Научная статья на тему 'Повышение прибыльности камнеобрабатывающего предприятия на основе структурных сдвигов в номенклатуре и объеме выпуска продукции'

Повышение прибыльности камнеобрабатывающего предприятия на основе структурных сдвигов в номенклатуре и объеме выпуска продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КРИТИЧЕСКОГО (БЕЗУБЫТОЧНОГО) ОБЪЕМА ВЫПУСКА КАЖДОГО ВИДА ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латыпов Д. В.

Руководство камнеобрабатывающего предприятия путем выбора номенклатуры и регулирования объемов выпуска может добиться существенного увеличения (прироста) прибыли, ликвидации убыточности производства. Первый необходимый шаг в проведении экспертизы недостаточной эффективности выпуска продукции является определение критического (безубыточного) объема выпуска каждого из выпускаемых видов камнепродукции. Вторым шагом является оценка правильности распределения объемов производства (мощностей предприятия) между различными номенклатурами выпускаемой продукции и определение наиболее рациональной загрузки предприятия по объему выпускаемой продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение прибыльности камнеобрабатывающего предприятия на основе структурных сдвигов в номенклатуре и объеме выпуска продукции»

УДК 65

Д.В. Латыпов

ПОВЫШЕНИЕ ПРИБЫЛЬНОСТИ КАМНЕОБРАБАТЫВАЮЩЕГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ СТРУКТУРНЫХ СДВИГОВ В НОМЕНКЛАТУРЕ И ОБЪЕМЕ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ

Руководство камнеобрабатывающего предприятия путем выбора номенклатуры и регулирования объемов выпуска может добиться существенного увеличения (прироста) прибыли, ликвидации убыточности производства. Первый необходимый шаг в проведении экспертизы недостаточной эффективности выпуска продукции является определение критического (безубыточного) объема выпуска каждого из выпускаемых видов камнепродукции. Вторым шагом является оценка правильности распределения объемов производства (мощностей предприятия) между различными номенклатурами выпускаемой продукции и определение наиболее рациональной загрузки предприятия по объему выпускаемой продукции.

Ключевые слова: определение критического (безубыточного) объема выпуска каждого вида продукции. Диагностика причин недостаточной эффективности выпуска продукции. Технико-экономическое обоснование выпуска и реализации продукции.

Сложные условия, в которых в настоящее время функционируют предприятия камнеобрабатывающего производства, частые изменения конъюнктуры, конкуренция со стороны внешнего рынка природного камня, скачкообразные изменения цен на сырье, материалы, комплектующие, энергоносители создают высокую степень неопределенности, затрудняют долгосрочное планирование. В этих условиях руководству предприятий приходится довольно часто пересматривать ранее принятые решении, корректировать планы производства камнепродукции, необходимо осуществлять непрерывное слежение за отклонениями многих экономических факторов от принятых при разработке планов, оценивать последствия этих отклонений и принимать новые решения с учетом реально сложившихся условий.

Следует отметить, что обычно камнеобрабатывающее предприятие производит несколько видов продукции. При этом различные номенклатуры камне-продукции могут выпускаться на одном оборудовании, то общая прибыльность (или убыточность) функционирования камнеобрабатывающего предприятия в целом зависит как от выпускаемой номенклатуры, так и от объема выпуска для каждой номенклатуры. Из этого следует, что руководство предприятия путем выбора номенклатуры и регулирования объемов выпуска может добиться существенного увеличения (прироста) прибыли, ликвидации убыточности производства.

Поэтому на этапе (предшествующем принятию решений о структурных сдвигах в номенклатуре и объеме выпуска продукции) руководству предприятия

необходимо провести диагностику причин недостаточной эффективности выпуска рассматриваемых видов кам-непродукции.

Первый необходимый шаг в проведении экспертизы недостаточной эффективности выпуска продукции является определение критического (безубыточного) объема выпуска каждого из выпускаемых видов камнепродукции (т.е. определение точки безубыточности) и расположение достигнутого объема производства относительно рассматриваемой точки. Пренебрежение проведением этой процедуры может привести руководство предприятия к необоснованному и неправильному решению.

При этом следует отметить, что с точки зрения оценки эффективности выпуска отдельной номенклатуры продукции графические методы обладают высокой оперативностью и дают достаточно важную информацию руководству предприятия камнеобрабатывающего производства..

