Научная статья на тему 'Повышение плавности хода и проходимости пожарных аварийно-спасательных автомобилей на шасси маз-4370'

Повышение плавности хода и проходимости пожарных аварийно-спасательных автомобилей на шасси маз-4370 Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
144
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Кулаковский Б.Л., Маханько В.И., Казутин Е.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение плавности хода и проходимости пожарных аварийно-спасательных автомобилей на шасси маз-4370»

минимуму с назначением ответственных за их проведение;

- порядок организации эксплуатации и обслуживания имеющихся технических средств противопожарной защиты (противопожарного водопровода, насосных станций, установок пожарной сигнализации, автоматического пожаротушения, дымоудаления, огнетушителей и т.п.);

- порядок проведения планово-предупредительных ремонтов и осмотров электроустановок, отопительного, вентиляционного, технологического и другого инженерного оборудования;

- действия работников при обнаружении пожара.

Работники предприятия должны быть ознакомлены с этими требованиями на инструктажах, при прохождении пожарно-технического минимума, выдержки из приказа (инструкции) с основными положениями следует вывешивать на видных местах.

Список использованной литературы

1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"

2. Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

3. Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме"

4. Официальный сайт МЧС России - [Электронный ресурс] URL: http: //www.mchs .gov.ru/

ПОВЫШЕНИЕ ПЛАВНОСТИ ХОДА И ПРОХОДИМОСТИ ПОЖАРНЫХ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

НА ШАССИ МАЗ-4370

Б.Л. Кулаковский, к.т.н., доцент,

В.И. Маханько, Е.Г. Казутин

ГУО «Командно-инженерный институт» МЧС Республики

Беларусь, г. Минск

Особые требования предъявляются при решении задач повышения эксплуатационных свойств ПАСА (пожарных аварийно-спасательных автомобилей). С момента выезда из гаража по тревоге ПАСА должен в кратчайшее время прибыть к месту вызова. При движении в сложных дорожных условиях чрезмерная нагрузки от неровностей дороги не должны передаваться на кузов автомобиля, личный состав и перевозимое оборудование, что должна обеспечивать соответствующая плавность подвески ПАСА.

Выполненный анализ возможности улучшения параметров проходимости и плавности хода ПАСА на шасси МАЗ-4370 за счет внесения конструктивного изменения в переднюю подвеску по сравнению с серийными рессорными подвесками показал, что осуществление независимой подвески невозможно, а применение зависимой безрессорной подвески потребует коренной переработки конструкции передней части шасси автомобиля. Устройство передней подвески автомобиля МАЗ-4370 показано на рисунке 1.

Рис. 1. Передняя подвеска МАЗ - 4370

1 - рессора; 2 - рычаг; 3 - вал стабилизатора поперечной устойчивости; 4 - стремянка; 5 - накладка рессоры; 6 - буфер рессоры; 7 - кронштейн буфера; 8 -амортизатор; 9 - серьга;

10 - болта; 11, 12, 13, 14 - гайки

В результате был предложен вариант улучшения параметров плавности хода передней подвески с минимальными изменениями в конструкции серийных автомобилей МАЗ за счёт применения комбинированной зависимой рессорно-пневматической подвески (Рис. 2.).

Предлагаемая конструкция позволит оптимально распределить нагрузку между рессорами 1 и пневматическими упругими элементами 6, при этом длина рессоры в выпрямленном состоянии по точкам опоры остаётся такой же, как у серийных автомобилей МАЗ-4370.

1 - рессора; 2 - рычаг; 3 - вал стабилизатора поперечной устойчивости; 4 - стремянка; 5 - накладка рессоры; 6 - пневмобаллон; 7 - кронштейн пневмобаллона; 8 - регулятор положения кузова; 9 - амортизатор; 10 - серьга

Рис. 2. Рессорно-пневматическая подвеска

Подвеска имеет два упругих элемента - рессору и пневмобаллон, состоящий из поршня и двойной резинокордной оболочки.

Центральный болт через пластину крепит к рессоре поршень пневмобаллона. Сверху через кронштейн 7 пневмобаллон крепится к раме автомобиля. Передний конец рессоры - неподвижный и соединен с кронштейном, закрепленным на раме с помощью металлического шарнира, состоящего из гладких пальца и втулки. К балке переднего моста рессора с пневмобаллоном крепится стремянками 4. Ход переднего моста вверх ограничивается резиновыми буферами сжатия, закрепленными на поршне пневмобаллона. Упругий резиновый пневмоэлемент работает от пневматической системы тормозов.

В системе передней подвески установлен один регулятор положения кузова 8, который служит для автоматического управления потоком сжатого воздуха, поступающего или выходящего из пневмобаллонов. Он обеспечивает постоянную высоту пневмобаллонов и, следовательно, постоянную частоту собственных колебаний подвески, постоянное расстояние от кузова до полотна дороги при различных нагрузках.

Ход переднего моста вниз ограничивается рессорой подвески и подвижной серьгой 10. Амортизаторы 9 - гидравлические телескопические. Они крепятся к раме и балке моста с помощью резинометаллических шарниров. ВЫВОДЫ:

1. При использовании предложенной рессорно-пневматической подвески улучшается плавность хода и проходимость, повышается грузоподъёмность автомобиля, уменьшается воздействие нагрузки от

неровностей дороги на кузов автомобиля, личный состав и перевозимое оборудование при движении в сложных дорожных условиях.

2. Рессорно-пневматическая подвеска, не требует направляющих элементов, так как рессора выполняет функцию упругого и направляющего элемента.

3. Пневмоэлемент, работающий с рессорой параллельно, обеспечивает наименьшие габариты подвески в сборе, что обретает большую ценность при проектировании ПАСА на шасси грузовых автомобилей малой и средней грузоподъёмности в связи с дефицитом пространства.

4. Пневмоэлемент в конструкции подвески делает её упругую характеристику нелинейной, в отличие от обыкновенной рессорной подвески, что является ещё одним аргументом в пользу комбинированной подвеск;

5. Пневмоэлемент регулирует в широких пределах жесткость подвески и высоту положения кузова. За счет регулирования высоты положения кузова увеличивается дорожный просвет в средней части автомобиля, передний угол свеса, радиус продольной проходимости.

6. Унификация однолистовой рессоры комбинированной подвески с рессорными листами действующего производства позволяет ее крепление по точкам опоры, как у серийных автомобилей МАЗ-4370, при этом достигается её полный ход при приемлемых максимальных напряжениях.

Список использованной литературы

1. Автомобили: Конструкция, конструирование и расчет: учеб. пособие для вузов / А.И. Гришкевич, Д.М. Ломако, В.П. Автушко; под ред. А.И. Гришкевич. - М.: Выш. шк., 1987. - 200 с.

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ПОЖАРОТУШЕНИЯ ДЛЯ ОБЪЕМНОГО ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ РАЗЛИЧНОГО КЛАССА

А.А. Лобов, курсант, Р.Ю. Поляков, преподаватель, С.Н. Хаустов, к.т.н., начальник кафедры Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Развитие цивилизации стремительно растет верх, в повседневную жизнь будут входить все новые материалы и новые технологии. А это значит, что пожары могут стать еще более жестокими, они будут еще дороже обходиться обществу. Актуальность широкого применения автоматического пожаротушения ни у кого не вызывает сомнения. Об этом свидетельствует

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.