Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ОНЛАЙН ИГР'

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ОНЛАЙН ИГР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

396
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / виды мотивации / онлайн игра / развивающая игра / motivation / types of motivation / an online game / an educational game

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д.А. Репина

Статья посвящена проблеме повышения мотивации у обучающихся при изучении иностранного языка. Рассматриваются различные виды учебных игр, которые могут быть применены на уроках иностранного языка, в частности, английского. Приводятся примеры онлайн игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING STUDENTS’ MOTIVATION FOR LEARNING A FOREIGN LANGUAGE WITH THE HELP OF EDUCATIONAL ONLINE GAMES

The article is devoted to the problem of increasing the students’ motivation in the process of learning foreign languages. Various types of educational games that can be used at foreign language lessons, in particular, English, are considered. Examples of some online games are given.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ОНЛАЙН ИГР»

Д.А. Репина

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

УДК 37.09

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ

ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ

ОНЛАЙН ИГР

Аннотация. Статья посвящена проблеме повышения мотивации у обучающихся при изучении иностранного языка. Рассматриваются различные виды учебных игр, которые могут быть применены на уроках иностранного языка, в частности, английского. Приводятся примеры онлайн игр.

Ключевые слова: мотивация, виды мотивации, онлайн игра, развивающая игра.

INCREASING STUDENTS' MOTIVATION FOR LEARNING A FOREIGN LANGUAGE WITH THE HELP OF EDUCATIONAL ONLINE

GAMES

Abstract. The article is devoted to the problem of increasing the students' motivation in the process of learning foreign languages. Various types of educational games that can be used at foreign language lessons, in particular, English, are considered. Examples of some online games are given.

Keywords: motivation, types of motivation, an online game, an educational game.

Современный мир характеризуется своей динамичностью и быстротой изменений, которые происходят во всех его сферах. В связи с появлением и расширением международных связей, а также сотрудничества с разными странами знание иностранного языка приобретает все больше и больше практических преимуществ, поэтому его изучение стало необходимостью. Однако, при всей очевидной важности и неоспоримости его преимуществ, учащиеся, в своем большинстве, не считают, что изучение иностранного языка является необходимым. Это происходит из-за отсутствия необходимости применения иностранного языка в процессе жизнедеятельности или за счет завышенного уровня сложности, в результате чего зачастую происходит снижение мотивации к изучению иностранного языка.

В психологических исследованиях проблема формирования мотивации учебной деятельности рассматривается в работах Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, П.М. Якобсона и других исследователей, которые обосновывают такие понятия, как «мотив», «мотивация», «мотиваци-онная сфера». Канадские ученые в области социальной психологии Р. Гарднер и В. Ламберт рассматривают мотивацию, как один из действенных факторов повышения эффективности обучения иноязычной деятельности.

Отечественным психологом Л.И. Божовичем было сформулировано следующее определение мотивации: Мотивация - это сложный, динамический и развивающийся психологический конструкт, включающий в себя побуждения, их качественные характеристики и соотношение, проявляющиеся в специфической деятельности - учении [1]. Из представленного выше определения мы можем понять, что мотивация учения может появляться или пропадать в процессе деятельности обучающегося и зависеть от ряда факторов, таких как мотивы, цели и интересы.

В инновационной школе наиболее важной задачей является формирование познавательной мотивации. С помощью этой мотивации у учащихся происходит повышение личностного смысла, который в результате превращает изучение предмета в самостоятельную ценность.

Основа познавательной мотивации - бескорыстная жажда знаний, непреодолимое желание учиться чему-то новому. Благодаря этой мотивации учащийся с большей легкостью справляется с трудностями [2].

В современном мире при изучении иностранных языков мотивацию разделяют на внешнюю и внутреннюю. Внешними мотивами называются такие мотивы, которые побуждают к деятельности, но не связаны с ней непосредственно. Исходя из этого, внутренние мотивы - это мотивы, которые связанны с этой деятельностью. Выделяют всего два вида внешних мотивов: общественные (широко социальные) и личностные. Личностными мотивами являются мотивы оценки, успеха (когда ученики стараются делать свои задания для получения хорошей отметки или похвалы), самоутверждения и благополучия (происходит, когда ребенок действует из-за давления со стороны родителей или же учителей, чтобы избежать неприятностей) [3, с. 67].

Новое видение образования имеет целью создание мотивационной среды для учащихся в процессе изучения иностранных языков. Практика показывает, что учебники и методические разработки, используемые в процессе обучения, не в достаточной мере учитывают роль и значение мотива-ционной сферы школьников. При этом среда, где школьники приобретают соответствующие знания и навыки, должна стать мотивационной для качественного обучения, побудить к напряженной и последовательной работе

[4].

