Научная статья на тему 'Повышение саморегуляции волевой сферы студентов как фактор эффективности профессиональной подготовки'

Повышение саморегуляции волевой сферы студентов как фактор эффективности профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
207
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
саморегуляция / волевая сфера / студенты / эффективность / формирующий эксперимент / self-regulation / volitional sphere / students / efficiency / formative experiment

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — О Б. Полякова

Актуальность. Саморегуляция волевой сферы — одно из важных качеств студентов, способствующих эффективности их профессиональной подготовки. Разработка практических технологий по систематическому повышению таких компонентов саморегуляции, как волевая организация личности, гибкость, планирование, а также методик по развитию волевого потенциала личности и её ценностно-смысловой организации, востребована образовательной средой, поскольку способствует не только повышению академической успеваемости, но и личностному и профессиональному росту студентов. Цель — определить специфику повышения саморегуляции волевой сферы студентов по результатам психолого-педагогического формирующего эксперимента. Выборка. Выборку составили 120 студентов факультета психологии Российского государственного социального университета (60 студентов — экспериментальная и 60 студентов — контрольная группа). Методы. Исследование включало диагностический, статистическо-математический и экспериментальный (формирующий) этапы. Использовались опросники Т.В. Орловой — на определение волевого потенциала личности, В.И. Моросановой — на выявление стиля саморегуляции поведения и М.С. Гуткина, Г.Ф. Михайльченко и А.В. Прудило — на описание особенностей волевой организации личности. С экспериментальной группой проводился разработанный курс занятий, направленный на повышение саморегуляции волевой сферы студентов (10 онлайн-встреч по 1,5 часа). Для обработки данных применялись критерий корреляции К. Пирсона, таблица Чеддока, U-критерий Манна–Уитни. Результаты. Выявлены основные особенности составляющих саморегуляции волевой сферы студентов: уровень выше среднего по показателям гибкости, планирования и ценностно-смысловой организации личности; средний уровень по показателям волевого потенциала личности, волевой организации личности, настойчивости, организации деятельности, оценивания результатов, самостоятельности, общей саморегуляции; уровень ниже среднего по показателям моделирования, программирования, решительности и самообладания. Установлена значимая связь между гибкостью, планированием, ценностносмысловой организацией личности и академической успеваемостью, волевой организацией личности, волевым потенциалом личности, стилевой саморегуляцией. Сравнительный анализ результатов психолого-педагогического формирующего эксперимента (уровень значимости различий: р < 0,05) показал, что в контрольной группе студентов значимые изменения отсутствуют, тогда как в экспериментальной группе курс занятий по специально разработанной программе способствовал повышению показателей академической успеваемости, волевой организации личности, гибкости, организации деятельности, самообладания, самостоятельности. Заключение. Акцентировано внимание на необходимости психопрофилактики и психокоррекции саморегуляции волевой сферы студентов с применением метода профессиональной пробы, упражнений и игр профориентационной тематики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing self-regulation of students’ volitional sphere as a factor of professional training effectiveness

Background. Self-regulation of the volitional sphere is one of the important students’ abilities contributing to the effectiveness of their professional training. Designing practical technologies for the systematic improvement of such components of self-regulation as the individual’s volitional organization, flexibility, planning, as well as development of the volitional potential and its value-semantic organization, is in demand by the educational environment, since it contributes not only to improving academic performance, but also to personal and professional growth of students. Objective. The study was aimed to determine the specifics of increasing the studentsvolitional sphere self-regulation based on the results of a psychological and pedagogical formative experiment. Sample. The sample consisted of 120 students of the Faculty of Psychology at the Russian State Social University (60 students in the experimental group and 60 students in the control group). Methods. The study included diagnostic, statistical-mathematical and experimental (formative) stages. The study implemented three questionnaires: by T.V. Orlova — to determine the individual’s volitional potential; by V.I. Morosanova — to identify the style of self-regulation of behavior; by M.S. Gutkin, G.F. Mikhailchenko and A.V. Prudilo — to describe the features of the volitional organization of personality. The experimental group underwent the course of classes according to a specially designed program for increasing self-regulation of the volitional sphere (10 online meetings for 1.5 hours). Data processing included the K. Pearson correlation test, the Chaddock table, and the Mann–Whitney U-test. Results. The study revealed the main features of the studentsvolitional sphere self-regulation: above the average level of flexibility, planning and value-semantic organization of personality; the average level in terms of the volitional potential and organization, perseverance, results evaluation, independence, general self-regulation; below average level of modeling, programming, determination, and composure. A significant relationship has been established between the students’ flexibility, planning, value-semantic organization and academic performance, volitional organization, volitional potential, and self-regulation. A comparative analysis of the results of the psychological and pedagogical formative experiment (significance level of differences: p < 0.05) showed that there were no significant changes in the control group of students, while in the experimental group an increase was fixed in the indicators of academic performance, volitional organization of personality, flexibility, organization of activities, self-control, and independence. Conclusion. Attention is focused on the need for prophylaxis and correction of the studentsvolitional sphere self-regulation by means of professional testing, special exercises and career-guidance games.

Текст научной работы на тему «Повышение саморегуляции волевой сферы студентов как фактор эффективности профессиональной подготовки»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ • 2022 • Том 15 • № 2

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Научная статья УДК 159.947

doi:

повышение саморегуляции волевой сферы студентов как фактор эффективности профессиональной подготовки

О.Б. Полякова

Российский государственный социальный университет, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2581-5516

Актуальность. Саморегуляция волевой сферы — одно из важных качеств студентов, способствующих эффективности их профессиональной подготовки. Разработка практических технологий по систематическому повышению таких компонентов саморегуляции, как волевая организация личности, гибкость, планирование, а также методик по развитию волевого потенциала личности и её ценностно-смысловой организации, востребована образовательной средой, поскольку способствует не только повышению академической успеваемости, но и личностному и профессиональному росту студентов.

