Научная статья на тему 'Повышение ставки НДС: плюсы и минусы'

Повышение ставки НДС: плюсы и минусы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1187
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НДС / косвенный налог / федеральный налог / повышение НДС / VAT / indirect tax / Federal tax / VAT increase

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зарина Петровна Гасиева

Раскрывается понятие налога на добавленную стоимость. Приводятся данные о поступлениях НДС в федеральный бюджет в 2013—2017 гг., изучается доля НДС в федеральных налогах и сборах в 2013—2017 гг. Рассматриваются причины и последствия повышения НДС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASED VAT RATE: ADVANTAGES AND DISADVANTAGES

This article describes the concept of value added tax. We present data on VAT receipts in the Federal budget in 2013—2017, we study the share of VAT in Federal taxes and fees 2013—2017. Examines the causes and consequences of the VAT increase

Текст научной работы на тему «Повышение ставки НДС: плюсы и минусы»

УДК 336.02 ББК 65.053

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10260 © З.П. Гасиева, 2019

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

ПОВЫШЕНИЕ СТАВКИ НДС: ПЛЮСЫ И МИНУСЫ

Зарина Петровна Гасиева,

доцент кафедры «Налоги. Бухгалтерский учет», кандидат экономических наук, доцент Владикавказский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

(362002, Владикавказ, ул. Молодежная, д. 7) E-mail: office@unity-dana.ru

Аннотация. Раскрывается понятие налога на добавленную стоимость. Приводятся данные о поступлениях НДС в федеральный бюджет в 2013—2017 гг., изучается доля НДС в федеральных налогах и сборах в 2013—2017 гг. Рассматриваются причины и последствия повышения НДС.

Ключевые слова: НДС, косвенный налог, федеральный налог, повышение НДС.

INCREASED VAT RATE: ADVANTAGES AND DISADVANTAGES

Zarina P. Gasieva,

Associate Professor of the Department «Taxes. Accounting», Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Vladikavkaz branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation

(362002, Vladikavkaz, ul. Molodezhnaya, d. 7)

Abstract. This article describes the concept of value added tax. We present data on VAT receipts in the Federal budget in 2013—2017, we study the share of VAT in Federal taxes and fees 2013—2017. Examines the causes and consequences of the VAT increase. Keywords: VAT, indirect tax, Federal tax, VAT increase.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН Для цитирования: Гасиева З.П. Повышение ставки НДС: плюсы и минусы. Вестник экономической безопасности. 2019;(4):290-4.

Начало НДС было положено в 1992 году после отмены налога с продаж. В течение года ставка была 28% — бремя достаточно тяжелое для бизнеса. В 1993 году ее понизили до 20%, и в таком размере она просуществовала до 2004 года. Для улучшения ведения бизнеса ее опять понизили до 18%. В таком размере она оставалась до первого квартала 2019 года. Как видим, в течение двадцатишестилетнего существования НДС, налог только понижался.

Снижение ставки налога приводило к увеличению его сбора, потому что в 1990-е годы были развиты способы ухода от многих налогов, в том числе, и от НДС. Стабильное увеличение сборов НДС проиллюстрировано на рис. 1.

Несмотря на снижение ставки, поступления НДС в федеральный бюджет за указанный период увеличивались. Так, в 2017 г. по сравнению с 2013 г. они увеличились на 1201,7 млрд руб. Наибольший рост пришелся на 2017 г., в этом году по сравнению с 2016 г. сборы увеличились на 412,5 млрд руб. Рассмотрим долю НДС в федеральных налогах и сборах в 2013—2017 гг. (рис. 2).

Исходя из данных, представленных на рис. 2, можно сделать вывод о том, что в 2013—2016 гг. доля НДС в федеральных налогах и сборах также стабильно увеличивалась. Наибольший рост пришелся на 2016 г., по сравнению с 2015 г. он составил 2,9%. В 2017 г. доля НДС снизилась на 4,9% по сравнению с предыдущим годом. Это связано, во-первых, с тем, что налогоплательщики стали осуществлять возврат налога, а во-вторых, с активной работой комиссии ФНС по легализации налоговой базы НДС.

Необходимость повышения ставки обосновал для широкой общественности А.Л. Кудрин, председатель СП. В первую очередь, такая необходимость связана с существенным падением цен на нефть, начиная с 2014 г.

Падение привело к значительному уменьшению поступлений в федеральный бюджет: если в 2014 г. цена нефти была около 110 долларов за один баррель, то летом 2018 года она колеблется возле отметки 76 долларов, что означает падение практически на треть.

