Научная статья на тему 'Повышение надежности технологии изготовления зубчатых колес'

Повышение надежности технологии изготовления зубчатых колес Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
113
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Гудков П. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение надежности технологии изготовления зубчатых колес»

производится расчет относительных значений по каждому оцениваемому показателю деятельности по всем предприятиям, участвующих в тестировании. Для определения интегрального показателя, характеризующего достигнутый за определенный период времени уровень деятельности по обеспечению качества и конкурентоспособности продукции на предприятиях региона в целом, используется способ образования комплексных показателей по принципу среднего взвешенного с учетом относительных значений и весовых коэффициентов по каждому квалификационному показателю.

Имеющийся трехлетний опыт применения представленной методики показал, что получаемые результаты могут служить объективной базой для проведения предприятиями самооценки и совершенствования деятельности по определенным аспектам обеспечения качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Так, в связи с планируемой интеграцией России в ВТО большое внимание в регионе уделяется увеличению количества предприятий, разрабатывающих и применяющих сертификационные системы менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО 9000:2000, а также росту доли продукции, сертифицированной в системе добровольной сертификации на соответствие требованиям международных стандартов. Важными резервами повышения эффективности всей деятельности в области качества являются снижение уровня дефектности продукции, развитие инновационной активности, широкое применение перспективных планов по повышению качества и конкурентоспособности продукции, развитие системы обучения персонала в области качества, увеличению числа работающих на предприятиях дипломированных и сертифицированных специалистов. Оценка предприятий по уровню обеспечения качества и конкурентоспособности осуществляется ежегодно. Применение данной методики показало, что в Курганской области существует устойчивая тенденция к повышению интегрального показателя уровня обеспечения качества и конкурентоспособности продукции. Одному из ведущих предприятий присвоен статус базового предприятия в регионе по проблематике вопросов обеспечения качества.

Список литературы

1. Никитин В.А. Управление качеством на базе стандартов ИСО

9000:2000. - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.

2. ГОСТ24294-80. Определение коэффициентов весомости при

комплексной оценке технического уровня и качества продукции.

П.А. Гудков

Курганский государственный университет, г. Курган

ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Одной из важнейших экономических, политических и технических проблем современного периода является эффективная и адекватная интеграции России в ВТО. Решение данной проблемы, главным образом, может быть обеспечено путем повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции. Особое значение в этом плане имеет первоочередное совершенствование базовых отраслей и технологических производств (автотракторостроение, станкостроение, приборостроение и др.), выпускающих технически сложные изделия, спо-

собные конкурировать в глобальной рыночной системе.

Основным из принципов менеджмента качества, установленных международными стандартами иСо 9000:2000, позволяющим повысить эффективность всех мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности продукции является подход, направленный на совершенствование процессов. Реализация данного подхода наиболее целесообразна для повышения точности и стабильности технологических процессов изготовления зубчатых колес, поскольку до 80 % выпускаемой продукции в вышеуказанных отраслях конструктивно построены с использованием различных видов зубчатых передач и трансмиссий, в значительной мере определяющих общую эксплуатационную надежность изделий.

Технологические процессы изготовления зубчатых передач, образованные из совокупности типовых операций, в общем случае являются замкнутыми саморегулируемыми технологическими системами, функционирование которых определяется как взаимодействием внешних факторов, так и внутренними прямыми и опосредованными взаимодействиями технологических погрешностей. Данными причинами объясняется низкий уровень надежности выполнения установленных норм точности, особенно на финишных операциях зубообработки, основанных на методе свободного двухпрофильного обката. Известные теоретические и экспериментальные исследования в области технологии финишной зубообработки сводятся, главным образом, к изучению статистических характеристик прямых наследственных процессов образования технологических погрешностей зубчатых колес и не раскрывают специфичных закономерностей формирования надежности операций при обработке методом свободного двухпрофильного обката. По этим причинам используемые в настоящее время методы и средства повышения надежности обработки зубчатых колес на чистовых операциях не отражают реального механизма трансформирования и преобразования технологических погрешностей зубчатого венца и не обеспечивают достаточной их результативности.

Из изложенного выше следует, что разработка и исследование новых финишных процессов изготовления зубчатых колес, которые построены с учетом специфических особенностей обработки методом свободного двух-профильного обката, являются актуальными и представляют значительный научный и практический интерес. Актуальность данных исследований объясняется также и существенным повышением экономической эффективности производства за счет обеспечения конкурентоспособного качества выпускаемой продукции.

Технологические процессы изготовления зубчатых колес имеют сложное структурное и функциональное строение и предполагают многократную смену технологических баз в процессе обработки деталей. Это приводит к возникновению значительных погрешностей зубчатого венца и снижению надежности технологических операций. Особой нестабильностью выходных параметров точности деталей отличаются технологические операции зубообработки, основанные на применении метода свободного двухпрофильного обката: зубошевингование, зу-бохонингование, обкатка и др. Данные технологии имеют высокую производительность обработки, но не обеспечивают достаточную стабильность достижения требуемых норм кинематической точности, являющихся одним из основных показателей качества делительных, отсчетных, силовых, планетарных передач с несколькими сателлитами, точных кинематических цепей. Низкая параметрическая надежность таких технологий обусловлена действием в процессе обработки зубчатого венца сложных,

108

ВЕСТНИК КГУ, 2007. №4

вариабальных механизмов формирования, наследования и перераспределения действующих и наследуемых погрешностей [1]. Технологические процессы такого типа могут эффективно выполнять свои функции в том случае, если уровень их надежности по параметрам точности будет соответствовать требуемым пределам.

