Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ПАРОГЕНЕРАТОРОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АЭС'

ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ПАРОГЕНЕРАТОРОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АЭС Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
125
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ученый XXI века
Ключевые слова
ПАРОГЕНЕРАТОР / АТОМНАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ / СВАРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ №111 / СТАТИСТИКА / ПОВРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Черкашин А.С., Черкашина Н.И.

Рассматривается проблема повреждения металла сварных соединений № 111 парогенераторов атомных электрических станций. Собрана и обработана статистическая информация о парогенераторах атомных электрических станций. Особое внимание уделено распределение температуры метала в районе сварного шва №111 при работе ПГ на номинальных параметрах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Черкашин А.С., Черкашина Н.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ПАРОГЕНЕРАТОРОВ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АЭС»

УДК 621.039.1

ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ ПАРОГЕНЕРАТОРОВ

ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АЭС

А.С. Черкашин1, Н.И. Черкашина2

Анотация

Рассматривается проблема повреждения металла сварных соединений № 111 парогенераторов атомных электрических станций. Собрана и обработана статистическая информация о парогенераторах атомных электрических станций. Особое внимание уделено распределение температуры метала в районе сварного шва №111 при работе ПГ на номинальных параметрах.

Ключевые слова

Парогенератор, атомная электростанция, сварное соединение №111, статистика, повреждение.

Введение. После пуска первых блоков АЭС с ВВЭР-1000 был проведен ряд исследований и проверок на парогенераторах ПГВ-1000 (ПГВ-1000М), которые показали, что парогенератор (ПГ) обеспечивают генерацию пара с влажностью не более 0,2% при паропроизводительности до 107% номинальной.

Парогенераторы ПГВ-1000М на всем протяжении проводимой эксплуатации обеспечивают параметры и характеристики, предусмотренные проектом [1].

В период 1986-1991 годы наблюдалось повреждение холодных коллекторов ПГВ-1000М в перемычках между отверстиями в перфорированной зоне. По причин повреждения коллекторов например на АЭС Украины заменено 25 парогенераторов, из них 13 - на ЮжноУкраинской АЭС, 12 - на Запорожской АЭС, ресурс до повреждения коллекторов от 2-х до 6-ти лет.

В период 1997-2006 годы наблюдалось повреждение теплообмен-ных трубок (ТОТ) во второй полуокружности в зоне между первой и четвертой дистанционирующими решетками от «горячего» коллектора [2].

С 1998 году на парогенераторах ПГВ-1000М начали появляться повреждения сварного соединения №111 (место приварки патрубка ДУ 1200 к коллектору парогенератора).

Постановка цели и задач научного исследования. Целью данной работы является повышение надежности парогенератора ПГВ-1000М.

Для достижения поставленной цели необходимо разрешить следующие задачи: основные проблемы, возникающие при эксплуатации ПГ и главное направление для проведения исследований.

1 Черкашин Александр Сергеевич - преподаватель, Севастопольский государственный университет.

2 Черкашина Наталья Игоревна - доцент, Севастопольский государственный университет.

Анализ причин повреждения сварного шва № 111. При эксплуатации энергоблоков АЭС, наиболее уязвимым узлом реакторной установки, являются и остаются в настоящее время, парогенераторы. Как показывает опыт эксплуатации, не только повреждение коллекторов в зоне трубного пучка и самих теплообменных труб, но и повреждение 111 стыка приварки коллектора первого контура к корпусу парогенератора представленного на рисунке 1, являются актуальными проблемами эксплуатации АЭС.

Рис. 1. Конструкция узла приварки коллектора 1 контура к патрубку парогенератора ПГВ-1000М

Первые повреждения парогенератора "ПГВ-1000" в зоне сварного шва №111 "горячего" коллектора были обнаружены на первом ПГ блока №5 Ново-Воронежской атомной станции (НВАЭС) в ноябре 1998 года [3],. Количество поврежденных парогенераторов в зависимости от года обнаружения повреждения представлено на рисунке 2.

ПГ, единицы*

3

Ф.....................•

.....................

1998 2001 2003 2004 2006 2007 2009 2010

год

2

1

Рис. 2. Количество поврежденных парогенераторов в период с 1998-2012 гг.

Все повреждения коллекторов обусловлены образованием трещин различной глубины и протяженности. Согласно [4], при воздействии напряжений на уровне предела текучести и коррозионно-активной среды сталь 10ГН2МФА (как и другие стали данного класса) проявляет склонность к замедленному деформационному коррозионному растрескиванию (ЗДКР) в температурном интервале 260-280°С.

Для выявления факторов, приводящих к растрескиванию, были проведены научно-исследовательские работы:

• анализ технологии изготовления и свойств металла в исходном состоянии и на момент повреждения;

• детальные расчетные исследования напряженного состояния от эксплуатационных факторов;

• оценки остаточных напряжений от технологии изготовления;

• экспериментальные исследования напряженного состояния узла на моделях и на АЭС;

• замеры и анализ перемещений оборудования РУ при тепловом расширении;

• определение критического размера трещин.

