Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ПАЦИЕНТОВ И МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ О ПРОБЛЕМАХ БЕЗОПАСНОСТИ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕМИРНОГО ДНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПАЦИЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПОВЫШЕНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ПАЦИЕНТОВ И МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ О ПРОБЛЕМАХ БЕЗОПАСНОСТИ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕМИРНОГО ДНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПАЦИЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
467
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ПАЦИЕНТОВ / АНКЕТИРОВАНИЕ / ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ / ИНФОРМИРОВАННОСТЬ О ХОДЕ ЛЕЧЕНИЯ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / ПАЦИЕНТЫ / МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / PATIENT SAFETY / QUESTIONNAIRE / WORLD HEALTH ORGANIZATION / AWARENESS / COURSE OF TREATMENT / INVOLVEMENT / PATIENT / MEDICAL STAFF

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванов И. В., Берсенева Е. А., Минулин И. Б., Щесюль А. Г., Щеблыкина А. А.

В рамках настоящего исследования проведено анкетирование пациентов и медицинских работников по специально разработанным опросникам на основе материалов ВОЗ, подготовленных к проведению 17 сентября 2019 г. Всемирного дня безопасности пациентов. Представлены результаты анкетирования 3946 респондентов (1747 пациентов и 2199 медицинских работников) по вопросам осведомленности пациентов и медицинских работников в обеспечении безопасности при оказании медицинской помощи: информированности о ходе лечения и принимаемых лекарственных препаратах, коммуникации с лечащим врачом и медицинской сестрой, вовлеченности в принятие решений по лечению и уходу, а также о принятии клинических решений, взаимодействии с пациентами, информировании пациентов о назначенных лекарственных препаратах и их возможных нежелательных реакциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванов И. В., Берсенева Е. А., Минулин И. Б., Щесюль А. Г., Щеблыкина А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The increasing of awareness of patients and medical personnel of security issues: the results of questionnaire survey within the framework of the World Patient Safety Day in the Russian Federation

The specially developed questionnaires on the basis of the WHO materials developed for the World Patient Safety Day were applied in sociological survey of patients and medical workers. The sampling included 3946 respondents (1747 patients and 2199 medical workers). The study was carried out to establish awareness about course of treatment and medications taken, communication with the attending physician and nurse, involvement in decision-making regarding treatment and care provided, clinical decision-making, interaction with patients, informing patients on prescribed drugs and their possible adverse reactions.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ПАЦИЕНТОВ И МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ О ПРОБЛЕМАХ БЕЗОПАСНОСТИ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕМИРНОГО ДНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПАЦИЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Health and Society

© Коллектив авторов,2020 УДК 614.2

Иванов И. В.Берсенева Е. А.2, Минулин И. Б.Щесюль А. Г.Щеблыкина А. А.1

ПОВЫШЕНИЕ ОСВЕДОМЛЕННОСТИ ПАЦИЕНТОВ И МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ О ПРОБЛЕМАХ БЕЗОПАСНОСТИ: РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВСЕМИРНОГО ДНЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ПАЦИЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

'ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора, 109074, г. Москва; 2ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья имени Н. А. Семашко» Минобрнауки России, 105064,

г. Москва

В рамках настоящего исследования проведено анкетирование пациентов и медицинских работников по специально разработанным опросникам на основе материалов ВОЗ, подготовленных к проведению 17 сентября 2019 г. Всемирного дня безопасности пациентов. Представлены результаты анкетирования 3946респондентов (1747 пациентов и 2199 медицинских работников) по вопросам осведомленности пациентов и медицинских работников в обеспечении безопасности при оказании медицинской помощи: информированности о ходе лечения и принимаемых лекарственных препаратах, коммуникации с лечащим врачом и медицинской сестрой, вовлеченности в принятие решений по лечению и уходу, а также о принятии клинических решений, взаимодействии с пациентами, информировании пациентов о назначенных лекарственных препаратах и их возможных нежелательных реакциях.

