспечения термостабильности асфальтобетона является применение резинового порошка, получаемого при переработке изношенных автомобильных шин, что способствует повышению эластичности в широком диапазоне температуры. Эта технология известна достаточно давно. Она основана на добавлении в смесь битума с резиновой крошкой специальных реагентов-катализаторов. Однако способ имеет ряд технологических недостатков: длительный период набухания резины в горячем битуме; необходимость перемешивания резинобитумной смеси при высокой температуре; при отсутствии химических реагентов резина плохо взаимодействует с битумом, а длительный нагрев при высокой температуре приводит к деструкции битума и к потере эластичности резины.

Б.М. Слепой в СоюздорНИИ проводились исследования введения резиновой крошки (частицы мельче 1 мм) непосредственно в минеральный материал до его объединения с битумом. В этом случае резина не подвергается дополнительному структурированию и в

основном сохраняет эластичные свойства. Однако, простое введение резиновой крошки (порошка) в состав асфальтобетонной смеси приводит со временем к разрушению структуры асфальтобетона за счет разуплотнения и выделения частиц резинового порошка из монолитной структуры асфальтобетонного образца. На кафедре «Строительство автомобильных дорог» ПНИПУ хранится образец асфальтобетона с резиновой крошкой, который через два-три года стал похож на «ежика»: частицы резины выделились из структуры образца.

Модификатор «МКА Эластен» приготовлен на основе резиновых порошков, полученных из изношенных автомобильных шин на уникальном оборудовании фирмы «Астор» в условиях, обеспечивающих получение необходимой морфологии и сохранение свойств исходных резин, в том числе эластичной составляющей деформации, и обладающих микро- и нанонеод-нородной поверхностью (удельная поверхность от 2000 до 6000 см2/г). Входящие в состав модификатора химически активные реагенты обеспечивают прочное взаимодействие с минеральной составляющей асфальтобетонной смеси [1]. При применении этого модификатора резина в асфальтобетонной смеси не растворяется и не разлагается, а связывается с компонентами битума прочными и подвижными химическими связями. Модификатор «МКА Эластен» вводится одновременно с битумом непосредственно в смеситель, что технологически удобно и эффективно.

Наименование показателей Требования ГОСТ 9128-2009 Результаты испытания

Средняя плотность, г/см3 2,416

Пористость минерального остова, % по объему плотные высокоплотные 14-19 <16 13,17

Остаточная пористость, % по объему плотные высокоплотные 2,5-5 1-2,5 2,1

Водонасыщение, % по объему 1,5-4 2,28

Прочность при сжатии, МПа при 20оС при 50оС более 2,5 более 1,2 9,92 4,41

Коэффициент водостойкости более 0,9 1,04

Сцепление при сдвиге при Т=50оС, не менее 0,37 1,41

Примечания. 1. Модификатор взят в количестве 0,3% от минеральной части асфальтобетонной смеси. Состав: щебень, гранит - 47%, песок - 43%, минеральный порошок - 10%, битум - 4,8%. 2. В таблице приведены наиболее высокие прочностные показатели асфальтобетона, которые могут быть достигнуты в результате соответствующего подбора состава смеси: в составе смеси использован гранитный щебень и битум марки БНД 60/90.

научно-технический и производственный журнал

12 11 10

9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 -10

Зависимость

10,05 10,06 9,98V

5,57 N^^5,52 3 2

у S545&2,61

I I i 1,81 I

предела ик

3

10 20 30 40 Температура, оС прочности при

0,034

50

60

70

сжатии от температуры: ; 2 - 0,5% МКА Эластен 0,7% МКА Эластен у=9,8501е-0

1 - без модификатора у=10,024е-о0з43х: у=9 9062е-0, 86х' Q - п 70А "^по^т

0,0268х

Результаты исследования свойств асфальтобетона с модификатором «МКА Эластен», проведенного на кафедре «Строительство автомобильных дорог» ПНИПУ, показали, что применение данного модификатора приводит к повышению качества асфальтобетона, и прежде всего его термостабильности (см. рисунок). О термостабильности асфальтобетона можно судить по изменению прочности при сжатии при высокой температуре. Чем выше показатель прочности при сжатии при +50оС, тем более устойчив асфальтобетон к воздействию нагрузки при высокой температуре летом.

Экстраполяция кривых зависимости пределов прочности при сжатии от температуры до значения 1,81 МПа, полученного для асфальтобетона на вяжущем без модификатора и температуре испытаний +50оС показывает, что разрушение асфальтобетона аналогичной нагрузкой при содержании модификатора 0,5 мас. % соответствует температуре 59оС и 63оС — при содержании модификатора 0,7 мас. %.

Результаты испытаний промышленной партии асфальтобетонной смеси, проведенные в ЗАО «Союз-ЛЕС» (Москва) по ГОСТ 12801—98, приведены в таблице и показывают высокие прочностные и деформационные свойства асфальтобетона на основе модификатора.

Опытный участок с применением резинобитумно-го вяжущего протяженностью 500 м был построен в Пермском крае в 2006 г. После 6 лет эксплуатации покрытие имеет отличные транспортно-эксплуатационные характеристики, деформации (колеи, вмятины), связанные с недостаточной сопротивляемостью асфальтобетона сдвигу при высокой летней температуре, отсутствуют.

Ключевые слова: асфальтобетон, модификатор «МКА Эластен», резиновый порошок, термостабильность.

Литература

1. Щепетева Л.С., Агапитов Д.А., Штейнберг Ю.М., Горелик Р.А., Балыбердин В.Н. Энергоэффективная технология утилизации отработанных автошин // Экология и промышленность России. 2011. № 5. С. 8-11.

0

Строительные Материалы®

GS EXPERT

иоиедоваия рынков иинера/ьного сырья и стрмиатериалов

5-я конференция

«Текущее состояние и перспективы развития строительного комплекса и промышленности строительных материалов»

1 февраля 2013 г. ЦВК «Экспоцентр»

В программе конференции:

• пленарный доклад о результатах работы строительного комплекса РФ в 2012 г.

• доклады руководителей отраслевых • доклады о наиболее острых проблемах ассоциаций о тенденциях развития подотраслей строительного комплекса и промышленности промышленности строительных материалов; строительных материалов;

• дискуссия.

К участию в конференции приглашаются руководители и ведущие специалисты российских и зарубежных компаний производителей строительных материалов, представители инвестиционных и девелоперских компаний, коммерческие директора, директора по маркетингу и развитию, маркетологи, представители региональных отраслевых органов исполнительной власти.

кш[

вмецкий стандарт

Генеральный партнер конференции:

Немецкий стандарт

Оргкомитет:

Телефон/факс: (499) 976-20-36, 976-22-08 E-mail: mail@rifsm.ru, rifsm@mail.ru

научно-технический и производственный журнал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.