Научная статья на тему 'Повышение социальной ответственности сельского бизнеса (на примере Алтайского края)'

Повышение социальной ответственности сельского бизнеса (на примере Алтайского края) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
160
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ БИЗНЕС / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / СЕЛЬСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / RURAL BUSINESS / RURAL TERRITORIES / RURAL DEVELOPMENT / SOCIAL RESPONSIBILITY / STATE PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бугай Ю. А., Акишина М. Л., Фанненштиль А. А.

Корпоративная социальная ответственность предусматривает не только выполнение требований законодательства, но и проявление добровольных инициатив по социальной поддержке и развитию персонала организации, а также финансирование мероприятий по решению вопросов местного значения в местах присутствия организации. Проведенные нами в Алтайском крае исследования показали, что сельские предприниматели реализуют внутреннюю корпоративную социальную ответственность, соблюдая требования по размеру заработной платы, финансируя обеспечение безопасных условий труда и реализацию ряда социальных мер. Проявление внешней корпоративной социальной ответственности сельским бизнесом подтверждается наличием затрат на поддержку социокультурной сферы и социально-инженерной инфраструктуры села. Органы государственной власти и управления на региональном уровне разрабатывают комплекс мер, направленных по повышение социальной ответственности работодателей. Так, в Алтайском крае проводится соответствующий конкурс, на основе которого ведется реестр социально-ответственных и социально-ориентированных работодателей. По состоянию на октябрь 2014 г. наибольший удельный вес в данном реестре занимают организации сферы образования. Для социально-ответственных работодателей предусмотрен ряд организационных и экономических преференций, как на федеральном, так и на муниципальном уровне. В сельской местности ответственность за жизнеобеспечение села несут органы местного самоуправления. Активное добровольное участие сельского бизнеса в решении вопросов местного значения и необходимость поддержки этих инициатив вызывают необходимость правового урегулирования взаимоотношений этих сторон. Нами введено понятие «муниципально-частное партнерство» и разработаны примеры форм его реализации, направленные на взаимовыгодное сотрудничество органов местного самоуправления с сельским бизнесом в целях решения вопросов местного значения поселения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бугай Ю. А., Акишина М. Л., Фанненштиль А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL RESPONSIBILITY OF RURAL BUSINESSES (ILLUSTRATED ALTAY TERRITORY)

Corporate social responsibility involves not only the fulfillment of legal requirements, but also a manifestation of voluntary initiatives for social support and development staff of the organization, as well as financing of measures to address local issues in the field presence of the organization. We carried out in the Altai region studies have shown that rural entrepreneurs are implementing internal corporate social responsibility, respecting the requirements for wages, funding to ensure safe working conditions and the implementation of a number of social measures. External manifestation of corporate social responsibility is confirmed by the presence of rural business support costs and socio-cultural sphere of social and physical infrastructure of the village. Public authorities and management at the regional level are developing a set of measures aimed at improving the social responsibility of employers. Thus, in the Altai region corresponding competition held on the basis of which maintains a register of socially responsible and socially-oriented employers. As of October 2014 the largest share in this registry occupy organization of education. For socially responsible employers provided a number of organizational and economic preferences, both at the federal and municipal level. In rural areas, responsibility for the functioning of the village bears the local authorities. Active voluntary participation of rural businesses in addressing local issues and the need to support these initiatives necessitate legal settlement of relations between these parties. We have introduced the concept of “municipal-private partnership” and developed forms of examples of its implementation, aimed at mutually beneficial cooperation of local governments with rural businesses to address local issues of the settlement.

Текст научной работы на тему «Повышение социальной ответственности сельского бизнеса (на примере Алтайского края)»

Экономика Щ)

УДК 339.13:36(571.15)

ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СЕЛЬСКОГО БИЗНЕСА (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

Ю. А. БУГАЙ,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой, М. Л. АКИШИНА,

кандидат экономических наук, доцент, А. А. ФАННЕНШТИЛЬ,

кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой, Алтайский государственный аграрный университет

(656049, г. Барнаул, пр. Красноармейский, д. 98)

Ключевые слова: сельский бизнес, сельские территории, сельское развитие, социальная ответственность, государственное частное партнерство.