Ключевые слова: безопасность пациентов; анкетирование; Всемирная организация здравоохранения;

осведомленность; информированность о ходе лечения; вовлеченность; пациенты, медицинские работники.

Для цитирования: Иванов И. В., Берсенева Е. А., Минулин И. Б., Щесюль А. Г., Щеблыкина А. А. Повышение осведомленности пациентов и медицинских работников о проблемах безопасности: результаты анкетирования в рамках проведения Всемирного дня безопасности пациентов в Российской Федерации. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020;28(1):18—22. DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-1-18-22 Для корреспонденции: Щеблыкина Александра Андреевна, специалист отдела управления качеством и оценки медицинской деятельности ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора, е-mail: [email protected]

Ivanov I. V.1, Berseneva E. A.2, Minulin I. B.1, Schesyul A. G.1, Scheblykina A. A.1 THE INCREASING OF AWARENESS OF PATIENTS AND MEDICAL PERSONNEL OF SECURITY ISSUES: THE RESULTS OF QUESTIONNAIRE SURVEY WITHIN THE FRAMEWORK OF THE WORLD PATIENT SAFETY DAY IN THE RUSSIAN FEDERATION

1The Federal State Budget Institution "The National Institute of Quality" of the Roszdravnadzor, 109074 Moscow,

Russia;

2N. A. Semashko National Research Institute of Public Health, 105064, Moscow, Russia

The specially developed questionnaires on the basis of the WHO materials developed for the World Patient Safety Day were applied in sociological survey of patients and medical workers. The sampling included 3946 respondents (1747patients and 2199 medical workers). The study was carried out to establish awareness about course of treatment and medications taken, communication with the attending physician and nurse, involvement in decision-making regarding treatment and care provided, clinical decision-making, interaction with patients, informing patients on prescribed drugs and their possible adverse reactions.

Key words: patient safety; questionnaire; World Health Organization; awareness; course of treatment; involvement; patient; medical staff.

For citation: Ivanov I. V., Berseneva E. A., Minulin I. B., Schesyul A. G., Scheblykina A. A. The increasing of awareness of patients and medical personnel of security issues: the results of questionnaire survey within the framework of the. Problemi so-cialnoigigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2020;28(1):18—22 (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-1-18-22

For correspondence: Scheblykina A. A., the specialist of the Department of Quality Management and Evaluation of Medical Activities of the Federal State Budget Institution "The National Institute of Quality". e-mail: [email protected] Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Acknowledgment. The study had no sponsor support

Received 10.04.2019 Accepted 28.11.2019

Введение

Повышение осведомленности пациентов и медицинских работников о проблемах безопасности в широком смысле через проведение специализированного анкетирования активно способствует повышению компетенции персонала и вовлеченности пациентов. Известно, что анкетирование пациентов является признанным методом оценки качества медицинской помощи. Минздрав России рекомендует

предоставлять техническую возможность пациентам выражать мнение об оказании медицинской помощи в сети Интернет [1]. Анкетирование медицинского персонала проводится значительно реже [2], при том что именно он имеет возможность профессиональной оценки медицинской помощи и условий ее оказания.

В России мало исследований, посвященных изучению вопросов обеспечения безопасности на основе анализа результатов анкетирования и опросов па-

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020; 28(1)

DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-1-18-22 19

Здоровье и общество

циентов и медицинского персонала. Опубликованные данные по блиц-опросам на страницах отечественных научных журналов также не встречаются.

Целью исследования являлось изучение мнения пациентов и медицинских работников о проблеме безопасности медицинской деятельности.

Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

— сформировать специальную анкету для пациентов, повышающую их осведомленность о вопросах обеспечения безопасности при оказании медицинской помощи;

— составить специальную блиц-анкету для медицинских работников, повышающую их осведомленность в вопросах обеспечения безопасности пациентов;

— изучить уровень информированности, коммуникаций, вовлеченности пациентов и медицинских работников по некоторым базовым аспектам обеспечения безопасности пациентов;

— использовать возможности интерактивного опроса в ходе проведения Дня безопасности пациентов и в дальнейшем для повышения осведомленности респондентов о безопасности медицинской деятельности.

