Научная статья на тему 'Повышение спортивной квалификации хоккеистов в условиях образовательного процесса в вузе'

Повышение спортивной квалификации хоккеистов в условиях образовательного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
725
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОККЕЙ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ХОККЕЙ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / СОРЕВНОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чичелов Иван Александрович, Михно Леонид Владимирович, Точицкий Андрей Валерьянович

В последние годы на государственном уровне обозначена роль студенческого хоккея в современной системе подготовки хоккейного резерва в Российской Федерации, однако, научно-методические разработки в данной области на современном этапе развития в нашей стране отсутствуют. В данной статье представлены результаты естественного педагогического эксперимента продолжительностью два года, организованного с целью на практике оценить возможность повышения спортивной квалификации студентов, прошедших обучение в ДЮСШ и СДЮШОР по хоккею с шайбой в Российской Федерации, в условиях образовательного процесса в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чичелов Иван Александрович, Михно Леонид Владимирович, Точицкий Андрей Валерьянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing of hockey players sport qualification in terms of educational process at the university

The recent years have designated at the national level the role of the student hockey in the modern system of the hockey reserve training in the Russian Federation. However, the scientific and methodological researches are not available in this area in our country now. This article presents the results of two years natural pedagogical experiment. It was organized for assessing the possibility of increasing the student sports qualification after training in the Youth and Sports Schools of ice hockey in the Russian Federation in the conditions of the educational process at the university.

Текст научной работы на тему «Повышение спортивной квалификации хоккеистов в условиях образовательного процесса в вузе»

Контактная информация: wladmir30@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 30.01.2017

УДК 796.966

ПОВЫШЕНИЕ СПОРТИВНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ХОККЕИСТОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Иван Александрович Чичелов, аспирант, Леонид Владимирович Михно, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой, Андрей Валерьянович Точицкий, кандидат педагогических наук, преподаватель, управляющий директор, ХК «СКА» (Санкт-Петербург), Национальный государственный университет физической культуры спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В последние годы на государственном уровне обозначена роль студенческого хоккея в современной системе подготовки хоккейного резерва в Российской Федерации, однако, научно-методические разработки в данной области на современном этапе развития в нашей стране отсутствуют. В данной статье представлены результаты естественного педагогического эксперимента продолжительностью два года, организованного с целью на практике оценить возможность повышения спортивной квалификации студентов, прошедших обучение в ДЮСШ и СДЮШОР по хоккею с шайбой в Российской Федерации, в условиях образовательного процесса в вузе.

Ключевые слова: хоккей, студенческий хоккей, студенческий спорт, учебно-тренировочный процесс, соревновательная деятельность.

INCREASING OF HOCKEY PLAYERS SPORT QUALIFICATION IN TERMS OF EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY Ivan Alexandrovich Chichelov, the post-graduate student, Leonid Vladimirovich Mikhno, the doctor of pedagogical sciences, professor,

department chairman,

Andrey Valeryanovich Tochitsky, the candidate of pedagogical sciences, teacher, managing

director of HC "SKA" (St. Petersburg), The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The recent years have designated at the national level the role of the student hockey in the modern system of the hockey reserve training in the Russian Federation. However, the scientific and methodological researches are not available in this area in our country now.

This article presents the results of two years natural pedagogical experiment. It was organized for assessing the possibility of increasing the student sports qualification after training in the Youth and Sports Schools of ice hockey in the Russian Federation in the conditions of the educational process at the university.

Keywords: hockey, student hockey, student sport, training process, competitive activity.