Корпоративная социальная ответственность предусматривает не только выполнение требований законодательства, но и проявление добровольных инициатив по социальной поддержке и развитию персонала организации, а также финансирование мероприятий по решению вопросов местного значения в местах присутствия организации. Проведенные нами в Алтайском крае исследования показали, что сельские предприниматели реализуют внутреннюю корпоративную социальную ответственность, соблюдая требования по размеру заработной платы, финансируя обеспечение безопасных условий труда и реализацию ряда социальных мер. Проявление внешней корпоративной социальной ответственности сельским бизнесом подтверждается наличием затрат на поддержку социокультурной сферы и социально-инженерной инфраструктуры села. Органы государственной власти и управления на региональном уровне разрабатывают комплекс мер, направленных по повышение социальной ответственности работодателей. Так, в Алтайском крае проводится соответствующий конкурс, на основе которого ведется реестр социально-ответственных и социально-ориентированных работодателей. По состоянию на октябрь 2014 г. наибольший удельный вес в данном реестре занимают организации сферы образования. Для социально-ответственных работодателей предусмотрен ряд организационных и экономических преференций, как на федеральном, так и на муниципальном уровне. В сельской местности ответственность за жизнеобеспечение села несут органы местного самоуправления. Активное добровольное участие сельского бизнеса в решении вопросов местного значения и необходимость поддержки этих инициатив вызывают необходимость правового урегулирования взаимоотношений этих сторон. Нами введено понятие «муниципально-частное партнерство» и разработаны примеры форм его реализации, направленные на взаимовыгодное сотрудничество органов местного самоуправления с сельским бизнесом в целях решения вопросов местного значения поселения.

SOCIAL RESPONSIBILITY OF RURAL BUSINESSES (ILLUSTRATED ALTAY TERRITORY)

Y. A. BUGAI,

candidate of economic sciences, associate professor, head of the department, M. L. AKISHINA,

candidate of economic sciences, associate professor, A. A. FANNENSHTIL,

candidate of economic sciences, associate professor, head of the department, Altai State Agricultural University

(98 Krasnoarmeysky Av., 656049, Barnaul)

Keywords: rural business, rural territories, rural development, social responsibility, state private partnership. Corporate social responsibility involves not only the fulfillment of legal requirements, but also a manifestation of voluntary initiatives for social support and development staff of the organization, as well as financing of measures to address local issues in the field presence of the organization. We carried out in the Altai region studies have shown that rural entrepreneurs are implementing internal corporate social responsibility, respecting the requirements for wages, funding to ensure safe working conditions and the implementation of a number of social measures. External manifestation of corporate social responsibility is confirmed by the presence of rural business support costs and socio-cultural sphere of social and physical infrastructure of the village. Public authorities and management at the regional level are developing a set of measures aimed at improving the social responsibility of employers. Thus, in the Altai region corresponding competition held on the basis of which maintains a register of socially responsible and socially-oriented employers. As of October 2014 the largest share in this registry occupy organization of education. For socially responsible employers provided a number of organizational and economic preferences, both at the federal and municipal level. In rural areas, responsibility for the functioning of the village bears the local authorities. Active voluntary participation of rural businesses in addressing local issues and the need to support these initiatives necessitate legal settlement of relations between these parties. We have introduced the concept of "municipal-private partnership" and developed forms of examples of its implementation, aimed at mutually beneficial cooperation of local governments with rural businesses to address local issues of the settlement.

Положительная рецензия представлена Е. И. Роговским, доктором экономических наук, профессором, заведующим кафедрой Алтайского государственного технического университета имени И. И. Ползунова.

Экономика

Цель и методика исследований.

В основе эффективного бизнеса лежит рациональное использование имеющихся ресурсов, прежде всего — трудовой потенциал организаций. Какие бы новейшие технологии и виды оборудования не применяла организация, без высококвалифицированных, заинтересованных, материально и социально удовлетворенных работников они не принесут желаемого эффекта. Очевидно, что сегодня для работодателей выгодно ведение социально-ответственного бизнеса, позволяющего удовлетворить потребности стейкхолдеров (stakeholders — заинтересованные стороны), а организации — повысить свою конкурентоспособность.

