ками выгодно отличаются от контрольных по вкусу и аромату.
Все это подтверждает целесообразность вышеуказанных растительных до-бавок в производстве пельменей-
“ТЯ*
ЛТК
«о; г.
Л. П. Коже вина, В. А. Шин, В. В. Рудченко
ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Системный анализ позволяет определить содержание курса, не сообщая огромного количества фактов и оставаясь в пределах программы. Предмет химии - это система, пронизанная определёнными связями между блоками курса. Система химического образования для нехимических специальностей включает следующие подсистемы:
-опорные понятия школы;
-основные новые и расширенные понятия в вузе; *
-совокупность тех элементов специальных дисциплин, в которых используются основные положения химии;
-совокупность уровней молодого специалиста.
Используя подобный подход, на кафедре химии составлены и внедрены в учебный процесс структурно-логическое системы.
Так, при составлении программы по изучению химических дисциплин на 30-оинженерном факультете анализ уровня подготовки студентов свидетельствует о том, что опорные понятия школы у них очень слабые и неустойчивые. Учитывая же важность первой подсистемы в курсе “Неорганическая химия” вводится изучение основных понятий химии, но на более высоком научном уровне.
Основные новые и расширенные понятия школы (вторая подсистема) рассматриваются в логической последовательности на основании теории строения вещества и основных химических закономерностей. Это позволяет осуществить научный подход к изучению свойств веществ, химических процессов и достичь глубины знаний, которые формируют стремление к творчеству и умение не улучшать старое, а замещать его качественно новым.
'ОХ*
>., 5: Основная проблема обучения - чему учить и как учить - неразрывно связана с совершенством содержания программы и поисками новых методов обучения.
В аграрных вузах на первом и втором курсах изучаются различные химические дисциплины. Овладение ими расширяет кругозор студента, развивает его мировоззрение и вносит значительный вклад в формирование личности будущего специалиста.
Вследствие сложности и широты содержания программы, а также слабой химической подготовки абитуриентов из сельских школ возникает необходимость оптимальной организации учебного процесса, при котором переработка информации в знания, умения и навыки становится эффективной.
Чтобы процесс познания был плодотворным, он должен строиться с учётом логико-методических, общепедагогических, организационно-технических и психофизиологических основ. Нужно продумать и обосновать все стороны учебного процесса и организовать его таким образом, чтобы центральным звеном обучения была деятельность самого студента.
При обучении химическим дисциплинам очень важно выяснить их роль в общей культуре специалиста и взаимосвязь со смежными дисциплинами.
К сожалению, программа аграрного вуза предполагает значительно меньшее количество часов для изучения данной дисциплины, чем в других вузах на нехимических специальностях. Поэтому возникает необходимость в системно-ло-гическом построении всех курсов химии: неорганической, аналитической и органической.
При рассмотрении третьей подсистемы также учитывается важность выше рассмотренных блоков (строение и свойства веществ, термодинамические, окислительно-восстановительные и электрохимические процессы), но с учётом применения этих знаний в специальных дисциплинах. В таком случае достигается осуществление принципа сознательности и заинтересованности студентов при изучении химии, наиболее тесная связь которой наблюдается с курсами физики, биологической химии, экологии, микробиологии, кормления сельскохозяйственных животных, растениеводства, селекции и
семеноводства, ботаники, физиологии растений и животных.
Эффективность работы молодого специалиста безусловно зависит от его эрудиции, способности логически мыслить и принимать самостоятельные решения. Использование знаний химии в деятельности молодого специалиста связано с повышением продуктивности сельскохозяйственных производства и решением экологических проблем.
На основе связи между блоками курса и с учетом особенностей специальных дисциплин составлена следующая струк-турно-логическая схема курса “Неорганическая химия?
г Из всего курса определено четыре главных основополагающих блока, на основании которых рассматриваются свойства в-, р- и ё-элементов. Такое построение курса позволяет выявить логическую связь в системе химических знаний и способствует активизации познавательной деятельности студентов в освоении изучаемого материала. к;'! Основные теоретические вопросы неорганической химии закрепляются в аналитическом эксперименте. Обращается особое внимание на исследование
веществ растительного и животного происхождения.
Про составлении курса по органической химии также важно определить главные блоки.
Основополагающей является тема “Номенклатура органических соединений’,’ которая показывает единство и взаимосвязь всего рассматриваемого материала. Изучение органической химии осуществляется в соответствии со следующей структурно-логической схемой.
Для оптимизации учебного процесса в освоении большого количества разнообразных соединений следует обращать внимание на окислительно-
восстановительные процессы, так как они объединяют все изучаемые классы органических веществ:
Окисление
П'
су
Восстановление
Эффективным методом повышения познавательной активности является программированный контроль, при котором студентам предлагаются вопросы в виде оформленного методического пособия.
