Научная статья на тему 'Повышение надежности и долговечности тяговых цепей забойных скребковых конвейеров'

Повышение надежности и долговечности тяговых цепей забойных скребковых конвейеров Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
337
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Вэньчже Я. Н.

В настоящей работе рассматривается возможность оценки эксплуатационной прочности звеньев цепи по удельной мощности разрушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повышение надежности и долговечности тяговых цепей забойных скребковых конвейеров»

ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ И ДОЛГОВЕЧНОСТИ ТЯГОВЫХ ЦЕПЕЙ ЗАБОЙНЫХ СКРЕБКОВЫХ КОНВЕЙЕРОВ

ВЭНЬЧЖЕ ЯН, проф. Сианьского научно-технического ин-та, КНР, д-р техн. наук

Передвижной скребковый конвейер является основным доставочным органом в очистных забоях. Несмотря на определенные успехи в создании конвейеров, тяговые органы остаются недостаточно надежными и долговечными. Практика эксплуатации показывает, что большая часть отказов приходится на цепной тяговый орган, причем, по данным ИГД им. А.А. Скочинского, основной вид отказа - разрушение соединительных звеньев. Соотношения разрывов основных и соединительных звеньев в среднем составляет 1:18; кроме того, звенья достигают своего предельного состояния вследствие износодеформационных явлений, приводящих к вытяжке и обуславливавших нарушение зацепления цепи со звездочкой.

Основной критерий эксплуатационной прочности соединительных звеньев цепи - разрушающая нагрузка, определяемая кратковременными испытаниями на разрью. В зависимости от величины нагрузки звенья делятся на классы прочности (табл. 1).

До недавнего времени развитие цепей шло в направлении увеличения разрывного усилия. Несмотря на рост разрушающей нагрузки, надежность и долговечность цепного тягового органа остается недостаточной, поэтому необходимо разработать критерий, использование которого обеспечило бы выявление звеньев с низкой эксплуатационной прочностью и способствовало бы совершенствованию технологии их изготовления и упрочнения.

Практика эксплуатации тяговых цепей показала, что стандартные механические испытания соединительных звеньев не дают достоверной оценки долговечности и надежности тяговой цепи, находящейся в сложных условиях работы. Тяговая цепь работает в условиях длительного статического натяжения тягового усилия. Кроме того, в результате неравномерности хода тяговой цепи, определяемой приводными устройствам, звенья цепи испытывают переменные и изгибные нагрузки. В процессе работы возможно действие динамических нагрузок, возникающих вследствие обрушения на конвейер больших масс угля, заклинивания и заштыбовки цепи.

В настоящей работе рассматривается возможность оценки эксплуатационной прочности звеньев цепи по удельной мощности разрушения. Под удельной мощностью разрушения будем понимать удельную работу формоизменения звена при разрыве, отнесенную к единице времени. Работа формоизменения определяется величиной энергии, поглощаемой звеном и идущей на деформацию и разрушение:

Аф=РрЫ,

где Аф - работа формоизменения звена;

Рр - разрушающая нагрузка, определяемая ОСТом;

А/ - удлинение звена в процессе испытания.

Таблица 1

Размер цепи (калибр х шаг), мм Класс прочности Разрушающая нагрузка кН, не менее

18x64 С 370

д 430

24x86 С 650

д 730

Учет времени приложения разрушающей нагрузки хр до разрыва звена при испытаниях позволяет определить удельную мощность разрушения Ыр:

N.

_РрЫ

Особенность выдерживать звеном нагрузку Рр в течение длительного времени характеризует способность материала данного структурного состояния накапливать энергию с сохранением функционального назначения детали. Чем больше это время, тем меньше удельная мощность разрушения, тем выше надежность и долговечность цепного тягового органа.

Эксперименты по определению удельной мощности разрушения были выполнены на универсальной испытательной установке ЦЦМ-100ПУ. Использовался отрезок цепи, который состоял из круглозвенных звеньев, соединенных специальным звеном о помощью болтового соединения. Отрезок цепи устанавливался в призмы разрывной машины (рис.). Скорость приложения нагрузки на 1 мм2 площади поперечного сечения 20 Н/с. Удлинение звена определялось замером шага цепи до и после испытаний. Разрушающая нагрузка задавалась в соответствии с ОСТ 12.44.243-83. При испытании звеньев записывалась диаграмма нагрузка - удлинение. Исследовали отечественные звенья и звенья зарубежных фирм калибра 18x64, класса прочности Д (табл. 2).

Результаты испытаний соединительных звеньев, полученные при достоверности, не менее 0,9 со средней квадратической ошибкой по удлинению ±0,1 мм, по времени ± 1 с, приведены в табл. 3.

Рис. Отрезок цепи:

1 - цепь круглозвенная;

2 - соединительное звено;

3 - отрезок скобка

Таблица 2

Исследуемые звенья Т ехнологические особенности изготовления Материал Твердость НЯС

Отечественные Штамповка 35 ХГСА 38...47

Отечественные Гибка 35 ХГСА 36...46

Отечественные Упрочнение пробной нагрузкой 35 ХГСА 37...44

Англия Гибка 0,37 % С; 1,15 % Бі; 1,17 % Мп; 1,10 % Сг; 0,25 % № (35 ХГСА) 42...47

ФРГ Гибка 0,24 % С; 0,17 % Бі; 1,35 % Мп; 0,51 % Сг; 0,5 % N1; 0,4 % Мо (25 ХГНМ) 34...40

Италия Штамповка 0,22 % С; 0,18 % Бі; 1,30 % Мп; 0,55 % Сг; 0,54 % №; 0,42 % Мо (20 ХГНМ) 36...41

Таблица 3

Разрушающая нагрузка Рр, кН Удлинение А1 Время Гр, С Работа формоизменения Аф, кН м Удельная мощность разрушения с Место разрушения

мм м

430 9,2 0,009 8 3,87 0,484 По кулаку

430 11,0 0,011 15 4,73 0,315 По изгибу

430 и,з 0,0133 30 4,86 0,165 -

430 11,2 0,0112 20 4,81 0,240 -

430 12,4 0,0124 28 5,33 0,190 -

430 14,6 0,0146 25 6,27 0,250 По кулаку

Как показал анализ результатов испытаний, у звеньев, изготовленных штамповкой, местом повышенной концентрации напряжений является кулак, где имеется нарушение волокнистости, что и объясняет разрушение их в данном месте. При изготовлении гибкой сохраняется: целостность волокон, и звенья преимущественно разрушаются по изгибу звена. Звенья зарубежных фирм, изготовленные из сталей с содержанием никеля и молибдена, обладают большей пластичностью и вязкостью и способны в течение длительного времени накапливать энергию и выдерживать нагрузку. Упрочнение пробной нагрузкой позволяет стабилизировать структуру материала и обеспечивает задержку движения дислокаций, что повышает способность звена сопротивляться внешним нагрузкам.

Проведенные исследования по определению удельной мощности разрушения звеньев различного изготовления показыва-

ют, что наивысшей эксплуатационной прочностью обладают звенья, изготовленное гибкой и упрочненные пробной нагрузкой.

Выводы

1. Предлагается для оценки эксплуатационной прочности соединительных звеньев тяговой цепи использовать удельную мощность разрушения, определяемую длительностью нагружения при статических испытаниях.

2. Корректировка технологии изготовления и упрочнения соединительных звеньев в соответствии с критерием эксплуатационной прочности позволяет повысить надежность и долговечность тяговой цепи.

3. Повышение эксплуатационной прочности соединительных звеньев цепи достигается применением следующей технологии: гибка, термическая обработка и упрочнение пробной нагрузкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.