УДК 626.81: 626.84: 631/635: 631.62
ПОВЫШЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СЕЛЬХОЗТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ЗА ВОСПРОИЗВОДСТВО ПОЧВЕННОГО ПЛОДОРОДИЯ МЕЛИОРИРУЕМЫХ ЗЕМЕЛЬ
19 2 2
Г.Т. Балакай, д.с.-х.н., И.Ф. Юрченко, д.т.н., Е.А. Лентяева, к.т.н., Г.Х. Ялалова
1 Российский НИИ проблем мелиорации, е-mail: balakaygt@rambler.ru 2ВНИИ гидротехники и мелиорации им. А.Н. Костякова, е-mail: irina.507@mail.ru
Рассмотрены мероприятия по усилению ответственности собственника за использование мелиоративных фондов, обеспечивающие воспроизводство почвенного плодородия мелиорируемых земель, что позволит значительно повысить урожайность, экономические показатели и устойчивость развития производства сельскохозяйственной продукции на мелиорируемых землях. Предложения ориентированы на внедрение мероприятий, обеспечивающих заинтересованность сельскохозяйственных товаропроизводителей в повышении эффективности использования мелиорируемых земель, а также на реализацию мероприятий по усилению ответственности сельскохозяйственных товаропроизводителей за неэффективное использование мелиоративных фондов, мелиорируемых земель. Использование разработанных предложений повысит информационное обеспечение в области нормативно-методического управления; безопасности и эффективности функционирования мелиоративного водохозяйственного комплекса; роста социально-экологического воздействия мелиоративного водохозяйственного комплекса на сельскохозяйственное производство.
Ключевые слова: мелиорируемые земли, мелиоративные фонды, неэффективное использование, ответственность, мероприятия.
INCREASE OF AGRICULTURISTS RESPONSIBILITY FOR THE REPRODUCTION OF SOIL FERTILITY RECLAIMED LANDS
lDr. Sc. G.T. Bakalay, 2Dr. Sc. I.F. Yurchenko, 2PhD. E.A. Lentyaeva, 2G.Kh. Yalalova
1 Russian SRI for melioration problems, e-mail: balakaygt@rambler.ru 2ARSRIfor hydrotechnics and melioration named after A.N. Kostyakov, e-mail: irina.507@mail.ru
Measures for strengthening of the land owner responsibility for the use of meliorative funds, providing reproduction of soil fertility meliorated lands, increase yield, economic parameters and sustainability ofplant production at meliorated lands are considered. Proposals focused on the introduction of measures to ensure the interest of agricultural producers, to increase the efficiency of meliorated land use, as well as the implementation of measures for strengthening the responsibility of agricultural producers for inefficient use of land fund. The use of developedproposals disseminate information about regulatory and methodical management; safety and efficiency of water-melioration system; the growth of social and environmental impact of the water melioration system on agriculture.
Keywords: reclaimed lands, meliorative funds, inefficient use, responsibility, event.
Мировой опыт и отечественная практика свидетельствуют о важной роли земледелия на мелиорируемых угодьях в повышении устойчивости развития агропромышленного комплекса (АПК), определяющего возможность получать гарантированно высокую урожайность сельскохозяйственных культур независимо от сложившихся климатических условий.
Мелиорируемые земли - это особо ценные сельскохозяйственные угодья, на которых путем проведения мелиоративных мероприятий (гидромелиоративных, агротехнических, химических, фитоме-
лиоративных, культуртехнических и др.) создаются благоприятные условия для роста и развития растений, повышения продуктивности агроценозов и эффективности земледелия.
Основными показателями эффективности использования мелиорируемых и мелиорированных земель и мелиоративных фондов служат: повышение урожайности сельскохозяйственных культур, воспроизводство почвенного плодородия, а также рациональное использование природных, материальных и трудовых ресурсов. Своевременное и качественное выполнение комплекса мелиоративных
и агротехнических мероприятии позволяет значительно повысить урожайность и другие экономические показатели земледелия (рис.). В то же время эффективность использования этих весьма дорогостоящих угодий, как и в целом пашни, оставляет желать лучшего, в 2013 г. в России не использовалось более 20 млн. га [2].
Владельцы земельных участков часто игнорируют соблюдение соответствующих правил, исключающих негативное воздействие на почвы. К примеру, за первое полугодие 2013 г. Россельхоз-надзором было выявлено более 12,5 тыс. таких нарушений на площади 2,7 млн. га. Наиболее встречающиеся нарушения (8,5 тыс. на площади 2,6 млн. га) квалифицируются согласно ч. 2 ст. 8.7 Кодекса административных правонарушений Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, как невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению и защите земель, охране почв от истощения, эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние земель [1]. Сложившаяся множественность организационно-правовых форм землепользования обусловила актуальность изучения существующих и разработки перспективных мер повышения ответственности сельхозтоваропроизводителей за использование основных мелиоративных фондов, мелиорируемых и мелиорированных земель [3, 4].