Цель — определить специфику повышения саморегуляции волевой сферы студентов по результатам психолого-педагогического формирующего эксперимента.

Выборка. Выборку составили 120 студентов факультета психологии Российского государственного социального университета (60 студентов — экспериментальная и 60 студентов — контрольная группа).

Методы. Исследование включало диагностический, статистическо-математиче-ский и экспериментальный (формирующий) этапы. Использовались опросники Т.В. Орловой — на определение волевого потенциала личности, В.И. Моросановой — на выявление стиля саморегуляции поведения и М.С. Гуткина, Г.Ф. Михайльченко и А.В. Прудило — на описание особенностей волевой организации личности. С экспериментальной группой проводился разработанный курс занятий, направленный на повышение саморегуляции волевой сферы студентов (10 онлайн-встреч по 1,5 часа). Для обработки данных применялись критерий корреляции К. Пирсона, таблица Чеддока, U-критерий Манна-Уитни.

Результаты. Выявлены основные особенности составляющих саморегуляции волевой сферы студентов: уровень выше среднего по показателям гибкости, планирования и ценностно-смысловой организации личности; средний уровень по показателям волевого потенциала личности, волевой организации личности, настойчивости, организации деятельности, оценивания результатов, самостоятельности, общей саморегуляции; уровень ниже среднего по показателям моделирования, программирования, решительности и самообладания.

Установлена значимая связь между гибкостью, планированием, ценностно-смысловой организацией личности и академической успеваемостью, волевой организацией личности, волевым потенциалом личности, стилевой саморегуляцией.

Сравнительный анализ результатов психолого-педагогического формирующего эксперимента (уровень значимости различий: р < 0,05) показал, что в контрольной группе студентов значимые изменения отсутствуют, тогда как в экспериментальной группе курс занятий по специально разработанной программе способствовал повышению показателей академической успеваемости, волевой организации личности, гибкости, организации деятельности, самообладания, самостоятельности.

Заключение. Акцентировано внимание на необходимости психопрофилактики и психокоррекции саморегуляции волевой сферы студентов с применением метода профессиональной пробы, упражнений и игр профориентационной тематики.

Ключевые слова: саморегуляция, волевая сфера, студенты, эффективность, формирующий эксперимент.

Благодарность. Автор благодарит студентов за участие в исследовании.

Для цитирования: Полякова О.Б. Повышение саморегуляции волевой сферы студентов как фактор эффективности профессиональной подготовки // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. № 2 (15). С. 93-109.

PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY

Scientific Article doi:

INCREASING SELF-REGULATION OF STUDENTS' VOLITIONAL SPHERE AS A FACTOR OF PROFESSIONAL TRAINING EFFEcTIvENESS

Olga B. Polyakova

Russian State Social University, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2581-5516

Background. Self-regulation of the volitional sphere is one of the important students' abilities contributing to the effectiveness of their professional training. Designing practical technologies for the systematic improvement of such components of self-regulation as the individual's volitional organization, flexibility, planning, as well as development of the volitional potential and its value-semantic organization, is in demand by the educational environment, since it contributes not only to improving academic performance, but also to personal and professional growth of students.

Objective. The study was aimed to determine the specifics of increasing the students' volitional sphere self-regulation based on the results of a psychological and pedagogical formative experiment.

Sample. The sample consisted of 120 students of the Faculty of Psychology at the Russian State Social University (60 students in the experimental group and 60 students in the control group).

Methods. The study included diagnostic, statistical-mathematical and experimental (formative) stages. The study implemented three questionnaires: by T.V. Orlova — to de-

termine the individual's volitional potential; by V.I. Morosanova — to identify the style of self-regulation of behavior; by M.S. Gutkin, G.F. Mikhailchenko and A.V. Prudilo — to describe the features of the volitional organization of personality. The experimental group underwent the course of classes according to a specially designed program for increasing self-regulation of the volitional sphere (10 online meetings for 1.5 hours). Data processing included the K. Pearson correlation test, the Chaddock table, and the Mann-Whitney U-test.

Results. The study revealed the main features of the students' volitional sphere self-regulation: above the average level of flexibility, planning and value-semantic organization of personality; the average level in terms of the volitional potential and organization, perseverance, results evaluation, independence, general self-regulation; below average level of modeling, programming, determination, and composure.

A significant relationship has been established between the students' flexibility, planning, value-semantic organization and academic performance, volitional organization, volitional potential, and self-regulation.

A comparative analysis of the results of the psychological and pedagogical formative experiment (significance level of differences: p < 0.05) showed that there were no significant changes in the control group of students, while in the experimental group an increase was fixed in the indicators of academic performance, volitional organization of personality, flexibility, organization of activities, self-control, and independence.

Conclusion. Attention is focused on the need for prophylaxis and correction of the students' volitional sphere self-regulation by means of professional testing, special exercises and career-guidance games.

Keywords: self-regulation, volitional sphere, students, efficiency, formative experiment.

Acknowledgement. The author thanks the students for participating in the study.

For citation: Polyakova, O.B. (2022). Increasing self-regulation of the volitional sphere of students as a factor in the effectiveness of professional training. Teoreticheskaya i eksperi-mental'naya psykhologiya (Theoretical and experimental psychology), 2 (15), 93-109. doi:

Введение

Одним из важных учебно-профессиональных качеств студентов является саморегуляция волевой сферы (СРВС) как фактор эффективности профессиональной подготовки, как проявление активности, нацеленной на организационную и управленческую составляющую учебно-профессионального образования, на получение знаний учебно-профессионального характера, навыков и умений профессиональной подготовки и будущей профессиональной деятельности.

