Научная статья на тему 'Повышение результативности разработки и реализации государственных программ развития агропромышленного комплекса Российской Федерации'

Повышение результативности разработки и реализации государственных программ развития агропромышленного комплекса Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / ПРОГРАММЫ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Умерова Светлана Александровна

В статье проанализированы факторы, которые оказывают наиболее значительное влияние на развитие агропромыш-ленного комплекса в Российской Федерации, связанные с множественными внутренними рисками, а также внешними угрозами, для обеспечения устойчивого роста качественных и количественных показателей развития отрасли. Выявлены положительные тенденции развития отрасли на внутреннем рынке, в том числе повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции, увеличение объемов производства сырья и продовольствия отрасли, развитие экспортного потенциала государства. Поддержать выявленную динамику развития агропромышленного ком-плекса наиболее эффективным образом представляется возможным посредством применения такого инструмента госу-дарственного управления, как программно-целевой подход. Но использование программно-целевого подхода, как и лю-бого другого средства эффективного решения приоритетных проблем, стоящих перед государством, требует постоянного развития. В связи с этим представлены и структурированы направления совершенствования применения программно-целевого подхода к управлению развитием агропромышленного комплекса с учетом ранжирования предложений по оп-тимизации разработки и реализации государственных программ развития АПК относительно методического и организа-ционного обеспечения указанного подхода

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF IMPLEMENTING STATE PROGRAMS FOR AGRO-INDUSTRIAL DEVELOPMENT IN RUSSIA

The article analyzes factors that have the most signifi cant impact on the development of the agro-industrial complex in the Russian Federation and involve multiple internal risks, as well as external threats, and ensure a steady improvement in the qualitative and quantitative indicators of the agricultural industry's development. The author examines positive tendencies of the agricultural development in Russia, particularly growing competitiveness of Russian agricultural products, growing production of raw materials and foodstuffs, and expanding of Russian export potential. The most effective way to support the dynamics of the agro-industrial complex development is to use such state management tool as a program-targeted approach. However, implementation of the program-targeted approach, like any other methods of effectively addressing the priority problems facing the state, requires constant work. Thus, the author suggests and classifi es ways to improve the application of the program-targeted approach for boosting the growth of the agro-industrial complex while dividing the proposals for optimizing the development and implementation of the state programs for agro-industrial development into methodological and organizational.

Текст научной работы на тему «Повышение результативности разработки и реализации государственных программ развития агропромышленного комплекса Российской Федерации»

126 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 4 (73) -♦

Svetlana Aleksandrovna Umerova,

postgraduate student of the department of national economy, state and municipal management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics

УДК 338.43

Светлана Александровна Умерова,

аспирантка кафедры национальной экономики и государственного и муниципального управления, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

РЭУ им. Г.В. Плеханова

<|£» u_svetlana_a@list.ru

ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье проанализированы факторы, которые оказывают наиболее значительное влияние на развитие агропромышленного комплекса в Российской Федерации, связанные с множественными внутренними рисками, а также внешними угрозами, для обеспечения устойчивого роста качественных и количественных показателей развития отрасли. Выявлены положительные тенденции развития отрасли на внутреннем рынке, в том числе повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции, увеличение объемов производства сырья и продовольствия отрасли, развитие экспортного потенциала государства. Поддержать выявленную динамику развития агропромышленного комплекса наиболее эффективным образом представляется возможным посредством применения такого инструмента государственного управления, как программно-целевой подход. Но использование программно-целевого подхода, как и любого другого средства эффективного решения приоритетных проблем, стоящих перед государством, требует постоянного развития. В связи с этим представлены и структурированы направления совершенствования применения программно-целевого подхода к управлению развитием агропромышленного комплекса с учетом ранжирования предложений по оптимизации разработки и реализации государственных программ развития АПК относительно методического и организационного обеспечения указанного подхода.

