Научная статья на тему 'Повышение социальной направленности налогообложения доходов от трудовой деятельности как вектор развития российской налоговой системы'

Повышение социальной направленности налогообложения доходов от трудовой деятельности как вектор развития российской налоговой системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Налог на доходы физических лиц / Трудовые отношения / регулирование налогообложения трудовых доходов / individual income tax / labor relations / regulation of taxation of income from employment

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жверанцева Мария Сергеевна

Исследуется существующий порядок налогообложения доходов физических лиц от трудовой деятельности. Предлагаются пути совершенствования государственного регулирования в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The current taxation of personal income from employment is studied. The ways of improvement of state regulation in this sphere are suggested.

Текст научной работы на тему «Повышение социальной направленности налогообложения доходов от трудовой деятельности как вектор развития российской налоговой системы»

нимизации размера государственного долга и расходов на его обслуживание, что свидетельствует об экономически безопасном уровне долговой нагрузки на бюджет и эффективности проводимой государством долговой политики.

Библиографический список

1. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: учеб. пособие для вузов. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 2007.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ в ред. от 6 апр. 2011 г. № 68-ФЗ. URL: http://base.garant.m/12112604/16/#20014

3. Брайчева Т.В. Государственные финансы. СПб., 2001.

M.S. Zhverantseva

Improving the Social Orientation

of Taxation of Income

from Employment as a Vector

of Russia's Tax System

Development

The current taxation of personal income from employment is studied. The ways of improvement of state regulation in this sphere are suggested.

Key words and word-combinations: individual income tax, labor relations, regulation of taxation of income from employment.

Исследуется существующий порядок налогообложения доходов физических лиц от трудовой деятельности. Предлагаются пути совершенствования государственного регулирования в этой области.

Ключевые слова и словосочетания: налог на доходы физических лиц, трудовые отношения, регулирование налогообложения трудовых доходов.

УДК 336.0/.5(470) ББК 65.261.4(2Рос)

М.С. Жверанцева

ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ

ОТ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ВЕКТОР РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

^Доходы от трудовой деятельности -наиболее распространенная категория доходов, и их налогообложение затрагивает интересы каждого гражданина в частности и страны в целом. Физические лица, получая заработную плату и другие виды доходов от работодателя, становятся плательщиками налога на доходы физических лиц.

Многие исследователи считают существующую систему налогообложения доходов от трудовой деятельности несправедливой. Прежде всего это касается применения пропорционального обложения, то есть неизменных в процентном отношении налоговых ставок, не зависящих от величины получаемого дохода. Несправедливость налогообло-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 161

жения доходов от трудовой деятельности также связана с несоблюдением нормативного требования обложения, суть которого состоит в вычитании из налогооблагаемого дохода расходов на жизнеобеспечение, включающих в себя необлагаемый минимум доходов, расходы на содержание материально зависимых от плательщика членов семьи и т.п. [1, с. 420].

В теории налогов справедливость налогообложения рассматривается в вертикальном и горизонтальном аспектах. Исходя из принципа справедливости в вертикальном аспекте, налоги должны взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного налогоплательщика. Иначе говоря, с повышением дохода должна увеличиваться и налоговая ставка. Справедливость «по горизонтали» предполагает, что налогоплательщики, находящиеся в равном положении, должны рассматриваться налоговым законодательством одинаково. Так как прогрессивные ставки делают распределение доходов после вычета налогов более равномерным по сравнению с их величиной до вычета, то прогрессивное налогообложение более справедливо, поскольку обеспечивает большее равенство плательщиков [2].

Прогрессивная шкала подоходного налога существовала в России в 19922000 гг., а с 2001 г. применяется пропорциональная ставка («плоская» шкала), что в условиях резкого неравенства в распределении доходов в стране между различными категориями граждан противоречит налоговой теории и расходится с практикой большинства развитых стран мира. Отказ от применения прогрессивной шкалы ставок налога был вызван в основном желанием укрепить дисциплину налогоплательщиков, навести порядок в сфере налогообложения, сформировать у граждан стремление честно относиться к выполнению гражданского долга и тем самым сократить масштабы уклонения от налогов. Трудоспособные граждане должны были понять, что налоги платить выгодно.