Повышение СРВС будущих и работающих специалистов способствует нивелированию симптомов депрессии (Elshansky et al., 2018) и психосома-тизации (Полякова, Бонкало, 2020; Polyakova, Bonkalo, 2021); повышению учебно-профессиональной и профессиональной мотивации (Sokolovskaya et al., 2020); поддержанию психологического благополучия (Polyakova, Petrova, Mironova, 2018); предупреждению возникновения предпосылок деформаций профессионального характера (Jafar Zade et al., 2019); преодолению психо-

логических барьеров (Гарданова, Манина, 2021), трудностей психической саморегуляции (Бызова, Ловягина, Перикова, 2019) и трудных жизненных ситуаций (Перикова, Бызова, Ловягина, 2019); развитию саморегуляции в учебно-профессиональной деятельности (Соловьева, Солдатова, 2021); снижению эмоционального истощения (Бонкало, Полякова, 2020; Bonkalo, Polyakova, 2020) и физиологического стресса (Полякова, Бонкало, 2021); укреплению адаптивного совладающего поведения (Польченко, Соколовский, 2019); упрочению саморегуляции общественной активности (Нархов и др., 2021) и стрессоустойчивости (Белозерова и др., 2021); формированию индивидуально-стилевых особенностей саморегуляции профессиональной подготовки (Кузнецова, Элпис, 2015).

Цель данного исследования — определить специфику повышения СРВС студентов.

Описание хода исследования

В исследовании, направленном на повышение СРВС испытуемых, участвовали 120 студентов факультета психологии Российского государственного социального университета. Они были разделены на экспериментальную (60 человек) и контрольную (60 человек) группы. Исследование осуществлялось в три этапа: на первом этапе выявлялись особенности составляющих СРВС студентов и показатели их академической успеваемости в процессе профессиональной подготовки; на втором этапе устанавливались связи между составляющими СРВС и показателями академической успеваемости студентов; на третьем этапе в экспериментальной группе был осуществлен формирующий психолого-педагогический эксперимент, направленный на повышение СРВС студентов как фактора эффективности онлайн-обучения в процессе профессиональной подготовки, после чего вновь были проведены диагностические процедуры.

Методы

Для диагностики составляющих СРВС студентов применялись опросник Т.В. Орловой на определение волевого потенциала личности (Сизанов, 2006, с. 247, 282), опросник В.И. Моросановой на выявление стиля саморегуляции поведения (Моросанова, Кондратюк, 2011), опросник М.С. Гуткина, Г.Ф. Ми-хайльченко и А.В. Прудило на описание особенностей волевой организации личности (Гуткин и др., 2000, с. 175-182).

Математическая обработка данных включала критерий корреляции К. Пирсона, описательную статистику и таблицу Чеддока для выявления тесноты (силы) связи процессов корреляции (слабой — <0,3; умеренной — 0,3-0,5; заметной — 0,5-0,7; высокой — 0,7-0,9; весьма высокой — >0,9).

Курс занятий, направленный на повышение СРВС студентов, насчитывал 10 онлайн-встреч по 1,5 часа 1 раз в неделю (2,5 месяца) и включал следующие темы: «Категория "саморегуляция"», «Саморегуляция волевой сферы как компонент саморегуляции», «Гибкость как составляющая саморегуляции волевой сферы», «Моделирование как составляющая саморегуляции волевой сферы», «Настойчивость как волевое качество», «Организация деятельности как составляющая саморегуляции волевой сферы», «Оценивание результата как составляющая саморегуляции волевой сферы», «Планирование как составляющая саморегуляции волевой сферы», «Программирование как составляющая саморегуляции волевой сферы», «Решительность как волевое качество», «Самообладание как волевое качество», «Самостоятельность как волевое качество», «Ценностно-смысловая организация личности».

Сравнительный анализ составляющих СРВС студентов и их академической успеваемости осуществлялся с использованием и-критерия Манна-Уитни.

Результаты

В табл. 1 представлены баллы и уровни составляющих саморегуляции волевой сферы.

В табл. 2 отображены результаты диагностики составляющих СРВС студентов. Согласно этим данным, студенты демонстрируют уровень выше среднего по показателям гибкости, планирования и ценностно-смысловой организации личности; средний уровень волевого потенциала личности, волевой организации личности, настойчивости, организации деятельности, оценивания результатов, самостоятельности, стилевой саморегуляции; уровень ниже среднего — по показателям моделирования, программирования, решительности и самообладания.

В табл. 3, где приведены связи составляющих СРВС студентов и показателей их академической успеваемости в процессе профессиональной подготовки (при р < 0,05), можно отметить высокую связь между гибкостью, планированием, ценностно-смысловой организацией личности и академической успеваемостью, волевой организацией личности, волевым потенциалом личности, стилевой саморегуляцией.

В табл. 4 представлены значимые изменения СРВС и академической успеваемости студентов экспериментальной группы (уровень значимости различий: р < 0,05). Курс занятий, проведенный в экспериментальной группе и включавший в себя информационные блоки, диагностические процедуры, метод профессиональной пробы, упражнения и игры на повышение саморегуляции, способствовал повышению академической успеваемости и волевой организации личности за счет таких составляющих СРВС, как гибкость, организация деятельности, самообладание, самостоятельность.

