Научная статья на тему 'Повышение познавательной активности студентов при изучении химических дисциплин'

Повышение познавательной активности студентов при изучении химических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение познавательной активности студентов при изучении химических дисциплин»

ками выгодно отличаются от контрольных по вкусу и аромату.

Все это подтверждает целесообразность вышеуказанных растительных до-бавок в производстве пельменей-

“ТЯ*

ЛТК

«о; г.

Л. П. Коже вина, В. А. Шин, В. В. Рудченко

ПОВЫШЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХИМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Системный анализ позволяет определить содержание курса, не сообщая огромного количества фактов и оставаясь в пределах программы. Предмет химии - это система, пронизанная определёнными связями между блоками курса. Система химического образования для нехимических специальностей включает следующие подсистемы:

-опорные понятия школы;

-основные новые и расширенные понятия в вузе; *

-совокупность тех элементов специальных дисциплин, в которых используются основные положения химии;

-совокупность уровней молодого специалиста.

Используя подобный подход, на кафедре химии составлены и внедрены в учебный процесс структурно-логическое системы.

Так, при составлении программы по изучению химических дисциплин на 30-оинженерном факультете анализ уровня подготовки студентов свидетельствует о том, что опорные понятия школы у них очень слабые и неустойчивые. Учитывая же важность первой подсистемы в курсе “Неорганическая химия” вводится изучение основных понятий химии, но на более высоком научном уровне.

Основные новые и расширенные понятия школы (вторая подсистема) рассматриваются в логической последовательности на основании теории строения вещества и основных химических закономерностей. Это позволяет осуществить научный подход к изучению свойств веществ, химических процессов и достичь глубины знаний, которые формируют стремление к творчеству и умение не улучшать старое, а замещать его качественно новым.

'ОХ*

>., 5: Основная проблема обучения - чему учить и как учить - неразрывно связана с совершенством содержания программы и поисками новых методов обучения.

В аграрных вузах на первом и втором курсах изучаются различные химические дисциплины. Овладение ими расширяет кругозор студента, развивает его мировоззрение и вносит значительный вклад в формирование личности будущего специалиста.

Вследствие сложности и широты содержания программы, а также слабой химической подготовки абитуриентов из сельских школ возникает необходимость оптимальной организации учебного процесса, при котором переработка информации в знания, умения и навыки становится эффективной.

Чтобы процесс познания был плодотворным, он должен строиться с учётом логико-методических, общепедагогических, организационно-технических и психофизиологических основ. Нужно продумать и обосновать все стороны учебного процесса и организовать его таким образом, чтобы центральным звеном обучения была деятельность самого студента.

При обучении химическим дисциплинам очень важно выяснить их роль в общей культуре специалиста и взаимосвязь со смежными дисциплинами.

К сожалению, программа аграрного вуза предполагает значительно меньшее количество часов для изучения данной дисциплины, чем в других вузах на нехимических специальностях. Поэтому возникает необходимость в системно-ло-гическом построении всех курсов химии: неорганической, аналитической и органической.

При рассмотрении третьей подсистемы также учитывается важность выше рассмотренных блоков (строение и свойства веществ, термодинамические, окислительно-восстановительные и электрохимические процессы), но с учётом применения этих знаний в специальных дисциплинах. В таком случае достигается осуществление принципа сознательности и заинтересованности студентов при изучении химии, наиболее тесная связь которой наблюдается с курсами физики, биологической химии, экологии, микробиологии, кормления сельскохозяйственных животных, растениеводства, селекции и

семеноводства, ботаники, физиологии растений и животных.

Эффективность работы молодого специалиста безусловно зависит от его эрудиции, способности логически мыслить и принимать самостоятельные решения. Использование знаний химии в деятельности молодого специалиста связано с повышением продуктивности сельскохозяйственных производства и решением экологических проблем.

На основе связи между блоками курса и с учетом особенностей специальных дисциплин составлена следующая струк-турно-логическая схема курса “Неорганическая химия?

г Из всего курса определено четыре главных основополагающих блока, на основании которых рассматриваются свойства в-, р- и ё-элементов. Такое построение курса позволяет выявить логическую связь в системе химических знаний и способствует активизации познавательной деятельности студентов в освоении изучаемого материала. к;'! Основные теоретические вопросы неорганической химии закрепляются в аналитическом эксперименте. Обращается особое внимание на исследование

веществ растительного и животного происхождения.

Про составлении курса по органической химии также важно определить главные блоки.

Основополагающей является тема “Номенклатура органических соединений’,’ которая показывает единство и взаимосвязь всего рассматриваемого материала. Изучение органической химии осуществляется в соответствии со следующей структурно-логической схемой.

Для оптимизации учебного процесса в освоении большого количества разнообразных соединений следует обращать внимание на окислительно-

восстановительные процессы, так как они объединяют все изучаемые классы органических веществ:

Окисление

П'

су

Восстановление

Эффективным методом повышения познавательной активности является программированный контроль, при котором студентам предлагаются вопросы в виде оформленного методического пособия.