ВВЕДЕНИЕ

Об отечественном студенческом хоккее и его проблемах начали говорить ещё в начале восьмидесятых. На тот момент студенческий хоккей в СССР представлял собой важный сегмент в системе подготовки хоккейного резерва СССР. В 1982 году в ежегоднике «Хоккей» была опубликована статья В.И. Старшинова и В.Б. Ясенева «Проблемы студенческого спорта» [1], в которой подробно разбиралось состояние студенческого хоккея в Москве. Проблемы, поднятые в статье, к сожалению, остаются актуальными и в

XXI веке, и не только по отношению к Москве. С распадом СССР студенческий спорт в целом и студенческий хоккей в частности в РФ переживали значительный спад. Только в сезоне 2009/10 гг. происходит возрождение Всероссийской зимней Универсиады, в программу которых был также включен хоккей с шайбой. Соревнования такого уровня не проводились в нашей стране с 1991 года. В следующем году в сезоне 2010/11 гг. возобновляется проведение Финала Чемпионата России по хоккею среди студентов вузов, участие в котором принимали студенческие команды, ставшие победителями федеральных округов РФ. Всероссийская зимняя Универсиада и Финал Чемпионата России среди вузов, каждый из которых проходил раз в два года, позволяли каждый год определять сильнейшую студенческую хоккейную команду России.

3 декабря 2011 года Президент РФ Медведев Д. А. подписал закон (http://www.kremlin.ru/acts/bank/34398) о студенческом спорте, дополняющий перечень субъектов физической культуры и спорта студенческими спортивными объединениями и студенческими лигами. Документ был принят Госдумой 17 ноября и одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года (http://www.kremlin.ru/acts/bank/26631). Данный закон вводил понятие «студенческий спорт» - разновидность спорта, направленная на физическое воспитание и физическое развитие студентов в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования через организацию физкультурно-спортивной работы, подготовку и участие в физкультурных и спортивных мероприятиях, в том числе официальных. Также данный документ вводил понятие «студенческой лиги» - общественной организации, созданной на основе членства и нацеленной на содействие популяризации студенческого спорта и развитию одного или нескольких видов спорта. По мнению авторов, такие изменения в будущем позволили бы централизовать управление студенческим спортом, физкультурой и спортом в целом по стране (http://www.kremlin.ru/acts/bank/26631).

16 июня 2014 года президент Федерации хоккея России Третьяк В.А. в своем интервью озвучил идею введения студенческой хоккейной лиги в хоккейную систему РФ (http://www.sport-express.ru/hockey/reviews/827942/). Менее чем через год 21 мая 2015 года президент Континентальной Хоккейной Лиги (далее - КХЛ) Чернышенко Д.Н. на церемонии закрытия сезона КХЛ объявил о переходе под эгиду КХЛ студенческой лиги (http://www.sport-express.ru/hockey/khl/reviews/878353/).

24 мая 2016 года на основании рекомендаций Министерства спорта РФ учреждена Студенческая хоккейная лига (далее - СХЛ) (http://fhr.ru/main/news/card/?id_4=12157). Соучредителями СХЛ являются Федерация хоккея России и Российский студенческий спортивный союз. Учреждение СХЛ является одним из важных этапов реализации поручений Президента РФ В.В. Путина (Пр-905 от 11.05.2016 г.) (http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/51907) по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта, которое состоялось в Казани 22 апреля 2016 года (http://kremlin.ru/events/president/news/51776).

Следующим этапом реализации поручений Президента РФ В.В. Путина (Пр-905 от 11.05.2016 г.) является внесение изменений в программы развития федеральных университетов, а также в программы развития образовательных организаций высшего образования, реализующих образовательные программы в области физической культуры и спорта, в целях (http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/51907):

1. Развития материально-технической спортивной базы вузов, в том числе создания крытых спортивных объектов с искусственным льдом.

2. Реализации мероприятий по формированию и поддержке студенческих хоккейных команд.

Так завершился подготовительный этап создания новой хоккейной организационной структуры, которая сможет охватить большое количество молодых хоккеистов, которые в силу различных факторов не сумели после окончания ДЮСШ и СДЮШОР по

хоккею с шайбой попасть в молодежный профессиональный спорт. Миссией СХЛ в обозримом будущем должно стать, помимо обеспечения массовости хоккея в стране, создание для молодых игроков условий и возможностей перейти на профессиональный уровень по окончании или во время обучения в высших учебных заведениях, а также получать профессиональные знания в вузах нашей страны. В этой связи новая лига сможет сформировать ещё один важный элемент в системе подготовки хоккейного резерва в РФ.

