УДК 629.3.004.15
ПОВЫШЕНИЕ НАДЁЖНОСТИ АВТОСАМОСВАЛОВ ПУТЁМ МОНИТОРИНГА ИХ ЗАГРУЗКИ НА ПОРОДНЫХ ОТВАЛАХ
А.С. Полянский, профессор, д.т.н., А.В. Степанов, аспирант, ХНАДУ
Аннотация. Предложен принцип автоматического контроля за измерением массы загружаемой породы в автосамосвал как один из факторов повышения надёжности.
Ключевые слова: автосамосвал, надёжность, измерение, масса груза, взвешивающее устройство.
Введение
Современный грузовой самосвальный автомобиль, применяемый для вывозки горной породы на породные отвалы угольных шахт, представляет собой сложную машину, механизмы которой подвержены значительным температурным, климатическим, абразивным и механическим воздействиям. Производительная и надёжная эксплуатация такого автомобиля существенно зависит от наличия у водителя информации (мониторинга) о характере нагружения, который определяется соответствием фактической загрузки номинальной грузоподъемности.
Анализ публикаций
На горных предприятиях разных отраслей промышленности масса груза, перевозимая различными автосамосвалами, часто определяется учётчиками визуальным способом [1]. Однако в связи с развитием на открытых горных работах технологических схем, использующих автотранспорт, вопросы их оснащения средствами технологического взвешивания горной массы в кузове автосамосвала приобретает первостепенное значение [2, 3].
Рис. 1. Погрузка горной породы из бункера в автосамосвал КрАЗ - 6510
В работах [4, 5] были проанализированы факторы, влияющие на надёжность автосамосвалов, работающих на породных отвалах угольных шахт.
В результате анализа было установлено, что изнашивание деталей автомобиля зависит от условий их эксплуатации и прежде всего от условий нагружения, распределения груза по площади кузова (рис. 1) и наклона грузовой платформы в процессе подъёма автосамосвала на породный отвал (рис. 2).
Рис. 2. Вывоз горной породы автосамосвалом КрАЗ-6510 на породный отвал угольной шахты
Способы измерения массы груза при помощи встроенных взвешивающих устройств в большегрузных автосамосвалах [1, 3] связаны с их конструктивными особенностями.
К примеру, в основу встроенного устройства, разработанного в Ленинградском горном институте им. Г.В. Плеханова [2], положен метод измерения массы перевозимого груза по давлению газа в цилиндрах пневмогидроподвески автосамосвала БелАЗ - 549. Киевский институт автоматики разработал гидравлическое взвешивающее устройство, предназначенное для автоматического взвешивания груза автосамосвалов по давлению масла в магистрали телескопических цилиндров гидравлического механизма подъёма платформы [3].
Основным недостатком такой системы является отсутствие текущего контроля процесса загрузки, а также информирования водителя и диспетчера технологического цикла погрузки горной породой. Как показала практика, применение на угольных шахтах стационарных автомобильных весов не решает проблемы контроля загрузки и исключения перегруза автосамосвала, снижающего показатели надёжности, по организационнотехническим причинам.
Цель и постановка задачи
Отсутствие современных и надёжных информационных технических средств учёта и полноты использования грузоподъемности, которые влияют на надёжность, производительность и другие показатели работы технологического автотранспорта в угольной промышленности затрудняет совершенствование организации и управление транспортными потоками.
Проведённые нами экспериментальные исследования показали, что каждый второй автосамосвал работает с перегрузом до 30% номинальной грузоподъемности, что приводит к преждевременному износу и отказу базовых и основных агрегатов автосамосвалов (рис. 3).
Рис. 3. Разрушение трапеции кузова автосамосвала КрАЗ-6510 из-за перегруза грузовой платформы горной породой
В связи с этим актуальной задачей является повышение надёжности автосамосвалов совершенствованием информационно-диспетчерской системы загрузки горной породой из бункера шахты.
Решение задачи
На кафедре ТМ и РМ ХНАДУ разработана электронная система взвешивания, которая прошла проверку на механической модели автосамосвала КрАЗ-6510 и хорошо сочетается с горнотранспортным процессом. В основу встроенного устройства положен метод измерения массы груза по суммарному электрическому сигналу от первичных измерительных преобразователей. Структур-
ная схема разработанного встроенного взвешивающего устройства, учитывающая эксплуатационно-технические особенности автосамосвала КрАЗ-6510, а также взаимосвязь алгоритма функционирования взвешивающего устройства со спецификой ситуаций, возникающих у автосамосвала при погрузочных, транспортных и разгрузочных операциях на породных отвалах угольных шахт, приведена на рис. 4.
Устройство позволяет войти в автоматическую систему управления (АСУ) горнодобывающего комплекса, создав подсистему «автомобиль-диспетчер-водитель».
