Научная статья на тему 'Повышение рентабельности деятельности и ликвидности организации - основа высокой конкурентоспособности'

Повышение рентабельности деятельности и ликвидности организации - основа высокой конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УДЕРЖАНИЕ РЫНКОВ СБЫТА / УСТОЙЧИВЫЕ ПОЗИЦИИ НА РЫНКЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ / КРЕДИТНАЯ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / РЫНОК / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ / СТАБИЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / ОТДЕЛАМИ / ПРОИЗВОДСТВОМ / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВСЕХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ / СВОЕВРЕМЕННАЯ ПОСТАВКА СЫРЬЯ И МАТЕРИАЛОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОТГРУЗКИ И ДОСТАВКИ ПРОДУКЦИИ / МАРКЕТИНГОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ СВЯЗИ / ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ / МОНИТОРИНГ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ / РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННЫХ ИДЕЙ / ПЛАТЁЖЕСПОСОБНОСТЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ / УРОВЕНЬ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ / ДОХОДНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОКУПАЕМОСТЬ ЗАТРАТ / ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / РАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОПОРЦИИ КАПИТАЛА И ЕГО ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение рентабельности деятельности и ликвидности организации - основа высокой конкурентоспособности»

Урала // Биотехнология: состояние и перспективы развития: матер. пятого междунар. конгресса. М., 2009. Ч. 2. С.367-368.

4. Рощупкин В.П.. Комплексное развитие лесного сектора - наша стратегическая задача // Рос. лесн. газ. 2006. № 39-40 (169-170).

5. Леса и лесные ресурсы Российской Федерации: ежегод.доклад о состоянии и использовании лесов Российской Федерации в 2011 г. // Сайт Мин-ва природных ресурсов и экологии РФ. URL: http://www.mnr. gov.ru (дата обращения 10.09.2014).

Bibliography

1. Gamrekeli M. N. Problem directions of rational use of forest cuttings and sawing wastes // Works of the Third International Eurasian Symposium «Wood treatment: Technologies. Equipment. Management» (Yekaterinburg, on September, 30th - on October, 3rd 2008), Yekaterinburg: USFEU, 2008. P. 227-228.

2. Gamrekeli M. N. Participation of wood techno park in regional and international scientific and technical programs//Materials of VII International scientific and technical conference «Social- economic and environmental problems of The Wood Complex within the concept 2020 limits», USFEU. Yekaterinburg. 2009. Part 1. P. 250-252.

3. Gamrekeli M. N. The role of Forest techno park of the Ural State Forest University (USFEU) on realization of biotechnologies in programs of Urals agriculture development //Materials of the fifth International Congress «Biotechnology: a condition and development prospects». М, on March, 16-20th 2009. Part 2. P. 367-368.

4. Roschupkin V.P. Complex development of forest sector - our strategic problem. «The Russian forest newspaper», № 39-40 (169-170) from 15.09.2006.

5. Forests and wood resources of the Russian Federation. The annual report on a condition and use of the Russian Federation woods in 2011. The Site of the Russian Federation Ministry of Natural resources and Ecology: http://www.mnr.gov.ru (date of reversion 10.09.2014).

УДК 338.12.017

ПОВЫШЕНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЛИКВИДНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ -ОСНОВА ВЫСОКОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Г.П. БУТКО,

доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и ВЭД предприятия ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет»

e-mail: GPButko@mail.ru (620100, Екатеринбург, Сибирский тракт, 37)

Е.Д. ТИХОНОВ,

аспирант кафедры менеджмента и ВЭД предприятия ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет»

e-mail: Evgeny.D.Tikhonov@mail.ru (141400, Московская область, г. Химки, ул. Ленинградская, владение 39, строение 5,

Химки Бизнес Парк)

Ключевые слова: конкурентная борьба; экономическая эффективность; конкуренция; конкурентоспособность; удержание рынков сбыта; устойчивые позиции на рынке; достижение поставленных

