УДК 636.5.6
А. И. Кассамединов, Р. Г. Разумовская
ПОВЫШЕНИЕ ПИТАТЕЛЬНОЙ ЦЕННОСТИ КОРМОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ПТИЦЕВОДСТВЕ
С развитием экономики в России все более актуальным становится повышение эффективности производства, улучшение качества кормовой продукции за счет рационального использования сырьевых ресурсов, внедрение научных разработок в производственную деятельность, изыскание новых способов интенсификации технологических процессов.
Основными источниками углеводов для птицы являются зерновые корма, содержание которых в рационах составляет от 65 до 80 %. Это кукуруза, пшеница, ячмень, овес, просо и др. Зерно хлебных и крупяных культур отличается высоким содержанием углеводов (80-85 %), низким или средним содержанием протеина (8-15 %).
Углеводный состав зерновых характеризуется наличием резервных - 70-90 % и остовых -10-30 % углеводов. Резервные углеводы используются птицей на 85-100 %, остовые - на 15-20 %. Но такие из них, как целлюлоза и лигнин, практически не используются (0,3-0,9 %).
Углеводы зерновых неоднородны по своему составу, т. к. объединяют сахара, декстрины, крахмал, целлюлозу, гемицеллюлозу и лигнин в различных количественных соотношениях. Поэтому основные зерновые корма (кукуруза, пшеница, рожь, ячмень, овес), имея почти одинаковое суммарное количество углеводов (80-85 %), но в различном количественном и качественном соотношении, имеют и различную степень переваримости и использования в организме, а следовательно, и значительные колебания по содержанию обменной энергии - от 330 ккал/100 г в кукурузе до 257 ккал/100 г в овсе [1].
Поскольку преимущественную долю среди углеводов составляет крахмал, то его ферментативная доступность представляет интерес с практической точки зрения, т. к. крахмал различных видов зерновых в неодинаковой степени поддается ферментативному гидролизу. Это связано с гетерогенностью крахмальной гранулы и соотношением амилозы и амилопектина. Например, сорта ячменя с относительно высоким содержанием амилозы (18-20 %) обладают более высокой способностью к расщеплению, чем те, которые содержат 16-17 % амилозы.
Способность крахмала к перевариванию зависит не только от соотношения главных компонентов крахмальной гранулы, но и от его способности к набуханию, степени полимеризации и клейстеризации, а также наличия поврежденных крахмальных гранул, которые образуются в результате размола зерна.
Из остовых углеводов лучшей переваримостью отличается гемицеллюлоза.
Семенная и плодовая оболочки зерна, состоящие из некрахмалистых полисахаридов, наряду с клетчаткой содержат пентозаны и бета-глюканы - специфические углеводы, которые по своей химической структуре похожи на целлюлозу, но отличаются от нее высокой способностью связывать воду. Вследствие этого в пищеварительном тракте птицы образуются высоковязкие растворы. При этом увеличивается объем и масса химуса, скорость прохождения корма через пищеварительный тракт замедляется, что приводит к избыточному размножению микроорганизмов, в том числе патогенных, сокращается потребление корма, ухудшается использование питательных веществ. Кроме того, растворимые некрахмалистые полисахариды вызывают водянистый помет у птицы, что приводит к ухудшению гигиены клетки или подстилки. Ориентировочные данные по содержанию в основных кормах трудногидролизуемых компонентов представлены в табл. 1, а по содержанию растворимых и нерастворимых в воде некрахмалистых полисахаридов - в табл. 2. Следует отметить, что антипитательный эффект некрахмалистых полисахаридов и вязкость содержимого желудочно-кишечного тракта зависят именно от содержания в кормах растворимых в воде некрахмалистых полисахаридов. Кроме того, большинство растворимых некрахмалистых полисахаридов способно к брожению. Нерастворимые некрахмалистые полисахариды ведут себя в воде подобно губке.
Таблица 1
Содержание некрахмалистых полисахаридов в основных кормах, %
Корм Сырая клетчатка Бета-глюканы Пентозаны
Пшеница 2,0-3,0 ,5 7 ,2 0, 5,5—9,5
Рожь 2,2—2,5 0,5—3,0 7,5—9,1
Тритикале 2,3—3,0 0,2—2,0 5,4—6,9
Ячмень 4,2-9,3 1,5—10,7 5,7—7,0
Овес 8,0-12,3 3,0—6,6 5,5—6,9
Кукуруза 1,9—3,0 1,0—2,0 4,0—4,3
Отруби 9,0-13,6 — 15,0—25
Таблица 2
Содержание растворимых и нерастворимых некрахмалистых полисахаридов в основных кормах, %
Корм Некрахмалистые полисахариды
растворимые в воде нерастворимые в воде
Пшеница 2,4 9,0
Рожь 4,6 8,6
Ячмень 4,5 12,2
Нут з,з 7,4
Люпин 4,0 34,0
Люпин белый 8,0 20,0
Горох 2,5 32,2
Фасоль 5,7 11,7
Соевая мука 13,9 16,4
Рапс 11,3 34,8
Данные табл. 1 и 2 подтверждают необходимость применения ферментных препаратов с целью повышения питательной эффективности комбикормов для птицы.