Считалось, что высокие прогрессивные налоговые ставки способствуют развитию и распространению разных схем уклонения от налогов и применение «плоской» шкалы налогообложения устранит основные стимулы к действиям такого рода. В хозяйственной практике этот тезис не нашел подтверждения. По-прежнему применяют схемы «ухода» от налогов, поскольку стимулы уклонения от обложения заработной платы имелись и имеются скорее у работодателей, чем у самих работников.

За прошедшее десятилетие российская экономика прошла определенный путь развития, изменился и менталитет граждан, и правовое поле, в котором действуют налогоплательщики. Сегодня уже стоит подумать о том, как безболезненно для государства и для налогоплательщиков вернуться к прогрессивной системе налогообложения, как использовать налог на доходы физических лиц в качестве полноценного инструмента развития социально-трудовых отношений в России.

Вероятно, на этом пути предстоит столкнуться с рядом проблем, главной из которых является недостаточная социальная направленность налога на доходы физических лиц.

Исходя из мирового опыта, можно выделить несколько критериев социальной направленности: обязательный необлагаемый налогом минимум, систему налоговых вычетов, систему налоговых льгот. Обратимся к российской действительности.

162 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

О налоговых льготах написано уже немало. Повсеместную их замену денежными компенсациями сами льготники и представители власти оценивают неоднозначно. Но всем ясно, что данная замена ярко выраженной социальной направленности не имеет. Что касается первой из названных составляющих -необлагаемого налогом минимума, то, вопреки международной практике, такое понятие в российском законодательстве вообще отсутствует, а вот налоговые вычеты существуют и являются некоторым аналогом.

Налоговым кодексом РФ установлено четыре вида налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные, причем первые три из них напрямую связаны с доходами от трудовой деятельности.

Наиболее известен стандартный вычет из заработной платы физического лица в размере 400 рублей за каждый месяц налогового периода, причем указанный вычет действует лишь до того месяца в году, в котором доход налогоплательщика превысит 40 000 рублей. В большинстве развитых стран необлагаемый налогом минимум приравнивается, а иногда даже превышает прожиточный минимум. И это вполне естественно - так как государство, само определяя ту минимальную сумму, на которую может прожить его гражданин, не вправе облагать ее налогом, то есть уменьшать эту сумму. Однако в российском случае речь идет именно о «слабом» аналоге зарубежного обязательного необлагаемого минимума, а не о надежном механизме, обладающем высоким социальным эффектом.

Практически то же самое можно сказать и о личных стандартных вычетах Героям СССР и РФ, ветеранам войн, инвалидам I и II групп, а также другим категориям налогоплательщиков, которым вместо личного вычета предоставляется ежемесячный «ветеранский» вычет в 500 рублей. Наконец, можно вспомнить про пострадавших в радиационных катастрофах, которым положен вычет в 3000 рублей. Все эти вычеты действуют независимо от годового дохода налогоплательщика. Но можно ли назвать их сколь-либо социально значимыми? Да -если привести перечень тех категорий граждан, которым эти вычеты предоставляются. Действительно, к ним отнесены физические лица, нуждающиеся в поддержке государства, то есть социально незащищенные слои населения.

Но если провести простейшие арифметические расчеты, легко увидеть, что реальная экономия указанных категорий граждан от предоставленных им вычетов составляет 65 и 390 рублей в месяц соответственно. Законодательно установлено, что любые виды вычетов по налогу на доходы физических лиц предоставляются только по тем видам доходов, которые облагаются по основной ставке - 13%, то есть в основном по доходам, связанным с трудовой деятельностью. И здесь выявляется новая проблема: значительное большинство налогоплательщиков, имеющих право на стандартные вычеты в размере 3000 и 500 рублей в месяц, в силу своего возраста или состояния здоровья получают доходы в виде государственных пенсий, пособий и различных компенсационных выплат. Они физически не могут работать, а значит, и не в состоянии воспользоваться вычетом, так как не получают зарплату.