Целью исследования является разработка предложений по повышению социальной ответственности сельского бизнеса.

Задачи исследования:

1. Провести анализ корпоративной социальной ответственности сельского бизнеса в Алтайском крае по видам и размерам финансирования.

2. Изучить меры государственной поддержки корпоративной социальной ответственности работодателей на примере Алтайского края.

3. Изучить основы государственно-частного партнерства на примере Алтайского края.

4. Разработать предложения по совершенствованию механизма взаимоотношений между сельским бизнесом и органами местного самоуправления по решению вопросов местного значения сельского поселения.

Объектом исследования выступает корпоративная социальная ответственность сельского бизнеса.

Методы исследования — абстрактно-логический, экспериментальный, анализа, синтеза.

Статья подготовлена по итогам научно-исследовательской работы, выполненной по заказу Минсель-хоза России за счет средств Федерального бюджета, по теме «Анализ практики участия агробизнеса в социальном развитии села и разработка предложений по повышению социальной ответственности бизнеса в регионе (на примере Алтайского края)».

Результаты исследований.

Социальная ответственность или корпоративная социальная ответственность (КСО) — ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение [1].

Ученые, занимающиеся вопросами корпоративной социальной ответственности (Э. М. Коротков, Н. В. Бакша, А. А. Данилюк), по отношению к организации выделяют следующие ее виды:

— внутренняя, включает: меры социальной защиты работников организации; развитие человеческого капитала организации; выявление и учет интересов работников организации при принятии важных управленческих решении; социально ответственная реструктуризация;

— внешняя, предполагает: содействие охране окружающей среды; взаимодействие с местным сообществом и местной властью; спонсорство и корпоративная благотворительность [2].

Для изучения корпоративной социальной ответственности нами в 2014 г. было проведено анкетирование руководителей бизнес структур (сельского

бизнеса), расположенных в глубинных сельских населенных пунктах Алтайского края (расстояние до ближайшего города или крупного районного центра более 100 км). Из общего количества респондентов 85 % составили руководители сельскохозяйственных организаций, 15 % — торговли.

Под сельским бизнесом мы понимаем любой вид предпринимательской деятельности, организованной в сельской местности, вне зависимости от вида экономической деятельности и юридического адреса организации.

Проведенный нами анализ показал, что во всех исследуемых организациях среднемесячная заработная плата составила более 7000 руб. Это свидетельствует о выполнении работодателями регионального соглашения «О размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013-2015 гг.» [3]. Для обеспечения безопасных условий труда респондентами затрачивается ежегодно от 33 до 210 тыс. руб. Размер финансирования данных мероприятий зависит от специфики и размеров производства. Общие затраты на систему мероприятий по развитию, социальной поддержке персонала (без затрат на оплату труда с отчислениями на социальные нужды), составляющих внутреннюю КСО, составили от 350 до 980 руб. в месяц в расчете на одного работника.

Тесная зависимость эффективности бизнеса от состояния социально-инженерной инфраструктуры села, культурно-историческая встроенность бизнеса в социокультурную жизнь села проявляются в осознании бизнесом необходимости добровольного финансирования соответствующих мероприятий по развитию села. Так, общие затраты на поддержку социокультурной сферы и социально-инженерной инфраструктуры села составили от 23 до 100 руб. в месяц на одного работника.

Проведенный нами анализ показал следующую взаимосвязь — чем ниже размер заработной платы, тем выше затраты на реализацию мероприятий, составляющих систему корпоративной социальной ответственности. Полученные данные в очередной раз подтверждают специфику сельского бизнеса. Социальная ответственность организаций, расположенных в городских населенных пунктах, в отличие от сельского бизнеса, в большинстве случаев не выходит за рамки деятельности этих организаций и заключается:

— перед работниками — в выполнении требований по выплате заработной платы (с соблюдением установленных размеров и сроков) и обеспечению им социальных гарантий (в соответствии с федеральными, региональными и локальными нормативными правовыми актами организации);

— перед государством — в выполнении обязательств по своевременным оплате налогов и отчислениям во внебюджетные фонды.

