Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ТРАНСПОРТИРОВКИ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ДО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОРЯЧЕГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ'

ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ТРАНСПОРТИРОВКИ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ДО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОРЯЧЕГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
64
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДЕЖНОСТЬ / РИСК / ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ / ГОРЯЧЕЕ ВОДОСНАБЖЕНИЕ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Ваньков Юрий Витальевич, Запольская Ирина Николаевна, Гапоненко Сергей Олегович, Мухаметова Лилия Рафаэльевна

ЦЕЛЬ. Рассмотреть и проанализировать вопросы повышения надежности транспортировки тепловой энергии до потребителей. Показать текущее состояние тепловых сетей в субъектах Российской Федерации, основные проблемы. Оценить изменение надежности транспортировки в условиях модернизации системы горячего водоснабжения на примере города Казани. МЕТОДЫ. При решении поставленной задачи применялся метод расчета показателей надежности тепловых сетей. РЕЗУЛЬТАТЫ. В статье описана актуальность темы, рассмотрено текущее состояние тепловых сетей и сетей ГВС в целом по России, которое характеризуется высоким уровнем износа. Это ведет к повреждениям и потерям в тепловых сетях как тепловой энергии, так и теплоносителя, и как следствие, снижению надежности системы теплоснабжения городов. Повышение надежности транспортировки тепловой энергии возможно в результате модернизации системы горячего водоснабжения. Одним из способов модернизации системы ГВС является перенос функции приготовления горячей воды непосредственно к потребителю путем установления индивидуальных тепловых пунктов. Основной эффект модернизации достигается за счет ликвидации централизованных тепловых пунктов и сетей горячего водоснабжения. Проведен расчет показателей надежности тепловых сетей до и после модернизации системы горячего водоснабжения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Модернизация системы горячего водоснабжения путем установки индивидуальных тепловых пунктов позволяет снизить количество повреждений в тепловых сетях на 30%, в том числе за счет снижения повреждений на квартальных сетях отопления. Это достигается за счет направления финансирования на текущий и капитальный ремонт сетей отопления, повышения уровня замены тепловых сетей до 4,5%. Выбранный способ модернизации системы ГВС позволил повысить надежность транспортировки тепловой энергии до потребителя, что подтверждается положительной динамикой показателей надежности (интенсивность отказа, вероятность безотказной работы, вероятность отказа). Вероятность отказа снизилась с 0,34 до 0,22, то есть на 35%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Ваньков Юрий Витальевич, Запольская Ирина Николаевна, Гапоненко Сергей Олегович, Мухаметова Лилия Рафаэльевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE RELIABILITY OF HEAT ENERGY TRANSPORTATION TO CONSUMERS IN THE CONTEXT OF THE HOT WATER SUPPLY SYSTEM MODERNIZATION

THE PURPOSE. To consider and analyze issues of improving the reliability of heat energy transportation to consumers. To show the current state of heating networks in the regions of the Russian Federation, the main problems. To evaluate the change in the transportation reliability in the conditions of the hot water supply system modernization on the example of Kazan. METHODS. When solving this problem, the method of calculating the heat networks reliability was used. RESULTS. The article describes the relevance of the topic, considers the current state of heating networks and hot water supply networks in Russia as a whole, which is characterized by a high level of wear. This leads to damage and losses in the heat networks of both heat energy and heat carrier, and as a result, a decrease in the reliability of the city's heat supply system. Improving the heat energy transportation reliability is possible as a result of the hot water supply system modernization. One of the ways to modernize the HWS system is to transfer the function of preparing hot water directly to the consumer by installing individual heating points. The main modernization effect is achieved by eliminating centralized heating points and hot water supply networks. The calculation of the heating networks reliability indicators before and after the hot water supply system modernization is carried out. CONCLUSION. The hot water supply system modernization can reduce the amount of damage in the heating networks by 30%, including by reducing damage to quarterly heating networks. The chosen method of the HWS system modernization allowed to increase the reliability of heat energy transportation to the consumer, which is confirmed by the positive dynamics of reliability indicators. The probability of failure decreased from 0.34 to 0.22, i.e. by 35%.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ТРАНСПОРТИРОВКИ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ДО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОРЯЧЕГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ»