В настоящее время наиболее целесообразным при проведении работ по совершенствованию технологических процессов изготовления зубчатых колес является применение системного, комплексного подхода к рассмотрению закономерностей формирования точности на технологических операциях. В результате выполненных исследований разработан и применяется метод комплексного структурного представления как технологических погрешностей зубчатого венца, так и погрешностей элементов технологических систем зубообработки. Использование данного подхода позволило разработать методику анализа структуры технологических погрешностей, установить закономерности формирования погрешностей зубчатых колес на операциях чистовой обработки методом свободного двухпрофильного обката, а также разработать модель образования технологических погрешностей деталей на операциях зубообработки.

Из анализа результатов выполненных исследований [1], а также данных теории и практики зубообработки [2] определены основные направления повышения точности и стабильности операций чистовой обработки зубчатых колес. Данные направления в целом сводятся к трем подходам к совершенствованию технологии изготовления зубчатых колес:

- повышение точности технологических баз обрабатываемых деталей и точности базовых поверхностей элементов средств технологического оснащения;

- применению конструкторско-технологических методов уменьшения погрешностей при проведении операций зубообработки;

- применению методов устранения перераспределения технологических погрешностей в ходе обработки деталей.

На основании оценки эффективности методов и средств, применяемых в указанных направлениях, разработан способ центрирования зубчатых колес на операциях обработки свободным двухпрофильным обкатом [3], реализованный в виде технологии бесцентрового шевингования и устройства для центрирования зубчатых колес при шевинговании [4]. Применение бесцентровых финишных операций позволяет устранить принципиальные недостатки, присущие обработке методом свободного двухпрофильного обката, и в 1,5...1,7 раза повысить надежность технологии изготовления зубчатых колес.

Список литературы

1. Гудков П.А. Основные принципы обеспечения надежности обработки

зубчатых колес методом свободного обката//Теория реальных

передач зацеплением: Информ. материалы IV Всесоюзн. симпоз.-

Курган, 1988. -С. 42.

2. Производство зубчатых колес: Справочник / Под ред. Б.А. Тайца. -2-е

изд., перераб. и доп. -М.: Машиностроение, 1975. -708 с.

3. А.с. 1002128 СССР, МКИ В23Q3/06. Способ центрирования зубчатых

колес при шевинговании /П.А. Гудков, В.П. Пономарев (СССР).

№ 3229613/25-08; Заявлено 04.01.81; Опубл. 07.03.83. Бюл. № 9. 3 с.

4. Патент РФ 2294820, МКИ 19/06. Устройство для центрования

зубчатых колес при шевинговании / П.А. Гудков, Д.И. Котохин,

С.В. Хрипунов (РФ). № 2005108885/02; Заявлено 28.03.05; Опубл.

10.10.06. Бюл. № 7. 5 с.

М.В. Давыдова, С.В. Хрипунов, А.М. Михалёв Курганский государственный университет, г. Курган

СТАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НЕРАВНОПРОЧНОСТИ КОНСТРУКЦИЙ ДЕТАЛЕЙ ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ В ПРОГРАММНОМ КОМПЛЕКСЕ ANSYS

На основании многочисленных экспериментальных исследований (тестовых испытаний), проводимых в производственных условиях машиностроительных предприятий трубопроводной арматуры (ОАО «Икар», г. Курган, ОАО «АК«Корвет», г. Курган), и многолетней эксплуатационной практики установлено, что многие изделия данной отрасли обладают низким уровнем конструкционной надежности, проявляющимся в виде протечек жидкости. Данное обстоятельство является причиной повышения себестоимости выпуска изделий вследствие увеличения затрат на проведение ремонтных и доводочных работ. В соответствии с этим возникла необходимость выявления причин появления указанного недостатка с последующим проведением оптимизационного синтеза конструкций изделий. В связи со значительными практическими трудностями и большими материальными затратами проведения натурных исследований работы по анализу и синтезу конструкций изделий трубопроводной арматуры наиболее целесообразно проводить посредством математического моделирования на основе метода конечных элементов, реализованных в программном комплексе ANSYS.

В качестве объекта исследования принят корпус задвижки (рис. 1) изделия ТЛ 13001-300.1 (данная задвижка является доминирующим изделием среди изделий этого класса) как деталь, оказывающая определяющее воздействие на уровень надежности изделия в целом. Корпус задвижки жестко закреплен по основным конструкторским базам. Внутренние полости корпуса равномерно нагружены давлением, принятым для испытания задвижки рассматриваемого типоразмера (1,6 МПа). Для построения математической модели корпуса задвижки использованы физико-механические свойства его материала (Сталь 25Л ГОСТ 977-88): модуль упругости - 21000 кг/мм2 [210000 Па (2,1е5 Па)], коэффициент Пуассона - 0,3 [1].

Проведенный анализ конструкции корпуса задвижки показал, что данное изделие вследствие наличия на одной из поверхностей выступа (бобышки) не является симметричным (рис. 1). Значительная величина выступа:

- площадь: 27972,83 мм2;

- периметр: 639,79 мм;

- величина наименьшего выступа: 21,2 мм;

- величина наибольшего выступа: 39,4 мм,

а так же его расположение на участке, определяющем уровень эксплуатационной надежности изделия, позволяет предположить, что корпус задвижки является не равнопрочным, в соответствие с чем возможно изменение расположения его лимитирующих элементов (неблагоприятных мест), а также значительное изменение величин напряжений и перемещений. Данное обстоятельство явилось причиной необходимости проведения испытаний модели корпуса задвижки (с крышкой) при наличии выступа (бобышки) на его поверхности.

СЕРИЯ «ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ», ВЫПУСК 3

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.