Рис. 4. Структурная схема устройства для автоматического взвешивания массы груза
Взвешивающее устройство состоит из блока первичных измерительных преобразователей I, которые устанавливаются на раме под грузовой платформой автосамосвала, блока контроля и электронной обработки сигнала автоматического взвешивания II, блока дистанционной связи с
АСУ погрузочного комплекса III и блока отсчёта полногрузных рейсов за смену с суммарным отсчётом вывезенной горной массы за смену IV. При загрузке автосамосвала горной породой первичные преобразователи давления 1 воспринимают нагрузку в. На выходе преобразователей появляется сигнал, пропорциональный массе платформы с грузом в конкретной точке. Суммирование этих сигналов осуществляется в измерительном блоке 2, с выхода которого сигнал поступает в усилитель 3, а затем в аналоговоцифровой преобразователь 4 и измерительный блок 5, отградуированный в тоннах. Питание устройства осуществляется от автомобильной аккумуляторной батареи 6 через стабилизатор напряжения 7. Предупредительный звуковой и световой сигналы о степени загрузки автосамосвалов подаются сигнальным блоком 8 с измерительного блока 5. При достижении номинальной загрузки горной породой информация подаётся на блок дистанционной передачи в АСУ диспетчера окончания загрузки 9. Переданная информация в цифровом коде регистрируется приёмным блоком АСУ 13, обрабатывается в регистре приёма 14 с выдачей команды на отключение системы погрузки из бункера 15 и, с помощью дешифратора адреса 16, записывается в соответствующий регистр отгруженной массы груза конкретному автосамосвалу 17. Сумматор общей массы груза 18 в конце смены фиксирует общий вес отгруженной горной породы каждому автосамосвалу.
При разгрузке автосамосвала, в начале подъёма грузовой платформы, срабатывает контактный преобразователь 10, который включает релейный элемент 11 и подготавливает к срабатыванию счётчик рейсов 12. Отсчёт полногрузного рейса произойдёт после выгрузки горной породы в и опускания пустой грузовой платформы на контактный преобразователь 10. Трудности решения задачи нормализации загрузки связаны с технологическими особенностями погрузки горной породой из бункера. В связи с этим встроенное взвешивающее устройство своевременно извещает световым и звуковым сигналом (блок 8) водителя и диспетчера о достижении номинальной загрузки, а через блок 9, дистанционного управления с погрузочным комплексом III, автоматически отключает механизм загрузки из бункера.
Подсчет количества полногрузных рейсов, выполненных автосамосвалом в течение рабочей смены, ведётся специальным учётчиком и водителем. Такой способ учёта не надежен, так как возможны ошибки в подсчёте рейсов каждого автосамосвала, а также их приписки.
В связи с этим в устройстве взвешивания предусмотрен блок IV автоматического учёта количе-
ства полногрузных рейсов в виде цифрового сумматора с двоично-десятичным кодированием выхода, что позволяет передавать данные о массе перевезенной горной породы в АСУ транспортным процессом угольной шахты.
Выводы
Проведённое моделирование и экспериментальное исследование автосамосвала, работающего на породном отвале угольных шахт, позволили сделать следующие выводы:
- выполнена оценка весомости фактора перегруза на надёжность автосамосвала и определены его характерные отказы;
- предложен принцип устройства взвешивания горной породы, учитывающий взаимосвязь работы транспортных средств, в технологическом цикле добычи угля;
- полученные результаты позволили разработать АСУ загрузки и учёта вывоза горной породы.
Литература
1. Гардзиш В. А., Семёнов М. А. Устройство кон-
троля загрузки и учёт работы большегрузных автосамосвалов / Механизация и автоматизация производства. - 1982. - №8. -С. 31-32.
2. Акутин Г.К. Автоматизация технологических
процессов на карьерах. - М.: Недра. 1977. -242 с.
3. Гардзиш В. А., Семёнов М. А. Современное со-
стояние и перспективы развития взвешивающих устройств, встраиваемых в большегрузные автосамосвалы. - М.: Изд-во
ЦНИИТЭИ приборостроения, 1978. - 59 с.
4. Степанов А.В. Факторы, влияющие на надёж-
ность грузового автомобиля при работе на породных отвалах // Автомобильный транспорт / Сб. научн. тр., - Харьков: Изд-во ХНАДУ. - 2003. - Вып. 13. - С. 140-142.
5. Степанов А.В. Влияние физико-механических
свойств перевозимых горных пород на надёжность грузового автомобиля // Вестник НТУ (ХПИ) / Сб. научн. тр. Тематический выпуск: Автомобильное и тракторостроение. - Харьков: НТУ «ХПИ». - 2002. - №2. - С. 115-118.
Рецензент: А.В. Бажинов, профессор, д.т.н., ХНАДУ.
Статья поступила в редакцию 27 января 2005 г.