© Ю.В. Ваньков, И.Н. Запольская, С.О. Гапоненко, Л.Р. Мухаметова УДК 66.013.5

ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ТРАНСПОРТИРОВКИ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ДО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ГОРЯЧЕГО

ВОДОСНАБЖЕНИЯ

Ю.В. Ваньков1, И.Н. Запольская2, С.О. Гапоненко1, Л.Р. Мухаметова1

1Казанский государственный энергетический университет, г. Казань, Россия 2АО «Татэнерго», г. Казань, Россия

yvankov@mail.ru, zapolskayain@tatenergo.ru, sogaponenko@yandex.ru, liliyamyhametova@mail.ru

Резюме: ЦЕЛЬ. Рассмотреть и проанализировать вопросы повышения надежности транспортировки тепловой энергии до потребителей. Показать текущее состояние тепловых сетей в субъектах Российской Федерации, основные проблемы. Оценить изменение надежности транспортировки в условиях модернизации системы горячего водоснабжения на примере города Казани. МЕТОДЫ. При решении поставленной задачи применялся метод расчета показателей надежности тепловых сетей. РЕЗУЛЬТАТЫ. В статье описана актуальность темы, рассмотрено текущее состояние тепловых сетей и сетей ГВС в целом по России, которое характеризуется высоким уровнем износа. Это ведет к повреждениям и потерям в тепловых сетях как тепловой энергии, так и теплоносителя, и как следствие, снижению надежности системы теплоснабжения городов. Повышение надежности транспортировки тепловой энергии возможно в результате модернизации системы горячего водоснабжения. Одним из способов модернизации системы ГВС является перенос функции приготовления горячей воды непосредственно к потребителю путем установления индивидуальных тепловых пунктов. Основной эффект модернизации достигается за счет ликвидации централизованных тепловых пунктов и сетей горячего водоснабжения. Проведен расчет показателей надежности тепловых сетей до и после модернизации системы горячего водоснабжения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Модернизация системы горячего водоснабжения путем установки индивидуальных тепловых пунктов позволяет снизить количество повреждений в тепловых сетях на 30%, в том числе за счет снижения повреждений на квартальных сетях отопления. Это достигается за счет направления финансирования на текущий и капитальный ремонт сетей отопления, повышения уровня замены тепловых сетей до 4,5'%. Выбранный способ модернизации системы ГВС позволил повысить надежность транспортировки тепловой энергии до потребителя, что подтверждается положительной динамикой показателей надежности (интенсивность отказа, вероятность безотказной работы, вероятность отказа). Вероятность отказа снизилась с 0,34 до 0,22, то есть на 35%.

Ключевые слова: надежность, риск, тепловые сети, горячее водоснабжение, энергетические системы.

IMPROVING THE RELIABILITY OF HEAT ENERGY TRANSPORTATION TO CONSUMERS IN THE CONTEXT OF THE HOT WATER SUPPLY SYSTEM

MODERNIZATION

YuV. Vankov 1, IN. Zapolskaya 2, SO. Gaponenko1, LR. Mukhametova1

1Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia 2JSC Tatenergo, Kazan, Russia

yvankov@mail.ru, zapolskayain@tatenergo.ru, sogaponenko@yandex.ru, liliyamyhametova@mail.ru