Таблица 1. Уровни составляющих саморегуляции волевой сферы студентов

Диагностические процедуры Уровни составляющих саморегуляции волевой сферы студентов

Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

Опросник Т.В. Орловой на определение волевого потенциала личности 0-6,44 6,45-12,44 12,45-18,44 18,45-24,44 24,45-30

Опросник В.И. Моросановой на выявление стиля саморегуляции поведения по отдельным составляющим 0-1,44 1,45-3,44 3,45-5,44 5,45-7,44 7,45-9

общий результат 0-10,44 10,45-21,44 21,45-32,44 32,45-43,44 43,45-54

Опросник М.С. Гуткина, Г.Ф. Михайльчен-ко и A.B. Прудило на описание особенностей волевой организации личности по отдельным составляющим 0-4,44 4,45-9,44 9,45-14,44 14,45-19,44 19,45-24

общий результат 0-28,44 28,45-57,44 57,45-86,44 86,45-115,44 115,45-144

Суммарные значения по саморегуляции волевой сферы студентов 0-45,44 45,45-91,44 91,45-138,44 138,45-184,44 184,45-230

Table 1. Levels of the components of the volitional sphere self-regulation in the students

Diagnostic procedures Levels of components of self-regulation of the volitional sphere of students

Low Below average Middle Above average High

Questionnaire T.V. Orlova to determine the volitional potential of the individual 0-6.44 6.45-12.44 12.45-18.44 18.45-24.44 24.45-30

Questionnaire V.I. Morosanova to identify the style of self-regulation of behavior for individual components 0-1.44 1.45-3.44 3.45-5.44 5.45-7.44 8.45-9

overall result 0-10.44 10.45-21.44 21.45-32.44 32.45-43.44 43.45-54

Questionnaire M.S. Gutkina, G.F. Mikhail-chenko and A.V. Prudilo to describe the features of the volitional organization of the personality for individual components 0-4.44 4.45-9.44 9.45-14.44 14.45-19.44 19.45-24

overall result 0-28.44 28.45-57.44 57.45-86.44 86.45-115.44 115.45-144

Total values for self-regulation of the volitional sphere of students 0-45.44 45.45-91.44 91.45-138.44 138.45-184.44 184.45-230

Таблица 2. Результаты диагностики составляющих саморегуляции волевой сферы студентов

Уровни Средние арифметические значения Составляющие саморегуляции волевой сферы студентов Характеристики

о [-Н 0) X 6,12 Планирование достаточная реалистичность планов; ситуативная детализированность, иерархичность, самостоятельность и устойчивость целей деятельности; средняя потребность осознанного планирования деятельности

н 0) Он и 0) а 6,15 Гибкость быстрота оценивания изменений значимых условий; легкость перестраивания планов и программ; пластичность регуляторных процессов; эффективность внесения коррекции в программу

т 15,93 Ценностно-смысловая организация личности надежда на себя; ориентация на знаменитых людей; планирование будущего; поиск своего призвания; разносторонность интересов

17,38 Волевой потенциал личности включение в действия, чтобы преодолеть препятствия; сопротивление при выполнении неприятной работы; ориентация на использование обходного пути; средняя сила воли; стремление сдержать данное слово

4,58 Оценивание результатов достаточная адекватность и развитость самооценки; удовлетворительная сформи-рованность и устойчивость критериев оценивания результатов; средняя адаптация к изменяющимся условиям

« а 4,86 Самостоятельность достаточная автономность организации активности; ситуативный контроль выполнения деятельности; самостоятельность планирования деятельности и поведения

к н 0) Рч и 26,67 Стилевая саморегуляция постановка целей, выстраивание планов, сравнение полученных результатов с запланированными; характеризуются достаточной психологической гибкостью, развитыми компонентами моделирования, оценивания результатов, планирования, программирования, самостоятельности

10,58 Организация деятельности аккуратность в делах; относительная реалистичность планов; ситуативная дисциплинированность; средняя сила воли; стремление сдержать обещания

12,05 Настойчивость предпосылки к формированию твердого характера; ситуативная потеря интереса к выполняемому делу; стремление доводить работу до конца

68,08 Волевая организация личности умеренная способность осознанно и реально определять пути, способы и цели

£

1 ж с с

■•е-.

Ч;

О/

о о

Уровни Средние арифметические значения Составляющие саморегуляции волевой сферы студентов Характеристики

2,65 Моделирование пониженная способность выделения значимых условий достижения целей; частичное соответствие действий и целей планам и результатам деятельности

о [-H CL) X « CL) Он D 2,31 Программирование недостаточность детализации и развертывания разработанных программ; ситуативное соответствие поведения намеченным целям; частичная сформированность потребности в продумывании способов действий

CL) * s Л 8,79 Решительность пониженная уверенность в себе; робость в незнакомых ситуациях; слабая решительность на какое-либо дело

7,48 Самообладание желание управлять эмоциональной сферой; редкость тревожных мыслей; слабое волнение при общении с незнакомыми людьми

о bi

Table 2. Results of diagnostics of the volitional sphere self-regulation of students

Levels Mean Values Components of the volitional sphere self-regulation Characteristics

О) 00 6.12 Planning sufficient realism of plans; situational detail, hierarchy, independence and stability of the goals of activity; average need for conscious activity planning

^ч 0) ïS 0) > о 6.15 Flexibility the speed of assessing changes in significant conditions; ease of restructuring plans and programs; plasticity of regulatory processes; the effectiveness of making corrections to the program

< 15.93 Value-semantic organization of personality self-reliance; celebrity targeting; planning for the future; search for one's calling; versatility of interests