Материалы и методы

На основе материалов, рекомендованных ВОЗ, были разработаны и размещены на сайте ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора (http://cmikee.ru/) анкеты для пациентов и медицинских работников. В течение 8 дней (с 17 по 24 сентября 2019 г.) было проведено интерактивное анкетирование, в котором приняли участие 3946 человек (1747 пациентов и 2199 медицинских работников). В ходе анкетирования изучали информированность о ходе лечения и принимаемых лекарственных препаратах, коммуникациях с лечащими врачами и медицинскими сестрами, вовлеченности, по мнению пациентов, в принятие решений относительно лечения и оказываемого пациентам ухода, а также о принятии клинических решений персоналом, взаимодействии с пациентами, информировании пациентов о назначенных лекарственных препаратов и их возможных нежелательных реакциях.

Выборочная совокупность охватила все основные социально-демографические группы населения. Среди медицинских работников соотношение лиц с высшим и средним медицинским образованием составляло 50 на 50. По возрасту респонденты не классифицировались.

Исследование проводилось с соблюдением этических стандартов и с учетом мер для защиты частной жизни субъектов исследования и конфиденциальности их персональных данных.

Результаты исследования

Вопросы и варианты ответов пациентов представлены в табл. 1.

При возникновении общих вопросов к лечащему врачу и медицинским сестрам исчерпывающий ответ, по мнению 3,5% пациентов, не был получен.

В целом, в 46% случаев пациенты сталкивались с расхождением мнений между специалистами одного медицинского учреждения. В 34,6% случаев пациенты указали, что врач общался с ними отстраненно, из них более 11% отметили, что отстраненность, по их мнению, наблюдалась часто.

Всего 5,8% пациентов считали, что, находясь в медицинской организации, они не чувствовали уважительного отношения к себе. Более 77,8% от общего числа респондентов имели желание в большей степени быть вовлеченными в принятие решений относительно своего лечения и оказываемого им ухода, а 39,6% ответили, что испытывали боль в период пребывания в медицинской организации. При этом 22% пациентов считали, что медицинскими работниками «было сделано все возможное», чтобы помочь пациентам справиться с болью.

В 21,9% случаев пациенты ответили, что боли в момент нахождения в медицинских организациях не испытывали.

Всего чуть менее 5% опрошенных указали, что, по их мнению, члены их семей не были заинтересованы в дополнительной информации о состоянии их здоровья. Пациенты отмечают проблемы при информировании о приеме лекарственных препаратов. Так, на вопрос: «Говорил ли лечащий врач Вам о возможных побочных эффектах лекарств, требующих особого внимания, после выписки домой?» — 13,5% опрошенных пациентов ответили отрицательно, а 16,7% пациентов получали разъяснения с затруднениями или не полностью.

В ходе проведения анализа анкет пациентов выявлены и значимые положительные результаты. Так, в 69% случаев пациенты получали должное внимание врача и медицинской сестры при возникновении тревоги за свое состояние, 94,2% респондентов отметили уважительное отношение к себе в целом со стороны сотрудников медицинских организаций.

В 69,9% случаев пациенты убедительно отмечают «доступность» врача для родственников. Предоставление врачами и медицинскими сестрами информации по восстановлению здоровья положительно оценили 55% респондентов. При ответе на вопрос: «Предупреждал ли Вас лечащий врач о тревожных сигналах относительно Вашего заболевания или лечения, на которые следует обратить внимание после выписки домой из стационара?» — 90,6% пациентов ответили положительно.

Вопросы, которые были заданы медицинским работникам, а также данные в абсолютных и относительных значениях представлены в табл. 2.