Студенческий хоккей в России, в первую очередь, интересен для отечественного профессионального хоккейного сообщества тем, что уже существует на практике система студенческих соревнований в масштабах государства, которая успешно выполняет поставленные перед ней задачи. В настоящее время Национальная ассоциация студенческого спорта (НАСС, англ. NCAA), организующая спортивные соревнования в колледжах и университетах США и Канады, с каждым годом передаёт в Национальную хоккейную лигу (НХЛ, англ. NHL) всё больше игроков. Процент игроков в НХЛ, прошедших через студенческий хоккей в США, ежегодно повышался на протяжении последних 15 лет и достиг своего исторического максимума в 31% от общего количества игроков НХЛ в сезоне 2013/14 гг. [3]. В НАСС допуск к учебно-тренировочным занятиям и соревнованиям хоккеистам разрешается только при их полной академической успеваемости. В 2014 году среди всех видов спорта НАСС хоккей с шайбой вышел на первое место по количеству студентов, успешно прошедших весь курс обучения (92,1 %) (http://mhl.khl.ru/news/index.php?ELEMENT_ro=355782). Таким образом, студенческий спорт в Северной Америке успешно справляется как со своей образовательной функцией (71,8% бывших игроков НАСС, выступавших в сезоне 2013/14 гг. в НХЛ, отучились три и более лет в своих учебных заведениях [3]), так и со спортивной, создавая реальную конкуренцию и альтернативу североамериканским профессиональным молодежным хоккейным лигам.

МЕТОДИКА

Для получения объективной информации об изучаемой проблеме использовались следующие методы исследования:

1. Теоретический анализ, обобщение литературных и документальных источников.

2. Естественный педагогический эксперимент.

На основе теоретического анализа и практического опыта в НГУ им. П.Ф. Лесгафта была произведена попытка разработать комплексную педагогическую концепцию повышения спортивной квалификации в условиях образовательного процесса в вузе и экспериментально ее обосновать в условиях естественного педагогического эксперимента на примере игроков хоккейного клуба «Университет Лесгафта», который с сезона 2014/15 гг. в рамках данной концепции является экспериментальной группой [2]. С сезона 2009/10 гг., в котором состоялось возрождение студенческого хоккея в РФ, ХК «Университет Лесгафта» представляет на городских и всероссийских соревнованиях по хоккею НГУ им. П.Ф. Лесгафта.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В сезонах 2014/15 и 2015/16 гг. студентам-хоккеистам в рамках экспериментальной группы был предложен организованный учебно-тренировочный процесс и постоянная соревновательная практика. С учетом имеющейся материально-технической базы НГУ им. П.Ф. Лесгафта участники экспериментальной группы во время и после окончания учебно-тренировочных сборов в УТЦ «Кавголово» принимали участие в медико-биологическом обследовании [2], которое включало в себя: комплексное медицинское обследование (обследование сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма, психофизиологическое обследование) профессорско-преподавательским составом кафедры

физиологии НГУ им. П.Ф. Лесгафта, а также психологическое и социологическое тестирование:

Психофизиологическое обследование включало в себя:

- тестирование на оценку критической частоты световых мельканий (КЧСМ);

- тестирование простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР);

- оценка статической выносливости, максимального мышечного усилия, реакции выбора и теппинг-тест.

Обследование сердечно-сосудистой и дыхательной системы включало в себя:

- измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ);

- измерение максимальной вентиляции легких (МВЛ);

- нагрузочная проба с использованием велоэргометра (показания частоты сердечных сокращений (ЧСС) и оксигемограмма);

- дыхание в покое кислородно-азотной смесью (10% содержание кислорода) (показания содержания кислорода в крови и реакция на нагрузку).