Abstract: THE PURPOSE. To consider and analyze issues of improving the reliability of heat energy transportation to consumers. To show the current state of heating networks in the regions of the Russian Federation, the main problems. To evaluate the change in the

transportation reliability in the conditions of the hot water supply system modernization on the example of Kazan. METHODS. When solving this problem, the method of calculating the heat networks reliability was used. RESULTS. The article describes the relevance of the topic, considers the current state of heating networks and hot water supply networks in Russia as a whole, which is characterized by a high level of wear. This leads to damage and losses in the heat networks of both heat energy and heat carrier, and as a result, a decrease in the reliability of the city's heat supply system. Improving the heat energy transportation reliability is possible as a result of the hot water supply system modernization. One of the ways to modernize the HWS system is to transfer the function of preparing hot water directly to the consumer by installing individual heating points. The main modernization effect is achieved by eliminating centralized heating points and hot water ,supply networks. The calculation of the heating networks reliability indicators before and after the hot water ,supply system modernization is carried out. CONCLUSION. The hot water ,supply system modernization can reduce the amount of damage in the heating networks by 30%, including by reducing damage to quarterly heating networks. The chosen method of the HWS system modernization allowed to increase the reliability of heat energy transportation to the consumer, which is confirmed by the positive dynamics of reliability indicators. The probability offailure decreased from 0.34 to 0.22, i.e. by 35%.

Keywords: reliability, risk, heating networks, hot water,supply, energy systems.

Введение

Текущее состояние тепловых сетей и сетей ГВС в целом по России характеризуется высоким уровнем их износа. Это ведет к повреждениям и потерям в тепловых сетях как тепловой энергии, так и теплоносителя, и как следствие, снижению надежности системы теплоснабжения городов.

Повышение надежности транспортировки тепловой энергии возможно в результате модернизации системы горячего водоснабжения. Одним из способов модернизации системы ГВС является перенос функции приготовления горячей воды непосредственно к потребителю путем установления индивидуальных тепловых пунктов. Основной эффект модернизации достигается за счет ликвидации централизованных тепловых пунктов и сетей горячего водоснабжения. В результате чего снижается уровень повреждаемости как в сетях ГВС, так и в сетях отопления.

Описание рисков надежности транспортировки тепловой энергии потребителям в субъектах РФ

Проводимые реформы и мероприятия в части модернизации тепловой инфраструктуры дают в настоящее время несущественные результаты. Так в течение 20152018 гг. в РФ количество тепловых сетей ТГК с превышенным нормативным сроком эксплуатации сократилось всего на 2,3%.

Износ теплосетей опережает темпы модернизации и реконструкции предприятий энергетики. Исходя из существующего возраста российских сетей (более 30 лет) для того, чтобы выйти из зоны риска и за 15-20 лет достичь среднего возраста (20-25 лет) необходимы темпы годового обновления сетей на 3-4%. Однако существующие темпы перекладки сетей в России по факту не превышают 2% в год от общей протяженности, а плановый ремонт практически уступил место аварийно-восстановительному [1] (Рис.1).

6 4

4 "33-33 3 3,1

4 3,3 3,3 3 -

3_з-^ 2,6 2,8 2,8 2,7 2,6 2,2

2 1,9

2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

□ Фактические темпы замены сетей по РФ, % от обще протяженности те

сетей*

Рис. 1 Динамика изменений темпов замены тепловых сетей по РФ1 [1]

1 Процент рассчитан на основании среднего нормативного срока службы теплосетей (25 лет). Фактический срок службы теплосетей зависит от климатических условий, качества теплоизоляции и других факторов.

2 Электронный ресурс. База данных Федеральной службы государственной статистики, https://rosstat.gov.ru/

30

Низкий уровень замены сетей приводит к старению основных фондов и негативно влияет на уровень надежности при эксплуатации энергохозяйств в зимних условиях, возникновению аварийных ситуаций [2].

На рисунке 2 представлена динамика аварийности в паровых и тепловых сетях на 1 тыс. км за 2015-2018 гг.