целевых ориентиров организации; эффективность работы предприятия; кредитная и инвестиционная привлекательность предприятия; рынок; экономический кризис; повышение конкурентоспособности; управление организацией; стабильность работы предприятия; управление персоналом, отделами, производством, организация работы всех подразделений, своевременная поставка сырья и материалов, организация отгрузки и доставки продукции; маркетинговые концепции; политические связи; исследования и разработки; мониторинг финансового состояния организации; разработка инновационных идей; платёжеспособность и рентабельность организации; уровень рентабельности; доходность деятельности; окупаемость затрат; финансовое состояние предприятия; рациональные пропорции капитала и его эффективное использование; платежеспособность предприятия; практический менеджмент; конкурентные стратегии.

В статье рассматриваются особенности функционирования российских организаций (предприятий) в современных экономических условиях, характеризующихся возрастающей конкурентной борьбой, в ходе которой происходит «естественный отбор» среди наиболее успешных, способных сохранить высокую экономическую эффективность в подобной ситуации. Обосновывается необходимость обеспечения конкурентоспособности как ключевого фактора, определяющего возможность для хозяйствующего субъекта длительное время занимать устойчивые позиции на рынке и достигать поставленные целевые ориентиры.

Дается определение конкурентоспособности, т.е. «способности к конкуренции», и приводятся факторы, необходимые для полноценного и эффективного взаимодействия хозяйствующих субъектов для эффективного удовлетворения целевых ориентиров предприятия.

На основании приведенного определения формулируется обобщенный и более узкий термин «конкурентоспособности». Формулируется понятие «конкурентоспособность организации» и даются определение и необходимые составляющие данного термина, а также приводится ряд обоснований соответствия термина вложенному смыслу.

Приводятся предпосылки для возникновения кризиса, а также выделяются основные факторы для управления конкурентоспособностью в условиях экономического спада, экономического кризиса и финансовой нестабильности.

Рассматривается важное значение таких инструментов повышения конкурентоспособности, как платёжеспособность и рентабельность организации.

Приводится обоснование взаимосвязи уровня рентабельности предприятия с эффективностью его работы в целом, доходностью различных направлений деятельности, окупаемости затрат и т.д. Отмечается значение этого показателя и его тесная связь со способностью предприятия финансировать свою деятельность, т.е. его финансовое состояние. Устойчивое финансовое положение, в свою очередь, оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов, поступление и расходование денежных ресурсов, поддержание расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций капитала и его эффективное использование. Особое значение приобретает осуществление обоснованных инвестиций в производственную базу, развитие производства, повышение его технико-экономического уровня, улучшение качества выпускаемой продукции, что создаст необходимые условия для стратегического роста прибыльности.

Предлагаются пути повышения конкурентоспособности лесопромышленных предприятий Свердловской области, формулируются стратегии для применения в сфере практического менеджмента.

INCREASING THE PROFITABILITY OF OPERATIONS AND LIQUIDITY OF THE ASSETS OF ORGANIZATIONS ARE THE BASIS OF A HIGH COMPETITIVENESS

G.P. BUTKO, Doctor of Economics, Professor e-mail: GPButko@mail.ru (620100, Ekaterinburg, Siberian highway, 37)

ED. TIKHONOV,

PhD student, Department of Management and Foreign Trade of Company

e-mail: Evgeny.D.Tikhonov@mail.ru (141400, Moscow region, Khimki, ul. Leningrad, possession 39, Building 5, Khimki Business Park)

Keywords: competitive fight; cost-effectiveness; competition; competitiveness; retention of markets; strong position in the market; the achievement of the targets of the organization; performance of the enterprise; credit and investment attractiveness of the enterprise; market; economic crisis; increasing competitiveness; management of the organization; stability of the enterprise; managing ofpersonnel, departments, production, organization of work of all departments, timely delivery of raw materials, the organization of shipping and delivery ofproducts; marketing concepts; political connections; Research and development; monitor the financial condition of the organization; the development of innovative ideas; solvency and profitability of the organization; level ofprofitability; profitability of the business; cost recovery; the financial condition of the company; rational proportion of capital and its effective utilization; solvency of the company; practical management; competitive strategies.