Историческое наследие командно-административной системы управления (советский период), в которой местное самоуправление практически не развивалось и все социальные функции выполнялись селообразующими сельскохозяйственными организациями, передалось современному сельскому бизнесу, который берет на себя решение части вопросов местного значения, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления. Ответственность

Экономика

щ

сельского бизнеса перед своими работниками намного выше, чем у городских предпринимателей, что обусловлено необходимостью удовлетворения социально-бытовых потребностей, выходящих за рамки трудовых взаимоотношений. Это обстоятельство при принятии решения по распределению имеющегося фонда потребления и ставит сельских бизнесменов перед выбором: повысить заработную плату или направить эти деньги на удовлетворение широкого спектра социально-бытовых потребностей своих работников или односельчан.

Общепризнано, что наличие социально ответственных предпринимателей выгодно всем — государству, обществу, самим бизнесменам и их партнерам, работникам. Рассмотрим меры государственной поддержки социально ответственных работодателей на примере Алтайского края. Так, в 2009 г. принято постановление Администрации края «О повышении социальной ответственности работодателей Алтайского края» [4]. В документе четко определены приоритеты — защита интересов работника, как более уязвимого участника трудовых отношений, и государственная поддержка социально ответственного бизнеса. А также установлены критерии оценки социальной ответственности, которые сгруппированы в пять блоков: трудовое законодательство; социальное партнерство; заработная плата; охрана труда; законодательство о налогах и сборах, о пенсионном обеспечении, об обязательном социальном страховании [5]. Следует отметить, что критерии базируются на законодательных нормах Российской Федерации.

Постановление лежит в основе проведения в крае с 2010 г. ежегодного конкурса «Лучший социально ответственный работодатель года», являющегося региональным этапом всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности». Оценка работодателей с 2014 г. проводится по 12 номинациям (в 2010 г. их было только 7), охватывающим различные аспекты регулирования социально-трудовых отношений. Данная работа осуществляется экспертной рабочей группой, созданной из представителей органов исполнительной власти, объединений работодателей и профсоюзов. Подведение итогов конкурса осуществляется краевой трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений [4]. В реестр социально-ответственных и социально-ориентированных работодателей (далее — Реестр) в 2009 г. было включено всего 9 организаций, а в 2014 г. их число достигло 374 [6].

Проведенный нами анализ структуры организаций по видам экономической деятельности, показал, что наибольший удельный вес организаций приходится на сферу образования: дошкольные, средние общеобразовательные, средние профессиональные учреждения и учреждения дополнительного образования детей. Практически все организации, вошедшие тройку лидеров, являются бюджетными. Организации сферы сельского и лесного хозяйства занимают 13 % от общего числа организаций Реестра (рис. 1). Доля организаций каждого из остальных видов экономической деятельности не превысила 4 %.

Рисунок 1

Распределение организаций, вошедших в Реестр социально-ответственных и социально-ориентированных работодателей Алтайского края (по состоянию на октябрь 2014 г.), по видам экономической деятельности, % к итогу [6]

Экономика

щ

Таблица 1

Формы реализации муниципально-частного партнерства

Вопрос местного значения поселения [10] Форма участия органов местного самоуправления Форма участия сельского бизнеса

Обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта Является Заказчиком строительства или реконструкции культурно-спортивных объектов. После завершения работ Заказчик берет построенный (реконструированный) объект в долгосрочную аренду при условии, что подрядчик продолжает обеспечивать его эксплуатацию. Является концедентом, то есть в рамках концессионного соглашения передает право на эксплуатацию объекта. Является стороной инвестиционного контракта (соглашения). Передает в рамках инвестиционного соглашения свой вклад (земля, недостроенный объект и т. д.). Является Подрядчиком строительства или реконструкции культурно-спортивных объектов за счет собственных средств. Сдает объект в аренду Заказчику на срок, позволяющий возместить инвестиции за счет арендных платежей. После окончания оговоренного срока аренды объект, передается Заказчику. Является концессионером, получает право на эксплуатацию объекта и выплачивает конценденту разовые или периодические платежи Является стороной инвестиционного контракта (соглашения). За счет собственных средств достраивает объект. После ввода в эксплуатацию происходит распределение долей собственности согласно вкладам сторон.

Содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения Организация общественных работ с привлечением жителей села, имеющих статус безработных. Организация «субботников» с привлечением школьников и иных жителей села. Привлечение дополнительного государственного финансирования (участие в региональных программах, грантах и т. д.). Очистка автомобильных дорог, скашивание травы с обочин с привлечением собственных рабочей силы и технических средств.

Охрана и сохранение объектов культурного насле-дия(памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения Организация общественных работ с привлечением жителей села, имеющих статус безработных. Организация «субботников» с привлечением школьников и иных жителей села. Привлечение дополнительного государственного финансирования (участие в региональных программах, грантах и т. д.). Оказание спонсорской помощи на приобретение необходимых строительных материалов и инвентаря, ремонтных работ. Предоставление, имеющейся специализированной техники.

Создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания Организация социальных ярмарок на территории поселения. Согласование с сельским бизнесом цен реализации. Участие в социальных ярмарках с минимальной торговой наценкой.

Органы государственной власти и муниципального управления в приоритетном порядке оказывают следующие меры поддержки социально ответственным работодателям: компенсация части банковской процентной ставки по кредитам на реализацию инвестиционных проектов; содействие в получении кредитов на льготных условиях; выделение земельных участков, в том числе установление льготных условий аренды; предоставление в аренду муниципального имущества на льготных условиях и др.

Большой спектр преференций социально ответственным работодателям оказывают органы службы занятости населения Алтайского края. Среди них: предоставление дополнительных информационных услуг по обеспечению потребностей организации в трудовых ресурсах, финансирование мероприятий по подготовке (переподготовке) кадров из числа без-

работных граждан, организация общественных работ безработных граждан в конкретной организации, возмещение затрат на обустройство рабочих мест для инвалидов и другое [7].

Еще одним инструментом, направленным на повышение уровня КСО в Алтайском крае, являются условия участия организаций в конкурсе для заключения соглашений о государственно-частном партнерстве (ГЧП). Государственно-частное партнерство включает в себя ряд форм сотрудничества, позволяющих государству и частному сектору извлекать взаимную выгоду. ГЧП обращается к инновационным методам, применяемым государственным сектором для заключения контракта с частным сектором, использующим свой капитал и управленческий потенциал при реализации проектов в соответствии с установленными временными рамками и бюджетом.

Экономика

Государственный сектор сохраняет ответственность за обеспечение населения этими услугами выгодным для него способом и оказывает позитивное воздействие на экономическое развитие и повышение качества жизни населения [8].

В соответствии с краевым законом «Об участии Алтайского края в государственно-частном партнерстве», одним из предъявляемых к участникам конкурса требований является отсутствие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня и государственные внебюджетные фонды, а также неурегулированной (просроченной) задолженности по заработной плате [9]. Это свидетельствует о том, что к конкурсу допускаются частные партнеры, имеющие показатели социальной ответственности.

В сельской местности ответственность за жизнеобеспечение села несут органы местного самоуправления. Активное добровольное участие сельского бизнеса в решении вопросов местного значения и необходимость поддержки этих инициатив вызывают, на наш взгляд, необходимость правового урегулирования взаимоотношений этих сторон.

Нами вводится понятие муниципально-частное партнерство, под которым мы предлагаем понимать взаимовыгодное сотрудничество органов местного самоуправления с сельским бизнесом в целях решения вопросов местного значения поселения путем заключения и исполнения соглашений о муниципаль-но-частном партнерстве.

Мы выбрали актуальные вопросы местного значения сельского поселения, которые являются приоритетными для современной государственной политики и нашли подтверждение практической реализации при проведенном нами опросе сельского бизнеса в 2014 г. Разработанные нами примеры форм

реализации муниципально-частного партнерства отражены в табл. 1.

Социально-ответственный работодатель должен видеть поддержку со стороны органов местного самоуправления в виде обеспечения ими определенных гарантий. Немаловажным фактором стимулирования сельского бизнеса к повышению уровня социальной ответственности, на наш взгляд, будет являться информирование общественности через СМИ о результатах муниципально-частного партнерства с целью формирования положительного имиджа конкретных представителей сельского бизнеса.

