Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ПОВЫШЕНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
108
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационная безопасность / информирование / осведомленность в области информационной безопасности / information security / informing the public / security awareness

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Е.В. Ульянова, В.Г. Жуков

Рассматривается задача повышения осведомленности пользователей в области информационной безопасности. Предлагается сценарий интеграции в рамках единой платформы автоматизации различных формы взаимодействия с пользователями. Сформированы общие требования для автоматизации процессов системы повышения осведомленности пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING USER AWARENESS IN THE FIELD OF INFORMATION SECURITY

The task of raising user awareness in the field of information security is considered. A scenario of integration within a single automation platform of various forms of interaction with users is proposed. The general requirements for automating the processes of the user awareness system are formed.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

УДК 004.056

ПОВЫШЕНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Е. В. Ульянова* Научный руководитель - В. Г. Жуков

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*E-mail: elenavladimirovnav@mail.ru

Рассматривается задача повышения осведомленности пользователей в области информационной безопасности. Предлагается сценарий интеграции в рамках единой платформы автоматизации различных формы взаимодействия с пользователями. Сформированы общие требования для автоматизации процессов системы повышения осведомленности пользователей.

Ключевые слова: информационная безопасность, информирование, осведомленность в области информационной безопасности.

INCREASING USER AWARENESS IN THE FIELD OF INFORMATION SECURITY

E.V. Ulianova* Scientific supervisor -V.G. Zhukov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation *E-mail: elenavladimirovnay@mail.ru

The task of raising user awareness in the field of information security is considered. A scenario of integration within a single automation platform of various forms of interaction with users is proposed. The general requirements for automating the processes of the user awareness system are formed.

Keywords: information security, informing the public, security awareness.

Одним из актуальных и ключевых направлений деятельности, требующих особого вниманий профильных специалистов на крупных предприятиях, является повышение осведомленности пользователей в области информационной безопасности (ИБ). Многие работники весьма далеки от вопросов защиты информации и поэтому значительное число инцидентов ИБ, связанных, прежде всего с утечками конфиденциальной информации, заражениями вредоносным программным обеспечением или уничтожением/искажением информации, происходит по вине работников, которые сознательно или нет, нарушают требования по обеспечению ИБ, либо попросту не знают этих требований. Большинство специалистов в области информационной безопасности сходятся во мнении, что более 80% инцидентов происходит по вине работников, причем значительная часть - в результате неумышленных действий: по халатности, по невнимательности или просто по незнанию [1].

Именно поэтому на крупных предприятиях существует объективный запрос на внедрение системы, которая позволит повысить осведомленность пользователей в области ИБ. Такая

(Секция «Информационная безопасность»

система должны предоставлять механизмы автоматизации для следующих основных форм взаимодействия с персоналом:

- инструктажи;

- информирование;

- обучение.

Инструктаж по ИБ проводится с целью доведения до работников организации основных требований ИБ, правилах безопасной работы, изучения угроз безопасности, средств защиты информации, а также действий работников в случае возникновения инцидента, реализации угрозы безопасности. Инструктаж по ИБ проводится профильным специалистом по ИБ в соответствии со специально разработанными и утвержденными программами. Программы разрабатываются профильным отделом ИБ и утверждаются руководителем предприятия. По характеру и времени проведения инструктажи по ИБ подразделяется: первичный на рабочем месте, повторный и внеплановый. О проведении инструктажа ответственным за проведение такого инструктажа делается запись в журнале учета проведения инструктажей по ИБ с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, указанием даты проведения.

Внутренняя система информирования персонала - это комплекс мероприятий по информированию сотрудников, призванный решать задачу по повышению осведомленности в области ИБ [2]. Можно выделить такие виды информирования как:

- информационные рассылки по электронной почте и через корпоративные мессенджеры;

- статьи на корпоративном информационном портале;

- статьи в корпоративной газете;

- графический информационный плакат;

- информационные стенды (экраны);

- отображение информации по ИБ при помощи скринсейвера;

- брошюры - сборники правил по ИБ.