Снижается также и доля нефти в структуре экономики. Сегодня быстрее начинают развиваться

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

3500

3000

2500

2000

1500

1000

500

3069,9

2448,3

2181,4

1868,2

2013

2014

2015

2016

2017

Рис. 1. Динамика поступлений НДС в федеральный бюджет в 2013—2017 гг., млрд руб.

40,00 39,00 38,00 37,00 36,00 35,00 34,00 33,00 32,00 31,00

39,1

36,2

35,7

35,0

34,2

2013 2014 2015 2016

Рис. 2. Доля НДС в федеральных налогах и сборах, %

2017

несырьевые отрасли, что снижает долю доходов от продажи нефти в бюджете. Еще одна причина снижения поступления средств в бюджет — геополитическая нестабильность, рост расходов на рост территории России.

Чтобы сохранить на прежнем уровне расходы на социальные нужды: образование, медицину, инфраструктуру, бюджету требуются дополнительные поступления. Прибавка от поднятия ставки НДС должна пойти именно на них, об этом прямо заявил Антон Силуанов.

Есть ли у роста ставки НДС альтернативы? Правительство считает, что государственные расходы сокращать нежелательно, а значит, в качестве

альтернативы можно предложить только еще более болезненные и непопулярные меры, такие как повышение подоходного налога, отмена пособий и льгот, прекращение поддержки частного бизнеса или отмена маткапитала.

Министерство финансов рассчитывает, что такое увеличение даст федеральному бюджету дополнительные 633,5 миллиардов рублей в 2019 году, а в следующие два года — 678 и 728 миллиардов рублей. Дополнительные средства правительству необходимы, чтобы исполнить майские указы Владимира Путина, предполагающие финансирование инфраструктуры, демографической политики, здравоохранения и образования.

0

Неотвратимым следствием повышения НДС является ускорение темпов инфляции и повышение цен.

При этом в условиях отсутствия устойчивой и заметной тенденции к росту реальных доходов населения это, скорее всего, приведет к снижению уровня покупательской активности. По оценкам, из-за увеличения НДС темп роста ВВП и потребления домохозяйств в 2019 году снизится на 0,2— 0,35%, инвестиций — на 0,4—0,7%, импорта — на 0,35—0,45%, а инфляция в 2019 году увеличится на 0,9—1,5%. При этом можно ожидать и определенный всплеск потребительской активности (на 0,15—0,3%) в 2018 году со стороны домохозяйств, опасающихся повышения цен в перспективе.

Также позитивные моменты в принятом решении можно отыскать, рассматривая 2019 год как именно тот период, в котором повышение НДС может пройти наименее болезненно. По мнению экспертов, в

2018 году инфляция достигнет 3,8—4,2%, по итогам

2019 года — 5—5,5%; рост цен за счет увеличения общей ставки НДС добавит к этому уровню по разным данным от 0,3 до 2 п.п. Поскольку население уже адаптировалось к жизни с годовым темпом инфляции порядка 6—7% в относительно спокойных условиях и около 10—13% в кризис, рост цен на 5,3—7,5% годовых не будет выглядеть настолько шокирующим. Было бы гораздо хуже, если бы дополнительный рост цен из-за увеличения НДФЛ пришелся на время, когда ожидаемая и реальная инфляция и без того была высокой (табл. 1). Однако, по мнению других аналитиков, оценка влияния роста НДС на уровень инфляции в 0,3—2% является некорректной, поскольку привнесение любого мощного стимула в экономическую систему создает дополнительные инфляционные ожидания, что, в итоге, еще сильнее «разгоняет» темпы инфляции.

Кроме того, по мнению специалистов, возросший НДС снизит экономический рост с 1,9% в 2018 году до 1,4% в 2019 году. Ко II кварталу 2019 года темпы развития упадут ниже 1%, рост предпринимательских инвестиций изменится с 3,5 до 3,1%, а реальных зарплат — с 6,3 до 1%.

Правительственные меры по увеличению НДС должны ускорить экономику: до 2% в 2020 году и 3,1% в 2021, а инвестиции в 2020 году вырастут на 7,6%. В период 2021—2024 годов рост ВВП превысит 3%.

А.Г. Силуанов считает повышение ставки большим благом для бизнеса и экономики в целом. Средства, полученные от этого налогового маневра, пойдут не только на такие социальные проекты как медицина и образование, социальная инфраструктура, цифровизация, преференции для бизнеса.

