Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ РАБОТЫ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА В ОАО «РЖД»'

ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ РАБОТЫ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА В ОАО «РЖД» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ / ПРОБЛЕМА КООРДИНАЦИИ / ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ АСУ / МОДЕЛЬ / ПОДГОТОВКА ПЕРСОНАЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сольская Ирина Юрьевна, Войлошников Алексей Анатольевич

В статье приводятся результаты исследования связей между техническими системами, системой подготовки технических специалистов и управляющей системой перевозочного процесса ОАО «РЖД». В ходе проведенного исследования изучались способы обработки и учета информации о допущенных технологических нарушениях по вине персонала при эксплуатации технических систем перевозочного процесса, а также использование этой информации при планировании подготовки технических специалистов, осуществляющих эксплуатацию и обслуживание этих систем. Разработаны алгоритмы обработки информации из баз данных различных автоматизированных систем и модель для автоматизации процесса принятия решений о достаточности квалификации технических специалистов и планирования развития их профессиональных компетенций с целью повышения эффективности координации между системами перевозочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сольская Ирина Юрьевна, Войлошников Алексей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE RELIABILITY OF TECHNICAL SYSTEMS TRANSPORTATION PROCESS IN RZD JSC

The article presents the results of a study of the links between technical subsystems, the subsystem for training technical specialists and the control subsystem of the transportation process of Russian Railways. In the course of the study, we studied ways to process and record information about technological violations due to the fault of personnel during the operation of the technical subsystems of the transportation process, as well as the use of this information when planning the training of technical specialists who operate and maintain these subsystems. Algorithms for processing information from databases of various automated systems and a model for automating the decision-making process on the adequacy of qualifications of technical specialists and planning the development of their professional competencies in order to increase the efficiency of coordination between subsystems of the transportation process have been developed.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ РАБОТЫ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА В ОАО «РЖД»»

Kalinin Anton Alekseevich, deputy director for commercial affairs of TulSU Publishing House, antony-ak@mail. ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 303.732.4

DOI: 10.24412/2071-6168-2022-12-615-620

ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ РАБОТЫ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ПРОЦЕССА В ОАО «РЖД»

И.Ю. Сольская, А.А. Войлошников

В статье приводятся результаты исследования связей между техническими системами, системой подготовки технических специалистов и управляющей системой перевозочного процесса ОАО «РЖД». В ходе проведенного исследования изучались способы обработки и учета информации о допущенных технологических нарушениях по вине персонала при эксплуатации технических систем перевозочного процесса, а также использование этой информации при планировании подготовки технических специалистов, осуществляющих эксплуатацию и обслуживание этих систем. Разработаны алгоритмы обработки информации из баз данных различных автоматизированных систем и модель для автоматизации процесса принятия решений о достаточности квалификации технических специалистов и планирования развития их профессиональных компетенций с целью повышения эффективности координации между системами перевозочного процесса.

Ключевые слова: системный подход, повышение эффективности, повышение надежности, проблема координации, обработка информации с применением АСУ, модель, подготовка персонала.

Если рассматривать перевозочный процесс как систему, то его можно представить в виде отдельных элементов или подсистем, которые обеспечивают его функционирование и образуют единое целое.

С точки зрения теории систем, целостность системы достигается посредством взаимосвязей и взаимодействий элементов системы.

Системный анализ - позволяет исследователю анализировать сложный объект как систему, рассматривать эффективность взаимосвязей и взаимодействий подсистем одного целого для решения проблем координации при достижении глобальной цели в управлении исследуемым объектом.

В перевозочном процессе взаимосвязи и взаимодействие между подсистемами образуют информационную подсистему, которая играет ключевую роль в реализации управляющих воздействий на элементы (свойства элементов) системы для достижения глобальной цели.

Таким образом стоит рассматривать повышение эффективности функционирования технических подсистем (отсутствие технологических нарушений и отказов в работе технических средств) через повышение эффективности связей (информационной подсистемы) между техническими подсистемами, управляющей подсистемой и подсистемой профессионального обучения технических специалистов.

Другими словами, эффективность, управляющих воздействий, обеспечивающих функционирование перевозочного процесса будет зависеть от эффективности методов и средств обработки информации о причинах допущенных технологических нарушений и отказов в работе технических средств, которая будет использоваться в качестве выводов для координации в обеспечении достаточности уровня профессиональных компетенций специалистов, осуществляющих обслуживание технических подсистем.

Достаточность квалификации технического персонала определяется сложностью технологических операций, которые по условиям эксплуатации технических подсистем не допускается нарушать.

