установление правил в производстве и использовании продукции, то в настоящее время она направлена на определение высоких требований к качеству, надежности и долговечности продукции, а также на определение соответствия ее характеристик требованиям международных стандартов.
Отраслевая стандартизация относится к научной математике, материаловедению, строительным материалам и стандартизации, относящейся к технологии изготовления продукции в виде стандартов, спецификаций или других нормативных документов. Документ, содержащий стандартные комплексные требования, как это определено ISO, представляет собой базовую единицу или физическую константу (абсолютный ноль t0).
Список использованной литературы:
1. Овчинников В.В. Современные виды сварки. Москва, 2010.
2. Овчинников В.В. Дефекты сварных швов. Москва, 2010 г.
© Мамметгулыев Т., Гурбанов Ш., Аннабаев Я., Мерданов М., 2023
УДК 621.452.32-57
Мусаев А.Г.
курсант, ВУНЦ ВВС «ВВА» город Воронеж, Россия Научный руководитель: Беловзоров А. В.
преподаватель, ВУНЦ ВВС «ВВА» город Воронеж, Россия
ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ СИСТЕМЫ ЗАПУСКА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Аннотация
В работе проведен анализ отказов, повлекших досрочный съем авиационных двигателей (ДСД) с эксплуатации и представлены мероприятия по повышению надежности системы запуска, которые направлены на увеличение количества двигателей, доработавших свой ресурс.
Ключевые слова:
Авиационный двигатель, надежность, отказ, система запуска, ротор двигателя, температура газа.
Быстрое развитие конструкций авиационных газотурбинных двигателей (ГТД) и широкое их применение делают необходимым специальное изучение характеристик процесса запуска двигателей и совершенствование аппаратуры запуска. В авиации эти характеристики отражают степень готовности летательного аппарата к полету, а работа элементов системы запуска непосредственно влияет на безопасность полета, надежность работы и ресурс двигателя.
Для обеспечения надежного запуска двигателя требуется специальный комплекс агрегатов и устройств, размещаемых на двигателе и на летательном аппарате. Комплекс таких агрегатов и устройств совместно с соединительными коммуникациями различного рода и составляет систему запуска, или пусковую систему.
В систему запуска входят агрегаты и устройства, обеспечивающие предварительную раскрутку ротора двигателя; агрегаты для подачи топлива и воспламенения горючей смеси в камере сгорания; устройства, обеспечивающие устойчивую работу двигателя в процессе запуска; устройства, создающие необходимую последовательность и автоматичность работы системы запуска.
Тип системы запуска определяется типом агрегата предварительной раскрутки ротора двигателя. В качестве агрегатов предварительной раскрутки чаще всего используются электростартеры, турбостартеры, работающие на топливе двигателя летательного аппарата и воздушные турбостартеры.
В процессе запуска необходимо контролировать:
- рост частоты вращения ротора двигателя;
- температуру газа за турбиной;
- время запуска.
Запуск следует прекратить, переводом РУД на «Стоп»:
- при отсутствии роста частоты вращения ротора двигателя и температуры газа через 10 с после нажатия кнопки «Запуск»;
- при отсутствии роста частоты вращения ротора двигателя в процессе запуска (зависание);
- при возрастании температуры газов выше допустимой;
- при одновременной раскрутке роторов обоих двигателей.
Автоматическое управление элементами пусковой системы в процессе запуска двигателей на земле и в воздухе при проверке работоспособности самолетных агрегатов при неработающих двигателях осуществляется автоматом пуска двигателя (один на два двигателя), который установлен на самолете. Вместе с ним взаимодействуют ещё несколько электронных блоков, которые и являются одной, большой системой контроля исправности двигателя.
Двигатели, длительное время находятся в эксплуатации, на них внедрено большое количество мероприятий, направленных на повышение надежности и безотказности, однако большое количество случаев ДСД говорит о недостаточной эффективности ранее внедренных мероприятий. Согласно среднестатистических данных известно, что больше 60% ДСД происходит из-за конструктивно-производственных недостатков (КПН) [1, с. 3-5]. Это, скорее всего, не является свидетельством ошибок на стадии конструирования и производства, которые на данном этапе развития науки и техники достигли высочайшего уровня и при современном уровне технологий изготовления, производства и контроля качества это маловероятно. С большой долей вероятности можно сказать, что все эти отказы происходят по причине работы авиационных двигателей на переходных, нерасчетных, а значит на высоконапряженных режимах, когда на элементы конструкции (рабочие лопатки, сопловые и направляющие аппараты, диски и т.д.) действуют критические нагрузки. Чаще всего это происходит на начальном этапе работы двигателя, то есть на запуске. Поэтому возникает необходимость в повышении надежности самой системы запуска АД.
