Научная статья на тему 'Повышение надежности и автоматизация привода механизма подъема грейферного плавучего крана'

Повышение надежности и автоматизация привода механизма подъема грейферного плавучего крана Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
215
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИДРОТРАНСФОРМАТОР / НАСОСНОЕ КОЛЕСО / ТУРБИННОЕ КОЛЕСО / РЕАКТОРНОЕ КОЛЕСО / ГРЕЙФЕР / HYDRAULIC TORQUE CONVERTER / PUMP IMPELLER / TURBINE WHEEL / REACTOR WHEEL / GRAB

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Слюсарев Анатолий Сидорович, Яблоков Александр Сергеевич

Рассмотрены последствия явления присоса грейфера для плавучих кранов, используемых при подводной добыче. Приведено решение проблемы - включение в привод механизма подъема гидротрансформатора, а также сформулированы требования к характеристикам и конструкции такого гидротрансформатора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Слюсарев Анатолий Сидорович, Яблоков Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reliability Improvement and Automation of Hoisting Mechanism Gear of Floating Grab Crane

Consequences of the effect of a "stuck" grab are considered for floating cranes used in offshore production. The problem settlement inclusion of a hydraulic torque converter in the gear of the hoisting mechanism is given. Requirements to characteristics and construction of this hydraulic torque converter are also formulated. Refs. 8. Figs. 7.

Текст научной работы на тему «Повышение надежности и автоматизация привода механизма подъема грейферного плавучего крана»

ДИНАМИКА, ПРОЧНОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ \

УДК 62-768

А. С. Слюсарев, А. С. Яблоков

ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ И АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРИВОДА МЕХАНИЗМА ПОДЪЕМА ГРЕЙФЕРНОГО ПЛАВУЧЕГО КРАНА

Рассмотрены последствия явления присоса грейфера для плавучих кранов, используемых при подводной добыче. Приведено решение проблемы — включение в привод механизма подъема гидротрансформатора, а также сформулированы требования к характеристикам и конструкции такого гидротрансформатора.

E-mail: alex-vodnik@mail.ru

Ключевые слова: гидротрансформатор, насосное колесо, турбинное колесо, реакторное колесо, грейфер.

При подводной добыче плавучими кранами в качестве грузозахватного органа используется грейфер. Механизм подъема и зачерпывания грейфера плавучего крана не отличается от механизма подъема портального крана, на котором при перегрузке сыпучих материалов в качестве грузозахватного органа также используется грейфер. Однако во время работы грейфера под водой при зачерпывании и подъеме во-донасыщенного материала возникают дополнительные гидростатические силы "присоса", фильтрации, гидростатики и вязкостного течения материала в грейфере, зависящие от скорости зачерпывания материала и отрыва грейфера, что приводит к нагрузкам в канатах механизма подъема и металлоконструкции крана. Этот эффект, возникающий в короткий промежуток времени, может превышать на 50% допускаемые нагрузки на кран и является пиковым [1] (рис. 1).

В настоящее время 90 % плавучих кранов имеют срок эксплуатации от 15 лет и более, что делает проблематичным их использование при подводной добыче, так как их металлоконструкции изношены и не рассчитаны на подобные нагрузки (рис. 2).

Кроме того, пиковые нагрузки в механизме подъема отрицательно сказываются на работе дизель-генераторной установки, являющейся источником энергии на грейферных плавучих кранах. На плавучих кранах используются высокооборотные и среднеоборотные дизели с газотурбинным наддувом и без него. Известно, что отклонение частоты вращения вала дизель-генератора вызывают снижение КПД асинхронных двигателей, увеличение потерь мощности и как следствие перерасход топлива дизелем, снижение скоростей. Переходные процессы в генераторе и дизеле (рис. 3) имеют колебательный характер.