Технологические нарушения в процессе эксплуатации свидетельствуют о том, что уровень квалификации технического персонала, допустившего нарушение, не соответствует требованиям надежности или безопасности функционирования технических подсистем перевозочного процесса.

Системный подход к предотвращению технологических нарушений на железнодорожном транспорте. Из анализа эксплуатационной работы за 6 месяцев 2022 года 15% случаев нарушений безопасности перевозочного процесса допущено по причине человеческого фактора, 51% причин неудовлетворительного текущего содержания инфраструктуры является следствием ошибок технического персонала, а 25% причин следствием недостаточной квалификации технического персонала.

В 2021 году на Восточно-Сибирской железной дороге проведен эксперимент в организации целевого обучения технического персонала из числа монтеров и бригадиров пути Восточно-Сибиркой дирекции инфраструктуры [1].

Целью эксперимента стало снижение количества технологических нарушений, допущенных техническим персоналом в эксплуатационной работе.

Технические причины

Ошибка персонала

Рис 1. Статистика нарушений безопасности перевозочного процесса на инфраструктуре ОАО «РЖД» за 6 месяцев 2022 года

Задачами, которые решались в ходе эксперимента являлись:

1. Проведение анализа причин технологических нарушений за период 2020 года;

2. Составление перечня работников, допустивших технологические нарушения;

3. Оценка профессиональных компетенций у работников, допустивших технологические

нарушения;

4. Разработка модульных учебных программ и учебно-методических комплексов для целевого обучения работников по западающим профессиональным компетенциям, связанным с причинами технологических нарушений;

5. Организация обучения работников;

6. Повторная оценка профессиональных компетенций у работников, допустивших технологические нарушения после обучения;

7. Мониторинг результатов эксплуатационной работы персонала после целевого обучения по новым программам;

8. Принятие решения об эффективности эксперимента.

Из анализа работы за 2020 год было установлено, что в целевой аудитории эксперимента технологические нарушения допустили 70 работников. Из них 53 - монтеры пути и 17 - бригадиры пути. По результатам оценки для участия в эксперименте был отобран 21 человек.

Срок реализации эксперимента занял 10 месяцев. Сложность эксперимента заключалась в об-

работке информации, которая выполнялась специалистами по управлению персоналом структурных подразделений Восточно-Сибирской дирекции инфраструктуры. Из-за несоответствия классификатора причин технологических нарушений АС КАСАТ модели профессиональных компетенций технического персонала не представлялось возможным принимать управленческие решения о достаточности квалификации работников в отдельных компетенциях, а также в назначении курса обучения из-за отсутствия соответствующих учебных модулей для развития западающих компетенций.

Потребовалось проводить дополнительное тестирование персонала по всем профессиональным компетенциям и по результатам тестирования разрабатывать соответствующие учебные модули.

Результаты эксперимента позволяют утверждать об эффективности целевого обучения технического персонала. Уровень профессиональных компетенций работников после обучения достиг значений, предусмотренных профилем профессиональной модели [2]. Результаты эксплуатационной работы (за 10 месяцев технологических нарушений работниками, прошедшими обучение не допущено) позволяют говорить о гарантийном сроке обучения (отсутствие технологических нарушений по вине технического персонала) не менее 10 месяцев.

Таким образом, эксперимент доказывает, что с вероятностью 81% (4 работника прекратили

трудовую деятельность в течении 6 месяцев после обучения) целевое обучение технического персонала на курсах развития профессиональных компетенций по результатам анализа технологических нарушений повышает надежность и безопасность функционирования технических подсистем перевозочного процесса на инфраструктуре железнодорожного транспорта.

Решение проблемы координации в процессе обработки информации с применением ав-

томатизированных систем. Для устранения недостатков, которые были выявлены в ходе эксперимента, сокращения трудозатрат и минимизации влияния человека на принятие решений о необходимости обучения персонала и выбор учебных модулей для курса обучения были рассмотрены возможные способы автоматизации процесса обработки информации.

На рис. 2 приведена упрощенная схема (не указаны элементы управляющей подсистемы -

должностные лица, задействованные в обработке информации и принятии управленческих решений) взаимосвязей причастных подсистем перевозочного процесса.

На схеме видно 5 автоматизированных систем (АС), которые задействованы в процессе обра-

ботки информации. Для исключения человека из процесса обработки информации и принятия решений требуется увязка ненастроенных на совместную работу АС (КАСАНТ, КАСАТ, КСОТП, ЕКАСУТР, УЦПК).

