Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ВСЕХ СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ - ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ'

ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ВСЕХ СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ - ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
61
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОСКВА / НОВАЯ МОСКВА / СХЕМЫ И ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ПО ОТРАСЛЯМ ЭНЕРГЕТИКИ / РАЗ- ВИТИЕ ТЕРРИТОРИЙ ТИНАО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Бирюков Пётр Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ВСЕХ СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ - ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ»

УДК 620.9 (470.311) П.П. Бирюков1

ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ВСЕХ СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ - ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

Доклад на панельной дискуссии «Инвестиции в развитие систем энергоснабжения крупнейших городов РФ: лучшая практика и ключевые вызовы» Международного форума по энергоэффективности и развитию энергетики БКБ8-2015.

Ключевые слова: Москва, Новая Москва, схемы и

витие территорий ТиНАО.

Повышение надежности всех систем жизнеобеспечения - одна из важнейших задач Москвы. Разработка схем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения возложена на Департамент топливно-энергетического хозяйства г. Москвы. Впервые в рамках выполнения работ выработаны технические решения по развитию сетей и реконструкции, строительству новых источников с учетом планов по новому строительству и приросту нагрузок, в том числе на территории Новой Москвы.

Согласно материалам Схемы и программы развития электроэнергетики г. Москвы на период 2015-2020 гг. рассматриваются два варианта развития электроэнергетического комплекса на территории ТиНАО: базовый и региональный. Так, базовый вариант развития составляют мероприятия, включенные в «Схему и программу развития ЕЭС России на период 2014-2020 гг.», разработанную совместно ОАО «ФСК ЕЭС» и ОАО «СО ЕЭС», и объекты, входящие в инвестиционные программы и программы реноваций энергокомпаний. Региональный вариант дополнен мероприятиями, входящими в программы энергокомпаний дополнительно к предложениям ОАО «СО ЕЭС», а также мероприятиями по ликвидации узких мест Московской энергосистемы, предложенными ОАО «СО ЕЭС», но не вошедшими в инвестиционные программы и программы реноваций энергокомпаний ввиду ограничений, налагаемых тарифным регулированием. Также в дополнение к региональному варианту подготовлены предложения по разви-

программы развития по отраслям энергетики, раз-

тию электрических сетей с напряжением 110 кВ и выше в целях создания инфраструктуры для обеспечения реализации градостроительных планов Москвы в части развития новых территорий.

Схема электроснабжения распределительной сети 6-10-20 кВ Москвы до 2030 г. с учетом развития присоединенных территорий разработана в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-Ф3 «Об электроэнергетике» и Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2009 г. № 823 «О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики» и является ключевым документом, необходимым для формирования сбалансированной программы проектирования и строительства городских инженерных коммуникаций и сооружений на территории города, обеспечения комплексного развития электрических сетей во взаимоувязке с городскими программами развития электросетевого строительства, генерирующих мощностей, жилищного и других видов строительства. Документ утверждается Правительством Москвы. Реализация схемы позволит в дальнейшем повысить надежность электроснабжения существующих и вновь подключаемых потребителей столичного региона.

Схема теплоснабжения Москвы на период до 2030 г. с учетом развития присоединенных территорий разработана согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 г. «О теплоснабжении» в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 154. Основной

1 Пётр Павлович Бирюков - заместитель мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства, д.э.н., профессор.

целью выполнения Схемы теплоснабжения является разработка технических мероприятий по реконструкции систем генерации и транспорта тепловой энергии города с учетом обеспечения надежного и качественного теплоснабжения потребителей столицы. При определении перспективных тепловых нагрузок Москвы также учитывались действующие программы по эне-госбережению и повышению энергетической эффективности.

Кроме тепловых нагрузок в Схеме теплоснабжения рассмотрены и учитывались перспективные электрические нагрузки и годовое электропотребление Москвы. Это обусловлено необходимостью определения масштабов развития в городе источников комбинированной выработки тепловой и электрической энергии, то есть источников когенерации.

В период до 2030 г. на территорий ТиНАО ожидается ввод зданий жилищно-коммунального и промышленного секторов общей площадью 81,6 млн м2. Прирост тепловых нагрузок перспективных потребителей до 2030 г. составит около 4,0 тыс. Гкал/ч.