Критерием оценки знаний, на наш взгляд, являются тестовые задачи по изучаемому курсу химии. Решение таких

заданий позволит студенту проанализировать уровень самоподготовки по данной Теме. 1ЛС /.

Структура разработанного методического пособия по программированному контролю знаний по неорганической химии включает все основные темы данного курса. В каждой теме студенту предлагается не менее 30 вопросов с несколькими

вариантами ответов. При этом вопросы не должны быть общетеоретического плана, а ответы должны соответствовать возможным результатам хода решений данной задачи. Например, при каких изменениях условий равновесие сдвинется вправо в процессе, идущем по схеме:

2А.. + В.. = 2С, . + 2Д. ; А

(Г) (г) (г) ^(Г)’

Н <0?

х.р.

Ответ: 1) увеличить Р и 1°; 2) уменьшить Р и 3) увеличить Р и уменьшить 1:°; 4) уменьшить Р и увеличить 1°.

При выборе правильного ответа стоит ориентироваться на знание закона действующих масс, энергетики химических процессов, принципа Ле-Шателье.

Не следует запрещать пользоваться литературой, так как это часто ведет к снижению активности и самостоятельности при решении вопросов.

Практика показывает, что студенты весьма заинтересованно относятся к проведению тестовых занятий, которые исключают возможность списывания и дают индивидуальную характеристику подготовки студента на каждом занятии в течение всего семестра.

Данная методика позволяет не только конкретизировать самостоятельную работу при подготовке к занятиям, но и повысить эффективность контроля занятий каждого студента со стороны преподавателя. Самостоятельная работа, проводимая на каждом занятии в течение 20-25 минут с выставлением оценки, позволяет более рационально и равномерно использовать внеаудиторное время подготовки студентов к занятиям в процессе всего обучения, а не только в период коллоквиумов и сессий.

С целью выяснения необходимости и эффективности данного вида работы студентам, прошедшим такое обучение, была предложена следующая анкета:

{шнкалояээн з «о:>ос[поа -

1. Помогло ли вам данное пособие при самостоятельной работе в процессе подготовки к занятиям?

Да 88%. Нет 12%.

2. Способствовало ли проведение программированного контроля занятий по каждой теме более полному усвоению знаний по неорганической химии?

Да 82 %. Затрудняюсь ответить 18%.

3. Использовали ли вы данное пособие при подготовке к коллоквиумам и экзаменам?

Да 86%. Нет 7%.

Затрудняюсь ответить7%.

4. Легче или труднее протекает про-

цесс изучения предмета при использовании методического пособия по программированному контролю? :

Легче 93%. Затрудняюсь ответить 7%.

5. Ответы на какие вопросы требовали более глубокого понимания предмета?

Общетеоретические вопросы 41 %.

Решение контрольной задачи 59%.

6. Способствовали ли данные вопросы развитию логического мышления?

Да 77 %. Нет 25%.

Затрудняюсь ответить 18%.

7.Как вы относитесь к введению аналогичных пособий по программированному контролю при изучении других дисциплин?

Положительно 98%.

Отрицательно 2%.

Согласно итогам анкетирования большинство студентов считает, что:

а) необходимо пред вопросами каждой темы ввести объяснение материала, сохранив в целом предложенную структуру методического пособия;

б) требовать обоснования выбранного варианта ответа;

в) использовать аналогичные программированные пособия при изучении других дисциплин.

Таким образом, использование пособия по программированному контролю во время занятий по курсу неорганической химии имеет следующие положительные моменты:

а) позволяет студентам “увидеть” весь цикл вопросов по изучаемому курсу неорганической химии;

; б) помогает целенаправленно и более эффективно готовиться к занятиям по неорганической химии;

в) с первого занятия активизирует самостоятельную работу студентов, направленную на понимание предмета;

г) предполагает составление контрольных работ и вопросов коллоквиумов по данным заданиям;

д) развивает логику химического мышления, исключая “зазубривание” материала;

е) значительно сокращает период контроля и дает возможность преподавателю вести систематическую проверку индивидуальной подготовки студентов.

На основе выше изложенного полагаем, что повышению активизации познавательной деятельности студентов способствует применение дидактических принципов сознательности и самостоятельности. Особое значение имеет составление системно-структурных схем преподаваемых курсов. Все виды занятий должны быть направлены на повышение активности восприятия: необходимо излагать научные основы предмета, давать перспективы развития науки, ставить проблемные вопросы, вызывать у студентов потребность мыслить, искать доказательства, подтверждения, формулировать выводы, включать элементы собеседования и коллективного решения разных вопросов общей задачи.

ЧН93ЯС|ии.-

г-

іПНЛД-

-ноМ >*Д

ГПьЛ'П}

Н; . .мв

УЛ1 £

. НУ ЯН Я£:.ї: дЛ

гл гнэ&юг

■н.

• •• Л'ШІ

41 а

.».• і. Ж-л *

Я\- -і .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.