Процесс повышения осведомленности в вопросах ИБ как часть системы обучения персонала подразумевает использование определенных форм и методов обучения. На то, как и чему обучать персонал организации, влияют различные факторы, начиная от размеров организации, понимания руководства организации целей обучения, знаний обучаемых и заканчивая выделенным бюджетом на обучение [3]. В настоящее время все более активно начинают входить в российскую практику современные методы обучения персонала: модульное обучение, дистанционное обучение, наставничество, обучение действием, обучение в рабочих группах, метафорическая игра, обучение по методу «Shadowing», обучение по методу «Secondment», обучение по методу «Buddying» [4]. Вне зависимости от формы и методов обучения систему мотивации сотрудников на предприятии необходимо дополнить показателями, связанными с результативностью их обучения.

Система повышения осведомленности персонала в области ИБ также должна распространять своё действие и на сотрудников подрядных организаций, выполняющих работы, оказывающих услуги и задействованных в производственных процессах предприятия. Для этого в договорах с подрядными организациями необходимо предусмотреть пункты, требующие исполнения локальных нормативных документов по ИБ сотрудниками подрядных организаций и в обязательном порядке предусмотреть санкции за нарушение указанных пунктов.

Ключевым вопросом эффективного функционирования системы повышения осведомленности пользователей в области ИБ является вопрос автоматизации этого процесса. Однако, сложность заключается в том, что процесс повышения осведомленности сам по себе является комплексным и состоит из нескольких подпроцессов, имеющих собственные средства автоматизации, а готового интегрированного решения, которое позволило бы автоматизировать весь процесс и воедино связать все подпроцессы, на рынке

не существует. Так, система обучения является, по сути, законченной информационной системой с высокой степенью автоматизации и может поставляться как сервис. В тоже время процессы инструктирования и информирования пользователей практически никак не автоматизированы. Поэтому одной из основных задач в рамках автоматизации процесса повышения осведомленности пользователей, является разработка структурно-функциональных требований на создание и внедрение информационной системы, которая позволит автоматизировать не охваченные автоматизацией подпроцессы и интегрировать подпроцессы, которые уже автоматизированы. Такие требования, например, могут включать:

- единая информационная система для автоматизации всего функционала, связанного с повышением осведомленности пользователей в области ИБ;

- автоматизация функций процесса инструктирования пользователей и ведения журналов учета инструктажей;

- автоматизация функций процесса информирования (информационные рассылки с использованием электронной почты и корпоративных мессенджеров);

- полная интеграция с системой обучения пользователей в области ИБ;

- интеграция с Active Directory и кадровой информационной системой для организации учета пользователей и их показателей;

- наличие генератора отчетов для контроля показателей пользователей и эффективности системы в целом.

На сегодняшний день система реализована в следующих компонентах: внедряется автоматизированная платформа Kaspersky Automated Security Awareness Platform (ASAP) для обучения пользователей, инструктирование и информирование пользователей происходит в ручном режиме с ведением бумажных журналов. В дальнейшем планируется разработать систем автоматизации в соответствии с требованиями и внедрить ее на предприятии, для создания полноценной информационной системы поддержки повышения осведомленности пользователей в области информационной безопасности, включающей в себя все необходимые компоненты.

Библиографические ссылки

1. Information Securite [Электронный ресурс] URL: https://lib.itsec.ru/articles2/control/ povyshenie-osvedomlennosti-polzovateley-po-voprosam-ib (дата обращения 01.03.2021).

2. Секретарь Референт [Электронный ресурс] URL: https://www.profiz.ru/sr/ 6_2018/informirovanie_v_kompanii/ (дата обращения 01.03.2021).

3. Anti-malware. [Электронный ресурс]. URL: https://www.anti-malware.ru/analytics/ Market_Analysis/Security-Awareness (дата обращения 01.03.2021).

4. Решетневские чтения 2020 [Электронный ресурс] URL: https://disk.sibsau.ru/index.php/ s/yyqSUlfERLyOw4v (дата обращения 01.03.2021).

© Ульянова Е. В., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.