Министр считает, что обновленное качество здравоохранения будет достигнуто уже через 6 лет. Как следствие, снизится смертность от онкологии, заболеваний сердечно-сосудистой системы, именно от них сегодня люди умирают чаще всего. Ив конечном результате министр планирует увеличение общей продолжительности жизни населения.

Высвобожденные ресурсы будут вложены в цифровизацию. Это означает другое качество жизни, например наличие высокоскоростного интернета там, где он необходим — в больницах, или небольших населенных пунктах. Средства пойдут только на те мероприятия, которые должны дать результат, и не будут «проедены», подчеркнул министр.

Результатом роста ставки НДС будет повышение инвестиционной активности в нашу страну, возрастут также и темпы роста ее экономики. Это можно объяснить тем, что дополнительные бюджет-

Таблица 1

Динамика годовой инфляции в РФ за период 2007—2017 гг.

Показатель Направленность политики Банка России

Контроль валютного курса Инфляционное таргетирование

Год 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Уровень инфляции, % 11.87 13.28 8.80 8.78 6.10 6.58 6.45 11.36 12.91 5.38 2.51

Изменение темпа инфляции, % к предыдущему году 32.2 11.8 -33.7 0.2 -30.7 8.2 -1.5 76.1 13.6 -58.3 -53.3

ные средства будут вкладываться именно в инфраструктуру, в частности такие объекты, как дороги и аэропорты. Влияние же на инфляцию министр считает не настолько существенным, однако видит в ее увеличении и определенные минусы. Однако, по его мнению, плюсы от получения дополнительных ресурсов и их более грамотного распределения, значительно перевешивают минусы.

Антон Силуанов пообещал, что льготные ставки для бизнеса по ряду категорий товаров будут сохранены. В частности он назвал такие категории, как продукты питания, медпрепараты; школьная форма, некоторые другие позиции.

Шагом навстречу бизнесу министр назвал отмену налога на движимое имущество, и упрощение компенсации НДС. Это позволит бизнесменам получить сразу 100 млрд руб. оборотных средств уже в следующем году.

При этом министр утверждает, что говорить о разворовывании ресурсов — позиция неправильная. ФНС работает четко, поэтому уйти от уплаты НДС станет невозможным, и именно поэтому правительство и принимает именно такие решения.

Повышение НДС скажется на росте зарплаты и на важных отраслях экономики. Министр предложил вспомнить, что рост цен ранее выражался в двузначных числах. Сейчас же рост цен не коснется тех товаров, ставка НДС по которым, так же как и сейчас останется льготным.

Прогнозы экспертов не так оптимистичны, как позиция министра финансов.

Так в Госдуме уже назвали цифры предполагаемой инфляции. Они могут достичь 12%, что естественно, вовсе не так оптимистично, как предполагает министр финансов.

Александр Калинин, глава «Опоры России», считает, что проблемы от повышения ставки могут возникнуть в строительстве, торговле и машиностроении. Еще до того, как начнут повышаться налоги, цены уж начнут расти: подорожают продукты, весь импорт, услуги ЖКХ.

Роберт Алоян, эксперт консультационного центра «Эшфорд», считает, что поднятие налогов затронет и бизнес, и все группы населения. А непременный разгон инфляции сведет к нулю весь обещанный эффект от повышения пенсий, спровоцирует рост теневой экономики. Сам эффект от

нововведений будет, по мнению эксперта, совсем небольшим.

Алексей Коренев, эксперт ГК «ФИНАМ», считает, что избежать роста цен не удастся. Правительство, говорит, скажем так, не всю правду о том, что цены на социальные товары расти точно не будут, так как основные льготные ставки сохранятся. Во-первых, в условиях свободного рынка невозможно параллельного существования товаров с одинаковым качеством, но разной ценой, стоимость их в этом случае все равно будет выравниваться. Во-вторых, товар потребуется доставлять потребителю и хранить, а НДС на эти услуги будет поднят. То же касается и реализации, а НДС розничных сетей также будет поднят. То есть, введенная дополнительная ставка НДС обязательно коснется всех видов товара. И 2% это вовсе не мало, так как налог будет возвращаться в цену товара еще несколько раз.

Юлия Вымятнина, профессор факультета экономики ЭНЕРПО, считает, что при повышении НДС подорожают и товары, которые сегодня облагаются по льготной десятипроцентной ставке, потому что при их производстве необходимо сырье и услуги, а ставка на них — базовая, а не льготная.

Руководство компании «Русагро», крупного производителя мясных продуктов, полагает, что подорожает любая мясная продукция в целом, в связи с тем, что придется покупать корма по намного более высоким ценам, кроме того подорожают ветеринарные и транспортные услуги. В ответ на высокую цену люди начнут экономить, что приведет к снижению объема продаж. Таким образом, пострадают как производители, так и покупатели.