Рис. 1. Процессы в динамических системах крана КПЛ 16-30 при подъеме груженого грейфера:

Рис.2. Характерные дефекты металлоконструкции и механизмов плавучих кранов

Рис. 3. Осциллограмма экспериментальных испытаний дизель-генераторной установки ДГР 300/750 на плавучем кране КПЛ 16-30:

1 — подъем груженого грейфера; 2 — подъем порожнего грейфера; 3 — начало зачерпывания

При испытаниях энергетических установок на базе дизелей без наддува (8Ч23/30) [2] было установлено (см. рис.3), что при подъеме груженого грейфера "провалы" напряжения близки по значениям к изменениям частот вращения вала дизеля и составляют у кранов КПЛ 16-30 с электродвигателями МТВ713-10 20... 25 %, а у тех же с двигателями МТН613-10 8... 10% номинальных значений.

Включение нагрузки на дизель-генератор не сопровождается мгновенным возрастанием крутящего момента дизеля, что обусловлено переходными процессами в системе подачи топлива. Движение рейки топливных насосов в переходных процессах начинается с некоторым запаздыванием (инерционность ее деталей, наличие люфтов и т.д.), и, кроме того, необходимо время на поступление и эффективное сжигание дополнительной порции топлива. Момент вращения дизеля нарастает до предельного значения в течение 0,4... 0,5 с.

В результате обработки осциллограмм [2] установлено, что в течение часа при обычной эксплуатации крана проводится до 300-400 включений электродвигателей подъемных лебедок и продолжительность переходных процессов в энергетической установке от общего времени кранового цикла составляет 15... 20 %.

Таким образом, при пиковых нагрузках дизель-генераторная установка работает на низких оборотах, что ведет к снижению крутящего момента, повышенному потреблению топлива, общему износу поршневой группы. Впоследствии продолжительная эксплуатация дизель-генераторной установки в нестабильном режиме с периодическим падением частоты, мощности и крутящего момента приводит к незапланированному дорогостоящему капитальному ремонту.

Пиковые нагрузки возникают из-за физических процессов, происходящих при зачерпывании водонасыщенного материала под водой, таких как фильтрация воды через поры материала при его сжатии в момент схождения челюстей грейфера, поступление воды под днище грейфера для компенсации присоса грейфера из-за гидростатического давления столба жидкости.

Гидротрансформатор позволяет автоматически регулировать скорости подъема и замыкания грейфера путем создания обратной связи между нагрузкой на канатах и скоростями зачерпывания и подъема грейфера. Он позволяет увеличивать в 3,5 раза передаточное отношение от двигателя к редуктору и соответственно увеличивать крутящий момент на валу редуктора, что и обеспечивает преодоление эффекта пиковых нагрузок. Кроме того, он является средством, предохраняющим привод от любых перегрузок, так как крутящий момент в нем передается через жидкость, а не через жесткую кинематическую связь.

Как показали исследования [3], несмотря на некоторое снижение КПД привода вследствие возникновения дополнительных потерь в гидротрансформаторе, обеспечивается рост производительности при приемлемой стоимости гидротрансформатора, соизмеримой со стоимостью среднего ремонта механизма подъема. Средняя стоимость гидротрансформатора составляет 30 тыс. руб., что приближается к стоимости среднего ремонта плавучего крана. Установлено также, что благодаря высоким защитным свойствам, надежность электродвигателя повышается в 1,4-1,5 раза, а долговечность редуктора и элементов механической передачи — в 2 раза.

Анализ свойств и характеристик существующих гидротрансформаторов [3, 4] позволяет сформулировать следующие требования к ним для установки в механизме подъема плавучего крана:

1. Гидротрансформатор, обладая высоким быстродействием, должен иметь соответствующие демпфирующие свойства, позволяющие избежать действия высокочастотных колебаний в канатах механизма подъема на работу привода.

2. Гидротрансформатор должен обеспечивать работу электродвигателя привода в оптимальных режимах, не переходя в режимы, на которых вся подводимая мощность расходуется на "мятие" жидкости. Таким требования отвечают полностью "непрозрачные" гидротрансформаторы [3, 5, 6], но создание гидротрансформаторов данного типа

проблематично [6, 7], поэтому целесообразно применять гидротрансформаторы с малой степенью прозрачности, в пределах 1,0... 1,1 в основной рабочей зоне.