Ключевые слова: программно-целевой подход, программы, агропромышленный комплекс, эффективность, совершенствование.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF IMPLEMENTING STATE PROGRAMS FOR AGRO-INDUSTRIAL DEVELOPMENT IN RUSSIA

The article analyzes factors that have the most significant impact on the development of the agro-industrial complex in the Russian Federation and involve multiple internal risks, as well as external threats, and ensure a steady improvement in the qualitative and quantitative indicators of the agricultural industry's development. The author examines positive tendencies of the agricultural development in Russia, particularly growing competitiveness of Russian agricultural products, growing production of raw materials and foodstuffs, and expanding of Russian export potential. The most effective way to support the dynamics of the agro-industrial complex development is to use such state management tool as a program-targeted approach. However, implementation of the program-targeted approach, like any other methods of effectively addressing the priority problems facing the state, requires constant work. Thus, the author suggests and classifies ways to improve the application of the program-targeted approach for boosting the growth of the agro-industrial complex while dividing the proposals for optimizing the development and implementation of the state programs for agro-industrial development into methodological and organizational.

Keywords: program-target approach, programs, agro-industrial complex, efficiency, improvement.

Развитие агропромышленного комплекса Российской Федерации в последние годы осуществлялось в условиях сложной социально-экономической ситуации, которая связана не только со множественными внутренними рисками, но и с внешними угрозами для обеспечения устойчивого развития прежде всего сельского хозяйства как наиболее уязвимой отрасли аграрной сферы, среди которых: - членство России во Всемирной торговой организации, а также ее участие в других региональных сообществах на экономическом пространстве СНГ, что в высокой степени повысило открытость функционирования внутренней агропродоволь-ственной системы и ее обособленных составляющих, следствием чего явилось агрегированное воздействие имеющихся негативных процессов и

возникновение новых рисков и угроз, препятствующих в совокупности стабильному росту и развитию агропромышленного комплекса государства;

- увеличивающаяся конкуренция на отечественном и мировом агропромышленных рынках при условии расширения и обострения внутренних и внешних угроз, интеграции национальной и мировой экономик, постепенной эскалации международного разделения труда в области агропромышленного производства;

- растущая монополизация важнейших сегментов рынка агропродовольственного сырья и товаров, связанная со становлением крупных торговых агломераций, а также транснациональных компаний в условиях несовершенной или вовсе отсутствующей антимонопольной политики, касающей-

НБЫ1994-5094 ♦-

127 -♦

ся регулирования как внутренней, так и внешней торговли (Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).

Наряду с этим продолжение реализации экономических санкций относительно импорта продукции продовольственного назначения из ряда стран Западной Европы и Северной Америки, укрепление роста мировых валют по отношению к рублю явились своеобразным катализатором развития агропромышленного комплекса страны, способствовали повышению конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции, позволили увеличить объемы производства сырья и продовольствия отрасли, оказали положительное влияние на наполнение внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции и, что немаловажно, послужили стимулом проведения политики, направленной на развитие экспортного потенциала государства (Указ Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации»).

В данных условиях большое значение приобретают принципы и методы стратегического управления рассматриваемой сферы экономики, в том числе применение такого инструмента государственного управления, как программно-целевой подход (Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»).

Именно в разработке и реализации государственных программ развития АПК органы власти находят более рациональный и результативный способ решения сложных задач, выход из наиболее проблемных ситуаций посредством осуществления программных действий в рамках определенной сферы деятельности. Но использование программно-целевого подхода, как и любого другого средства эффективного решения приоритетных проблем, стоящих перед государством, требует постоянного развития. С целью повышения результативности разработки и реализации государственных программ актуально рассмотрение направлений совершенствования применения программно-целевого подхода к управлению развитием АПК с учетом ранжирования предложений по оптимизации разработки и реализации государственных программ развития АПК.

Считаем необходимым усовершенствовать процесс разработки государственных программ развития АПК, более четко структурировав и содержательно раскрыв его в виде семи этапов.

На первом этапе происходит анализ и оценка внешней среды функционирования АПК РФ в контексте мировых реалий. В рамках данного этапа необходимо обратить внимание на ряд глобальных проблем человечества, выступающих в качестве вызовов и прямо или косвенно затрагивающих сферу АПК: загрязнение окружающей природной среды, глобальное потепление, исчерпание пресной воды, дифференциация демографического развития, значительное социальное расслоение населения, нищета, голод, - а также на основные тенден-

ции развития АПК в зарубежных развитых странах: концентрация сельскохозяйственного производства, интенсификация производства сельскохозяйственной продукции, рост уровня механизации и автоматизации производственных процессов, развитие межотраслевой кооперации, снижение удельного веса продукции сельского хозяйства в валовом мировом продукте (рисунок).