Основными неисправностями пусковой системы являются:
1. Не запуск двигателя на земле может быть вызван следующими причинами:
- неправильной постановкой рычага управления двигателем (РУД);
- неправильным включением переключателей запускаемого двигателя;
- не воспламенением пускового топлива вследствие неисправностей в системе зажигания;
- неисправностями топливного автомата запуска или автомата приемистости насоса-регулятора, которые могут привести к «зависанию» частоты вращения ротора двигателя;
- отсутствием электрических сигналов вследствие разрыва электрических коммуникаций либо отказа агрегатов;
- преждевременным отключением вспомогательной силовой установки, которое также может привести к росту температуры газов и увеличению времени запуска;
- разрушением механизмов привода (муфты свободного хода, рессор привода агрегатов и т.д.).
2. Превышение допустимой температуры газов за турбиной запускаемого двигателя. Особенно это характерно для летнего периода, характеризуемого повышенной температурой воздуха.
3. Превышение (уменьшение) допустимого времени запуска, вызванное разрушением элементов
конструкции авиационного двигателя.
Если в процессе запуска параметры двигателя выходят за пределы допустимых значений, то специалист, выполняющий опробование силовой установки, должен оперативно на это отреагировать и, не растерявшись, принять грамотное решение. Но нельзя забывать о «человеческом факторе», который является виновником более девяноста процентов всех отказов авиационной техники. Есть вероятность того, что человек, особенно, не очень хорошо подготовленный специалист, может вовремя не заметить загорания сигнального табло, пропустить временной интервал заброса параметра или не услышать команду речевого информатора. Тогда последствия этой невнимательности могут быть довольно серьезными, вплоть до досрочного снятия двигателя с эксплуатации. А это многомилионные убытки. Поэтому возникает необходимость автоматизированного дублирования. Установка в систему запуска «контролирующего органа», который в автоматическом режиме будет отслеживать параметры АД, будет элементом резервирования, повышающим надежность, а вместе с ней и эффективность нашей системы. Данный блок автоматического контроля параметров двигателя будет работать параллельно с уже имеющимися блоками, но выполнять более конкретные функции. Количество контролируемых параметров у него будет ограничено до трех- четырех, но функционал принятия решений расширен и при возникновении неожиданной, критической ситуации сможет вовремя вмешаться, и при необходимости, выдать сигнал автоматической панели запуска на выключение пусковой системы и останов двигателя. Этим самым мы предотвратим выход двигателя на нерасчетный режим работы, который может привести к досрочному съему авиационного двигателя с эксплуатации.
Список использованной литературы: 1. Сборник по типам авиационных двигателей с анализом их конструктивно-производственных недостатков, недостатков ремонта и ошибок личного состава при эксплуатации. НИЦ (г. Люберцы) ЦНИИ ВВС МО РФ, 2016.-59с.
© Мусаев А.Г., 2023
УДК 631.95+349.41+005.584.1
Селиванкин Н.В.
Аспирант 1 курса, ФГБОУ ВО «ГУЗ»
Москва, РФ
Научный руководитель: Лепёхин П.П.
к.г.н., доц, ФГБОУ ВО «ГУЗ», Москва, РФ
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МОНИТОРИНГА Аннотация
Государственный мониторинг земель — это один из наиболее эффективных способов контроля за состоянием почвенного покрова. В процессе проведения мониторинга проверятся состояние полей севооборота и сельскохозяйственных полигонов, плодородия почвы и процессов её изменения, а также динамики состояния растительных покровов на пашнях, сенокосных, пастбищных угодьях.
Ключевые слова:
Государственный мониторинг земель, земли сельскохозяйственного назначения,
загрязнение радионуклидами.