ДФО д-|ц | тег— -77 чч_]

СФО I ■ ь; ~23Ж- ~_ 3.1,94

УФО I ТГДХ^Г '72,73' 2 17,.37

ПФО I л^цл.тьдг^жттг-гтазш

СКФО СЕ№ЛЗ;ЗШ 43-,2 7' 47,28

СЗФО | ■ " 7ТТШ .18,31

ЦФО I ¿МН, I Л1.1Ц | 1ДТГ~. РФ I '^.и, | Ч.чч I У.^

0,00 20,00 40,00 60,00 80,00 100,00 120,00 140,00 160,00 □ 2015 СИ2016 02017 02018

Рис. 2 Удельное число аварий на 1 тыс. км паровых и тепловой сети в год в субъектах РФ за 2015-2018 г.2

Согласно статистическим данным, в целом по России отмечается снижение количества аварий, начиная с 2015 г. При этом в ряде регионов ситуация существенно ухудшается, в Дальневосточном ФО, Южном ФО, Северо-Кавказском ФО. В Приволжском Федеральном округе, в том числе в Республике Татарстан, также можно отметить снижение повреждений в 2018 году по сравнению с 2015 г. более чем на 20% и 40% соответственно (Рис.3).

Рис. 3 Число аварий на паровых и тепловых сетях на 1 тыс. км в Приволжском федеральном округе (единица)2

При этом необходимо иметь ввиду, что отчасти статистика аварийности сглаживается температурным фактором: чем ниже температура воздуха, тем выше температура теплоносителя и давление подачи — и тем выше риски, что изношенные трубы не выдержат нагрузки. Поэтому данные «теплых по зиме» лет не отражают реальный уровень аварийности систем теплоснабжения. В случае более холодных зимних периодов, когда температурные отметки будут долгое время оставаться в районе -25°С, ситуация может стать критической в большом количестве регионов.

В филиале АО «Татэнерго» - Казанские тепловые сети (КТС) по состоянию на 2018 г. эксплуатируют 1371,8 км трубопроводов тепловых сетей в однотрубном исчислении. Из общей протяженности тепловых сетей КТС АО «Татэнерго»:

- 327,9 п. км (23,9%) - магистральные трубопроводы;

- 802,5 п. км (58,5%) - квартальные трубопроводы;

- 241,4 п. км (17,6%) - трубопроводов ГВС ИПФ.

Средний процент износа по всем трубопроводам Казанских тепловых сетей по состоянию на 2016 год составлял 53,2%, при этом необходимо учитывать состояние сетей по их видам. На рисунке 4 видно, что высокий процент износа приходится на квартальные сети ГВС, который составляет более 70%. При этом состояние магистральных и квартальных (отопление) сетей можно считать удовлетворительным с процентом износа 29% и 57,9%. Необходимо отметить положительную динамику снижения процента физического износа по данными сетям за 10 лет. Это вызвано проведением ремонта и реконструкции на тепловых сетях, что позволило снизить износ с 42,7% в 2007 году по магистральным сетям и с 92,8% по квартальным сетям.

98% 78% 58% 38% 18% -2%

Рис. 4 Динамика физического износа тепловых сетей и сетей ГВС в 2007-2016гг

Несмотря на незначительное снижение величины износа по сетям ГВС, уровень тем не менее остается достаточно высоким. Одной из причин является более быстрый темп износа сетей по сравнению с темпом их замены [3].

Высокий износ квартальных сетей ГВС ведет к высокому уровню повреждений на 1 п. км в год по сравнению с магистральными сетями и квартальными сетями отопления (рис. 5). За 2016 год количество повреждений на 1 п. км по АО «Татэнерго» в среднем составило 1,41, что выше аналогичного показателя по магистральным сетям и квартальным сетям отопления в 8 и 2 раза соответственно.