В ОАО «РЖД» АС КАСАНТ и КАСАТ применяется для учета отказов в работе технических средств и технологических нарушений. Учет отказов и технологических нарушений в системе КАСАНТ и КАСАТ осуществляется в соответствии с [3, 4].

При этом в системе предусмотрено цифровое кодирование причин технологических нарушений в соответствии с единым справочником [5].

Для учета нарушений безопасности труда, допущенных персоналом при эксплуатации технических подсистем в ОАО «РЖД», применяется автоматизированная система КСОТП. Учет нарушений безопасности труда в системе КСОТП осуществляется в соответствии с [6]. При этом в системе КСОТП не предусмотрено цифровое кодирование причин зарегистрированных нарушений.

В ЕКАСУТР содержатся персональные данные всех работников ОАО «РЖД», которые упорядочены по табельным номерам.

Управляющая подсистема перевозного процесса

%

Информационная подсистема перевозного процесса

и АС КАСАНТ г АС КАСАТ АС КСОТП 5 ЕКАСУТР 5 АСУ-УЦПК

1 Опсаэы технических | средств Технологические нарушения ? Нарушения безопасности труда А Персональные данные 1 Обучение персонала

Технические средства Технический персонал

Технические подсистемы перевозочного процесса

Рис. 2. Структурная схема системных элементов перевозочного процесса

В АСУ-УЦПК содержатся все доступные программы обучения технических работников, а также формируются годовые планы обучения по сформированным заявках в ЕКАСУТР.

Рис. 3. Схема организации взаимосвязей автоматизированных систем

На рис. 3 приведена схема организации взаимосвязей, обеспечивающих передачу информации между АС.

Для оценки возможности взаимодействия баз данных АС, была разработана модель, в основе которой лежит персональная карточка работника. Карточка представляет из себя таблично-графическую форму с набором активных ссылок (рис. 4).

Показатели V, N О рассчитываются автоматически.

При этом V - показывает общее количество академических часов сформированной программы профессионального развития работника на предстоящий год. Ниже показывается количество академических часов учебных модулей, которые включены в программу профессионального развития по результатам оценки допущенных технологических нарушений и нарушений безопасности труда работником в отчетном периоде (год, выбранный в окне карточки).

Показатели N и О - показывают количество технологических нарушений и нарушений безопасности труда, которые допустил работник за отчетный период времени.

Карточка создается для каждого работника и имеет порядковый номер, который совпадает с табельным номером работника в системе ЕКАСУТР.

Для обработки информации в карточке предусмотрено 5 дополнительных табличных форм:

1 форма - персональные данные работника из ЕКАСУТР;

617

2 форма - ведомость с результатами тестирования работника по профессиональным компетенциям;

3 форма - ведомость нарушений из АС КАСАТ;

4 форма - ведомость нарушений из АС КСОТП;

5 форма - план профессионального развития работника.

Персональная карточка

Пдршццщ Д1ВЦШ_

Фото

Нвякив Иран Иванович

Л, ть Ммшишич I соловш

Клдес; О

Стаж: 1

■ Ь | |. 11- 3

ТЛ 1

Структурное ип ф» |.К'.1сиц_

Центральная лнрекшш тяги ЦТ

Восточно-Сибирская :м;чч|Л1 тяги ВСТ

^кснлуятяциошшс локомотиьпйс дело (1»0шгг|

Рис. 4. Персональная карточка в системе ЕКАСУТР (разработана авторами)

В результате автоматизации обработки данных по разработанной модели для каждого работника может быть сформирован план профессионального развития в табличной форме и передан из ЕКАСУТР в АСУ УЦПК в качестве заявок на профессиональное обучение работников и для дальнейшего формирования годового плана профессионального обучения персонала по программам профессионального развития и целевого обучения.

В ОАО «РЖД» утверждены модели профессиональных компетенций для каждой профессии.

В соответствии с [7] работники ОАО «РЖД» проходят оценку профессиональных компетенций по средством тестирования на ПК. Результаты тестирования обрабатываются в автоматизированной системе и используются специалистами по управлению персоналом для формирования плана обучения по программам профессионального развития [8] в корпоративных учебных центрах [9]. При этом процесс формирования планов обучения не автоматизирован и выполняется вручную [10] по доступным программам обучения, которые разработаны по каждой профессиональной компетенции.

Полагаем, что исключение участия человека из процессов взаимодействия между отдельными автоматизированными системами анализа эксплуатационной деятельности и планирования профессионального обучения персонала компании ОАО «РЖД» [11] на основании модели формирования индивидуальных образовательных траекторий [14, 15] позволит решить проблему, связанную с обработкой информации в крупной транспортной компании, скоординировать процесс взаимодействия подсистем перевозочного процесса, повысить надежность функционирования технических систем и в целом безопасность движения железнодорожного транспорта.