По состоянию на 01.01.2014 г. общая площадь мелиорированных земель в России составляла 9 050,9 тыс. га, из них орошаемых - 4 272,5 тыс. га. По различным причинам (недостаток воды в источнике, неисправность оросительной сети, отсутствие поливной техники и пр.) не поливалось
2 543,7 тыс. га, или 59%, что обеспечивает недобор более 10 млн. т зерн. ед. продукции растениеводства, достаточной, например, для производства более 1 млн. т мяса крупного рогатого скота.
Учитывая, что мероприятия по сохранению и воспроизводству плодородия почв, включая и мелиорацию, относятся к мероприятиям экологическим или, по терминологии Всемирной торговой организации, к мероприятиям «зеленой корзины», объемы государственной поддержки которых не ограничиваются в условиях интеграции международной экономики, то мелиоративный водохозяйственный комплекс вправе рассчитывать на полноценную государственную поддержку. Поэтому в качестве меры стимулирования эффективного использования мелиоративных фондов и мелиорированных земель предлагается разработать, принять на государственном уровне и обеспечить реализацию мероприятий поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей, особенно фермеров, в части повышения эффективности использования мелиоративных фондов и мелиорированных земель только мерами государственной поддержки не всегда является действенным, так как многие из них не имеют специального образования, знаний и опыта для принятия своевременных и адекватных решений. В ряде случаев более действенным может оказаться ужесточение меры ответственности сельскохозяйственных товаропроизводителей за неэффективное использование мелиоративных фондов и угодий путем введения аффективной системы административных взысканий.
В этой связи предложения по усилению ответственности сельскохозяйственных товаропроизводителей за использование мелиоративных фондов, мелиорируемых и мелиорированных земель в проекте Рекомендаций представлены в составе двух направлений:
1. Внедрение мероприятий, обеспечивающих заинтересованность сельскохозяйственных товаропроизводителей в повышении эффективности земледелия на мелиорируемых землях;
2. Реализация мероприятий по усилению ответственности сельскохозяйственных товаропроизводителей за неэффективное использование мелиорируемых и мелиорированных угодий и мелиоративных фондов.
Основные меры повышения заинтересованности сельхозтоваропроизводителей в эффективном использовании мелиорируемых и мелиорированных земель предусматривают:
- увеличение дотационной поддержки затрат сельхозтоваропроизводителей: на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, восстановление и текущий ремонт внутрихозяйственный мелиоративной сети; приобретение мелиоративной и поливной техники, энергоносителей и материальных ресурсов; электроэнергию; проведение работ по организации севооборотов, внесение органических и минеральных удобрений, химическую и комплексную мелиорацию сельскохозяйственных угодий; производство отдельных видов продукции и продовольствия; процентные ставки по кратко- и долгосрочным кредитам и т.п.;
- снижение налогового бремени, в т.ч. за счет: снижения налога на единицу произведенной сельхозпродукции на мелиорируемых и мелиорированных землях; целевого использования средств, поступивших от платы за землю; введения снижающих поправочных коэффициентов к налоговой ставке для угодий добросовестного землепользователя, кадастровая оценка земель которого с течением времени повышается;
- экономическое и административное стимулирование рационального и эффективного использования средств, поступающих от взимания земельного налога: путем упорядочивания арендной платы, которая при повышении плодородия земель должна снижаться, при снижении - повышаться; уменьшения кредитной ставки банков за счет погашения части ставки из бюджетных средств; предоставления эффективно работающим сельхозпредприятиям первоочередного права на приобретение мелиорируемых и мелиорированных угодий, а также на проведение закупочных и товарных интервенций;
- нормы, регламентирующие: представление централизованных кредитов, порядок кредитования сезонных затрат и страхования сельскохозяйствен-
ного производства; становление земельно-ипотечного кредитования, развитие его инфраструктуры и возможности залога в качестве собственности совместно с землей уже существующей или только проектируемой к строительству на этой земле гидромелиоративной системы или отдельно расположенного сооружения;
- комплекс мер, регулирующих правовую основу воздействия государства на АПК; устанавливающих единые условия государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей любой формы собственности; устраняющих ценовые диспропорции отраслей АПК; определяющих пороговые цены на закупки сельскохозяйственной продукции и квоты на импорт товаров, в первую очередь, продовольственных; формирующих внутренний рынок минеральных удобрений;
- развитие информационно-телекоммуникационной системы АПК России и, отдельно, мелиоративной отрасли; создание системы дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, в том числе мелиорируемых.