В ходе проведения анкетирования 2199 медицинских работников ответили на вопросы о принятии клинических решений, взаимодействии с пациентами, информировании пациентов о назначенных лекарственных препаратах и их возможных нежелательных реакциях. Большинство медицинских ра-

Health and Society Таблица 1

Результаты анкетирования пациентов (n=1747)

Вопрос

Вариант ответа Количество ответов

Да, всегда 1137(65)

Да, иногда 402 (23)

Мне все было понятно 147 (8,5)

Нет 61 (3,5)

Да, всегда 1145 (65,5)

Да, иногда 357 (20,5)

Мне все было понятно 169 (10)

Нет 76 (4)

Да, иногда 618 (35)

Да, часто 188 (11)

Нет 941 (54)

Да, в определенной степени 551 (31,6)

Да, в полном объеме 896 (51,2)

У меня не было тревог и страхов 300 (17,2)

Да, в некоторой степени 426 (24,4)

Да, определенно 885 (50,7)

Меня ничто не беспокоило 217 (12,4)

Нет 219 (12,5)

Да, иногда 403 (23,1)

Да, часто 201 (11,5)

Нет 1143 (65,4)

Да, в некоторой степени 576 (33)

Да, определенно 783 (44,8)

Нет 388 (22,2)

Да, всегда 1212 (69,4)

Да, иногда 434 (24,8)

Нет 101 (5,8)

Да, в некоторой степени 242 (13,9)

Да, определенно 200 (11,4)

Да 249 (14,3)

Да, но медицинский персонал сделал все возможное, чтобы 383 (21,9)

помочь мне справиться с болью

Нет 673 (38,5)

Да, в некоторой степени 301 (17,2)

Да, определенно 993 (56,8)

Нет 88 (5)

Меня не сопровождали ни члены семьи, ни близкие мне люди 202 (11.6)

Члены моей семьи не хотели или не были заинтересованы в 47 (2,7)

дополнительной информации 116 (6,7)

Я не хотел, чтобы члены моей семьи или друзья говорили с

доктором

Да, в некоторой степени 342 (19,6)

Да, определенно 962 (55)

Нет 114 (6.5)

Меня не сопровождали ни члены семьи, ни близкие мне люди 266 (15,3)

Члены моей семьи не хотели или не были заинтересованы в 63 (3,6)

дополнительной информации

Да, в некоторой степени 316 (18,1)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Да, полностью 1222 (69,9)

Нет 73 (4,2)

Я не нуждался в объяснениях 71 (4,1)

Мне не назначали медикаментов (если «не назначали», то пе- 65 (3,7)

реходите к вопросу 14)

Да, в некоторой степени 293 (16,7)

Да, полностью 1108 (63,4)

Нет 235 (13,5)

Я не нуждался в объяснениях 111 (6,4)

Да, в некоторой степени 372 (21,3)

Да, полностью 1210 (69,3)

Нет 165 (9,4)

1. Если у Вас возникали вопросы к лечащему врачу, получали ли Вы понятный исчерпывающий ответ?

2. Если у Вас возникали вопросы к медицинской сестре, получали ли Вы понятный исчерпывающий ответ?

3. Случались ли с Вами в медицинской организации такие ситуации, что мнение одного врача или медсестры расходилось с мнением другого врача или медсестры?

4. Если у Вас были тревога или страх относительно вашего состояния или лечения, была ли у Вас возможность обсудить их с врачом?

5. Была ли у Вас возможность поговорить о ваших проблемах с медсестрой?

6. Создавалось ли у Вас впечатление при разговоре с врачами, что они общаются с Вами отстраненно?

7. Хотели бы Вы быть в большей степени вовлечены в принятие решений относительно Вашего лечения и оказываемого Вам ухода?

8. Находясь в медицинской организации, чувствовали ли Вы, что к Вам относятся с уважением?

9. Испытывали ли Вы боль в период пребывания в медицинской организации?

10. Если у членов Вашей семьи или кого-то из близких Вам людей возникло желание поговорить с врачом, была ли у них возможность для этого?

11. Предоставляли ли врачи или медсестры всю необходимую информацию членам Вашей семьи, чтобы помочь Вам восстановиться?

12. Доступно ли лечащий врач объяснял Вам назначение лекарств, которые Вам следовало принимать дома после выписки из стационара?

13. Говорил ли Вам лечащий врач о возможных побочных эффектах лекарств, требующих особого внимания, после выписки домой?

