Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ РЕСУРСА РАБОТЫ ЧЕРВЯЧНОЙ ПАРЫ ПУТЕМ НАНЕСЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ НА РАБОЧУЮ ПОВЕРХНОСТЬ ВИТКОВ ЧЕРВЯКА'

ПОВЫШЕНИЕ РЕСУРСА РАБОТЫ ЧЕРВЯЧНОЙ ПАРЫ ПУТЕМ НАНЕСЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ НА РАБОЧУЮ ПОВЕРХНОСТЬ ВИТКОВ ЧЕРВЯКА Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
79
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗНОСОСТОЙКОЕ ПОКРЫТИЕ / АДГЕЗИЯ / ЧЕРВЯЧНЫЙ РЕДУКТОР / ANTIWEAR COATING / ADHESION / WORM GEAR

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Лунин Е.А., Захарова Н.В.

Рассматривается способ увеличения ресурса работы червячной пары путем нанесения антифрикционного покрытия, режимы его нанесения и методы контроля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Лунин Е.А., Захарова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INCREASED SERVICE LIFE OF WORM AND WORM WHEEL BY APPLYING A WEAR RESISTANT COATING ON THE WORKING SURFACE OF COILS OF THE WORM

In the paper, a method of increasing service life of worm and worm wheel by the application of antifriction coatings, the modes of its application and methods of control.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ РЕСУРСА РАБОТЫ ЧЕРВЯЧНОЙ ПАРЫ ПУТЕМ НАНЕСЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ НА РАБОЧУЮ ПОВЕРХНОСТЬ ВИТКОВ ЧЕРВЯКА»

УДК 621.9.015

ПОВЫШЕНИЕ РЕСУРСА РАБОТЫ ЧЕРВЯЧНОЙ ПАРЫ ПУТЕМ НАНЕСЕНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОГО ПОКРЫТИЯ НА РАБОЧУЮ ПОВЕРХНОСТЬ

ВИТКОВ ЧЕРВЯКА

Е. А. Лунин, Н. В. Захарова Научный руководитель - И. В. Трифанов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: Jack_X92@mail.ru

Рассматривается способ увеличения ресурса работы червячной пары путем нанесения антифрикционного покрытия, режимы его нанесения и методы контроля.

Ключевые слова: износостойкое покрытие, адгезия, червячный редуктор.

THE INCREASED SERVICE LIFE OF WORM AND WORM WHEEL BY APPLYING A WEAR RESISTANT COATING ON THE WORKING SURFACE

OF COILS OF THE WORM

E. A. Lunin, N. V. Zakharova Scientific Supervisor - I. V. Trifanov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Jack_X92@mail.ru

In the paper, a method of increasing service life of worm and worm wheel by the application of antifriction coatings, the modes of its application and methods of control.

Keywords: antiwear coating, adhesion, worm gear.

Условия эксплуатации различных механизмов не всегда являются идеальными. Они часто используются в пыли при высоких температурах и нагрузках. При определённом режиме большинство машин с механическими узлами работают в тяжелом режиме, поэтому смазочная плёнка быстро повреждается. Недостатками червячных передач, состоящих из закаленного червяка и чугунного червячного колеса, являются низкая износостойкость элементов пары за счет высоких сил трения, возникающих в контакте.

Для повышения износостойкость целесообразно наносить на рабочие поверхности ведущего и ведомого колес антифрикционные покрытия. Для увеличения адгезии покрытия нанесенного на червяк рекомендуется выполнять поперечные канавки на рабочих поверхностях зубьев ведомого и ведущего колес без выхода на торцевую поверхность зуба, при этом длина поперечной канавки должна быть меньше ширины зуба зубчатого колеса, а сами канавки выполнены на всю толщину износостойкого покрытия на расстоянии, не меньшем десяти толщин покрытия. На рабочих витках червяков выполняют V-образные канавки, длина которых равна высоте рабочей поверхности витков червяка. Глубина канавок является равной толщине износостойкого покрытия, расположение канавок - под углом друг к другу по окружности рабочей площади витка червяка [1]. На рис. 1 приведены: фрагмент червяка с выполненными поперечными канавками и схематично изображено выполнение канавок на контактной поверхности витка червяка.