На втором этапе осуществляется анализ и оценка внешней среды функционирования АПК РФ в российских условиях. На данном этапе происходит анализ экономических, социальных, политических, экологических факторов влияния путем изучения основных сценариев развития прогноза социально-экономического развития РФ на долгосрочный период, ключевых параметров бюджетного прогноза РФ на долгосрочный период, важнейших положений стратегического прогноза РФ, основных тезисов стратегии социально-экономического развития РФ, главных показателей стратегии национальной безопасности РФ и основополагающих нормативов доктрины продовольственной безопасности РФ [3, с. 10].

На третьем этапе осуществляются анализ и оценка внутренней среды функционирования АПК РФ. В рамках данного этапа выявляется внутренний потенциал АПК РФ: основные тенденции развития рынков сельскохозяйственной продукции, совокупность проблем, пределы роста и препятствия развития сельскохозяйственного производства, а также дальнейшие перспективы развития внутренней среды АПК РФ с учетом определения возможностей оригинального использования существующих ресурсов и идентификации уникальных комбинаций потенциальных ресурсов [1, с. 28].

На четвертом этапе на основе выявленных возможностей и угроз внешней среды и слабых и сильных позиций внутренней среды осуществляется определение стратегических приоритетов развития АПК РФ как общего вектора развития межотраслевого комплекса. Причем формулирование стратегических приоритетов развития АПК РФ должно затрагивать все сферы и отрасли АПК, всех субъектов хозяйствования АПК, функциональные направления и приоритетные проблемы АПК, а также удовлетворять критериям полноты, конкретности и ясности.

На пятом этапе в результате идентификации целевого разрыва между желаемым и действительным состоянием АПК РФ реализуется формирование системы целей и задач для решения выявленных ранее проблем, препятствующих прогрессивному развитию агропромышленного комплекса. Для конкретизации целей происходит разработка иерархически структурированного перечня целей во главе с генеральной целью («дерева целей»), параметров, количественно характеризующих цели и степень их достижения (целевых индикаторов) и критерия оптимизации развития АПК РФ (целевой функции).

На шестом этапе реализуется непосредственно сама суть программирования - происходит разра-

128 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 4 (73) -♦

Блок-схема разработки программы развития агропромышленного комплекса в РФ

ботка системы программных мероприятий развития АПК РФ, направленных на решение ранее выявленных проблем и достижение установленных целей и задач и увязанных по ресурсам, прежде всего финансовым и временным. При этом может быть принято решение о формировании подпрограмм и проектов как отдельных элементов программы развития АПК РФ в случае обоснования целесообразности подобных действий.

На седьмом этапе происходит разработка механизмов реализации программы развития АПК РФ для ее воплощения на практике. В рамках данного этапа необходимо обратить внимание на организацию процедур стратегического управления, оперативного реагирования, организационно-функционального распределения ответственности, мониторинга и контроля. Кроме того, следует регламентировать процедуру возможной корректировки программы развития АПК РФ в случае изменения внутренней или внешней среды.

В части совершенствования реализации государственных программ развития АПК считаем целесообразным проведение следующих мероприятий, которые позволят достичь более высокой эффективности реализации той или иной государственной программы.

Во-первых, для объективного и более полного отражения текущей ситуации при реализации государственных программ АПК рекомендуется проводить более подробный анализ причин невыполнения или многократного перевыполнения плановых показателей с целью выявления оснований подобных отклонений.

Во-вторых, необходимо своевременно корректировать плановые значения индикаторов и показателей с учетом соответствующих средних многолетних данных по каждому конкретному направлению, так как во многих разделах фактические данные, например, по производству продукции в 2016 г. значительно больше, чем плановый показа-

НБЫ1994-5094 ♦-

129 -♦

тель на 2017 г., из чего следует, что в той или иной государственной программе предусмотрено плановое снижение производства (Постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20132020 годы»).