Прозрачность — это свойство насосного колеса изменять крутящий момент при изменении передаточного отношения гидротрансформатора. Если с изменением передаточного отношения крутящий момент на насосном колесе остается постоянным, то гидротрансформатор называется непрозрачным.

3. Гидротрансформатор должен преобразовывать крутящий момент в приводе в полном диапазоне рабочей нагрузки. Для плавучего крана максимальное значение коэффициента трансформации должно лежать в пределах 1,4... 1,6 [1]. В пределах указанных значений максимального коэффициента трансформации и принятой степени прозрачности целесообразно применять одноступенчатый гидротрансформатор простой конструкции [4, 6, 8].

4. Гидротрансформатор должен иметь устройство блокировки, в целях обеспечения работы привода с постоянными низкими скоростями, т.е. муфту свободного хода.

5. При создании привода механизма подъема с гидротрансформатором необходимо совмещать исходные характеристики асинхронного электродвигателя и гидротрансформатора, что осуществляется совмещением номинального момента электродвигателя с зоной максимального КПД гидротрансформатора. В этом случае преобразующие свойства гидротрансформатора используются при всех режимах работы привода с реализацией положительных качеств применительно к подводной добыче.

На основе сформулированных требований необходимо подобрать параметры гидротрансформатора механизма подъема плавучего крана.

Оптимальным является одноступенчатый гидротрансформатор сравнительно простой конструкции и наиболее дешевый в производстве.

Характеристики гидротрансформаторов определяются зависимостями: К = / (г); п = /(г); А1 = /(г), где К — коэффициент трансформации (силовое передаточное число); п — КПД; А1 — коэффициент момента ведущего вала (характеризует свойства передачи нагружать двигатель); г — передаточное отношение.

Указанные характеристики зависят от параметров круга циркуляции и углов наклона лопаток в колесах (насосном, турбинном, реакторном).

В качестве оценочных параметров, характеризующих нагрузочные свойства, используются величины А1 тах, А10, А1т, П1, П2, а для определения преобразующих свойств гидротрансформаторов используются

величины К0, п *, г*, К * [8], где Л1тах — максимальное значение коэффициента момента ведущего вала; Лю — коэффициент момента ведущего вала, соответствующий максимальному значению коэффициента трансформации; Лхш — минимальное значение коэффициента момента ведущего вала; П и П2 — прозрачность на участке, соответствующем максимальному и минимальному значениям КПД; К0 — максимальное значение коэффициента трансформации; п* — максимальное значение КПД гидротрансформатора; г* — передаточное отношение, соответствующее максимальному значению КПД; К* — коэффициент трансформации при передаточном отношении, соответствующем максимальному значению КПД; гР — минимальное значение передаточного отношения в рабочей зоне; Кр — значение передаточного отношения, соответствующее минимальному передаточному отношению в рабочей зоне; пР — значение КПД, соответствующее минимальному передаточному отношению в рабочей зоне.

На рис. 4 приведены зависимости основных характеристик при изменении передаточного отношения.

Указанные свойства зависят от конструкции одноступенчатых гидротрансформаторов. На рис. 5 показаны основные типы одноступенчатых гидротрансформаторов, отличающихся расположением турбинного колеса. В зависимости от расположения турбинного колеса различают гидротрансформаторы с центростремительной (а), осевой (б) и центробежной (в) турбинами (рис. 5).

Типичные зависимости, характеризующие преобразующие свойства одноступенчатых гидротрансформаторов с различными типами турбинных колес, показаны на рис. 6.

О ОД 0,2 0,3 0,4 0,5 0,6 0,7 0,8 0,9 г Рис. 4. Характеристика гидротрансформатора и его основные параметры

а

б

в

Рис. 5. Типы кругов циркуляции одноступенчатых гидротрансформаторов:

Я21 и Я22 — усредненный радиус на входе и выходе из турбинного колеса

Основное требование к гидротрансформатору — высокий КПД в рабочей зоне. Это требование наиболее полно можно реализовать в комплексных гидротрансформаторах (с центростремительной турбиной и симметричным расположением насосного и турбинного колес (см. рис.5,а). Кроме того, в гидротрансформаторах с центростремительной турбиной при установке в колесах реактора муфт свободного хода реализуется эффективная работа в режиме гидромуфты. Отмеченное свойство обусловлено тем, что в гидротрансформаторах указанного типа выход рабочей жидкости из насосного колеса располагается на большем диаметре круга ее циркуляции.