14. Предупреждал ли Вас лечащий врач о тревожных сигналах относительно Вашего заболевания или лечения, на которые следует обратить внимание после выписки домой из стационара?

Примечание. Здесь и в табл. 2 в круглых скобках — доля от числа опрошенных (в %).

ботников — 76,4% — указали на высокий уровень отзывов и ответов при возникновении «важных вопросов» к коллегам или руководству. При этом мнение о состоянии пациента одного коллеги расходилось с мнением другого в целом в 65,8% случаев, «частое» расхождение во мнениях, как заметили респонденты, отмечалось лишь в 13% случаев.

Подавляющее большинство медицинских работников (более 83,1%) отметили, что пытались

углубленно разобраться в проблемах пациентов при их повышенной тревоге относительно своего состояния, порядка 15% ответили положительно, но с комментарием «иногда», и только немногим более 2% отметили, что повышенная тревожность пациентов «не имеет принципиального значения».

Большинство (76,3%) медицинских работников указали, что в целом имеют желание быть в большей

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2020; 28(1) DOI: http://dx.doi.org/10.32687/0869-866X-2020-28-1-18-22

Здоровье и общество

Таблица 2

Результаты анкетирования медицинских работников (п=2199)

Вопрос Вариант ответа Количество ответов

1. Если у Вас возникли важные вопросы к коллегам или руко- Вопросов вообще не возникало 46 (2)

водству, получали ли Вы подробные ответы на них? Да, всегда 1676 (76,4)

Да, иногда 427 (19,5)

Нет 50 (2,1)

2. Случалось ли с Вами на рабочем месте такое, что мнение о Да, иногда 1162 (52,8)

состоянии пациента (суждение) одного коллеги расходилось Да, часто 286 (13)

с мнением другого? Нет 751 (34,5)

3. Если у пациента наблюдалась повышенная тревога относи- Да, всегда в полном объеме 1825 (83,1)

тельно его состояния, то пытались ли Вы углубленно разо- Да, иногда 324 (14,8)

браться в его проблемах? Нет, это не имеет принципиального значения 50 (2,1)

4. Создавалось ли у Вас впечатление при разговоре с пациен- Да, иногда 1224 (55,7)

том, что он разговаривает с Вами раздраженно или в «нега- Да, часто 437 (19,8)

тивной» форме? Нет 538 (24,5)

5. Находясь на своем рабочем месте в медицинской организа- Да, всегда 1449 (65,9)

ции, чувствовали ли Вы, что пациенты к Вам относятся до- Да, иногда 680 (30,9)

стойно и с уважением? Нет 70 (3,2)

6. Хотелось бы Вам быть в большей степени вовлечен- Да, в некоторой степени 582 (26,5)

ным(ой) в принятие решений относительно лечения Ваших Да, определенно 1095 (49,8)

пациентов и оказываемого ухода за ними? Им и так оказывается вся необходимая помощь в полном объеме 522 (23,7)

7. Если у членов семьи пациентов или сопровождающих их Да, в некоторой степени 350 (15,9)

людей возникало желание поговорить с Вами как с медицин- Да, определенно 1752 (79,7)

ским работником, была ли у них достаточная возможность Пациентов никто не сопровождал 97 (4,4)

для этого?

8. Доступно ли, по Вашему мнению, Вы даете объяснения па- Да, в некоторой степени 250 (11,3)

циентам о назначенных медикаментах, которые им следует Да, полностью 1853 (84,3)

принимать дома после выписки из стационара или оконча- Пациенты не нуждались в объяснениях 96 (4,4)

ния визита к врачу?

9. Рассказывали ли Вы пациентам или их родственникам (со- Да, в некоторой степени 307 (13,9)

провождающим лицам) о возможных побочных эффектах Да, определенно 1739 (79,2)

назначенных медикаментов, требующих особого внимания? Никто не нуждался в объяснениях 153 (6,9)

степени вовлеченными в принятие решений относительно их пациентов, что косвенно указывает на определенный уровень «профессиональной несвободы» и, вероятно, требует в настоящих условиях отдельного изучения.