Первым шагом на пути к повышению социальной направленности налога на доходы физических лиц должно быть установление необлагаемого налогом

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 163

минимума, максимально приближенного к прожиточному. Причем для достижения большей справедливости такой минимум должен носить универсальный характер, то есть предоставляться всем налогоплательщикам, получающим доходы от трудовой деятельности по одному месту работы.

Более важным и значимым инструментом можно считать социальные и имущественные вычеты на некоторые расходы граждан. Социальные налоговые вычеты НДФЛ применяются в отношении ряда целевых денежных расходов налогоплательщиков, а именно: средств, затраченных на благотворительность, обучение, лечение, негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование. Общая сумма социальных налоговых вычетов не может превышать 120 000 рублей за налоговый период.

Имущественный вычет при строительстве или приобретении жилья, а также земельных участков является самым популярным вычетом у физических лиц. Объясняется это тем, что он направлен на стимулирование граждан к улучшению своих жилищных условий. Такой вычет, без учета некоторых особенностей его предоставления, не может превышать 2 000 000 рублей и предоставляется налогоплательщику один раз в жизни.

Несмотря на видимые выгоды, которые можно извлечь от реализации своего права на тот или иной социальный или имущественный вычет, во многих случаях возникают некоторые препятствия, связанные с их применением. Во-первых, многие из тех граждан, для которых и должны быть предоставлены подобные льготы, не могут позволить себе платные медицинские услуги или получение образования на коммерческой основе, не говоря уж о покупке квартиры. То есть выгоды от применения социального или имущественного вычета могут получить скорее более обеспеченные слои населения.

Во-вторых, повсеместной проблемой остаются так называемые «серые» зарплаты или зарплаты в «конвертах». Суммы, выдаваемые многими коммерческими организациями своим работникам по зарплатным ведомостям, в несколько, а иногда и в десятки раз ниже реально получаемых ими доходов вне учета. А так как применение социального или имущественного вычета предполагает не что иное, как возврат уплаченных во время налогового периода сумм НДФЛ, то возникает ситуация, когда и возвращать-то фактически нечего: зарплата минимальная - налог соответствующий.

В-третьих, небезызвестен факт, что далеко не все налогоплательщики, имеющие возможность получить социальные или имущественные вычеты, реализуют это право. Зачастую это связано с недоверием государству («никогда оно ничего нам не вернет») либо с низкой налоговой грамотностью населения в России -часть граждан просто не знает о возможности и процедуре получения данных денежных сумм.

В этой ситуации совершенствование механизма предоставления социальных и имущественных вычетов может стать реальным шагом на пути устранения сразу целого ряда проблем: повышения социальной роли вычетов, выведения зарплаты из тени и повышения налоговой культуры населения.

Наиболее простым и очевидным способом решения проблем является подробное и доступное разъяснение налогоплательщикам - физическим лицам -

164 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

их прав и обязанностей. Для этого уже в школьной программе следовало бы предусмотреть «налоговые дисциплины». Разделы, посвященные налогам и налогообложению в программах экономических дисциплин в средних общеобразовательных учреждениях, сегодня содержат лишь самые общие, теоретические сведения о сущности налогов без какой-либо их привязки к практике.

Отдельным направлением формирования высокого уровня налоговой культуры необходимо выделить широкомасштабное использование сети Интернет. В зарубежных странах существенная доля информирования и консультирования налогоплательщиков осуществляется через телекоммуникационные каналы связи. Так, в Великобритании можно отметить повсеместное использование возможностей сети Интернет для проведения рекламных и обучающих акций, консультаций по вопросам налогообложения, рассылки уведомлений и предупреждений, что дает впечатляющие результаты по быстроте обмена информацией, экономичности и удобству для обеих сторон налоговых правоотношений.

Принимая во внимание зарубежный опыт, в России целесообразно внедрение в налоговую систему принципа всеобщности подачи налоговых деклараций физическими лицами вне зависимости от наличия у них каких-либо налоговых обязательств перед государством. Несомненно, такой шаг вызовет ряд трудностей, связанных прежде всего с увеличением объема работы налоговых органов и недовольством со стороны налогоплательщиков. Но с учетом совершенствования технологий отбора деклараций для проверок, повышения налоговой грамотности населения и повсеместного применения информационных технологий отрицательный эффект можно значительно уменьшить.