CL) 17.38 Volitional potential of the individual engaging in action to overcome obstacles; resistance to doing unpleasant work; workaround orientation; average willpower; the desire to keep the word

s 4.58 Evaluation of results sufficient adequacy and development of self-esteem; satisfactory formation and stability of criteria for results evaluating; average adaptation to changing conditions

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Levels Mean Values Components of the volitional sphere self-regulation Characteristics

4.86 Independence sufficient autonomy of activity organization; situational control of activity performance; partial independence in planning activities and behavior

0) 26.67 Style self-regulation setting goals, building plans, comparing obtained results with the planned ones are characterized by sufficient psychological flexibility, developed components of modeling, results evaluating, planning, programming, independence

-ö -ö § 10.58 Organization of activities accuracy in business; relative realism of plans; situational discipline; average willpower; striving to keep promises

12.05 Persistence prerequisites for the formation of a solid character; situational loss of interest in the work being done; desire to complete the job

68.08 Volitional organization of personality moderate ability to consciously and realistically determine the ways, means and goals

2.65 Modeling reduced ability to highlight significant conditions for achieving goals; partial compliance of actions and goals with plans and activity results

Below average 2.31 Programming insufficiency of detailing and deployment of the developed programs; situational correspondence of behavior to the intended goals; partial formation of the need to think through ways of action

8.79 Determination long swings before doing work; decreased self-confidence; timidity in unfamiliar situations; weak determination to do something

7.48 Composure desire to control the emotional sphere; the rarity of disturbing thoughts; mild anxiety when talking to strangers

£

1 Ä c c

S;

Q/

Таблица 3. Связи составляющих саморегуляции волевой сферы студентов и показателей их академической успеваемости

Связь Составляющие саморегуляции волевой сферы Значения Составляющие саморегуляции волевой сферы студентов и показатели их академической успеваемости

0,835 Стилевая саморегуляция

Гибкость 0,802 Волевая организация личности

0,769 Волевой потенциал личности

0,757 Академическая успеваемость

0,802 Академическая успеваемость

^ а Планирование 0,794 Стилевая саморегуляция

о 3 М 0,791 Волевая организация личности

0,758 Волевой потенциал личности

Ценностно-смысловая 0,886 Волевая организация личности

0,855 Академическая успеваемость

организация 0,837 Стилевая саморегуляция

личности 0,825 Волевой потенциал личности

0,585 Гибкость

Настойчивость 0,582 Планирование

0,570 Ценностно-смысловая организация личности

Организация деятельности 0,615 Ценностно-смысловая организация личности

0,608 Гибкость

я н 0,600 Планирование

л Оценивание результатов 0,592 Гибкость

со 0,566 Ценностно-смысловая организация личности

0,562 Планирование

Самостоятельность 0,630 Ценностно-смысловая организация личности

0,625 Гибкость

0,604 Планирование

0,502 Самостоятельность

Моделирование 0,501 Настойчивость

0,495 Организация деятельности

0,483 Оценивание результатов

0,402 Организация деятельности

Программирова- 0,398 Оценивание результатов

3 ние 0,397 Самостоятельность

Я я 0,385 Настойчивость

Л о £ 0,544 Самостоятельность

Решительность 0,540 Настойчивость

0,531 Организация деятельности

0,528 Оценивание результатов

0,529 Организация деятельности

Самообладание 0,525 Самостоятельность

0,519 Настойчивость

0,507 Оценивание результатов

Table 3. Relationships between the components of the volitional sphere self-regulation and indicators of students' academic performance

Connections Components of the volitional sphere self-regulation Values Components of the volitional sphere self-regulation and students' academic performance

0.835 Style self-regulation

Flexibility 0.802 Volitional organization of personality

0.769 Volitional potential of the individual

0.757 Academic progress

0.802 Academic progress

Planning 0.794 Style self-regulation

0.791 Volitional organization of personality

0.758 Volitional potential of the individual

Value-semantic organization of personality 0.886 Volitional organization of personality

0.855 Academic progress

a 0.837 Style self-regulation

X 0.825 Volitional potential of the individual

0.585 Flexibility

Persistence 0.582 Planning

0.570 Value-semantic organization of personality

Organization of activities 0.615 Value-semantic organization of personality

0.608 Flexibility

0.600 Planning

0.592 Flexibility

Evaluation of results 0.566 Value-semantic organization of personality

o 0.562 Planning

JJ 0.630 Value-semantic organization of personality

<Z) S Independence 0.625 Flexibility

U 0.604 Planning

0.502 Independence

Modeling 0.501 Persistence

0.495 Organization of activities

0.483 Evaluation of results

0.402 Organization of activities

Programming 0.398 Evaluation of results

0.397 Independence

0.385 Persistence

0.544 Independence

Determination 0.540 Persistence

0.531 Organization of activities

0.528 Evaluation of results

0.529 Organization of activities

Composure 0.525 Independence

V 0.519 Persistence

£ 0.507 Evaluation of results

Таблица 4. Значимые изменения составляющих саморегуляции волевой сферы и академической успеваемости студентов экспериментальной группы

U-критерий Манна-Уитни Составляющие саморегуляции волевой сферы и академической успеваемости студентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,009 Гибкость

0,014 Волевая организация личности

0,025 Академическая успеваемость

0,033 Организация деятельности

0,044 Самостоятельность

0,047 Самообладание

Table 4. Significant changes in the components of the volitional sphere self-regulation and students' academic performance in the experimental group

Mann-Whitney U-test Components of the volitional sphere self-regulation and students' academic performance

0.009 Flexibility

0.014 Volitional organization of personality

0.025 Academic progress

0.033 Organization of activities

0.044 Independence

0.047 Composure

Обсуждение

Повышение СРВС (волевого потенциала и организации личности, гибкости, настойчивости, организации деятельности, оценивания результатов, планирования, самостоятельности, стилевой саморегуляции и ценностно-смысловой организации личности) будущих и работающих специалистов способствует активизации адаптивных форм поведения (Bonkalo, Polyakova et al., 2015), жизнестойкости как личностного и профессионального качества (Полякова, Бон-кало, 2022), нервно-психической уравновешенности (Полякова, Бонкало, 2020), психического здоровья (Polyakova, Bonkalo, 2020; Polyakova et al., 2019), самоконтроля в общении (Полякова, 2011), стрессоустойчивости (Elshansky et al., 2019), эффективности межличностных контактов (Mironova, Polyakova, Ushkov, 2018).