Интересен и внушает профессиональный оптимизм тот факт, что почти 65,9% медицинских работников, находясь на своем рабочем месте, чувствовали, что к ним «относятся достойно и с уважением», и только 3,2% ответили категорически «нет». Здесь же отметим указание 79,7% медицинских работников на то, что они располагали достаточными возможностями для проведения бесед с пациентами и их родственниками, если у последних возникала такая необходимость.

В 93,1% случаев медицинские работники сообщают своим пациентам и их родственникам о возможных побочных эффектах назначенных лекарственных препаратов, требующих особого внимания. Указанный факт внушает оптимизм, хотя в практике медицинской деятельности крайне желательно, чтобы этот показатель все же стремился к значению 100%. Также весьма обнадеживает, хотя, возможно, требует детализированной проверки тот факт, что более 84% медицинских работников доступно и в «полной мере» информируют своих пациентов о назначенных лекарственных препаратах, которые следует принимать дома после выписки из стационара или окончания визита к врачу, поскольку проблема обеспечения преемственности оказания медицинской помощи стоит в настоящее время достаточно остро и требует углубленного изучения.

Заключение

Проведенное анкетирование пациентов и медицинских работников с целью повышения их осведомленности о проблемах безопасности в рамках проведения Всемирного дня безопасности пациентов в Российской Федерации нашло живой отклик, что подтверждается количеством участников (только на сайте ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора — 3946 респондентов).

Медицинские работники показали большую активность по сравнению с пациентами (55,7 и 44,3% участников соответственно), что может быть обусловлено административной централизацией при подготовке проведения мероприятий Всемирного дня безопасности пациентов и корпоративной солидарностью медицинских работников при участии в опросах и анкетировании.

Использование специальной анкеты для медицинского персонала и пациентов, повышающей их осведомленность в вопросах обеспечения безопасности, в интерактивном формате на сайте государственного учреждения является удобным и применимым для респондентов, что подтверждается минимальным уровнем расхождения между заявленными и окончательно заполненными анкетами.

Выявлены возможности дополнительного использования интерактивных опросов как инструмента, повышающего осведомленность о безопасности пациентов и поощрение общей солидарности действий, через привлечение активной части населения к мероприятиям, развивающим и поддерживающим отечественную отрасль здравоохранения.

The problems

Исследование не имело спонсорской поддержки.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Приказ Минздрава России от 13.07.2018 г. № 442 «Об организации работы по обеспечению технической возможности выражения мнений пациентами о качестве условий оказания услуг медицинскими организациями на официальном сайте Министерства здравоохранения Российской Федерации в сети Интернет». Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/ рпшеМос/71889420/

2. Евстигнеев С. В., Васильев В. В. Оценка качества медицинской помощи в стационаре по критерию удовлетворенности пациентов и врачей. Научные ведомости. 2016;240(19):72—9. Режим доступа: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/19022/1/ Evstigneev_Otsenka_16.pdf

Поступила 19.09.2019 Принята в печать 28.11.2019

Health and Society

REFERENCES

1. Order of the Ministry of Health of Russia dated July 13, 2018 No. 442 "On the organization of work to ensure the technical feasibility of patients expressing opinions on the quality of the conditions for the provision of services by medical organizations on the official website of the Ministry of Health of the Russian Federation on the Internet" [Prikaz Minzdrava Rossii ot 13.07.2018 g. №442 «Ob organizacii raboty po obespecheniyu tekhnicheskoj vozmozhnosti vyrazheniya mnenij pacientami o kachestve uslovij okazaniya uslug medicinskimi organizaciyami na oficial'nom sajte Ministerstva zdravoohraneniya Rossijskoj Federacii v seti Internet»]. Available at: https://www.ga-rant.ru/products/ipo/prime/doc/71889420/ (in Russian).

2. Evstigneev S. V., Vasil'ev V. V. Assessment of the quality of medical care in a hospital by the criterion of patient and doctor satisfaction. Nauchnye Vedomosti. 2016;240(19):72—9. Available at: http:// dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/19022/1/Evstigneev_Ot-senka_16.pdf (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.