1,60 1,40 1,20 1,00 0,80 0,60 0,40 0,20

Рис. 5. Динамика функциональных (эксплуатационных) отказов на тепловых сетях г. Казани на 1 п.км в год в период 2007-2016 гг. по АО «Татэнерго»

2007 20082009 201020112012 2013201420152016

Износ магист.сетей 41% 40% 40% 37% 35% 33% 32% 31% 30% 29%

Износ квартальных сетей отопления 91% 89% 87% 83% 80% 77% 75% 69% 64% 58%

износ квартальных ГВС 93% 92% 92% 87% 84% 83% 81% 78% 76% 70%

Влияние модернизации системы горячего водоснабжения на надежность транспортировки тепловой энергии в городах на примере г. Казани

Повышение надежности транспортировки тепловой энергии можно достичь различными способами, одним из наиболее эффективным как с технической, так и экономической точки зрения, является способ модернизации системы горячего водоснабжения путем переноса функции «приготовления» горячей воды от централизованных тепловых пунктов (ЦТП) к потребителю посредством установки индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) с индивидуальными водо-водяными подогревателями (ИВВП) в многоквартирных домах.

В рамках модернизации системы ГВС посредством установки АИТП в многоквартирных домах предполагается не только ликвидация централизованных тепловых пунктов, но и ликвидация сетей горячего водоснабжения, что позволит значительно снизить годовые затраты теплоснабжающей организации на их техническую эксплуатацию. При этом эффект от перехода приготовления горячей воды с ЦТП на АИТП получат в конечном счете конечные потребители горячей воды.

Повышение надежности транспортировки тепловой энергии до потребителя при данном способе модернизации достигается в результате ликвидации сетей ГВС. В связи с чем снижается уровень утечки теплоносителя из сетей ГВС, как следствие, снижением внешней коррозии в тепловых сетях отопления [4].

Немаловажным фактом является экономическая сторона проекта. Высвобождение денежных средств, ранее направляемых на ремонты сетей ГВС и компенсацию тепловых потерь, позволит теплоснабжающим организациям направить их на ремонт магистральных и квартальных сетей отопления. Комплекс данных мероприятий позволит повысить надежность их эксплуатации.

В 2015 году АО «Татэнерго» реализован переход при приготовлении горячей воды на ИТП с последующей ликвидацией ЦТП и сетей горячего водоснабжения в г. Казани в зоне ЕТО-1.

В рамках этой программы было переведено 263 объекта (жилые дома и бюджетные учреждения), смонтировано 271 ИТП, ликвидировано 21 ЦТП. Объем инвестиций составил 126 млн руб. Все смонтированные и введенные в эксплуатацию ИТП переданы (на безвозмездной основе) в управляющие компании, ТСЖ в общедомовую собственность.

В Казанских тепловых сетях АО «Татэнерго» окончательная реализации программы перехода на ИТП, предполагающая установку 1 353 модулей ИТП в многоквартирных домах (МКД) в течение 2017-2018 гг. при ликвидации 105 ЦТП и 244 погонных километров тепловых сетей ГВС, состоялась в 2017 г.

Фактически был ликвидирован 101 центральный тепловой пункт, установлено 1346 индивидуальных тепловых пунктов на 1115 объектах (многоквартирные жилые дома и бюджетные учреждения).

Общая величина финансирования в 2017-2018 г. составила 1,5 млрд руб., включающая в себя установку индивидуальных тепловых пунктов у потребителей (как за счет средств республиканского бюджета, фонда капитального строительства, так и за счет средств теплоснабжающей организации). Реконструкция сетей ГВС, ЦТП и системы деаэрации обошлась бы организации в 3,5 млрд руб., что привело бы к существенному росту тарифов. Окупаемость для теплоснабжающей организации составила 2,3 года.

Для потребителей окупаемость установки автоматизированных тепловых пунктов составила за счет снижения расходов на теплопотребление составила порядка 3,8 года.

В результате ликвидации сетей ГВС, а также снижению внешнего воздействия на тепловые сети (с учетом повышения периода их эксплуатации в летний период) по г. Казани в зоне действия АО «Татэнерго» отмечается существенное снижение эксплуатационных повреждений трубопроводов. [5]

Как видно на рисунке 6, начиная с 2017 г., уровень повреждаемости на 1 п.км на тепловых сетях снижается. В 2018 г. его величина составила 0,64, что существенно ниже уровня повреждаемости на тепловых сетях аналогичных предприятий Республики Татарстан.

