Научная статья на тему 'Повышение надежности авиационной техники на всех этапах жизненного цикла'

Повышение надежности авиационной техники на всех этапах жизненного цикла Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
165
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / НЕРАЗРУШАЮЩИЙ КОНТРОЛЬ / КОРРОЗИОННОЕ ПОРАЖЕНИЕ / ANTIAIRCRAFT DISTANCE OF A STAR / COMPRESSION OF A TERRESTRIAL SPHEROID / AN INTENSITY VECTOR

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Кацура А.В.

Использование методов неразрушающего контроля на различных этапах эксплуатации обеспечивает достоверность оценки технического состояния летательных аппаратов (ЛА).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Кацура А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASED RELIABILITY AIRCRAFT AT ALL STAGES OF LIFE CYCLE

Analyzed astronomical sources of primary navigation information for autonomous determination of the motion of objects.

Текст научной работы на тему «Повышение надежности авиационной техники на всех этапах жизненного цикла»

УДК 629. 7. 017.1

ПОВЫШЕНИЕ НАДЕЖНОСТИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ НА ВСЕХ ЭТАПАХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

А. В. Кацура

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: pnk-sibsau@mail.ru

Использование методов неразрушающего контроля на различных этапах эксплуатации обеспечивает достоверность оценки технического состояния летательных аппаратов (ЛА).

Ключевые слова: техническая диагностика, неразрушающий контроль, коррозионное поражение.

INCREASED RELIABILITY AIRCRAFT AT ALL STAGES OF LIFE CYCLE

A. V. Kasura

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail:pnk-sibsau@mail.ru

Analyzed astronomical sources of primary navigation information for autonomous determination of the motion of objects.

Keywords: antiaircraft distance of a star, compression of a terrestrial spheroid, an intensity vector.

Применение методов неразрушающего контроля для исходного материала, заготовок, полуфабрикатов и готовых деталей на этапах производства авиационной техники способствует выпуску продукции высокого качества.

Контроль технического состояния выполняется для получения информации о фактическом состоянии летательного аппарата.

Внезапный отказ, обусловленный повреждением или усталостным разрушением элемента, обычно легко выявляется при визуальном контроле.

Коррозия считается актуальной проблемой эксплуатации. В связи с этим по требованиям ИКАО - программы по сохранению целостности конструкции ЛА - обязательно включают программы по предупреждению и контролю уровня коррозии. В частности, программа коррозионной защиты содержит описание методов обнаружения, удаления и предупреждения коррозии. Основным средством обнаружения повреждения вследствие коррозии является визуальный осмотр, для недоступных зон применяются методы неразрушающего контроля [1].

Коррозионные поражения элементов, возникающие в процессе эксплуатации, требуют своевременного обнаружения и устранения. Неудаленные очаги коррозии при дальнейшей эксплуатации развиваются, как правило, без торможения во времени.

Своевременное обнаружение коррозионных поражений при визуальных и инструментальных осмотрах зависит от возможности доступа к осматриваемой зоне и величины (относительного размера) поражения.

Схемы и рисунки элементов конструкции, которые необходимо контролировать по коррозионному состоянию при выполнении технического обслуживания, методы удаления очагов коррозии и восстановления защитных покрытий приведены разработчиком ЛА в руководстве по защите от коррозии летательного аппарата в эксплуатации.

Коррозионные поражения элементов, находящихся в легкодоступных местах, также выявляются при визуальных осмотрах.

Для осмотра труднодоступных зон обходимо использовать переносные лампы, поворотные зеркала, перископические дефектоскопы, эндоскопы и другие инструменты.

Секция « Техническая эксплуатация электросистем и авионики»

При осмотре силовых элементов конструкции с целью контроля коррозионного состояния необходимо через определенные периоды времени применять инструментальные методы неразрушаю-щего контроля.