Полученные по результатам комплексного медицинского обследования характеристики сердечно-сосудистой и дыхательной системы по своим параметрам были схожи с характеристиками профессиональных хоккеистов данной возрастной группы, выступающих в профессиональных молодёжных лигах РФ [2].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Предложенная участникам экспериментальной группы нагрузка (рисунок 1) на практике подтвердила теорию о возможном одновременном повышении спортивной квалификации спортсмена без отрыва от образовательного процесса в вузе.

2012/13 2013/14 2014/15 2015/16

□ Тренировки вне льда □ Тренировки на льду □ Товарищеские игры

□ Официальные игры □ Всего

Рисунок 1 - Спортивная занятость хоккеистов-студентов до и во время естественного педагогического эксперимента в сезонах 2012/13, 2013/14, 2014/15, 2015/16 гг.

По окончанию первого экспериментального сезона 2014/15 гг. нападающий ХК «Университет Лесгафта» Ковалевский М.В. (1996 г.р.), являющийся на тот момент студентом 2 курса НГУ им. П.Ф. Лесгафта, после прохождения просмотра и предсезонных сборов подписал контракт с профессиональной молодежной командой «СКА-Карелия», выступающей в Первенстве Молодежной Хоккейной Лиги [2]. По окончанию второго экспериментального сезона 2015/16 гг. уже двое игроков ХК «Университет Лесгафта» смогли перейти на профессиональный уровень. 4 августа 2016 года защитник ХК «Университет Лесгафта» Гущин В.В. (1993 г.р.) подписал профессиональный контракт с ХК «Чебоксары», выступающем в Первенстве Высшей Хоккейной Лиги. 10 августа 2016 года защитник ХК «Университет Лесгафта» Лень Н.О. (1998 г.р.) подписал профессиональный контракт с профессиональной молодежной командой «Белгород», выступающем в Национальной Молодежной Хоккейной Лиге. Данные факты на практике подтверждают правильность и актуальность педагогической концепции, разработанной и реализуемой на кафедре теории и методики хоккея НГУ им. П.Ф. Лесгафта, и говорит о том, что

при рациональной организации образовательного, учебно-тренировочного и образовательного процесса в вузе ХК «Университет Лесгафта» может служить важным переходным этапом между детско-юношеским и молодежным профессиональным спортом без отрыва от образовательного процесса в вузе.

ВЫВОДЫ

1. Современные методики одновременной спортивной и образовательной подготовки студентов-хоккеистов в условиях образовательного процесса в вузах за границей и в Российской Федерации имеют различное значение в системе подготовки хоккейного резерва. В Северной Америке студенческий спорт является одним из двух основных направлений, по которому происходит пополнение профессиональных хоккейных команд молодыми хоккеистами. В то же время в Российской Федерации студенческий спорт только начинает формироваться в единую организационную структуру подготовки молодых хоккеистов.

2. Достаточное финансирование студенческих хоккейных команд и строительство хоккейных ледовых дворцов при вузах позволит студенческим хоккейным командам в ближайшие несколько лет приблизиться по уровню спортивного мастерства и составить конкуренцию профессиональным молодежным хоккейным командам Чемпионата Молодежной Хоккейной Лиги и Национальной Молодежной Хоккейной Лиги, а также полноценно дополнить систему подготовки хоккейного резерва в РФ, охватив при этом значительно большее количество молодых хоккеистов.

3. При грамотном планировании образовательного, учебно-тренировочного и соревновательного процессов в вузе реально эффективное повышение спортивной квалификации студентов-хоккеистов и их дальнейший переход на молодежный профессиональный уровень.

4. Студенческие хоккейные команды при физкультурных университетах Российской Федерации в формате создаваемой всероссийской студенческой хоккейной лиги после определенного комплекса структурно-организационных мероприятий могут стать экспериментальными группами для комплексных научных групп, которые необходимо возрождать в университетах, в которых присутствуют кафедры теории и методики хоккея, по всей территории Российской Федерации. Комплексные научные группы могут в ближайшем будущем стать региональными центрами развития и координации хоккейной науки, что при внедрении полученных ими передовых разработок в программы бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, курсов повышения квалификации и высших школ тренеров по хоккею позволит качественно повысить образовательный уровень хоккейных специалистов из различных регионов Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Старшинов, В.И. Проблемы студенческого хоккея / В.И. Старшинов, В.Б. Ясенев // Хоккей : ежегодник - 1982. - М. : Физкультура и спорт, 1982. - C. 71-73.