Реализация мероприятий повышения заинтересованности сельскохозяйственных товаропроизводителей в эффективном использовании мелиорируемых и мелиорированных земель потребует от Департамента мелиорации Минсельхоза России и подведомственных ему территориальных ФГУ, а также органов Россельхознадзора организации и выполнения следующих работ:
- инвентаризация и учет мелиорируемых и мелиорированных земель, выявление неиспользуемых, нерационально используемых и используемых не по назначению сельхозугодий;
- инвентаризация мелиоративных фондов, оценка технического состояния мелиоративной сети и ГТС мелиоративных систем и отдельно расположенных сооружений;
- паспортизация мелиоративных систем и отдельно расположенных ГТС;
- формирование мероприятий вовлечения неиспользуемых сельхозугодий на мелиоративных системах в сельскохозяйственный оборот и обеспечение их эффективного использования;
- обеспечение нормативного правового, нормативно-методического и организационно-административного регулирования мероприятий, направленных на повышение плодородия почв и эффективность использования мелиоративных фондов, мелиорируемых и мелиорированных земель;
- повышение контроля технического состояния мелиоративных систем, учет состояния мелиорируемых и мелиорированных земель и использования агротехнологий на мелиорируемых и мелиорированных землях и др.
Первоочередной важнейшей задачей Департамента мелиорации Минсельхоза России становится
формирование в составе проекта Федерального закона «О мелиорации земель» требований по воспроизводству плодородия мелиорируемых и мелиорированных земель при существующей системе земельных отношений.
Предложения по усилению ответственности сельскохозяйственных товаропроизводителей за неэффективное использование мелиоративных фондов, мелиорируемых и мелиорированных земель включают: штрафные санкции; налоговые начеты; повышенные кредитные ставки; изъятие земель.
В качестве критериев не надлежащего использования мелиорированных и мелиорируемых земель и мелиоративных фондов рассматриваются:
- доля работоспособной осушительной сети, не превышающая 0,5 от проектной величины;
- доля орошаемых площадей, не превышающая 0,3 от проектного значения;
- процент культуртехнических работ на орошаемых и осушаемых землях менее 70% от требуемого;
- процент объемов культуртехнических работ на участках с выполненной химической мелиорацией не превышающий 60% от необходимого объема работ;
- процент площади агролесомелиорации на орошаемых и осушенных землях с выполненной химической мелиорацией менее 70% от требуемой площади;
- процент площадей химической мелиорации на кислых, засоленных и осолонцованных почвах менее 70% от требуемых или нарушение внесения расчетных доз химических мелиорантов на площади более 30%;
- недостижение проектной урожайности в течение 5 лет;
- непринятие в течение 3 лет мер по реконструкции, техническому перевооружению, ремонту и восстановлению мелиоративных фондов;
- использование функциональных мощностей сооружений на мелиоративной сети менее 50%;
- непринятие мер по восстановлению проектных мощностей мелиоративных фондов, мелиорируемых и мелиорированных земель в течение 3 лет.
Для нормативно-методического, инженерно-технического и информационно-аналитического обеспечения реализации комплекса мероприятий Федеральной целевой программы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 г. № 922 авторами разработаны проекты документов, направленные на повышение ответственности сельхозтоваропроизводителей за использование мелиоративных фондов, обеспечивающие воспроизводство почвенного плодородия мелиорируемых земель [1]. К их числу относятся рекомендации «Научно обоснованные мероприятия по уси-
лению ответственности сельскохозяйственных товаропроизводителей за неэффективное использование мелиоративных фондов, мелиорируемых и мелиорированных земель», включающие следующие мероприятия:
1. Разработка единого законодательного акта, устанавливающего правовые основы воздействия государства на АПК и определяющего единые условия государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей любой формы собственности в сфере освоения и использования мелиорируемых и мелиорированных земель, в т.ч.:
* увеличение дотационной поддержки производства продукции растениеводства на орошаемых и осушенных землях до 30% и более, за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, включающей:
а) отмену налогов на производство продукции растениеводства на орошаемых и осушенных землях после ввода мелиоративных систем:
- на период 5 лет - для вновь построенных или реконструированных оросительных и осушительных систем;
- 3 года - для оросительных и осушительных систем, на которых проводилось техническое перевооружение или модернизация оросительной или дренажно-сбросной сети;
б) налоговые льготы по завершении начального срока эксплуатации мелиоративных систем (5 и 3 года), предусматривающие снижение налога на единицу произведенной сельскохозяйственной продукции на мелиорируемых и мелиорированных землях, при неизменном размере суммарного налога на единицу площади, как мелиорированных, так и не мелиорированных земель;
* субсидирование учреждениям (ФГУ) и сельхозтоваропроизводителям до 70% затрат на приобретение строительной и другой техники для проведения работ на мелиоративных системах;
* субсидирование сельхозтоваропроизводителям часть затрат на оплату электроэнергии, использованной для подачи воды при орошении или отводе воды при осушении;
* субсидирование сельхозтоваропроизводителям часть затрат на очистку дрен, дренажно-сбросных каналов и коллекторов и их восстановление;
* снижение кредитных ставок банков при эффективном использовании мелиоративных фондов, мелиорированных и мелиорируемых земель, путем погашения части кредитной ставки за счет бюджетных средств;
* предоставление эффективно работающим сельхозпредприятиям первоочередного права на приобретение мелиорируемых и мелиорированных земель;
* упорядочение арендной платы за использование мелиорированных земель - при повышении
плодородия почвы она должна снижаться и, наоборот, повышаться в случае снижения плодородия.