Проведенный анализ [5] позволил исключить из списка такие факторы, как:

- влияние технологии изготовления и свойств металла;

- влияние остаточных напряжений от технологии изготовления;

- способ выплавки материала коллекторов;

- способ технологии (количество и тип применяемых зарядов).

Согласно [6] можно сделать вывод, что существенную роль в возникновении повреждений кроме напряженного состояния узла играют и условия эксплуатации каждого конкретного коллектора.

Распределение температуры при работе ПГ на номинальных параметрах. Расчетное обоснование прочности коллектора и зоны его соединения с корпусом осуществляется при помощи уточненных трехмерных моделей, с учетом следующих силовых факторов:

- давление сред первого и второго контуров;

- воздействие температурного поля, возникающего при работе установки на номинальных параметрах;

В процессе проведения расчета были введены следующие ограничения на модель:

- отсутствия теплообмена с окружающей средой (данное ограничение обуславливается высоким КПД парогенератора);

- коллектор первого контура выполнен из однородного материала (стали марки 10ГН2МФА);

Результаты произведенного исследования представлены на рисунке 3.

Как видно из рисунка 3 температура металла в районе сварного шва № 111 лежит в диапазоне 280-290 0С, что дает возможность предположить возникновении деформационно-коррозионного растрескивания (ДКР), которое в свою очередь может являться основополагающим фактором, приводящим к образованию трещин.

Выводы. Таким образом, основной причиной, влияющей на развитие коррозионных повреждений коллектора ПГ, в районе сварного шва № 111, большинства энергоблоков АЭС с ВВЭР-1000, можно считать деформационно-коррозионного растрескивания возникающего в процессе эксплуатации.

Рис. 3. Распределение температуры в районе сварного шва № 111 при работе ПГ на номинальных параметрах

Необходимыми условиями ДКР является сочетание нескольких факторов:

- наличие коррозионных отложений и особенно с содержанием меди;

-температура металла порядка 260-290 0С;

- наличие высоких растягивающих напряжений (выше предела текучести металла);

-замедленное деформирование металла во времени.

При отсутствии какого-либо из них механизм разрушения развиваться не будет.

Результаты данных исследований могут использоваться в процессе подготовки специалистов АЭС, а также для прогнозирования и предотвращения аварийных ситуаций, связанных с разрушением коллекторов ПГ.

Для более детального рассмотрения решения данной проблемы необходимо провести анализ нагрузки оказываемой главным циркуляционным трубопроводом на коллектор парогенератора.

Список литературы:

1. Трунов Н.Б. Гидродинамические и теплохимические процессы в парогенераторах АЭС с ВВЭР / Н.Б. Трунов, С.А. Логвинов, Ю.Г. Драгунов. - М.: Энергоатомиз-дат, 2001. - 351 с

2. Неклюдов И.М. Исследование причин образования коррозионных дефектов в теплообменных трубах парогенераторов ПГВ-1000. Коррозионные повреждения теплообменных труб парогенераторов Южно-Украинской АЭС / И.М. Неклюдов, Л.С. Ожигов, А.С. Митрофанов, С.В. Гоженко // Сб. науч. тр. СНИЯЭиП. -Вып. 8. - Севастополь: СНИЯЭиП, 2003. - С. 50 - 63.

3. Muscaрa J. Рepoрt of NPC Steam Geneрatoр Woрkshop / J. Muscaрa // Aрgonne SG Mock-up NDE Pound, Bethesda, Maрyland, 27 - 28 Febрuaрy, 2001. - Р. 85-91.

4. Митрофанов А.С. Про причини ушкодження зварних з'еднань №111 парогенераторiв ПГВ-1000 /А.С. Митрофанов, Л.С. Ожигов, £.О. Крайнюк, В.И. Савченко. // Вкник ТДТУ. - Вып. №4. - Тернопшь, 2009. - С. 32 5.

5. Ф. Коротае. Снижение напряжений в областисварного соединения №111 парогенератора ПГВ-1000М механическим способом // Труды 5-й Международной научно-технической конференции «Обеспечение безопасности АЭС с ВВЭР», 29 мая -1 июня 2007 г. Подольск: ФГУП ОКБ «Гидропресс».

6. Бакиров М.Б. Разработка атласа дефектов теплообменных труб парогенераторов АЭС с ВВЭР / М.Б. Бакиров, СМ. Клещук, СВ. Чубаров // Материалы 7-го Ме-ждунар. семинара по горизонтальным парогенераторам, ФГУП ОКБ «Гидропресс», 3 - 5 октября 2006 г. - С. 54 - 5.

© А.С. Черкашин, Н.И. Черкашина, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.