Обеспечение тепло- и электроснабжения существующих и перспективных потребителей ТиНАО намечается за счет создания на данных территориях распределенной когенерации - тепловых электростанций малой и средней мощности, а также нового строительства/реконструкции малых и квартальных котельных суммарной установленной тепловой мощностью порядка 560 Гкал/ч и создания в районах дисперсной индивидуальной (коттеджной) застройки автономных индивидуальных источников тепла суммарной тепловой мощностью около 480 Гкал/ч.

Необходимость строительства объектов распределенной генерации на территории ТиНАО определена в соответствии с балансами электрической мощности в Московской энергосистеме с учетом возможных перетоков электрической мощности из ОЭС Центра. При этом потребность в электрической мощности на территории ТиНАО на 2030 г. составит около 2,5 ГВт.

В настоящее время для размещения распределенной когенерации определены первоочередные зоны перспективной застройки с концентрацией тепловых нагрузок, в которых возможно строительство новых энергокомплексов

с комбинированным производством тепловой и электрической энергии:

- «Коммунарка»

(тепловая нагрузка 455 Гкал/ч);

- «Новофедоровское» (тепловая нагрузка 135 Гкал/ч);

- «Кокошкино»

(тепловая нагрузка 132 Гкал/ч);

- «Филимонковское» (тепловая нагрузка 185 Гкал/ч).

Следует отметить, что наименование «энергокомплекс» выбрано не случайно. На данных энергоисточниках предлагается объекты генерации объединить с электроподстанциями и сформировать единый комплекс энергоснабжения потребителей с возможностью дополнительного производства холода (тригенерация) при необходимости.

Это позволит сократить площадь отводимых земель, исключить строительство линий электропередач между источником генерации и электроподстанции, а также сократит затраты в электротехническое оборудование.

В итоге суммарная установленная электрическая мощность новых энергокомплексов Ти-НАО составит 659 МВт, тепловая - 1 170 Гкал/ч. Строительство новых энергокомплексов планируется начать уже в период 2017-2018 годов. Для повышения привлекательности инвестиционных проектов нового строительства источников комбинированной выработки тепловой и электрической энергии ввод в эксплуатацию энергокомплексов предлагается осуществить в два этапа:

• этап 1 - опережающий ввод водогрейной части энергокомплекса;

• этап 2 - доустановка оборудования коге-нерации в случае возникновения дефицита электрической мощности и энергии в Московской энергосистеме или локальном районе размещения энергокомплекса.

Для организации зон теплоснабжения и присоединения новых потребителей на территории ТиНАО потребуется новое строительство и реконструкция тепловых сетей общей протяженностью 882 км (в том числе новое строительство 785 км) средним диаметром около 300 мм.

Реализация вышеуказанных мероприятий в период до 2030 г. позволит:

- гарантировано обеспечить балансы тепловой и электрической энергии (мощности) ТиНАО г. Москвы при минимальных приростах годового расхода природного газа около 1,5-2,0 млрд м3;

- снизить зависимость ТиНАО от развития генерирующих мощностей и электросетевого строительство ВЛ 500 кВ в Московской области;

- повысить надежность энергоснабжения территорий ТиНАО г. Москвы, в том числе за счет обновления парка генерирующего оборудования и тепловых сетей;

- оперативно обеспечить тепловые и электрические нагрузки развивающихся новых территорий города.

В целом продолжение обновления парка генерирующего оборудования города в комплексе с выполняемыми мероприятиями повышения экономичности работы систем тепло-, электро-и газоснабжения Москвы позволят в ближайшие пять лет не увеличивать существующий годовой расход природного газа при дальнейшем развитии города в новых границах и надежном энергоснабжении его потребителей.

Схемы водоснабжения и водоотведения Москвы на период до 2025 г. с учетом развития присоединенных территорий разработаны в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 05.09.2013 г. № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» для достижения следующих целей: обеспечение для абонентов доступности услуг с использованием централизованных систем водоснабжения и водоотведения Москвы; обеспечение реализации перспективных мероприятий развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения Москвы до 2025 г. с выделением первоочередных мероприятий до 2019 г.; развитие централизованных систем водоснабжения и водоотведения Москвы на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих мероприятий.