1400 1200 1000 800 600 400 200 0

I Общая

повреждаемость тепловых сетей и сетей ГВС

■Повреждения на 1 п.км. В год

0,79

0,87

0,91

- 1,00 0,90 0,80

- 0,70 0,6 0,60

0,50 _ 0,40

- 0,30 0,20 0,10

2014г. 2015г. 2016г. 2017г. 2018г.

1032

0,79

1144 1246

0,87 0,91

1090

0,79

759

0,64

Рис. 6 Динамика повреждаемости в целом по тепловым сетям

Необходимо отметить, что снижение повреждаемости отмечается не только по сетям ГВС за счет их ликвидации, но и по магистральным сетям и квартальным сетям отопления (Рис. 7).

Рис. 7 Динамика повреждаемости в разрезе типов сетей

В связи с отсутствием необходимости обновления сетей ГВС, увеличилось финансирование на ремонт и обновление данных сетей, что позволило повысить уровень обновления сетей отопления до 4,5% (Рис. 8).

Рис. 8. Уровень замены сетей отопления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Снижению уровня повреждаемости квартальных сетей отопления также способствовало снижение уровня их коррозийного износа в результате исключения порывов в сетях ГВС [6].

Необходимо отметить, что использовать опыт модернизации системы ГВС более мелких котельных (АО «Казэнерго») не представляется возможным по следующим

причинам. Котельные расположены непосредственно в районе рядом с потребителем, и протяженность их сетей значительно меньше. Соответственно, быстрее и эффективнее происходит реагирование на изменения ситуации, нет такого количества проблем с сетями. Ввиду близости к потребителю они работают по другому температурному графику. АО «Казэнерго» устанавливает температуру на уровне 900С. Это позволяет меньше зависеть от коррозионной активности и переходить на полимерные трубопроводы, которые не выдерживают высоких температур.

Так трубопровод с холодной водой достаточно твердый и жесткий, а трубы, нагретые до 130°С, приложив немного усилия, легко согнуть до прямого угла. При изгибе полипропиленовой трубы методом нагрева, ее внутренний диаметр становится меньше, уменьшая пропускную способность водопровода, а толщина стенки с внешней стороны изгиба будет значительно меньше [7].

Поскольку весь водопровод работает под давлением, то существует возможность порчи нагретого трубопровода под его воздействием. Даже деформации трубопроводов для пользователей крайне нежелательны. Поэтому производитель устанавливает ограничение по использованию полипропиленовых труб для горячего водоснабжения. Температура теплоносителя не должна быть более 95°С.

Учитывая, что в среднем температурный график тепловой сети в ЕТО-1 130/65°С со срезкой 115/65°С применение полипропиленовых труд рискованно. Следовательно, при выбранном способе модернизации (ремонт и реконструкция ЦТП и сетей ГВС) невозможно достичь главного результата - достижения надежности транспортировки тепловой энергии и сокращения расходов организации в части содержания центральных тепловых пунктов и сетей ГВС.

Повышение надежности работы тепловых сетей после модернизации также подтверждается показателями надежности, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Показатели надежности тепловых сетей_

2016 2017 2018

Интенсивность отказа (X), 1/час 7,8*10-5 6,6*10-5 4,5*10-5

Вероятность безотказной работы (Р(0) в отопительный период 0от=5368ч) 0,66 0,70 0,78

Вероятность отказа (ООО) 0,34 0,30 0,22

Заключение

Повышение надежности транспортировки тепловой энергии до потребителя в настоящее время является главным вопросом в процессе эксплуатации и реконструкции тепловых сетей и сетей ГВС. Как было представлено в статье, достижение поставленных задач в том числе возможно путем модернизации системы горячего водоснабжения через перенос функции приготовления горячей воды непосредственно к потребителю. Ликвидация централизованных тепловых пунктов и сетей ГВС позволит существенно снизить уровень повреждений как сетей ГВС, так и тепловых сетей отопления, как следствие повысить надежность транспортировки тепловой энергии.