The article deals with the peculiarities of Russian organizations (companies) in the current economic environment characterized by increasing competitive struggle, during which the «natural selection» among the most successful, able to maintain high economic efficiency in a similar situation. The necessity to ensure competitiveness as a key factor determining the opportunity for businesses to borrow long-term stable market position and achieve its targets.

The definition of competitiveness, ie «ability to compete» and provides factors necessary for the full and effective cooperation of business entities to effectively meet the targets of the company.

On the basis of this definition is formulated as a generalized and more narrow term «competitiveness». Formulated the concept of «competitiveness of the organization» and defines and necessary components of the term, and also provides a number of studies nested within the meaning of the relevant terms.

Stand out and are prerequisites for the emergence of the crisis, as well as highlights the main factors for the management of competitiveness in the economic downturn, the economic crisis and financial instability. A comparison of factors in a stable economic condition of the economy.

Highlights the importance of such tools to increase competitiveness, both solvency and profitability of the organization.

The substantiation of the relationship level of profitability with its performance in general, the yield of the various activities, cost recovery, etc. It notes the importance of this indicator and its close relationship to the ability of the enterprise to fund its activities, ie its financial condition. Strong financial position, in turn, has a positive effect on the implementation of production plans, the receipt and expenditure of financial resources, maintain payment discipline, achievement of rational proportions of capital and its effective use. Of particular importance is the implementation of sound investment in the production base, the development of production, increase its technical and economic level, the improvement of product quality, which will create the necessary conditions for strategic growth in profitability.

Ways of improving the competitiveness of the wood industry enterprises of the Sverdlovsk region, formulated strategies for use in the field of practical management.

Функционирование российских организации (предприятий) в современных экономических условиях характеризуется возрастающей конкурентной борьбой, в ходе которой происходит «естественный отбор» среди наиболее успешных, способных сохранить высокую экономическую эффективность в подобной ситуации. Конкуренция, являющаяся основой протекания рыночных процессов, требует от компаний повышения их конкурентоспособности, определяющей в конечном счёте жизнеспособность последних, их возможности удержания рынков сбыта и укрепления завоёванных позиций. Обеспечение конкурентоспособности превращается в ключевой фактор, определяющий возможность для хозяйствующего субъекта длительное время занимать устойчивые позиции на рынке и достигать поставленные целевые ориентиры.

В основу определения понятия конкурентоспособности положен морфологический принцип: очевидно, что определяемый термин - это сложное имя существительное, имеющее два корня и, исходя из правил словообразования русского языка, оно означает «способность к конкуренции». Следовательно, для того чтобы дать обоснованное определение понятию «конкурентоспособность», изначально необходимо определить значение двух слов: «способность» и «конкуренция».

Конкуренция - это процесс опосредованного рынком взаимодействия хозяйствующих субъектов, заинтересованных

в достижении аналогичных целей. Конкуренция характеризуется взаимодействием конкурирующих субъектов, однако оно не может быть прямым, так как хозяйственных связей между конкурентами, как правило, не существует. Любое их взаимодействие должно быть опосредованным, а так как полем конкурентной борьбы является рынок, то и посредником взаимодействия конкурентов выступает именно он. Цели конкурентов могут различаться, но они должны быть аналогичными, т.е. должно существовать некое поле интересов, которое не позволяет одновременно в полном объёме удовлетворить амбиции всех организаций (предприятий).