Такой эффект неприемлем в связи с тем, что государственные программы развития АПК направлены на наращивание и развитие объемов производства.

В-третьих, в целях повышения эффективности использования бюджетных средств необходимо по всем мероприятиям государственных программ развития АПК проводить оценку использования выделенных бюджетных ассигнований для выявления наиболее и наименее эффективных мероприятий в условиях дефицита бюджета с дальнейшей корректировкой их финансирования. При этом в случае увеличения финансирования мероприятий государственной программы должны соответственно увеличиваться и плановые показатели по тем направлениям, по которым осуществлялось дополнительное выделение бюджетных ассигнований.

В-четвертых, для повышения доступности для агропромышленного комплекса кредитных ресурсов и недопущения снижения инвестиционной активности в АПК серьезным условием является обеспечение реализации механизма поддержки и кредитования предприятий и организаций по льготной ставке в соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета субсидий российским кредитным организациям на возмещение недополученных ими доходов по кредитам, выданным сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1528, с выделением для реализации данного мероприятия достаточного объема финансирования, а также продолжить работу по его совершенствованию.

В-пятых, с целью повышения эффективности регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей считаем рациональным рассмотреть возможность разработки и внедрения механизма по осуществлению интервенционных операций с минимальным гарантированным уровнем цен по отдельным видам сельскохозяйственной продукции [4, с. 139].

В-шестых, в рамках обеспечения гарантированного и устойчивого снабжения населения страны безопасным и качественным продовольствием необходимой мерой является проведение технической и технологической модернизации мощностей объектов пищевой и перерабатывающей промышлен-

ности [2, с. 115]. В рамках совершенствования технического состояния мелиоративных фондов, повышения качества проектирования строительства и реконструкции гидромелиоративных объектов целесообразно именно на этапе проектирования учитывать и применять инновационные технические решения и разработки, новые современные технологии, которые позволят обеспечить экономию водных и энергетических ресурсов и охрану окружающей среды.

В-седьмых, для снижения рисков в сельскохозяйственном производстве и выполнения показателей государственных программ развития АПК в части агрострахования с государственной поддержкой рекомендуется разработать комплекс мероприятий, направленный на оптимизацию действующей системы агрострахования, в том числе обеспечивающий привлечение большего количества страховых компаний на региональные рынки и повышение уровня выплат страхового возмещения.

Также в рамках управления реализацией государственной программы развития АПК эффективными элементами с целью повышения результативности применения программно-целевого подхода будут: интеграция в данную систему процедур независимой экспертизы, переориентация с «освоения выделенных бюджетных средств» на «управление результатами», эффективное встраивание результатов проведенных мониторингов в процесс принятия управленческих решений, усиление персональной ответственности за результаты реализации соответствующих государственных программ.

Таким образом, исходя из того что программно-целевой подход, в том числе его применение в агропромышленном комплексе, является одним из основных инструментов бюджетного планирования, ориентированного на результат, и наиболее ярко выражает его важнейшие принципы, необходимо максимально усовершенствовать процессы разработки и реализации государственных программ, не только оптимизировать имеющиеся методы работы с государственными программами, но и разрабатывать новые подходы к процессу программирования.

1. Азизова М.М. Совершенствование системы государственного регулирования региональным АПК в современных условиях хозяйствования // Вопросы структуризации экономики. 2016. № 4. С. 28-30.

2. Барсегян Н.В. Программирование инновационно-инвестиционного развития АПК // Научное и кадровое обеспечение развития агропродовольственного комплекса: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 65-летию подготовки экономических и управленческих кадров для АПК в Воронежском ГАУ / отв. за выпуск: Е.В. Закшевская, В.Г. Широбоков, М.В. Загвозкин, В.А. Лубков. Воронеж, 2016. С. 114-117.

3. Естафьева Е.Ю. Совершенствование методов разработки и оценки государственных программ субъектов Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Улан-Удэ, 2014.

4. Светлакова С.А., СветлаковаН.А. Основные направления импортозамещения и модернизации в развитии агро-продовольственного регионального рынка // Пермский аграрный вестник. 2017. № 1 (17). С. 137-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.