Заключение

Выявлены основные особенности составляющих саморегуляции волевой сферы студентов: уровень выше среднего гибкости, планирования и ценностно-смысловой организации личности; средний уровень волевого потенциала личности, волевой организации личности, настойчивости, организации деятельности, оценивания результатов, самостоятельности, стилевой саморегуляции; уровень ниже среднего моделирования, программирования, решительности и самообладания.

Установлена высокая связь между гибкостью, планированием, ценностно-смысловой организацией личности и академической успеваемостью, волевой организацией личности, волевым потенциалом личности, стилевой саморегуляцией.

Сравнительный анализ результатов психолого-педагогического формирующего эксперимента (уровень значимости различий: р < 0,05) показал, что в контрольной группе студентов значимые изменения отсутствуют, тогда как в экспериментальной группе курс занятий, включающий в себя информационные блоки, диагностические процедуры, метод профессиональной пробы, упражнения и игры на повышение саморегуляции, способствовал повышению академической успеваемости, волевой организации личности, гибкости, организации деятельности, самообладания, самостоятельности.

Результаты исследования будут полезны в практической работе по повышению саморегуляции волевой сферы студентов в рамках профилактических мероприятий и психокоррекционной работы.

Литература:

Белозерова Л.А., Брагина Е.А., Семикашева И.А., Силакова М.М. Стрессоустойчивость и особенности осознанной саморегуляции студентов-спортсменов // Теория и практика физической культуры. 2021. № 2. С. 19-21.

Бонкало Т.И., Полякова О.Б. Эмоциональное истощение как фактор возникновения и развития невротических состояний медицинских работников // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. № 28 (S2). С. 1208-1214. doi: 10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1208-1214

Бызова В.М., Ловягина А.Е., Перикова Е.И. Метакогнитивный подход в диагностике трудностей психической саморегуляции студентов // Российский психологический журнал. 2019. Т. 16, № 2. С. 25-42.

Гарданова Ж.Р., Манина В.А. Анализ взаимосвязи уровня саморегуляции поведения и способности к преодолению психологических барьеров у студентов // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т. 9, № 1 (32). С. 67-75.

Гуткин М.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. Твоя профессиональная карьера / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. М.: Просвещение, 2000.

Кузнецова Л.Э., Элпис Н.В. Индивидуально-стилевые особенности саморегуляции учебной деятельности и личность студента: теоретический анализ проблемы // Молодой ученый. 2015. № 9 (89). С. 1261-1263.

Моросанова В.И., Кондратюк Н.Г. Новая версия опросника «Стиль саморегуляции поведения - ССПМ» // Вопросы психологии. 2011. № 1. С. 137-145.

Нархов Д.Ю., Нархова Е.Н., Мишин Л.В., Мельникова Е.П. Саморегуляция общественной активности студентов в условиях цифровизации социального пространства // Siberian Socium. 2021. Т. 5, № 1 (15). С. 20-36.

Перикова Е.И., Бызова В.М., Ловягина А.Е. Психическая саморегуляция студентов в трудных жизненных ситуациях // Вестник Вятского государственного университета. 2019. № 2. С. 99-106.

Польченко О.В., Соколовский М.Л. Сравнительный анализ стилевых особенностей саморегуляции, совладающего поведения и общего уровня жизнестойкости субъектов при переходе от учебно-профессиональной деятельности к профессиональной // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7, № 6. С. 60-72.

Полякова О.Б. Самоконтроль в общении как фактор преодоления состояний деперсонализации психологов и педагогов // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 348. С. 133-137.

Полякова О.Б., Бонкало Т.И. Особенности психосоматизации медицинских работников с профессиональными деформациями // Здравоохранение Российской Федерации. 2020. № 64 (5). С. 278-286. doi: https://doi.org/10.46563/0044-197X-2020-64-5-278-286

Полякова О.Б., Бонкало Т.И. Специфика жизнестойкости работников здравоохранения с профессиональными деформациями // Здравоохранение Российской Федерации. 2022. № 66 (1). С. 67-75. doi: 10.46563/0044-197X-2022-66-1-67-75

Полякова О.Б., Бонкало Т.И. Специфика физиологического стресса населения, находящегося в самоизоляции из-за пандемии COVID-19 // Здравоохранение Российской Федерации. 2021. № 65 (5). С. 432-439. doi: 10.47470/0044-197X-2021-65-5-432-439

Полякова О.Б., Бонкало Т.И. Физиологические симптомы нервно-психического напряжения у медицинских работников с профессиональными деформациями // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020. № 28 (S2). С. 1195-1201. doi: 10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1195-1201

Сизанов А. Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет. М.: АСТ; Минск: Харвест, 2006.

Соловьева Е.В., Солдатова О.Д. Развитие саморегуляции личности как основа успешности студентов ВУЗа // Успехи гуманитарных наук. 2021. № 3. С. 84-88.