Обеспечение бесперебойного отведения сточных вод от потребителей является одним из важнейших факторов жизнеобеспечения города, влияющих на экологическую и санитарно-эпидемиологическую ситуацию. Система водоот-ведения Москвы является неотъемлемой частью инженерной инфраструктуры города и представляет собой комплекс подземных и назем-

Рис. 1. Существующие темпы реконструкции не обеспечивают своевременного обновления водопроводных сетей

• Общая протяженность водопроводной сети 13103 км

• На балансе основной ресурсоснабжающей организации АО «Мосводоканал» находится 12847 км трубопроводов (включая Зеленоград и ТиНАО)

Рис. 2. Московская городская водопроводная сеть ных инженерных сооружений и оборудования для организованного приема, транспортировки, очистки сточных вод и обработки осадка, ежесуточно обеспечивающий бесперебойный прием стоков более чем от 12 млн жителей города и прилегающих городов Московской области: Реутов, Балашиха, Железнодорожный, Люберцы, Мытищи, Долгопрудный, Химки, Красногорск, Одинцово, Видное и других.

На территории Москвы исторически сформировались 4 бассейна канализования:

- бассейн Курьяновских очистных сооружений (КОС) (основные подсистемы - подсистема Юго-Западных каналов и подсистема Южного канала);

- бассейн Люберецких очистных сооружений (ЛОС) (основные подсистемы - подсистема Северной системы и подсистема подводящих каналов ЛОС);

- бассейн цеха комплексной очистки сточных вод (ЦКОВ) «Южное Бутово» (основная загрузка - КНС «Южное Бутово» и КНС «Щербинка»);

Рис. 3. Общая протяженность канализационных трубопроводов Москвы

Рис. 4. Существующие темпы реконструкции не обеспечивают своевременного обновления канализационных сетей

- бассейн Цеха комплексной очистки сточных вод (ЦКОВ) ПУ «Зеленоградводока-нал» (основная загрузка - главная КНС и КНС «Новокрюковская»).

Развитие территорий ТиНАО г. Москвы в части объектов газоснабжения

Организация поставок газа потребителям Москвы осуществляется по многоуровневой иерархической схеме (рис. 5):

• Единая система газоснабжения Россси (ОАО «Газпром», ООО «Газпром ПХГ»);

• региональная система газоснабжения (ООО «Газпром трансгаз Москва»);

• региональная система распределения газа (Московский областной филиал ОАО «Газпром газораспределения»);

• городская система распределения (ОАО ГХ «Мосгаз»).

Система распределения газа ОАО «Газпром газораспределения» является объединяющей для сетей ОАО «Мосгаз» и ОАО «Мособлгаз» в части снабжения газа потребителей ближнего Подмосковья.

Особенности системы газоснабжения Москвы и Московского региона. Поставки газа в Москву осуществляются следующим образом:

• от КГМО по газопроводам-отводам до КРП;

• от КРП по подводящим распределительным газопроводам до КГМ;

• от КГМ по системе распределительных газопроводов до ГРП и потребителей.

Система внешнего газоснабжения Московского региона достаточно надежна. Газ поступает в кольцевой газопровод Московской области (КГМО) по трем основным направлениям (рис. 6): юго-восточное (КС «Воскресенская»), южное (КС «Серпуховская»), северо-восточное (КС «Яхрома»).

Для обеспечения выполнения положений ст. 32 Федерального закона «О газоснабжении», «Газпром трансгаз Москва» передал в Правительство Москвы актуализированную информацию о месторасположениях объектов магистрального транспорта газа на территории, присоединенной к Москве.

Рис. 5. Многоуровневая схема поставок газа потребителям Москвы

Рис. 6. Схема газоснабжения Московского региона

Центральным элементом системы внешнего газоснабжения города является Кольцевой газопровод Московской области (КГМО), в кото-

ром аккумулируется и перераспределяется газ, поступающий с пяти направлений на три КС. КГМО состоит из двух магистральных газопро-

водов (КГМО I и КГМО II), проложенных параллельно друг другу, соединенных системными перемычками.

В настоящее время недостаточно высокие темпы реконструкции КГМО связаны в первую очередь с отставанием проектирования, которое, в свою очередь, обусловлено трудностями выбора трассы и устранением существующих и возникающих в связи с увеличением диаметра трубопровода нарушений зон минимально допустимых расстояний.

Техническое состояние КРП. Система КГМО обеспечивает поставку газа потребителям Московского региона. Основными газопроводами и ГРС, обеспечивающими газоснабжение потребителей Москвы, являются газопроводы радиального направления к семи КРП (КРП-10, КРП-11, КРП-13, КРП-14, КРП-15, КРП-16 и КРП-17). Большинство из этих направлений реализовано в двухниточном исполнении магистральными газопроводами диаметром 820 и 1020 мм (к КРП-11 и КРП-17 газ подается по од-нониточным газопроводам диаметром 1020 мм).