Литература

1. Ахметова И.Г., Мухаметова Л.Р. Актуальные вопросы повышения энергоэффективности теплоснабжающих организаций // Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. 2015. № 11-12. С. 108-113.

2. Стенников В.А., Пеньковский А.В. Теплоснабжение потребителей в условиях рынка: современное состояние и тенденции развития // ЭКО. 2019, N»3, с. 8-20.

3. Ваньков Ю.В., Запольская И.Н., Измайлова Е.В., Загретдинов А.Р., Валиев Р.Н. Снижение тепловых потерь энергоснабжающей организации модернизацией систем горячего водоснабжения // Вестник КГЭУ. 2018, №4, с. 13-24.

4. Запольская И.Н., Ваньков Ю.В., Зиганшин Ш.Г., Валеев А.Ф., Зверев О.И. Снижение тепловых потерь энергоснабжающей организации модернизацией систем горячего водоснабжения // Вестник КГЭУ. 2017, №4 (36), с. 54-64.

5. Ваньков Ю.В., Запольская И.Н., Измайлова Е.В., Загретдинов А.Р., Плотникова Л.В. Снижение энергопотребления при переходе на горячее водоснабжение от индивидуальных тепловых пунктов // Вестник КГЭУ. 2019, №1, с. 19-27.

6. Zapolskaya IN., Vankov YuV, Zverev OI, et al. The impact of the transition of hot water "preparation" by means of individual heating stations on the Kazan energy system // E3S Web of Conferences 124, 05012 (2019)

7. Орехов В.Н. Показатели качества теплоснабжения // Новости теплоснабжения. 2012. № 5(141).

8. Звонарева Ю. Н., Ваньков Ю. В. Работа системы теплоснабжения при поэтапном внедрении автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов // Известия вузов. ПРОБЛЕМЫ ЭНЕРГЕТИКИ. 2017. Т.19. №1-2. С. 164-169.

9. Ливчак В. И., Забегин А. Д. Преодоление разрыва между политикой энергосбережения и реальной экономией энергоресурсов // Энергосбережение. 2011. № 4.

10. Семенов В.Г., Барон В.Г., Разговоров А.С. Индивидуальные тепловые пункты нового поколения // Энергосбережение. 2017. №7. С. 30-37.

11. Жуков В.К., Камалетдинов И.И., Минаков А.А. Экономическая эффективность массового внедрения индивидуальных тепловых пунктов в городе Елабуге // Энергосовет. 2014. № 5 (36). С. 3637.

12. Zvonareva Yu.N., Vankov Yu.V., Shlychkov V.V. Commercial effectiveness assessment of implementation the energy efficiency raising of the building project due to introduction of automatic heat consumption control // Публикация по итогам Научно-технической международной конференции «ПромИнжиниринг-2017» SHS Web of Conferences 35, 01124 (2017).

13. Kagan G.L., Mukhametova L.R., Velsovskij A.Y A method for construction of an energy-efficient ice floating pier in the Arctic using hardened ice (2020) E3S Web of Conferences, 178.

14. Larchenko L.V., Kolesnikov R.A., Mukhametova L. Russian oil and gas industry as a sphere of international interests and economic cooperation - (2020) E3S Web of Conferences, 161.

16. Мухаметова Л.Р., Ахметова И.Г., Ахметов Т.Р. Оценка эффективности реализации программ энергосбережения. Проблемы энергосбережения в теплоснабжении // Известия высших учебных заведений. Проблемы энергетики. 2015. № 9-10. С. 12-21.

Авторы публикации

Ваньков Юрий Витальевич - д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой «Промышленная теплоэнергетика и системы теплоснабжения», Казанский государственный энергетический университет.