В настоящие время в мировой практике не существует нормативов по вязкости различных зерновых культур, однако они необходимы, и о вязкости информации накапливается и является обоснованием для использования ферментных препаратов при производстве комбикормов.
Следует отметить, что такой прием, как обрушивание пленчатых культур позволяет существенно снизить содержание клетчатки, но уровень бета-глюканов и арабиноксиланов при этом не уменьшается, вследствие чего требуются соответствующие методы обработки комбикормов с повышенным содержанием ячменя и овса.
Экспандирование зерновых кормов также не обеспечивает снижение вязкости, обусловленной наличием в кормах полисахаридов некрахмалистой структуры.
Таким образом, исходя из особенностей углеводного состава зерновых культур, применяемых в рецептуре комбикормов для птицы, можно констатировать, что наилучшей энзиматической доступностью обладают углеводы кукурузы, несколько меньшей - пшеницы и наименьшей -ячменя, овса и ржи.
Показатели переваримости, использования питательных веществ и энергии основных зерновых кормов представлены в табл. 3.
Таблица 3
Переваримость и использование питательных веществ и энергии основных зерновых кормов, %
Корм Переваримость Доступность Использование валовой энергии
протеина жира безазотистых экстрактивных веществ лизина метионина треонина
Кукуруза 90 86 93 90 90 87 84
Пшеница 86 62 84 82 87 83 67
Ячмень 78 58 81 78 79 76 63
Овес 75 76 75 86 87 84 64
Сорго 75 83 76 78 83 78 64
Как видно из данных табл. 3, переваримость протеина, доступность аминокислот и использование энергии находятся в прямой зависимости от содержания в основных кормах углеводов некрахмальной природы, причем на примере овса и ячменя, различающихся по содержанию клетчатки, видно, что в большей степени на эти показатели оказывает влияние не столько содержание последней, сколько содержание бета-глюканов и пентозанов, имеющих низкую переваримость. По литературным данным [2], переваримость некрахмалистых полисахаридов ячменя составляет 14 %, пшеницы - 12 %. Кроме того, с повышением уровня пентозанов в рационе снижается переваримость крахмала, протеина и, особенно, жира. Более резкое снижение переваримости жира под влиянием некрахмалистых полисахаридов связано с сокращением секреции желчных кислот.
В сорго сдерживающим фактором является наличие танинов, которые осаждают протеины корма, пищеварительные ферменты и приводят к снижению содержания аминокислот и энергетической ценности (табл. 3).
Что касается клетчатки, то некоторое ее количество необходимо птице в любом возрасте в качестве механического средства для поддержания тонуса мышц кишечника и усвоения более ценных питательных веществ [2].
Полноценным заменителем традиционных зерновых кормов может служить тритикале. Тритикале - это гибрид пшеницы и ржи. Эта культура, как и рожь, неприхотлива к почвам и условиям произрастания, урожай достигает 100 ц/га как при озимом, так и при яровом посеве. Отличительной особенностью тритикале по сравнению с другими зерновыми культурами является высокое содержание сырого протеина (15-18 %). Другая очень важная особенность этой культуры - относительно высокая энергетическая насыщенность (285 ккал/100 г). По сравнению с ячменем или рожью тритикале содержит значительно меньше некрахмалистых полисахаридов, поэтому может заменять пшеницу на 50-100 %.
Как показывает отечественный и мировой опыт, повысить энергетическую и питательную ценность комбикормов с повышенным содержанием таких культур, как пшеница, тритикале, ячмень, овес, рожь, отруби и др. можно путем обогащения их ферментными препаратами. Белковые корма также не лишены недостатков, которые оказывают влияние на эффективность использования корма птицей. К белковым кормам растительного происхождения относятся бобовые культуры, жмыхи и шроты.