Для обеспечения полного использования возможностей методов неразрушающего контроля должны выполняться следующие условия:

1) в процессе разработки летательного аппарата и эксплуатационно-технической документации должно быть предусмотрено применение методов неразрушающего контроля для проверки технического состояния частей и узлов ЛА;

2) при проектировании летательного аппарата необходимо предусмотреть контролепригодность конструкции и возможность доступа к контролируемым зонам, соответствующего используемым методам контроля;

3) конструкция летательного аппарата должна быть приспособлена (адаптирована) к существующим методам и средствам неразрушающего контроля. Если возможность применения этих методов не обеспечена (а также невозможны другие виды контроля состояния или осмотры, освидетельствования), конструкцию необходимо модифицировать или нужно подобрать (разработать) новый метод исследования состояния ЛА и аппаратуру для обследования конструкции;

4) определены зоны, представляющие наибольшую опасность, на основе анализа напряжений, результатов статических и динамических испытаний или на основе систематизации данных по отказам подобных конструкций.

Методы обнаружения дефектов материала и выявления признаков разрушения деталей и элементов конструкции. Наиболее распространены в условиях производства, эксплуатации и ремонта авиационной техники оптические радиационные, магнитные, капиллярные, вихретоковые и акустические методы контроля [2; 3]. В эксплуатационных авиапредприятиях в настоящее время используется оборудование:

Таблица 1

Толщиномеры ультразвуковые

Марка прибора Температурный диапазон применения, °С Частота измерения, МГц Диапазон измерений, нм

А 1207 -30...+50 10 0,8.30

А 1207С -30.+50 5 10.200

А 1208 -30...+55 2; 10 0,8.300

А 1209 -30...+45 2,5; 5; 10 0,6.300

ЭМА А 1270 -20...+45 2; 5 0,5.100

Таблица 2

Дефектоскопы ультразвуковые для контроля изделий из металлов и пластмасс

Марка прибора Температурный диапазон применения, °С МГц Частота измерения,

А 1212 мастер 1Р65 -20.+45 0,5.15

А 1214 эксперт 1Р65 -30.+45 0,5.15

В настоящий момент при проведении неразрушающего контроля предлагается использовать новые приборы.

1. Портативный дефектоскоп для комплексного контроля - МК-218Я - для определения параметров и характеристик коррозионных процессов и процессов коррозии под напряжением в металле, который объединяет вихретоковый и два ультразвуковых прибора (резонансный и велосимметриче-ский), что позволяет определить повреждение структуры в многослойных материалах.

2. Акустические контрольные системы - толщиномеры ультразвуковые идефектоскопы ультразвуковые для контроля изделий из металлов и пластмасс (табл. 2).

3. Импедансный экспресс-тестер - ТЭРИ-04. Современная альтернатива простукиванию «молотком» сотовых авиационных конструкций.

Томографик УД4-Т - многозначный режим работы, быстрая смена приложений (ультразвуковой дефектоскоп (0,2... 10 МГц); ЭМА-толщиномер (0,2...700 мм); резонансный дефектоскоп

(0,2...10 МГц)); вихретоковый дефектоскоп (1,0...10 МГц); акустический тензомер (определение затяжки резьбовых деталей); видеоскоп.

Использование методов неразрушающего контроля на различных этапах эксплуатации при выполнении периодических и целевых технических осмотров обеспечивает предотвращение лётных происшествий, полную выработку назначенных и межремонтных ресурсов и их обоснованное увеличение при сохранении заложенного уровня надёжности, повышение достоверности оценки технического и коррозионного состояния высоконагруженных элементов конструкции [4].

Библиографические ссылки

1. Неразрушающий контроль и диагностика : справочник / В. В. Клюев, Ф. Р. Соснин, А. В. Ковалев [и др.]. 2-е изд., испр. и доп. М. : Машиностроение, 2003.

2. Пивоваров В. А., Машонин О. Ф. Дефектоскопия гражданской авиационной техники. М. : Транспорт, 1997.

3. Ямпольский В. И., Белоконь Н. И., Пилипосян Б. Н. Контроль и диагностирование гражданской авиационной техники. М. : Транспорт, 1990.

4. Кацура А. В., Рябин А. А. Применение методов неразрушающего контроля для выявления коррозионных поражений элементов конструкций летательных аппаратов // Вестник СибГАУ. 2011. Вып. 1(34). С. 101-104.

© Кацура А. В., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.