Для этого необходимо:

1. Внести изменения в АС КАСАНТ, КАСАТ, КСОТП в части формирования ведомостей технологических нарушений и нарушений безопасности труда с привязкой к табельным номерам работников;

2. Внести изменения в классификатор причин технологических нарушений и нарушений безопасности труда в части привязки к шифрам учебных модулей;

3. Внести изменения в ЕКАСУТР и АСУ УЦПК для работы с персональными карточками в части формирования заявок на обучение персонала для формирования годового плана обучения по программам профессионального развития.

Основные результаты. Исследование показало, что целевое обучение технического персонала по модульным программам на основе анализа технологических нарушений, допущенных в процессе технического обслуживания и эксплуатации технических средств инфраструктуры железнодорожного транспорта даёт положительный результат, который выражается в исключении технологических нарушений из-за недостаточной квалификации обслуживающего персонала и может использоваться для повышения надежности функционирования технических подсистем перевозочного процесса.

Анализ причин допущенных технологических нарушений в процессе технического обслуживания и эксплуатации технических подсистем перевозочного процесса на железнодорожном транспорте может быть увязан с процессом подготовки технических специалистов.

Процесс обработки информации и принятие решений о назначении целевого обучения технического персонала может быть автоматизирован с применением существующих АС в соответствии с авторской моделью, содержание которой представлено на схеме, приведенной на рис. 3.

Выводы. Перевозочный процесс на железнодорожном транспорте предъявляет жесткие требования к безопасности движения поездов, которая зависит от надёжности работы сложных технических устройств и может быть обеспечена только при условии соблюдения технологии их обслуживания и эксплуатации.

Развитие технических средств и информационных технологий в рамках цифровизации экономики трансформирует эти требования в сторону расширения сферы использования безлюдных технологий, основанных на принципах искусственного интеллекта.

В статье рассмотрен пример внедрения безлюдных технологий в управление надежностью функционирования технических подсистем железнодорожного транспорта в части обеспечения качества их обслуживания и эксплуатации техническим персоналом.

Список литературы

1. Паспорт проекта «Разработка программы на основе модели профессиональных компетенций работников хозяйства пути (монтеров пути, бригадиров пути), с отработкой механизма обучения работников, допускающих технологические нарушения от 12 февраля 2021 года.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Модель профессиональных компетенций для работников хозяйства пути Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» от 23 апреля 2018 года.

3. Положение об учете, расследовании и анализе отказов в работе технических средств на инфраструктуре ОАО «РЖД» с использованием автоматизированной системы КАСАНТ, утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 1 октября 2018г. №2160р.

4. Положение об учете, расследовании и анализе технологических нарушений в перевозочном процессе на инфраструктуре ОАО «РЖД» с использованием автоматизированной системы КАСАТ, утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 1 октября 2018г. №2160р.

5. Классификатор причин нарушений технологической дисциплины для комплексной автоматизированной системы учёта, расследования и анализа случаев технологических нарушений КАСАТ, утвержденный распоряжением ОАО «РЖД» от 13 мая 2021 года №1018р.

6. СТО РЖД 15.002-2022 «Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Организация контроля и порядок его проведения».

7. Положение об оценки персонала в ОАО «РЖД» от 31 марта 2020 года.

8. Методические рекомендации по планированию подготовки и повышению квалификации рабочих кадров, утвержденные распоряжением ОАО «РЖД» от 18 февраля 2009 года №327р.

9. Типовое положение об учебном центре профессиональных квалификаций железной дороги, утвержденное распоряжением ОАО «РЖД» от 23 февраля 2013 года №506р.

10. Инструкция о планировании потребности в обучении рабочих и служащих в ЕКАСУТР №РЕОИ-02-01.

11. Автоматизированная система управления учебными центрами ОАО «РЖД» (АСУ УЦПК). Руководство пользователя. 83470944.11302-19. 156 листов, 2020 г.

12. Осипьянц Т.С. Проектирование индивидуальной образовательной траектории студента среднего профессионального образовательного учреждения как необходимое условие личностно-профессионального становления // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Между-нар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). Самара: ООО "Издательство АСГАРД". 2017. С. 138-142.

13. Бероева Е.А., Индивидуальная образовательная траектория как средство развития профессиональной компетентности специалиста в системе дополнительного профессионального образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2017. №10 (210). С. 19-22.