2. Чичелов, И.А. Студенческая хоккейная команда как особая социальная группа : выпускная квалификационная работа : защищена 29.04.16 / Чичелов И.А. - СПб., 2016. - 63 с.

3. Ewell, N. NCAA hockey in the Olympic men's tournament / N. Ewell. - College Hockey Inc., 2014. - 15 p.

REFERNCES

1. Starshinov, V.I. and Yasenev, V.B. (1982), "The student hockey problems", Hockey: Ezhegodnik, pp. 71-73.

2. Chichelov, I.A. (2016), Student hockey team as a special social group, graduation qualifying work, Saint Petersburg.

3. Ewell, N. (2014), NCAA hockey in the Olympic men's tournament, College Hockey Inc.

Контактная информация: chichelov_ivan@list.ru

Статья поступила в редакцию 25.01.2017

УДК 796.011

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ОФИЦЕРОВ ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ США (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНОЙ И СПРАВОЧНОЙ ПЕЧАТИ)

Андрей Викторович Широков, помощник главнокомандующего воздушно-космических сил Министерства обороны РФ по физической подготовке, Москва; Олег Алексеевич Савченко, кандидат педагогических наук, доцент, Валерий Александрович Щеголев, доктор педагогических наук, профессор; Иван Владимирович Шукшин, кандидат педагогических наук, доцент, Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского, Санкт-

Петербург

Аннотация

В статье на основе анализа материалов зарубежной печати и отечественных источников излагаются общая характеристика и особенности педагогического процесса физической подготовки будущих офицеров военно-воздушных сил США.

Ключевые слова: будущие офицеры военно-воздушных сил США, характеристика, физическая подготовка.

PHYSICAL TRAINING OF FUTURE OFFICERS OF MILITARY-AIR FORCES OF THE UNITED STATES (BASED ON THE MATERIALS OF FOREIGN AND

REFERENCE PRESS) Andrey Viktorovich Shirokov, the assistant to the commander-in-chief of aerospace forces of

the Ministry of Defense of the Russian Federation on physical training, Moscow; Oleg Ale-kseevich Savchenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Valery Aleksan-drovich Shchegolev, the doctor of pedagogical sciences, professor; Ivan Vladimirovich Shuk-shin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Mozhaisky Military Space Academy, St. Petersburg

Annotation

In the article, based on the analysis of the materials of the foreign and domestic press sources, the authors have outlines the general characteristics of the pedagogical process of physical training of the future officers of military-air forces in the United States.

Keywords: future officers of military-air forces of the USA, characteristics, physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Руководство военно-воздушных сил США обращает самое серьезное внимание на физическое состояние слушателей и курсантов (кадетов) военно-учебных заведений. Это проявляется в организации эффективного процесса обеспечения их физической пригодности к дальнейшей военно-профессиональной деятельности.

Ведущими квалификационными параметрами физической пригодности будущих авиационных специалистов являются следующие:

- физической пригодность, вместе с образовательной и психологической пригодностью является значимым фактором общей боевой готовности военнослужащих к выполнению учебных и боевых задач;

- индивидуальная физическая подготовленность будущего военного специалиста, находится в тесной взаимосвязи с методической и физической подготовленностью командира и всего личного состава курсантского подразделения;

- физкультурно-спортивная активность летного и инженерно-технического состава военно-воздушных сил США является важнейшим условием ориентации их на здоровый образ жизни и профессиональное долголетие [1; 2].

Организация образовательного процесса по физической подготовке в вузах ВВС США осуществляется в соответствии с планами и программами, ориентированными пре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.