Bonkalo, T.I., Polyakova, O.B. (2020). Emotional exhaust as a factor of the origin and development of neurotic conditions of medical workers. Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny (Problems of social hygiene, public health and the history of medicine), 28, 1208-1214. doi: 10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1208-1214

Bonkalo, T.I., Polyakova, O.B., Bonkalo, S.V., Kolesnik, N.T., Sorokoumova, E.A. (2015). Development of ethnic social identity among the members of ethnic community organizations as the factor of preventing the spread of nationalist in a multicultural society. Biosciences Biotechnology Research Asia, 12 (3), 2361-2372. doi: http://dx.doi.org/10.13005/bbra/1912

Elshansky, S.P., Anufriev, A.F., Polyakova, O.B., Semenov, D.V. (2018). Positive personal qualities and depression. Prensa Medica Argentina, 104 (6), 1000322. doi: https://doi.or-g/10.41720032-745X.1000322

Elshansky, S.P., Anufriev, A.F., Polyakova, O.B., Semenov, D.V. (2019). Positive personal qualities and depression. Prensa Medica Argentina, 105 (8), 461-468.

Jafar Zade, D.A., Senkevich, L.V., Polyakova, O.B., Basimov, M.M., Strelkov, V.I., Tarasov, M.V. (2019). Features of professional deformation (burnout) of medical workers depending on working conditions. Prensa Medica Argentina, 105 (1), 1000334. doi: https://doi.org/10.41720032-745X.1000334 Mironova, O.I., Polyakova, O.B., Ushkov, F.I. (2018). Psychological health of leaders with professional burnout in compelled contacts. In International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences. The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences EpSBS, (pp. 801-807). Irkutsk. doi: https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.99

Polyakova, O.B., Bonkalo, T.I. (2021). Features of psychosomatization of medical professionals with occupational deformations. Health Care of the Russian Federation, 64 (5), 278-286. doi: https:// doi.org/10.46563/0044-197X-2020-64-5-278-286

Polyakova, O.B., Bonkalo, T.I. (2020). Features of psychosomatization of medical personnel with occupational deformities. Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny (Problems of social hygiene, public health and the history of medicine), 28, 1195-1201.

Polyakova, O.B., Petrova, E.A., Mironova, O.I. (2018). Features of subjective well-being of leaders with professional deformations (burnout). In: International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences. The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences EpSBS, (pp. 958-965). Irkutsk. doi: https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.117

Polyakova, O.B., Petrova, E.A., Mironova, O.I., Semenov, D.V. (2019). Specificity of psychosomatization of psychologist-leaders with professional deformations (burnout). Prensa Medica Argentina, 105 (1), 1-7. doi: https://doi.org/10.41720032-745X.1000326

Sokolovskaya, I.E., Polyakova, O.B., Romanova, A.V., Belyakova, N.V., Tereshchuk, K.S. (2020). Educational and professional motivation of students with various religious. European Journal of Science and Theology, 16 (4), 169-180.

References:

Belozerova, L.A., Bragina, Ye.A., Semikasheva, I.A., Silakova, M.M. (2021). Stress resistance and features of conscious self-regulation of student-athletes. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury (Theory and practice of physical culture), 2, 19-21. (In Russ.).

Bonkalo, T.I., Polyakova, O.B. (2020). Emotional exhaustion as a factor in the emergence and development of neurotic states of medical workers. Problemy sotsial'noy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny (Problems of social hygiene, health care and the history of medicine), 28 (S2), 1208-1214. doi: 10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1208-1214 (In Russ.).

Byzova, V.M., Lovyagina, A.Ye., Perikova, Ye.I. (2019). Metacognitive approach in diagnosing the difficulties of students' mental self-regulation. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal (Russian Journal of Psychology), 16, 2, 25-42. (In Russ.).

Gardanova, Zh.R., Manina, V.A. (2021). Analysis of the relationship between the level of self-regulation of behavior and the ability to overcome psychological barriers in students. Lichnost' v menyay-ushchemsya mire: zdorov'ye, adaptatsiya, razvitiye (Personality in a changing world: health, adaptation, development), 9, 1 (32), 67-75. (In Russ.).

Gutkin, M.S., Mikhal'chenko, G.F., Prudilo, A.V. (2000). TYour professional career. In S.N. Chistyakova, T.I. Shalavina (Eds.). M.: Prosveshcheniye. (In Russ.).

Kuznetsova, L.E., Elpis, N.V. (2015). Individual-style features of self-regulation of educational activities and student personality: theoretical analysis of the problem. Molodoy uchenyy (Youngscientist), 9 (89), 1261-1263. (In Russ.).

Morosanova, V.I., Kondratyuk, N.G. (2011). New version of the questionnaire "Style of self-regulation of behavior - SSPM". Voprosy psikhologii (Questions of psychology), 1, 137-145. (In Russ.).

Narkhov, D.Yu., Narkhova, Ye.N., Mishin, L.V., Mel'nikova, Ye.P. (2021). Self-regulation of students' social activity in the context of digitalization of social space. Siberian Socium, 5, 1 (15), 20-36. (In Russ.).

Perikova, Ye.I., Byzova, V.M., Lovyagina, A.Ye. (2019). Mental self-regulation of students in difficult life situations. Vestnik Vyatskogo gosudarstvennogo universiteta (Bulletin of the Vyatka State University), 2, 99-106. (In Russ.).

Pol'chenko, O.V., Sokolovskiy, M.L. (2019). Comparative analysis of style features of self-regulation, coping behavior and the general level of resilience of subjects in the transition from educational and professional activities to professional. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya (World of Science. pedagogy and psychology), 7, 6, 60-72. (In Russ.).