14. Попова Е.П., Автоматизированные системы управления технологическими процессами. Методическое пособие по МДК 04.01, 2015 г.

15. Топорин М.А. Автоматизация процессов и ее влияние на работу предприятий. Автоматизация бизнес-процессов в Sales & Marketing // Молодой ученый. 2018. №24(210). С. 45-49.

Сольская Ирина Юрьевна, д-р экон. наук, профессор, irina_solskaya_@mail.ru, Россия, Иркутск, Иркутский государственный университет путей сообщения,

Войлошников Алексей Анатольевич, аспирант, заместитель начальника центра, valex.82@mail.ru, Россия, Иркутск, Восточно-Сибирский учебный центр профессиональных квалификаций - структурное подразделение Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО «РЖД»

IMPROVING THERELIABILITY OF TECHNICAL SYSTEMS TRANSPORTATIONPROCESSINRZD JSC

I.Y. Solskaya, A.A. Voiloshnikov 619

The article presents the results of a study of the links between technical subsystems, the subsystem for training technical specialists and the control subsystem of the transportation process of Russian Railways. In the course of the study, we studied ways to process and record information about technological violations due to the fault of personnel during the operation of the technical subsystems of the transportation process, as well as the use of this information when planning the training of technical specialists who operate and maintain these subsystems. Algorithms for processing information from databases of various automated systems and a model for automating the decision-making process on the adequacy of qualifications of technical specialists and planning the development of their professional competencies in order to increase the efficiency of coordination between subsystems of the transportation process have been developed.

Key words: Systemic approach, efficiency increase, reliability increase, coordination problem, information processing using automated control systems, model, personnel training.

Solskaya Irina Yurievna, doctor of economic sciences, professor, irina_solskaya_@mail. ru, Russia, Irkutsk, Irkutsk State University of Communications,

Voyloshnikov Aleksey Anatolievich, postgraduate, deputy head of the center, valex.82@mail.ru, Russia, Irkutsk, East Siberian Training Center for Professional Qualifications - a structural subdivision of the East Siberian Railway - a branch of Russian Railways Voiloshnikov Aleksey Anatolyevich

УДК 621.9: 663

DOI: 10.24412/2071-6168-2022-12-620-623

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ВЛАЖНОСТИ НА ГОФРОТАРУ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ НЕОБХОДИМОЙ ТОЛЩИНЫ ТЕРМОУСАДОЧНОЙ ПЛЕНКИ ПРИ ШТАБЕЛИРОВАНИИ

А.Д. Судоплатова

В статье исследована зависимость влияния влажности окружающей среды на прочность гофрокартонной тары, рассмотрены различные средства скрепления штабеля из гофроящиков, представлены их достоинства и недостатки и на их основании выбрано самое оптимальное средство скрепления, построена математическая модель зависимости толщины термоусадочной плёнки от высоты штабеля.

Ключевые слова: гофрокартон, транспортная тара, влияние влажности окружающей среды на гофрокороба, стальная и пластмассовая ленты, термоусадочная и растягивающая пленка, математическое моделирование.

Гофрокартон - это упаковочный материал, состоящий из нескольких слоев, как минимум одного гофрированного слоя и одного плоского слоя. Основными типами гофрокартона являются: двухслойный, трехслойный, пятислойный и семислойный. Достоинствами гофрокартона являются: экологичность, экономичность, технологичность, простота в утилизации, малый удельный вес и в совокупности с этим гофрокартон имеет отличные физико-механические свойства [1, 2].

В результате анализа зависимостей прочности различного гофрокартона были получены формулы с помощью которых можно оценить возможность к штабелированию коробов и ящиков из данного маериала.

PД = 2,4684(РК + PБ , (1)

PТ = 2,4684(2РК + PБ )л/5~г , (2)

PП = 2,4684(3РК + 2PБ )>/5~г , (3)

PС = 2,4684(4PК + 3PБ, (4)

где РД, РТ, РП, РС - торцевая жесткость двухслойного, трехслойного, пятислойного, семислойного гофрокартона соответственно; РК, РБ - сопротивление сжатию плоского и гофрированного слоев соответственно; 5 - толщина картона; 2 - периметр короба.

Также проведя патентно-информационный поиск, были найдены и проанализированы такие свойства гофрокартона как: влагостойкость, жиростойкость и огнестойкость; построены математические модели, корректно описывающие зависимости изменения основных свойств гофрокартона от влияющих на них параметров и условий процессов, на основе экспериментальных данных полученных из патентно-информационного поиска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.