Длина поперечной канавки 4 равна высоте контактной поверхности витка червяка 2, причем поперечные канавки 4 располагаются с обеих сторон витков червяка 2 симметрично с шагом

Секция «Метрология, стандартизация и сертификация»

£ по контактной поверхности. Величина шага t поперечных канавок 4 назначается в зависимости от условий нагружения червячной передачи и условий ее работы. При недостаточном количестве смазки при работе червячной передачи шаг £ поперечных канавок 4 при изготовлении зубчатых колес следует выбирать меньшей величины.

С увеличением нагрузки передачи вращающим моментом шаг £ поперечных канавок увеличивается. Рекомендуется выбирать угол а равным 10... 15°. Это обеспечивает более длительный срок эксплуатации червячных передач, где материалом червячного колеса является серый чугун [1].

А А-А

Рис. 1. Нанесение антифрикционного покрытия: 1 - червяк; 2 - виток червяка; 3 - слой покрытия из износостойкого материала; 4 - поперечные канавки; 5 - антифрикционный материал; И - толщина слоя износостойкого материала; £ - шаг канавок; а - угол между боковой поверхностью канавки и перпендикуляром к нормали, проведенной к поверхности зуба зубчатого колеса в месте выполнения канавки

Состав антифрикционного композиционного покрытия содержит твердую смазку дисульфид молибдена, графит и связующее на основе эпоксидной смолы, отличающееся тем, что покрытие состоит из трех слоев, нижний из которых, прилегающий к металлической подложке, выполнен из молибдена, верхний слой состоит из твердой смазки, дополнительно содержащей окись кадмия, а промежуточный слой содержит связующее при следующем соотношении толщин слоев: (10-20) : (1-3) : (15-50) мкм.

Твердая смазка верхнего слоя антифрикционного композиционного покрытия содержит компоненты в следующем соотношении, мас.ч.: дисульфид молибдена - 4,0.8,7; графит -1,0.5,0; окись кадмия - 0,3.1,0 [2].

Промежуточный слой выполняется из связующего на основе эпоксидной смолы марки ЭП-527 (ТУ6-10-1996-85). Молибден на металлическую подложку наносят методом электроискрового легирования. Верхний и промежуточный слои наносятся распылением из пульверизатора. Такое покрытие будет работоспособным на воздухе, в воде и при температурах -100...+250 °С и удельных нагрузках до 20 кгс/мм2 и позволит обеспечить высокую износостойкость, прочность при сдвиге и коэффициент трения <0,1 [3].

Перед нанесением антифрикционного покрытия поверхность обезжиривается, даже если ранее производилось предварительное удаление коррозии кислотой. Это способствует более равномерному и прочному нанесению покрытия. Фосфатирование применяется для железа и стали, но непригодно для нержавеющей стали, оцинкованного чугуна. Обработка фосфатом марганца

увеличивает несущую способность и смазывающие свойства покрытия. Обработка фосфатом цинка улучшает его коррозионную стойкость. Фосфат железа улучшает адгезию с антифрикционными покрытиями. Для фосфатирования используются только такие растворы, которые создают слои мелких кристаллов. Большая часть частиц, осаждаемых на поверхности, должна иметь размеры в диапазоне от 3 до 8 мкм [2].

Рассмотренный способ нанесения износостойкого покрытия позволить увеличить ресурс работы червячной передачи, состоящей из закаленного червяка, выполненного из стали 40ХН, и чугунного червячного колеса СЧ15 на 15-30 % по сравнению с аналогичными червячными передачами без конструктивных изменений, вследствие снижения коэффициента трения в контактной зоне.

Библиографические ссылки

1. Износостойкая червячная пара [Электронный ресурс]. URL: http://poleznayamodel.ru/ model/12/124754.html (дата обращения: 25.03.2018).

2. Захарова Н. В., Трифанов И. В. Методы контроля шероховатости винтовой поверхности червячного редуктора типа ZT // Решетневские чтения : материалы XIX Междунар. науч. конф. Т. 1. 2016. С. 557-559.

3. Антифрикционное композиционное покрытие [Электронный ресурс]. URL: http://www1. fips.ru/fips_servl/fips_servlet?DB=RUPAT&DocNumber=2211260&TypeFile=html (дата обращения: 05.03.2018).

© Лунин Е. А., Захарова Н. В., Трифанов И. В., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.