Всеобщность деклараций позволит значительно сократить масштабы уклонения от уплаты НДФЛ. Ведь в данном случае плательщику, чтобы скрыть свои необложенные налогом доходы, придется подать декларацию с заведомо ложными данными, что, несомненно, психологически сделать сложно. Законопослушному гражданину гораздо легче промолчать, чем предоставить государственным органам искаженную информацию. Речь идет не только о доходах от трудовой деятельности, но и о таких дополнительно получаемых суммах, как доходы от сдачи имущества в аренду, вознаграждения, получаемые от работы по найму без заключения договора и тому подобное. Кроме того, всеобщее декларирование доходов расширит круг граждан, предъявляющих свое право на получение социальных и имущественны« вычетов. Для них, подавая в обязательном порядке декларацию о доходах, достаточно логично одновременно реализовать свои права на соответствующие льготы.

Конечно, осуществить такой переход быстро невозможно. Этот шаг потребует серьезной подготовительной работы. В частности, для упрощения процедуры декларирования можно предложить введение нескольких форм деклараций в зависимости от декларируемых доходов и категорий налогоплательщиков. Например, лицо, не имеющее дополнительных налоговых обязательств перед государством за отчетный период, будет подавать декларацию по максимально упрощенной форме. Отдельные формы деклараций целесообразно ввести для граждан, желающих получить социальные и (или) имущественные вычеты. Следующим шагом может стать введение уже долгое время обсуждаемой в России

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 165

«семейной» декларации. Возможность подачи «семейной» декларации (а также, например, декларации с учетом статуса главы домохозяйства, одинокого, пожилого налогоплательщика, «пережившего» супруга), то есть дифференциация налогоплательщиков по различным социальным признакам, может значительно успешнее реализовать принцип справедливости налоговой системы [3].

Пропорциональные ставки налога и существующие налоговые вычеты в России, по нашему мнению, не соответствуют стандартам обложения доходов, принятым в развитых странах. Обновленный подход к налогообложению доходов наемных работников, при котором у менее обеспеченных и социально незащищенных физических лиц изымался пониженный налог, позволил бы облегчить их налоговое бремя, а также увеличить налоговые поступления в бюджет от повышенного прогрессивного налогообложения высоких доходов, обеспечивая, таким образом, большую социальную справедливость в налогообложении. Установление необлагаемого налогом минимума, равного прожиточному, дифференциация налогоплательщиков по различным социальным признакам и качественное и своевременное информирование налогоплательщиков о налоговых льготах будут способствовать повышению социальной направленности налогообложения доходов от трудовой деятельности и решению социальных проблем в обществе.

Библиографический список

1. Майбуров И.А., Соколовская A.M. Теория налогообложения. М., 2011.

2. Миляков Н.В. Налоговое право. URL: fictionbook.ru/author/nikolayi_viktorovich_milyakov/ nalogovoe_pravo/read_online.html?page=5

3. Муховиков М.В. Совершенствование регулирования подоходного налогообложения наемных работников в контексте социальной политики государства: автореф. дис____канд. экон. наук.

М., 2008.

Yu.A. Borshcheva Investments in the Personnel Training in the Structure of the Human Capital: Theoretical Aspect

The significance of education in the structure of human capital is shown. The issue of investments in personnel training is studied.

Key words and word-combinations: investments in human capital, investments in training, individual cost of a worker.

Показано значение образования в структуре человеческого капитала. Исследована проблема инвестиций в обучение персонала.

Ключевые слова и словосочетания: инвестиции в человеческий капитал, инвестиции в обучение, индивидуальная стоимость работника.

УДК 331.108:658.310.9 ББК 60.823.3+65.291.6

Ю.А. Борщева

ИНВЕСТИЦИИ В ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА В СТРУКТУРЕ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

1И нвестиции в человеческий капитал считаются неотъемлемым элементом успешного развития предприятия. В современной

166 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.