Таким образом, на современном этапе масштаб производства каждой выпускаемой предприятием камнепродук-ции должен определяться с учетом ограничений, определяемых условиями рынка (возможного объема продаж в предполагаемых секторах рынка, уровня цен на единицу продукции), наличия материальных, финансовых и трудовых ресурсов для обеспечения различных уровней объема выпуска продукции.

В условиях рыночного спроса потребности в той или иной камнепро-дукции имеют вероятностный характер, причем далеко не всегда могут быть установлены заранее - на стадии годового планирования. По современным представлениям менеджмента, маркетинговая концепция управления

предполагает установление плановых объемов производства преимущественно на основе потребностей рынка на конкретную продукцию в течение года.

Важнейшим фактором, который руководством должен учитываться при определении масштаба производства, является зависимость минимальной продажной цены единицы продукции (обеспечивающей безубыточность или прибыльность ее выпуска) от объема выпуска данной камнепродукции.

Вторым шагом в нахождении рационального решения о повышении эффективности функционирования камнеобрабатывающего предприятия является оценка правильности распределения объемов производства (мощностей предприятия) между различными номенклатурами выпускаемой камнепро-дукции и определение наиболее рациональной загрузки предприятия по объему выпускаемой камнепродукции.

Несмотря на большой объем задач, значительное разнообразие условий, которые должны рассматриваться руководством камнеобрабатывающих предприятий при технико-экономи-ческом обосновании производства и сбыта продукции для принятия решений необходим обоснованный ответ на следующие главные вопросы:

• какую продукцию производить;

• какой объем продукции производить по каждой номенклатуре;

• на каком оборудовании и при какой технологии ее производить;

• по каким ценам закупать необходимые материальные и трудовые ресурсы;

• по каким ценам продавать готовую продукцию;

• на сколько удовлетворяет выпускаемая предприятием продукция по качеству и цене потребителей рынка природного камня;

• каким по продолжительности будет период устойчивого спроса на каждую продукцию, выпускаемую предприятием;

• какой размер прибыли (абсолютной или относительной) приносит предприятию выпуск и сбыт каждой производимой предприятием продукции;

• какой собственный и заемный капитал необходимо иметь для организации эффективного производства продукции в необходимом масштабе.

После получения ответов на указанные выше вопросы руководство предприятия должно сопоставить возможности с этими требованиями, так как в современных критических условиях рынка имеющиеся возможности (финансовые, материаль-ные, по времени осуществления) являются ограниченными для принятия организационно-управленческих решений.

Следовательно, в настоящее время на каждом предприятии камнеобрабатывающего производства руководством должна проводиться работа по технико-экономическому обоснованию выпуска и реализации его основной продукции,

1. Денисов А.Ю., Жданов С.А. Экономическое управление предприятием и корпорацией. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2002.

2. Рузавин Г.И., Мартынов В.Г. Курс рыночной экономики. - М., ЮНИТИ, 1995.

только в результате которой создается и периодически

корректируется в связи с изменениями рыночных условий система исходных данных, необходимых для принятия решений по управлению предприятием. На основе этих исходных данных должны формироваться (рассчитываться) главные показатели, определяющие экономическую эффективность выпуска и реализации каждого вида камнепро-дукции.

Однако руководству предприятий камнеобрабатывающего производства необходимо обеспечить важнейшее требование закона соответствия: производство камнепродукции должно соответствовать спросу на нее по качеству, номенклатуре и объему поставок.

На современном этапе рыночной экономики объем спроса на камнепро-дукцию также существенно зависит от ее цены. Поэтому одним из важнейших направлений для обеспечения увеличения объема выпуска и реализации продукции является снижение ее себестоимости и продажной цены, так как прибыль предприятия камнеобрабатывающего производства возможна лишь тогда, когда есть спрос на данную продукцию.

-------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

3. Томпсон А., Формби Дж. Экономика фирмы. Пер. с англ. Под ред. проф. Ю.В. Шленова. - М.: БИНОМ, 1998. ШИН

— Коротко об авторе ---------------------------------------------------------------------

Латыпов Д.В. - кандидат экономических наук, зам. проректора по научноисследовательской и инновационной деятельности по НИРС, ст. преподаватель кафедры ЭИС, dvlatypov@msmu.ru

Московский государственный горный университет,

Moscow State Mining University, Russia, ud@msmu.ru

4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.