В гидротрансформаторах такого типа можно получить как прозрачную, так и малопрозрачную нагрузочную характеристику. Для механизма подъема желательно иметь малопрозрачную характеристику, что достигается соответствующим выбором формы круга циркуляции и углов наклона лопаток в рабочих колесах.

Приведенный анализ требований к характеристикам и конструкции гидротрансформаторов для привода механизма подъема плавучих кранов, отвечающих условиям и нагрузкам, позволяет сделать вывод, что им наиболее соответствует гидротрансформатор комплексного типа с центростремительной турбиной.

На данный привод механизма подъема, разработанный авторами на кафедре подъемно-транспортных машин Волжской государственной академии водного транспорта, получен патент на полезную модель

1, 2, 3 — гидротрансформатор с центробежной, осевой, центростремительной турбиной соответственно

Рис. 6. Преобразующие свойства одноступенчатых гидротрансформаторов:

0

О 0,2 0,4 0,6 0,8 i

Рис. 7. Общий вид механизма подъема с гидротрансформатором:

1 — редуктор; 2 — гидротрансформатор; 3 — электродвигатель; 4 - канатный барабан

№ 91999 (рис.7); ведутся также работы по дальнейшей разработке и внедрению данного привода.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Никитаев И. В. Судовые энергетические грейферные установки для добычи рудных материалов на континентальном шельфе. - Нижний Новгород: ВГАВТ, 2000. - 26 с.

2. Нестеров Л. Н. Оптимизация нагрузочного режима энергетической установки грейферного плавкрана. - Горький: ГИИВТ, 1985. - 251 с.

3. Анохин В. И. Применение гидротрансформаторов на скоростных гусеничных тракторах. - М.: Машиностроение, 1972. - 304 с.

4. А н о х и н В. И. О выборе основных параметров гидротрансформатора для гидромеханической трансмиссии скоростного гусеничного сельскохозяйственного трактора // Тракторы и сельхозмашины. - 1985. - № 10. - С. 11-15.

5. К о ч к а р е в А. Я. Гидродинамические передачи. - Л.: Машиностроение, 1971.- 336 с.

6. Н а р б у т А. Н. Гидротрансформаторы. - М.: Машиностроение, 1966. - 218 с.

7. Т р у с о в С. М. Автомобильные гидротрансформаторы. - М.: Машиностроение, 1977.-211 с.

8. А н и с и м о в В. Б. Гидротрансформаторы для строительных и дорожных машин. - М.: Стройиздат, 1967. - 42 с.

Статья поступила в редакцию 21.03.2011

Анатолий Сидорович Слюсарев родился в 1940 г., окончил Горьковский политехнический институт в 1963 г. Д-р техн. наук, профессор кафедры "Прикладная механика и подъемно-транспортные машины" Волжская государственной академии водного транспорта. Автор 138 научных работ в области дорожных, строительных и подъемно-транспортных машин.

A.S. Slyusarev (b. 1940) graduated from the Gor'kii Polytechnic Institute in 1963. D. Sc. (Eng.), professor of "Applied Mechanics and Hoisting-Transport Machines" department of the Volga State Academy of Water Transport. Author of 138 publications in the field of the road, construction, and hoisting-transport machines.

Александр Сергеевич Яблоков родился в 1987 г., окончил Волжскую государственную академию водного транспорта в 2009 г. Ведущий инженер, аспирант Волжской государственной академии водного транспорта. Автор шести научных работ в области подъемно-транспортного оборудования.

A.S. Yablokov (b. 1987) graduated from the Volga State Academy of Water Transport in 2009. Leading engineer, post-graduate of the Volga State Academy of Water Transport. Author of 6 publications in the field of hoisting-transport equipment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.