В компании «Союзмолоко» высказывают аналогичное мнения о подорожании всей линейки продукции. Однако продать все это по более высокой цене окажется невозможно, а снизить ее не удастся из-за роста расходов.

О том, почему ставку решено было повысить на 2%, объяснила вице-премьер Т.А. Голикова. Ранее в правительстве подробно обсуждался другой вариант изменения ставки: 22\22%, то есть планировалось поднять НДС на 4% и также изменить величину страховых взносов тоже до 22%. Но от этого варианта пришлось отказаться, так как такой рост оказал бы намного большее влияние на разгон инфляции, чем принятый вариант. А 2% — это результат на пределе

чувствительности, при переходе через него придется принимать иные решения. Увеличение инфляции, по словам вице-премьера, будет сразу же компенсировано индексациями пенсий. С начала февраля индексация осуществляется на величину фактической инфляции, рассчитанной за прошедший год.

Вносились и другие варианты трансформации существующей налоговой системы: введение прогрессивной шкалы налогообложения, изменения в НДПИ и т.д. Несмотря на все существующие минусы повышения НДС, по оценкам экспертов, данное изменение налогового законодательства является наиболее мягкой мерой с наиболее предсказуемым результатом. Выбор любого другого инструмента — будь то повышение НДФЛ, ужесточение акцизной политики, движение в сторону повышения ставок по имущественным налогам — являются гораздо менее прогнозируемыми и дающими четкий негативный социально-экономический эффект. Возможной альтернативой повышения НДС теоретически мог бы выступить отказ от бюджетного правила, предусматривающий оперативное расходование дополнительных нефтегазовых доходов.

Некоторые эксперты выделяют в рассматриваемой налоговой реформе механизм стимулирования экспорта, особенно значимый в рамках декларированной политики экспортоориентированного импортозамещения и диверсификации экспорта. Однако, следуя подобной логике, можно бесконечно повышать НДС, доводя его до 40% и более процентов — но едва ли подобное «однобокое» экономическое решение выступит реальным стимулом к отказу от экспортно-сырьевой ориентации и переходу к созданию и экспорту товаров высокой степени переработки, обладающих востребованностью и конкурентоспособностью на мировом рынке.

Итак, повышение НДС является решением, имеющим двойственные последствия. С одной стороны, оно позволит увеличить доходы бюджеты, уменьшить бюджетный дефицит и получить средства для выполнения новых майских указов Президента. Кроме того, повышение ставки НДС не было сопряжено с отменой льготной ставки НДС, что должно позволить данной реформе не отразиться на стоимости предметов первой необходимости. Также повышение НДС признается большинством экспертов гораздо более предпочтительной мерой в срав-

нении с другими вариантами трансформации существующей налоговой системы. Представляется, что и достигнутые успехи Банка России в рамках реализации политики таргетирования инфляции делают 2019 год оптимальным временем для претворения в жизнь подобных изменений. При этом существует также определенная надежда на положительное влияние рассматриваемой меры на экспортную деятельность российских производителей.

Минусы же повышения НДС очевидны — повышение инфляции, снижение экономической активности, расширение теневого сектора, деформация рыночного равновесия. Так или иначе, в сложившейся ситуации макроэкономической нестабильности и бюджетного дефицита, россиянам остается лишь смириться с ростом налоговой нагрузки, утешая себя тем, что иные варианты решения проблемы выглядят менее обоснованными с социально-экономических позиций и значительное более болезненными для бизнеса и общества в целом. Дополнительно можно отметить, что общественное недовольство изменением ставки НДС было значительно снижено и даже минимизировано переносом акцентов на экспертные и общественные дискуссии о социально недопустимом, но столь необходимом и, в конечном итоге, принятом повышении пенсионного возраста.

Литература

1. Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».

2. Герц В.Ю. Экономическая сущность, исторические аспекты возникновения и развития НДС // Economics. 2018. № 4 (36).

3. Землякова А.В. Повышение налога на добавленную стоимость // Научный вестник Южного института менеджмента. 2018. № 2 (22).

4. Таучелова М.И., Гасиева З.П. Развитие налогового администрирования на современном этапе // Бухучет в сельском хозяйстве, № 12, 2018.

5. Уровень инфляции в России. URL: https:// russian-inflation.ru/

6. Официальный сайт Федеральной налоговой службы России URL: https://www.nalog.ru/rn15/ related_activities/statistics_and_analytics/forms/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.