На основании вышеприведённого определения можно синтезировать понятие «конкурентоспособность». По нашему мнению, конкурентоспособность - это свойство объекта, дающее ему возможность вступать в опосредованное рынком взаимодействие с другими объектами, заинтересованными или участвующими в достижении целей, аналогичных целям объекта.

Данное определение постулирует возможность объекта лишь «вступать во взаимодействие с другими объектами», при этом не даётся никакой оценки наиболее вероятного исхода такого взаимодействия. На наш взгляд, это предельно верно, так как предопределить исход взаимодействия может тот или иной уровень конкурентоспособности, но не сама конкурентоспособность, являющаяся неотъемлемым свойством

объекта, позволяющим ему взаимодействовать с окружающей средой. Средой такого взаимодействия выступает рынок, он же является индикатором его результатов. Конкурентоспособность предприятия проявляется исключительно относительно конкурирующих объектов в процессе и по результатам их взаимодействия.

На основании определения обобщенного термина «конкурентоспособность» может быть построено определение более узкого и непосредственно интересующего нас термина «конкурентоспособность предприятия». По нашему мнению, конкурентоспособность организации - это свойство организации, дающее ей реальную и потенциальную возможность вступать в опосредованное рынком взаимодействие с другими его субъектами, заинтересованными в достижении целей, аналогичных целям организации. Данное определение удовлетворяет важнейшим требованиям, которые могут быть предъявлены к его содержанию и форме.

Во-первых, оно оперирует терминами, однокоренными с определяемой категорией, во-вторых, оно построено на основании сформулированного выше определения конкурентоспособности и представляет его частный случай, как это и заложено в самой структуре термина.

В условиях экономического кризиса повышение конкурентоспособности является одной из наиболее важных задач управления организацией. Так, в сложившейся экономической ситуации

в стране многие предприятия оказываются неплатёжеспособными и вследствие этого на грани банкротства. В основном причинами этого являются высокие цены на качественную продукцию, которую в условиях кризиса очень сложно реализовывать, так как большинство контрагентов организации ищет более дешёвую продукцию. Ещё одна из причин банкротства - дебиторская и кредиторская задолженности. Многие организации просто не могут вернуть долги. Одно предприятие должно другому. В итоге организации оказываются в не-ком замкнутом круге.

В кризисных условиях, как и в условиях стабильного состояния экономики, можно выделить наиболее важные факторы стабильной работы предприятия: грамотное управление персоналом, отделами, производством, организация работы всех подразделений, своевременная поставка сырья и материалов, организация отгрузки и доставки продукции к контрагенту, УМП (уникальное маркетинговое предложение), различные маркетинговые концепции, какие-либо политические связи, различные исследования как на уровне технологий, так и на уровне информационного обеспечения, постоянный мониторинг финансового состояния организации, разработка новых инновационных идей. Всё это, на наш взгляд, сможет повысить конкурентоспособность предприятия.

Не менее важное значение приобретают такие инструменты повышения конкурентоспособ-

ности, как платёжеспособность и рентабельность организации.

Уровень рентабельности предприятия характеризует эффективность его работы в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д. Со значением этого показателя тесно связана способность предприятия финансировать свою деятельность, т.е. его финансовое состояние. Устойчивое финансовое положение, в свою очередь, оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов, поступление и расходование денежных ресурсов, поддержание расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций капитала и его эффективное использование. Особое значение приобретает осуществление обоснованных инвестиций в производственную базу, развитие производства, повышение его технико-экономического уровня, улучшение качества выпускаемой продукции, что создаст необходимые условия для стратегического роста прибыльности.

Платежеспособность предприятия представляет собой его способность своевременно выполнять свои краткосрочные и долгосрочные обязательства за счет собственных ликвидных активов и в первую очередь денежных средств. В наиболее общем виде предприятие считается платежеспособным, если его текущие активы превышают краткосрочные обязательства. Уровень платежеспособности характеризует степень защищенности интересов инвесторов и кредиторов, вло-

живших свои средства в активы предприятия.