Все КРП расположены на территории Московской области, за исключением КРП-13 в Молжа-ниновском районе и КРП-10 на территории Ти-НАО. Семь радиальных магистральных газопроводов от КГМО к КРП вместе со Щелковским ПХГ обеспечивают газоснабжение потребителей Москвы и Московской области от КГМ.

Четыре из семи КРП находятся в эксплуатации более 45 лет, из них КРП-11 эксплуатируется более 55 лет. Проектная пропускная способность этих 4-х КРП превосходит 46% общей производительности всех КРП.

КРП-11 и 13 уже исчерпали свои производственные мощности и не имеют резерва. Следует заметить, что КРП-13 находится в черте жилой застройки и требуется решение вопроса о новой производственной площадке для ее размещения.

Развитие и реконструкция объектов системы внешнего газоснабжения Московского региона осуществляется за счет средств ОАО «Газпром» в соответствии с инвестиционными программами. Реализация программ реконструкции объектов внешнего газоснабжения осуществляется в рамках:

• Комплексной программы реконструкции и технического перевооружения объектов транспорта газа и ПХГ на 2007-2010 гг.2;

• Мероприятий по увеличению технической возможности подачи газа потребителям Москвы и Московской области на 8,5 млрд м3/год на 2007-2010 гг.;

• Обоснования инвестиций в реконструкцию кольцевого газопровода Московской области с газопроводами-отводами к КРП и потребителям (приняты в качестве базы для дальнейшей разработки проектной документации (решение ОАО «Газпром» от 20.10.2009 г. №076-2009/02729000))

• Комплексной программы реконструкции и технического перевооружения объектов транспорта газа и ПХГ на период 20112015 годов.

Следует отметить, что мероприятия, предусмотренные ОАО «Газпром», являются развитием предложений, оформленных совместным постановлением Правительства Москвы, Администрации Московской области, ГГК «Газпром» и ГК «Нефтегазстрой» от 10 декабря 1991 г. № 23963-73-11/10 «О мерах по реализации генеральной схемы развития и совершенствования системы газоснабжения г. Москвы и Московской области на период до 2010 года».

Актуальность проблемы. В связи с присоединением к Москве новых территорий в городской черте оказались объекты магистрального транспорта газа ОАО «Газпром», эксплуатируемые ООО «Газпром трансгаз Москва». Объекты были в основном построены в период с 1961 по 1985 гг. в полном соответствии с действующими тогда нормативными документами.

Вопросы эксплуатации объектов транспорта газа на территории Новой Москвы оказались вне правового поля Российской Федерации. С одной стороны, в нормативно-правовых документах отсутствует запрет на эксплуатацию магистральных газопроводов на территориях населенных пунктов, а с другой - при этом фактически отсутствует возможность проведения их реконструкции.

2 Мероприятия, сформированные в этих программах, еще не осуществлены полностью, поэтому они здесь и далее рассматриваются, не-

смотря на то, что сроки их реализации уже прошли.

Рис. 7. Объекты магистрального транспорта газа на территории Новой Москвы

С целью обеспечения устойчивого газоснабжения территорий, присоединенных к Москве с 01.07.2012 г., предлагается выполнение следующих мероприятий.

1. Придание статуса особых технологических коридоров с внесением при необходимости соответствующих изменений в нормативно-правовую базу зонам минимальных расстояний от газопроводов для участков следующих объектов:

• КГМО-1: 368-372 км, 389-404 км;

• КГМО-2: 7,5-11,4 км, 31-72 км;

• Тула - Торжок: 176-229,4 км;

• КГМО - Белоусово: 21,6- 51,7 км;

• газопроводов к КРП и ГРС на территории Новой Москвы.

2. Обеспечение выполнения работ по реконструкции и капитальному ремонту объектов транспорта газа на присоединенных территориях в рамках действующих и планируемых программ ОАО «Газпром» и ООО «Газпром транс-газ Москва» по реконструкции и капитальному ремонту.

3. Осуществление строительства нового КРП в районе КС Серпухов и реконструкция существующих газопроводов Ставрополь - Москва (1-я и 2-я нитки) и Тула - Москва и соответствующих от них газопроводов-отводов с последующим переводом на рабочее давление Р = 1,2 МПа (пока не предусмотрено программой ОАО «Газпром»).

Следует отметить, что реализация программ реконструкции КГМО-1 с увеличением диаметра с 820 до 1220 мм сдерживается невозможностью согласовать технические решения в виду большого числа нарушений минимальных расстояний как на территории Московской области, так и в Москве.