Запольская Ирина Николаевна - начальник отдела организации финансовых расчетов по тепловой энергии АО «Татэнерго».

Гапоненко Сергей Олегович - канд. техн. наук, доцент кафедры «Промышленная теплоэнергетика и системы теплоснабжения», Казанский государственный энергетический университет.

Мухаметова Лилия Рафаэльевна - канд. эконом. наук, доцент кафедры «Экономика и организация производства», Казанский государственный энергетический университет.

References

1. Akhmetova IG, Mukhametova LR. Topical issues of improving the energy efficiency of heat supply organizations. Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Problemy energetiki. 2015;11-12:108-113.

2. Stennikov V.A., Penkovsky A.V. Heat supply to consumers in market conditions: current state and development trends. EKO. 2019;3:8-20.

3. Vankov YuV, Zapolskaya IN, Izmailova EV, et al. Reduction of heat losses of the power supply organization by modernization of hot water supply systems. Bulletin of KGEU. 2018;4:13-24.

4. Zapolskaya IN, Vankov YuV, Ziganshin ShG, Valeev AF, Zverev OI. Reduction of heat losses of the power supply organization by modernization of hot water supply systems. Vestnik KGEU. 2017;4 (36):54-64.

5. Vankov YuV, Zapolskaya IN, Izmailova EV, et al. Reducing energy consumption during the transition to hot water supply from individual heating points. Bulletin of KSPEU. 2019;1:19-27.

6. Zapolskaya IN, Vankov Yu V, Zverev OI. The impact of the transition of hot water preparation by means of individual heating stations on the Kazan energy system. E3S Web of Conferences 124, 05012

© Ю.В. Ваньков, И.Н. Запольская, С.О. Гапоненко, Л.Р. Мухаметова ( 2019).

7. Orekhov VN. Heat supply quality indicators. Heat supply news. 2012;5(141).

8. Zvonareva YuN, Vankov YuV. Work of the heat supply system during the phased introduction of automated individual heat points. Izvestiya vuzov. ENERGY PROBLEMS. 2017;19(1-2):164-169.

9. Livchak VI, Zabegin AD. Bridging the gap between the policy of energy conservation and the real economy of energy resources. Energy saving, 2011 ;4.

10. Semenov VG, Baron VG, Razgovorov AS. Individual heating units of a new generation. Energosberezhenie. 2017;7:30-37.

11. Zhukov VK., Kamaletdinov II, Minakov AA. Economic efficiency of mass introduction of individual heating points in the city of Elabuga. Energy Council. 2014;5 (36):36-37.

12. Zvonareva YuN, Vankov YuV. Commercial effectiveness assessment of implementation the energy efficiency raising of the building project due to introduction of automatic heat consumption control. Publication based on the results of the Scientific and Technical International Conference PromEngineering-2017 SHS Web of Conferences 35, 01124 (2017). doi: 10.1051 / shsconf / 20173501124.

13. Kagan GL, Mukhametova LR, Velsovskij AY. A method for construction of an energy-efficient ice floating pier in the Arctic using hardened ice - (2020) E3S Web of Conferences, 178.

14. Larchenko LV, Kolesnikov RA, Mukhametova L. Russian oil and gas industry as a sphere of international interests and economic cooperation (2020) E3S Web of Conferences, 161.

15. Mukhametova LR, Akhmetova IG, Akhmetov TR. Evaluation of the effectiveness of the implementation of energy saving programs. Energy saving problems in heat supply. Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Problemy energetiki. 2015;9-10:12-21.

Authors of the publication

Yuriy V. Vankov - Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia. Irina N. Zapolskaya - JSC Tatenergo, Kazan, Russia.

Sergey O. Gaponenko - Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia. Lilya R. Mukhametova - Kazan State Power Engineering University, Kazan, Russia.

Получено Отредакт ировано Принято

15 октября 2020г. 23 ноября 2020г. 23 ноября 2020г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.