Зерно бобовых культур богато протеином (20,4-49,7 %), биологическая ценность которого выше, чем у злаковых. По сравнению с белком молока биологическая ценность бобовых составляет 75-85 %. Бобовые отличаются более высоким содержанием витаминов Вь В2, В3, Е, С. По сравнению со злаковыми в них больше жира и минеральных веществ. Но наличие антипита-тельных веществ (ингибиторы трипсина, липоксидаза, сапонин, гликозиды, алкалоиды и т. д.), угнетающих пищеварительные ферменты, позволяет использовать зерно бобовых только после предварительной обработки. Кроме того, сдерживающим фактором является наличие в бобовых значительного количества неусвояемых олигосахаридов, содержащих галактозу, рафинозу, стахиозу, а также арабиноксиланов и пектинов.
Если в соевом шроте арабиноксилановый и пектиновый индексы принять за 100, то остальные белковые корма растительного происхождения имеют показатели гораздо выше, что сказывается на переваримости протеина. Чем выше общее содержание антипитательных факторов, тем ниже уровень усвоения протеина.
На доступность протеина и аминокислот влияет не только общее содержание антипита-тельных факторов, но и их физическая и химическая структура. Протеин и другие питательные вещества белковых кормов в большей или меньшей степени находятся как бы в заключении у фибриновых волокон и ввиду своей недоступности не могут перевариваться эндогенными энзимами птицы. Кормовые мультиэнзимные комплексы, содержащие арабиназу, ксиланазу и пектиназу, разрушая антипитательные факторы, повышают доступность и усвоение протеина.
Кроме того, в бобовых кормах содержатся ингибиторы трипсина, отрицательное действие которых снимает термическая обработка кормов. Однако в отношении гороха термическая обработка малоэффективна, поэтому обычно горох используют в количестве 10-12 % без предварительной обработки. Корма, содержащие горох, обязательно нужно обогащать метионином, витамином В12 и цинком, т. к. горох содержит вещество, снижающий доступность цинка. Воздействие на кормовой горох электромагнитным полем повышает в нем переваримость протеина и доступность аминокислот на 2-3 %.
Что касается сои, то к веществам, тормозящим рост молодняка, относятся ядовитый белок -соин, снижающий аппетит, а также ингибитор трипсина, ограничивающий доступность метионина, цистина, лизина и других питательных веществ для птицы. Непрогретые бобы вызывают поносы и увеличение щитовидной железы и рахит у цыплят. Кроме того, включение сырого соевого белка в рационы птицы ведет к снижению доступности цинка, марганца, меди, железа. Анемию, вызванную недостатком железа в рационах с соевым белком, устраняют тепловой обработкой сои или добавлением железа.
Фитин, сапонины, рафиноза и стахиоза, содержащиеся в сое, являются термостабильными и не теряют активности при различных видах технологических воздействий. Фитин снижает доступность фосфора рациона, поэтому увеличение концентрации последнего в корме за счет минеральных добавок предотвращает негативное действие фитина, но белково-фитиновые комплексы легко взаимодействуют с марганцем, цинком, медью, железом, затрудняя их усвоение.
Сапонины слабо всасываются из желудочно-кишечного тракта и поэтому серьезной опасности не представляют, однако при высокой концентрации в корме вызывают сильное раздражение слизистой оболочки желудка и кишечника. Рафиноза и стахиоза, как и клетчатка, не перевариваются пищеварительными ферментами, и для повышения их переваримости и доступности питательных веществ для организма необходимо применять ферментные препараты.
К факторам риска в отношении сои необходимо отнести микотоксины, наибольшую опасность среди которых могут преставлять афлатоксины [1].
В настоящее время разработаны разные методы снижения содержания ингибиторов трипсина: тостирование, экструдирование, обработка СВЧ и др., однако эти методы не влияют на содержание в сое арабиноксиланов.
Что касается люпина, то для кормления птицы можно использовать безалкалоидные (сладкие) сорта люпина, содержащие более 0,025 % алкалоидов против 1,5-3,0 % в горьких сортах. Сладкие сорта люпина безвредны для организма птицы и могут использоваться при производстве комбикормов: для молодняка - в количестве до 5 %; для взрослой птицы - до 7 %. Эффективным способом повышения питательности люпина является обработка на экструдере. Обработанное зерно люпина можно включать в рационы в следующих количествах: для молодняка -до 15 %, взрослой птице - до 24 %, при откорме - до 30 %.
Однако следует иметь в виду, что в люпине больше, чем в других белковых кормах растительного происхождения полисахаридов некрахмальной природы (арабиноксиланы), которые не перевариваются птицей и отрицательно сказываются на усвоении корма. Кроме того, они связывают в кишечнике большое количество влаги и вызывают сильное разжижение помета, ухудшая при этом качество яиц за счет увеличения числа грязных яиц.
Все чаще для кормления птицы используют подсолнечник и продукты его переработки. Россия занимает второе место в мире по производству подсолнечника, причем в последние годы отмечена тенденция к увеличению объемов производства.