В сложившейся ситуации следует руководствоваться положениями Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также Приказом Министерства регионального развития РФ от 1 апреля 2008 г. № 36 «О порядке разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства».

В соответствии с ФЗ № 116-ФЗ предусмотрена разработка специальных технических условий, которые за счет дополнительных мероприятий позволяют компенсировать нарушения требований нормативных актов, обеспечивая при этом необходимый уровень безопасности как объекта, так и сооружений и зданий около них. «В случае если при эксплуатации, капитальном ремонте, консервации или ликвидации опасного производственного объекта требуется отступление от требований промышленной безопасности, установленных федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, таких требований недостаточно и (или) они не установлены, лицом, осуществляющим подготовку проектной документации на строительство, реконструкцию опасного производственного объекта, могут быть установлены требования промышленной безопасности к его эксплуатации, капитальному ремонту, консервации и ликвидации в обосновании безопасности опасного производственного объекта».

Приказ Министерства регионального развития РФ № 36 устанавливает Порядок разработки и согласования специальных технических условий для разработки проектной документации на объект капитального строительства, общие требования к разработке и согласованию специальных технических условий (далее - СТУ), в случае, если для разработки проектной документации на объект капитального строительства (далее - объект) недостаточно требований по надежности и безопасности, установленных нормативными техническими документами, или такие требования не установлены. При этом риски возможных негативных влияний повреждений объектов магистрального транспорта газа на окружающую среду оцениваются согласно ФЗ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в декларации

промышленной безопасности опасных производственных объектов с учетом вероятности таких событий.

Объемы реконструкции объектов газораспределения напрямую зависят от технических решений по реконструкции объектов газоснабжения, включая КРП. Принятие технических решений сдерживается сложностью выбора в Московской области новых площадок для выноса КРП из зон существующей городской застройки. До настоящего времени не согласованы в установленном порядке площадки под размещения КРП, вынос которых диктуется планируемой застройкой территорий, где располагаются эти объекты. Вопрос о выносе КРП на новые площадки поднимался еще в 1990 г., однако после этого положительно был решен лишь вопрос о переносе КРП-10.

Основные риски реализации Комплексной программы связаны с реконструкцией участков КГМО-1, в том числе на новой территории Москвы. Без проведения реконструкции этих участков невозможно обеспечить прогнозные объемы поставок газа после 2020 года.

Для обеспечения газоснабжения потребителей новых территорий, не учтенных в принятых схемах газоснабжения Москвы и Московской области, разработаны предложения по развитию систем газоснабжения и газораспределения. Сценарии учитывают сохранение на присоединенных территориях объектов магистрального

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

транспорта, действующих ГРС или их перевод в разряд ГРП и обеспечивают перспективные поставки газа в необходимых объемах, которые предусматривают сохранение на территории Новой Москвы участков МГ: КГМО - 1-й и 2-й нитки, КГМО - Белоусово, Тула - Торжок, КРП-10 и газопровод-отвод к нему (1-й и 2-й нитки).

Для развития газотранспортной и газораспределительных систем потребуется:

• выделение технических коридоров с особыми условиями использования территорий вдоль трасс магистральных газопроводов и закрепление их в схеме территориального развития Новой Москвы;

• выделение земельных участков в Московской области для размещения новых КРП;

• резервирование земель под строительство перспективных распределительных газопроводов (1,2 МПа) и закрепление их в Схеме территориального развития Новой Москвы;

• создание нормативно-правовой основы для проведения реконструкции объектов МГ на территории Новой Москвы;

• разработка специальных технических условий для проведения реконструкции объектов МГ.

После утверждения Схемы территориального развития Новой Москвы необходимо выполнить актуализацию предложенного варианта развития.

P. Biryukov3

THE INCREASE OF RELIABILITY OF ALL THE SYSTEMS OF LIFE PROCUREMENT - ONE OF THE MAIN GOALS OF GOVERNMENT OF MOSCOW

The report on the panel discussion «Investment in energy procurement systems development in largest Russian cities: best practice and key challenges» of the International forum on energy efficiency and energy development ENES-2015.

Key words: Moscow, New Moscow, schemes and programs of energy sectors development, development of TiNAO.

3 Petr P. Biryukov - Deputy Mayor in Moscow Government in Housing and Public Utilities and Beautification, Doctor in Economics, Professor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.