Polyakova, O.B. (2011). Self-control in communication as a factor in overcoming the states of depersonalization of psychologists and teachers. Vestnik Tomskogogosudarstvennogo universiteta (Bulletin of the Tomsk State University), 348, 133-137. (In Russ.).

Polyakova, O.B., Bonkalo, T.I. (2020). Peculiarities of psychosomatization of medical workers with professional deformities. Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii (Healthcare of the Russian Federation), 64 (5), 278-286. doi: https://doi.org/10.46563/0044-197X-2020-64-5-278-286 (In Russ.).

Polyakova, O.B., Bonkalo, T.I. (2022). The specifics of the resilience of healthcare workers with occupational deformities. Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii (Healthcare of the Russian Federation), 66 (1), 67-75. doi: 10.46563/0044-197X-2022-66-1-67-75 (In Russ.).

Polyakova, O.B., Bonkalo, T.I. (2021). The specifics of the physiological stress of the population in self-isolation due to the COVID-19 pandemic. Zdravookhraneniye Rossiyskoy Federatsii (Healthcare of the Russian Federation), 65 (5), 432-439. doi: 10.47470/0044-197X-2021-65-5-432-439 (In Russ.).

Polyakova, O.B., Bonkalo, T.I. (2020). Physiological symptoms of neuropsychic tension in medical workers with professional deformities. Problemy sotsial'noy gigiyeny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny (Problems of social hygiene, health care and medical history), 28 (S2), 1195-1201. doi: 10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1195-1201 (In Russ.).

Sizanov, A. (2006). Tests and psychological games. Your psychological portrait. M.: AST, Minsk: Kharvest. (In Russ.).

Solov'yeva, Ye.V., Soldatova, O.D. (2021). The development of personality self-regulation as the basis for the success of university students. Uspekhigumanitarnykh nauk (Successes in the Humanities), 3, 84-88. (In Russ.).

Bonkalo, T.I., Polyakova, O.B. (2020). Emotional exhaust as a factor of the origin and development of neurotic conditions of medical workers. Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny (Problems of social hygiene, public health and the history of medicine), 28, 1208-1214. doi: 10.32687/0869-866X-2020-28-s2-1208-1214

Bonkalo, T.I., Polyakova, O.B., Bonkalo, S.V., Kolesnik, N.T., Sorokoumova, E.A. (2015). Development of ethnic social identity among the members of ethnic community organizations as the factor of preventing the spread of nationalist in a multicultural society. Biosciences Biotechnology Research Asia, 12 (3), 2361-2372. doi: http://dx.doi.org/10.13005/bbra/1912

Elshansky, S.P., Anufriev, A.F., Polyakova, O.B., Semenov, D.V. (2018). Positive personal qualities and depression. Prensa Medica Argentina, 104 (6), 1000322. doi: https://doi.or-g/10.41720032-745X.1000322

Elshansky, S.P., Anufriev, A.F., Polyakova, O.B., Semenov, D.V. (2019). Positive personal qualities and depression. Prensa Medica Argentina, 105 (8), 461-468.

Jafar Zade, D.A., Senkevich, L.V., Polyakova, O.B., Basimov, M.M., Strelkov, V.I., Tarasov, M.V. (2019). Features of professional deformation (burnout) of medical workers depending on working conditions. Prensa Medica Argentina, 105 (1), 1000334. doi: https://doi.org/10.41720032-745X.1000334 Mironova, O.I., Polyakova, O.B., Ushkov, F.I. (2018). Psychological health of leaders with professional burnout in compelled contacts. In: International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences. The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences EpSBS, (pp. 801-807). Irkutsk. doi: https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.99

Polyakova, O.B., Bonkalo, T.I. (2021). Features of psychosomatization of medical professionals with occupational deformations. Health Care of the Russian Federation, 64 (5), 278-286. doi: https:// doi.org/10.46563/0044-197X-2020-64-5-278-286

Polyakova, O.B., Bonkalo, T.I. (2020). Features of psychosomatization of medical personnel with occupational deformities. Problemy sotsial'noi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny (Problems of social hygiene, public health and the history of medicine), 28, 1195-1201.

Polyakova, O.B., Petrova, E.A., Mironova, O.I. (2018). Features of subjective well-being of leaders with professional deformations (burnout). In: International Conference on Research Paradigms Transformation in Social Sciences. The European Proceedings of Social & Behavioral Sciences EpSBS, (pp. 958-965). Irkutsk. doi: https://doi.org/10.15405/epsbs.2018.12.117

Polyakova, O.B., Petrova, E.A., Mironova, O.I., Semenov, D.V. (2019). Specificity of psychosomatization of psychologist-leaders with professional deformations (burnout). Prensa Medica Argentina, 105 (1), 1-7. doi: https://doi.org/10.41720032-745X.1000326

Sokolovskaya, I.E., Polyakova, O.B., Romanova, A.V., Belyakova, N.V., Tereshchuk, K.S. (2020). Educational and professional motivation of students with various religious. European Journal of Science and Theology, 16 (4), 169-180.

Статья получена 17.04.22;

принята 06.05.22; отредактирована 28.05.22

Received 17.04.22; accepted 06.05.22; revised 28.05.22

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Полякова Ольга Борисовна — кандидат психологических наук, доцент; доцент факультета психологии Российского государственного социального университета (РГСУ), [email protected], https://orcid.org/0000-0003-2581-5516)

ABOUT AUTHOR

Olga B. Polyakova — PhD in Psychology, Associate Professor, Faculty of Psychology, Russian State Social University (RGSU), [email protected], https://orcid. org/0000-0003-2581-5516)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.