Достижение оптимального соотношения рентабельности и платежеспособности должно опираться на результаты тщательного расчета и анализа. Это связано с тем, что рынок не только предоставляет новые возможности, но и порождает конкуренцию и быстро меняющиеся условия. Убыточность деятельности, как и невозможность погасить обязательства перед контрагентами, а также неумение согласовывать стратегические и тактические цели могут привести к снижению конкурентоспособности, а впоследствии к ликвидации предприятия.

В условиях конкуренции организации необходимы постоянный контроль за всеми финансовыми показателями рентабельности и ликвидности, реализация практического менеджмента и маркетинга с учетом влияния внешней конкурентной среды.

В целях повышения конкурентоспособности лесопромышленных предприятий Свердловской области управляющие структуры могут применять в сфере практического менеджмента следующие конкурентные стратегии:

- для производителей целлюлозы, бумаги, картона - стратегию дифференциации, целью которой является выстраивание такой экономической политики, при которой ценовые надбавки превышают дополнительные затраты на дифференциацию продукции;

- для производителей фанеры и древесных плит - стратегию превосходства по издержкам,

которая заключается в обслуживании большого числа сегментов отраслевого рынка при одновременной минимизации расходов по всем элементам затрат;

- для лесопильно-деревоо-брабатывающих предприятий -стратегию узкомасштабной дифференциации, сущность которой заключается в достижении дифференциации продукции для обслуживания одного целевого

сегмента рынка (или небольшого числа сегментов);

- для производителей мебели - стратегию узкомасштабного превосходства по издержкам, т.е. достижение преимущества по издержкам в пределах одного целевого сегмента рынка или небольшого числа сегментов. Особенно актуальным применение данной стратегии является после вступления России в ВТО;

- для лесозаготовительных предприятий, лесохозяйственных организаций, имеющих лесозаготовительные подразделения, рекомендуется избирать базовую стратегию преимущества по издержкам при одновременном поиске варианта стратегического партнерства с предприятиями ЦБП и лесопильно-деревообра-батывающей промышленности, деревянного домостроения.

УДК 630*911

ФУНКЦИИ И ЗНАЧЕНИЕ ЛЕСОПАРКОВЫХ ЗОН УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

ОБ. МЕЗЕНИНА, доктор экономических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет»

(620100, Екатеринбург, Сибирский тракт, 36)

Л.А. СУВИК, аспирант,

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет»

e-mail: suwick.luba@yandex.ru (620100, Екатеринбург, Сибирский тракт, 36)

Ключевые слова: лесопарковые зоны, промышленные города, экологическая устойчивость городов.

В статье рассмотрены лесопарковые зоны, как необходимая часть территориального планирования. Показаны функции и значение лесопарковых зон. Выделены основные функции лесопарковых зон: наличие лесопарковых зон способствует сглаживанию негативных факторов производства и созданию благоприятной экологической обстановки, а экологическая ситуация городов - своеобразное зеркало, в котором отражается уровень социально-экономического положения региона; посещение жителями лесопарков и скверов благоприятно влияет на здоровье, причем не только физиологическое, но и психологическое; зеленые массивы ежегодно посещают тысячи туристов, что приносит дополнительный доход в бюджет городов.

В качестве примера приведен Урал, как промышленный центр, но и как экологически неустойчивый регион. Приводятся данные об отраслях промышленности, развитых на Урале, важнейшими из которых являются металлургия, машиностроение, химическая, бумажная и лесная промышленность. Промышленное освоение и развитие Уральского региона оказывает не только благоприятное (экономическое и социальное) воздействие на занимаемую территорию, но и сказывается на образовании неустойчивой природно-антро-погенной системы, состоящей из непрерывно развивающихся городских агломераций и резко нарушенных естественных экосистем, где постоянно возникают проблемы утилизации и реутилизации вовлекаемых в оборот природных ресурсов, загрязнения и очистки окружающей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.