По аналогии с организацией государственно-частного партнерства отбор представителей сельского бизнеса для заключения соглашений о муници-пально-частном партнерстве должен осуществляться на конкурсной основе. Мы считаем, что одним из критериев допуска к участию в конкурсе должен быть уровень социальной ответственности сельского предпринимателя, для оценки которого следует разработать четкие критерии.

Выводы. Рекомендации.

Сельский бизнес начинает становиться социально ответственным, инвестируя собственные средства как на социальную поддержку и развитие своих работников, так и на развитие села. Повышению уровня социальной ответственности работодателей способствуют применяемые региональными органами власти и управления, стимулирующие меры государственной поддержки. Привлечение сельского бизнеса к решению вопросов местного значения на условиях муни-ципально-частного партнерства будет способствовать более качественному их решению, поступлению дополнительного финансирования на выполнение муниципального заказа, созданию дополнительных рабочих мест, повышению качества жизни в селе.

Литература

1. Руководство по социальной ответственности : нац. стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 26000-2012. [Электронный ресурс]. URL : https://www.standartgost.ru.

2. Бакша Н. В., Данилюк А. А. Корпоративная социальная ответственность : учеб. пособие. Тюмень : Изд-во Тюменского государственного университета, 2012. 292 с.

3. О размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013-2015 гг. : региональное соглашение № 17-111-05. [Электронный ресурс]. URL : http://www.rg.ru.

4. Бушмин И. А. Охрана труда, как стратегический вектор развития социальной ответственности в регионе. Барнаул, 2011. 240 с.

5. Брыкин В. Н. Социальная экспертиза — уникальный инструмент. [Электронный ресурс]. URL : http://www.trud22. ru/programi.

6. Реестр социально ответственных и социально ориентированных работодателей Алтайского края. [Электронный ресурс]. URL : http://www.trud22.ru.

7. Чупина Т. В. Соглашения о стратегическом партнерстве на рынке труда — действенный механизм достижения критериев социальной ответственности. [Электронный ресурс]. URL : http://www.trud22.ru/programi.

8. Государственно-частное партнерство. [Электронный ресурс]. URL : http://www.economy.gov.ru.

9. Об участии Алтайского края в государственно-частном партнерстве : закон Алтайского края от 11 мая 2011 г. № 55-ЗС. [Электронный ресурс]. URL : http://www.economy.gov.ru.

10. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : фед. закон от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 // Российская газета. 2003. 8 октября.

References

1. Guide to social responsibility : National Standard of the Russian Federation StSt P ISO 26000-2012. [Electronic resource]. URL : https://www.standartgost.ru.

2. Baksha N. V., Danilyuk A. A. Corporate social responsibility : manual. Tyumen : Publishing house of the Tyumen State University, 2012. 292 p.

3. About the size of minimum wage in Altai Region for 2013-2015 : regional agreement № 17-11-1-05. [Electronic resource]. URL : http://www.rg.ru.

4. Bushman I. A. Labor protection as a strategic vector of development of social responsibility in the region. Barnaul, 2011. 240 p.

333^»- Аграрный вестник Урала № 2 (132), 2015 г. - < JJJf^l

Экономика

щ

5. Brykin V. N. Social examination — the unique tool. [Electronic resource]. URL : http://www.trud22.ru/programi.

6. Register of socially responsible and socially oriented employers of Altai Region. [Electronic resource]. URL : http://www. trud22.ru.

7. Chupina T. V Agreements on strategic partnership in labor market — the effective mechanism of achievement of criteria of social responsibility. [Electronic resource]. URL : http://www.trud22.ru/programi.

8. Public-private partnership. [Electronic resource]. uRl : http://www.economy.gov.ru.

9. About participation of Altai Region in public-private partnership : the law of Altai Region of May 11, 2011, N° 55-ZS. [Electronic resource]. URL : http://www.economy.gov.ru.

10. About the general principles of the organization of local government in the Russian Federation : Federal Law of 06.10.2003 № 131-FZ // Russian newspaper. 2003. October 8.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.