Критерием оценки знаний, на наш взгляд, являются тестовые задачи по изучаемому курсу химии. Решение таких
заданий позволит студенту проанализировать уровень самоподготовки по данной Теме. 1ЛС /.
Структура разработанного методического пособия по программированному контролю знаний по неорганической химии включает все основные темы данного курса. В каждой теме студенту предлагается не менее 30 вопросов с несколькими
вариантами ответов. При этом вопросы не должны быть общетеоретического плана, а ответы должны соответствовать возможным результатам хода решений данной задачи. Например, при каких изменениях условий равновесие сдвинется вправо в процессе, идущем по схеме:
2А.. + В.. = 2С, . + 2Д. ; А
(Г) (г) (г) ^(Г)’
Н <0?
х.р.
Ответ: 1) увеличить Р и 1°; 2) уменьшить Р и 3) увеличить Р и уменьшить 1:°; 4) уменьшить Р и увеличить 1°.
При выборе правильного ответа стоит ориентироваться на знание закона действующих масс, энергетики химических процессов, принципа Ле-Шателье.
Не следует запрещать пользоваться литературой, так как это часто ведет к снижению активности и самостоятельности при решении вопросов.
Практика показывает, что студенты весьма заинтересованно относятся к проведению тестовых занятий, которые исключают возможность списывания и дают индивидуальную характеристику подготовки студента на каждом занятии в течение всего семестра.
Данная методика позволяет не только конкретизировать самостоятельную работу при подготовке к занятиям, но и повысить эффективность контроля занятий каждого студента со стороны преподавателя. Самостоятельная работа, проводимая на каждом занятии в течение 20-25 минут с выставлением оценки, позволяет более рационально и равномерно использовать внеаудиторное время подготовки студентов к занятиям в процессе всего обучения, а не только в период коллоквиумов и сессий.
С целью выяснения необходимости и эффективности данного вида работы студентам, прошедшим такое обучение, была предложена следующая анкета:
{шнкалояээн з «о:>ос[поа -
1. Помогло ли вам данное пособие при самостоятельной работе в процессе подготовки к занятиям?
Да 88%. Нет 12%.
2. Способствовало ли проведение программированного контроля занятий по каждой теме более полному усвоению знаний по неорганической химии?
Да 82 %. Затрудняюсь ответить 18%.
3. Использовали ли вы данное пособие при подготовке к коллоквиумам и экзаменам?
Да 86%. Нет 7%.
Затрудняюсь ответить7%.
4. Легче или труднее протекает про-
цесс изучения предмета при использовании методического пособия по программированному контролю? :
Легче 93%. Затрудняюсь ответить 7%.
5. Ответы на какие вопросы требовали более глубокого понимания предмета?
Общетеоретические вопросы 41 %.
Решение контрольной задачи 59%.
6. Способствовали ли данные вопросы развитию логического мышления?
Да 77 %. Нет 25%.
Затрудняюсь ответить 18%.
7.Как вы относитесь к введению аналогичных пособий по программированному контролю при изучении других дисциплин?
Положительно 98%.
Отрицательно 2%.
Согласно итогам анкетирования большинство студентов считает, что:
а) необходимо пред вопросами каждой темы ввести объяснение материала, сохранив в целом предложенную структуру методического пособия;
б) требовать обоснования выбранного варианта ответа;
в) использовать аналогичные программированные пособия при изучении других дисциплин.
Таким образом, использование пособия по программированному контролю во время занятий по курсу неорганической химии имеет следующие положительные моменты:
а) позволяет студентам “увидеть” весь цикл вопросов по изучаемому курсу неорганической химии;
; б) помогает целенаправленно и более эффективно готовиться к занятиям по неорганической химии;
в) с первого занятия активизирует самостоятельную работу студентов, направленную на понимание предмета;
г) предполагает составление контрольных работ и вопросов коллоквиумов по данным заданиям;
д) развивает логику химического мышления, исключая “зазубривание” материала;
е) значительно сокращает период контроля и дает возможность преподавателю вести систематическую проверку индивидуальной подготовки студентов.
На основе выше изложенного полагаем, что повышению активизации познавательной деятельности студентов способствует применение дидактических принципов сознательности и самостоятельности. Особое значение имеет составление системно-структурных схем преподаваемых курсов. Все виды занятий должны быть направлены на повышение активности восприятия: необходимо излагать научные основы предмета, давать перспективы развития науки, ставить проблемные вопросы, вызывать у студентов потребность мыслить, искать доказательства, подтверждения, формулировать выводы, включать элементы собеседования и коллективного решения разных вопросов общей задачи.
ЧН93ЯС|ии.-
г-
іПНЛД-
-ноМ >*Д
ГПьЛ'П}
Н; . .мв
УЛ1 £
. НУ ЯН Я£:.ї: дЛ
гл гнэ&юг
■н.
• •• Л'ШІ
41 а
.».• і. Ж-л *
Я\- -і .