Для России особенно возрастает значение подсолнечника и продуктов его переработки как кормовых компонентов, т. к. их стоимость значительно ниже по сравнению со стоимостью сои и продуктов ее переработки. При работе с этой культурой следует иметь в виду, что сорта подсолнечника существенно отличаются по химическому составу, и это, безусловно, скажется на качестве продуктов переработки.
Из белковых кормов заслуживают внимания кормовые бобы. Они богаты протеином (до 29 %), углеводами и витаминами, однако наличие дубильных веществ и гликозида фазеолю-натина, содержащего синильную кислоту, ограничивает их применение. Суммарное содержание десяти незаменимых аминокислот в семенах кормовых бобов выше, чем в семенах гороха и зерне злаковых. В рационы молодняка рекомендуется включать не более 5 % бобов, начиная с 4-недельного возраста; норма ввода бобов для взрослой птицы составляет 7-10 %. Тепловая обработка (пропаривание или прожаривание) повышает эффективность использования кормовых бобов и позволяет увеличивать норму ввода для молодняка до 8 %, для взрослой птицы -до 12 % при условиии содержания в них не более 0,12 % танинов и обогащения комбикормов метионином до нормы.
Сдерживающим фактором для широкого применения семян рапса или муки является наличие в них прогойтрогенных компонентов (глюкозинолаты, эруковая кислота), что снижает показатели прироста живой массы птицы и яйценоскости.
Большую кормовую ценность представляют сорта рапса с низким содержанием эруковой кислоты и глюкозинолатов [2].
Подсолнечный шрот и жмых содержат от 30 до 43 % сырого протеина, дефицитны по лизину, но в отличие от других жмыхов и шротов практически не содержат антипитательных веществ.
В зарубежной практике не принято включать подсолнечный шрот или жмых в рацион цыплят. Однако использование ферментных препаратов позволяет расширить возможность применения подсолнечного жмыха или шрота, а также семян. Как показывает опыт, даже с учетом дополнительных расходов на аминокислоты и ферментные препараты, использование подсолнечного шрота является наиболее выгодным по сравнению с использованием других кормов, богатых протеином. Большим преимуществом подсолнечного шрота является его устойчивость к поражению микотоксинами, а следовательно, и минимальная возможность ущерба, связанная с факторами риска, которые сопровождают подсолнечный шрот и жмых в меньшей степени, чем другие корма [3].
На мировом, в том числе и на российском, рынке все большее распространение получают такие корма, как ячмень, рожь, овес, просо, горох, рапс, люпин, подсолнечный шрот, имеющие более низкие цены по сравнению с кукурузой, соей, рыбной мукой, что делает их более привлекательными для производителей птицеводческой продукции.
Сырьевая база диктует необходимость разработки рецептур кормов для птицеводства с повышенной биологической ценностью на основе использования собственных ферментов сырья и вводимых ферментных препаратов. Использование в рецептуре кормов гидролизатов без отделения непроферментированного белкового остатка полученных на основе автопротеолиза из отходов от разделки рыбного сырья с применением в качестве консерванта органических кислот (муравьиная и др.), и электрохимически активированной воды резко повышает биологическую ценность кормов. Эти же факторы обеспечивают высокие санитарно-гигиенические показатели кормопродукции.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Околелова Т. М. Кормление сельской птицы. - Сергиев Посад: ВНИТИП, 1996. - С. 23-62.
2. Петрухин И. В. Корма и кормовые добавки. - М.: Росагропромиздат, 1989. - С. 137-159.
3. Калашников А. П. Справочник зоотехника. - М.: Росагропромиздат, 1986. - С. 243-244.
Статья поступила в редакцию 31.03.2008
INCREASE OF NUTRITIONAL VALUE OF THE FODDER USED IN POULTRY FARMING
A. I. Kassamedinov, R. G. Razumovskaya
In the world market, as well as in Russian one, the greater distribution is allotted to such fodder, as barley, rye, oats, millet, peas, raps, lupine, the sunflower oil cake, having lower prices in comparison with corn, soy, fish flour that makes them more attractive to manufacturers of poultry-farming production. The raw-material base dictates the necessity to develop formula of fodder for poultry farming with the higher biological value on the basis of use of raw material enzymes and introducing enzymatic agents. Using hydrolyzates without nonprofermented albuminous rest separation, received on the basis of autoproteolysis from fish raw material wastes using it as preservative of organic acids (ant and etc.) and electrochemically activated water sharply increases biological value of the fodder. These factors provide high sanitary-and-hygienic parameters of fodder production.
Key words: grain fodder, poultry farming, enzymatic agents, hydrolyzate.