УДК 658.512.26(035)
ПОВЫШЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИ КОНСТРУКЦИИ ТРАНСПОРТНОГО САМОЛЕТА
Евгений Александрович Панков
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, магистрант кафедры наносистем и оптотехники, тел. (903)076-49-33, e-mail: [email protected]
Татьяна Вячеславовна Ларина
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, ст. преподаватель кафедры метрологии и технологии оптического производства, тел. (383)361-07-45, е-mail: [email protected]
Елена Юрьевна Кутенкова
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, ст. преподаватель кафедры метрологии и технологии оптического производства, тел. (383)361-07-45, е-mail: [email protected]
В статье рассмотрен процесс повышения технологичности разработки транспортного самолета за счет внедрения электронного моделирования.
Ключевые слова: повышение технологичности, электронное моделирование.
IMPROVING TECHNOLOGICAL CONSTRUCTION OF TRANSPORT AIRCRAFT
Evgeny A. Pankov
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., senior teacher of Department Metrology and Technology of Optical Production, tel. (903)076-49-33, e-mail: [email protected]
Tatiana V. Larina
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., senior teacher of Department Metrology and Technology of Optical Production, tel. (383)361-07-45, e-mail: [email protected]
Elena Yu. Kutenkova
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., senior teacher of Department Metrology and Technology of Optical Production, tel. (383)361-07-45, e-mail: [email protected]
The article describes the process of increasing the adaptability of development of transport aircraft due to the introduction of electronic simulation.
Key words: increasing processability, electronic simulation.
Задача обеспечения технологичности продукции существует в любом производстве на всех стадиях жизненного цикла изделия. Причём эта задача является одной из важнейших и сложнейших, из тех которые приходится решать
в процессе изготовления продукции. В настоящее время, на производстве, стараются максимально перейти к электронному документообороту и проектированию с использованием систем САПР, в том числе для того, чтобы обеспечивать отработку на технологичность.
Внедрение электронного моделирования позволит повысить качество и скорость работы, в современном производстве важна каждая мелочь. При серийном выпуске самолета, простой даже на одной сборочной операции изготовления изделия из-за отсутствия взаимозаменяемости деталей, способен повлечь материальные убытки и срывы планов.
До настоящего времени при установке заслонки и других узлов, у сборщиков возникали проблемы, связанные с недостаточной точностью выполнения базовых поверхностей необходимых для присоединения деталей и узлов, что является стандартной проблемой при сборке таких больших машин, как самолет.
За счет внедрения электронного моделирования планируется повысить технологичность задней части транспортного самолета. Ранее сборка осуществлялась с помощью устаревших макетов и шаблонов, неоднократной отработки на стендах, испытаний. Ввод электронного моделирования позволяет:
• значительным образом уменьшить трудозатраты;
• повысить скорость разработки и внедрения новых элементов конструкции;
• на стадии моделирования и макетирования увидеть необходимость изменений в конструкции;
• и в конечном итоге уменьшить затраты на производство.
Задачами проекта являются:
• создание электронных моделей заслонки, топливного крана, огнетушителя, необходимых кронштейнов, уголков и прочего;
• сконструировать и согласовать установку заслонки;
• выбрать необходимые крепежные изделия;
• увеличить ширину полки кронштейна для увеличения возможной компенсации монтажных неточностей;
• подобрать набор прокладок между кронштейном и деталью;
• согласовать изменение конструкции шпангоута, необходимо добавить наплыв для обеспечения закрепления;
• выполнить итоговый электронный макет изделия в сборке;
• оформить весь комплект конструкторской документации на детали, входящие в изделие в сборе.
Работа подразумевает выполнение полноценной виртуальной электронной сборки задней части транспортного самолета (рис. 1-4). Отдельные модели сборки включают в себя большое количество информации.
К каждой из них прикреплено:
• предыдущие ревизии детали;
• материал, из которого она изготавливается и необходимые материалы покрытий;
• технологический процесс;
• спецификации для сборок;
• электронные версии чертежей;
• оцифрованные версии старых чертежей, выполненных вручную;
• все чертежи, спецификации, технологические процессы и сопровождающая документация в PDF формате для быстрого доступа при необходимости и возможности просмотра без специальных программ.
Рис. 1. Общий вид части законцовки хвостовой части фюзеляжа
Рис. 2. Установка заслонки
Рис. 3. Установка огнетушителя в специальную чашу
Рис. 4. Электронное макетирование трубы воздушного охлаждения
Переход на автоматизированное проектирование потребует частичной или полной реорганизация проектных и обслуживающих отделов и изменений в работе компании в целом.
Уйдет часть старых функций. Большинство рутинных операций будут выполняться быстрее, уменьшатся сроки выполнения работ, может быть изменен порядок выдачи заданий и согласований, а высвободившиеся сотрудники будут задействованы в других работах. Поменяется процедура обмена данными между специалистами - все изменения будут доступны в электронном виде для ка-
ждого участника проекта в режиме реального времени. При внедрении трехмерного проектирования отпадет необходимость в части согласований.
В конкретном случае, за счет внедрения электронного моделирования повысится как общая технологичность транспортного самолета, так и трудоемкость работы на стадиях конструкторской и технологической подготовки производства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гончаров, П.С. NX для конструктора-машиностроителя [Текст]: Учебное пособие / П.С. Гончаров, М.Ю. Ельцов, С.Б. Коршиков, И.В. Лаптев, В.А. Осиюк. - Москва : Издательство ДМК, 2010. - 498 с.
2. Данилов, Ю. Практическое использование ККХ [Текст]: Учебное пособие / Ю. Данилов, И. Артаманов - Москва : Издательство ДМК, 2011. - 332 с.
3. Орлов, П.И. Основы конструирования. Справочно-методическое пособие в 3-х книгах/ П.И. Орлов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1977.
4. Технологичность конструкции изделия: справочник / Ю.Д. Амиров, Т.К. Алферова, П.Н. Волков и др.; Под общ. ред. Ю.Д. Амирова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение, 1990. - 768 с. : ил.
5. Петров П. В. О методике отработки на технологичность различных объектов // Современные проблемы геодезии и оптики: Сб. материалов 53-й Междунар. науч.-техн. конф., посвящённой 70-летию СГГА (Новосибирск, 11-21 марта 2003 г.). - Новосибирск: СГГА, 2003. Ч. 2. - С. 184-185.
6. Петров П. В., Кутенкова Е. Ю. Отработка чертежей деталей на технологичность: учеб.-метод. пособие. - Новосибирск: СГГА, 2012. - 151 с.
7. Амиров, Ю.Д. Основы конструирования: Творчество - стандартизация - экономика: Справочное пособие / Ю.Д. Амиров.- М.: Изд. Стандартов, 1991. - 392 с.
8. ГОСТ 14.201-83. ЕСТПП. Общие правила обеспечения технологичности конструкций изделий.
9. ГОСТ 14.205-83. ЕСТПП. Технологичность конструкции изделий. Термины и определения.
© Е. А. Панков, Т. В. Ларина, Е. Ю. Кутенкова, 2016