2. Совершенствование критериев и процедур выделения бюджетных средств на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных объектов в рамках ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» и усиление контроля за их использованием, в т.ч.:
* увеличение сельхозтоваропроизводителям доли субсидирования затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение внутрихозяйственный мелиоративной сети с 50 до 70%;
* выделение субсидий на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение мелиоративных систем в субъектах Российской Федерации осуществлять на конкурсной основе в зависимости от ожидаемой (фактической) эффективности использования мелиорированных земель;
* разработка методики оценки потенциальной эффективности использования мелиорированных земель в сельхозпредприятиях, претендующих на субсидирование части затрат на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение внутрихозяйственных мелиоративных систем в субъектах Российской Федерации;
* усиление контроля за эффективностью использования мелиорированных земель в сельхозпредприятиях, получивших субсидии на строительство, реконструкцию или техническое перевооружение внутрихозяйственных мелиоративных систем.
3. Установление норм, регламентирующих порядок кредитования сезонных затрат и страхования сельскохозяйственного производства, дотирования отдельных видов продукции и продовольствия, частичной компенсации затрат на приобретение энергоносителей и материальных ресурсов (ГСМ, ЕЗР, МУ), представления централизованных креди-
тов, субсидирования процентных ставок по кратко-и долгосрочным кредитам, предоставления налоговых льгот, проведения закупочных и товарных инвестиций.
4. Разработка мероприятия по становлению земельно-ипотечного кредитования, развитию его инфраструктуры и возможности залога в качестве собственности совместно с землей уже существующей или только проектируемой к строительству на этой земле гидромелиоративной системы или отдельно расположенного сооружения.
5. Законодательное закрепление ответственности сельхозтоваропроизводителей за воспроизводство плодородия и рост эффективности использования мелиорированных земель.
6. Дополнение Налогового кодекса Российской Федерации статьями:
* о мерах экономического стимулирования рационального и эффективного использования средств, поступающих от взимания земельного налога;
* о введении поправочных коэффициентов к налоговой ставке для земель, кадастровая оценка которых изменяется в зависимости от изменения качественных показателей земли, с целью снижения налогового бремени на добросовестного землепользователя.
7. Развитие системы дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, в том числе мелиорируемых с использование ГИС-технологий.
Таким образом, использование полученного результата повысит информационное обеспечение в области нормативно-методического регулирования управления; безопасности и эффективности функционирования мелиоративного водохозяйственного комплекса; роста социально-экологического воздействия мелиоративного водохозяйственного комплекса на сельскохозяйственное производство.
Литература
1. Кирейчева Л.В., Юрченко И.Ф. и др. Совершенствование нормативно-правовых документов в части сокращения сроков и затрат по оформлению права собственности на бесхозяйное имущество (мелиоративные системы и гидротехнические сооружения) и на передаваемые из государственной собственности Российской Федерации в государственную собственность субъектов Российской Федерации и собственность сельскохозяйственным товаропроизводителям мелиоративных систем и гидротехнических сооружений / Отчет о НИОКР ФГБНУ «ВНИИГиМ им. А.Н. Костякова». Рег. номер НИОКР в ФГАНУ «Центр информационных технологий и систем органов исполнительной власти» (ФГАНУ «ЦИТиС») 114120870108, 2014. - 240 с.
2. Юрченко И.Ф., Носов А.К. Эффективность организационно-правовых форм использования мелиорируемых земель // Вестник российской академии сельскохозяйственных наук, 2012, № 6. - С. 10-12.
3. Щедрин В.Н., Балакай Г.Т., Косиченко Ю.М., Балакай Н.И. и др. Модернизация и энергоэффективное технологическое обновление мелиоративного комплекса страны - основа устойчивого развития АПК России. - М.: ФГНУ ЦНТИ «Мелиоводинформ», 2010. - 53 с.
4. Балакай Г.Т., Докучаева Л.М., Юркова Р.Е. и др. Провести исследования и разработать меры, включая государственную поддержку, по повышению заинтересованности землепользователей в улучшении качества мелиорированных земель / Заключительный отчет о НИР ФГБНУ «РосНИИПМ», шифр темы 1.8, 2008 г. - 54 с.