В наше время существует огромное количество методов для того, чтобы повысить мотивацию обучающихся при иноязычном обучении. Одним из наиболее эффективных средств борьбы с отсутствием мотивации у школьников при изучении языков является использование преподавателем различных нестандартных учебных методов, несущих положительные эмоции при их применении. Такого рода учебные методы оказывают благоприятное воздействие на изучение языка.

Наиболее эффективным методом обучения является применение преподавателем игр и игровых моментов на уроках [5]. Использование данного метода позволяет не только усилить мотивацию и сократить утомляемость, но также является отличным способом для повышения темпа ведения урока.

328

В большинстве случаев, обращение к игровым методикам наблюдается на начальном этапе обучения. Именно в это время перед учителями ставится цель, которая предусматривает заинтересованность ребенка в изучении иностранных языков, а также повышение мотивации при дальнейшем овладении ими. Отличительной чертой игры является то, что учебные задачи предстают перед детьми исключительно в игровом формате, как бы маскируясь, что делает процесс обучения намного привлекательнее и интереснее. В процессе таких занятий, ребенок не ставит перед собой никакой учебной задачи, но в конечном итоге игры он приобретает определенные знания, умения и навыки [6].

Как писал В.А. Сухомлинский, «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» [7, с. 33].Обучающая игра, по мнению К.А. Шишкановой, - «это деятельность, рождающая интеллектуальное и эмоциональное удовлетворение» [8, с. 361].

В связи с пандемией COVID-19 наиболее эффективной игровой методикой повышения мотивации обучающихся к изучению иностранного языка стали развивающие онлайн игры. Учителям приходится проводить уроки в онлайн режиме, а для того, чтобы сделать свои уроки разнообразнее и интереснее преподаватели могут использовать на своих уроках развивающие компьютерные игры.

И.Г. Белавина под компьютерной игрой понимает «компьютерную программу или часть компьютерной программы, служащую для организации игрового процесса, связи с партнерами по игре или саму игру, выступающую в качестве партнера» [9, с. 65].

Энциклопедический словарь относит компьютерную игру к «одному из основных и массовых применений микропроцессорной вычислительной техники, относящейся к досугу, воспитанию и образованию» [10].

Из вышесказанных определений можно сделать вывод о том, что в образовательном процессе компьютерная игра является таким видом деятельности, который характеризуется взаимодействием ребенка или группы детей с самой игрой [11].

В сети Интернет существует огромное множество различных игр, направленных на развитие лексических, грамматических и фонетических

навыков, которые учитель может использовать в дополнение к своему уроку.

Приведем несколько примеров развивающих онлайн игр, которые преподаватель может применить в своей образовательной деятельности. Необходимо отметить, что представленные игры привлекают внимание детей звуковыми эффективными, красочными изображениями, интересными героями. Например, к лексическим онлайн играм мы можем отнести такую, как Word Search: The Colours (https://happylearning.tv/en/word-search-colours/) - онлайн игру, направленную на закрепление ранее изученной лексики, а также на развитие внимательности ученика. Учащемуся необходимо найти

329

определенные слова, которые указаны справа. На поиск нужных слов дается время, за каждый правильный ответ ребенок получает балл.

К грамматическим играм можно отнести такую игру, как Grammar Bees (https://www.funbrain.com/games/grammar-bees) - развивающую онлайн игру, которая помогает ребенку применять на практике полученные знания о глаголе to be. Игра достаточно простая и имеет 2 уровня сложности. Учащемуся требуется подставить правильную форму глагола в предложение, каждый правильный ответ приносит цветок. Интерактивная игра проходит в формате «ученик против компьютера».

Одной из развивающих онлайн игр, которая направлена на развитие фонетических навыков, является Cat Word Machines (https://www.starfall.com/h7word-machines/). Эта игра помогает учащемуся правильно произносить звуки и слова. Ученик может изменять слово, меняя первую или последнюю букву в слове с помощью кнопки со звездочкой или с помощью ручника.

Подводя итог, отметим, что использование онлайн развивающих игр представляет собой одно из актуальных направлений современной педагогики. Существует ряд преимуществ при включении обучающих и развивающих игр в процесс овладения иностранным языком: освоение компьютера, интенсификация образовательного процесса, интересная форма подачи материала, визуальные образы наряду с аудиоподдержкой, интерактивные задания.

Список использованной литературы

1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности [Электронный ресурс]. 2001. URL: http://elib.gnpbu.ru/text/bozhovich problemy-formirovaniya-lichnosti 2001/go,54;fs,1/. (дата обращения: 02.02.2021).

2. Моисеева Т. А., Санникова В. С. Развитие внутренней мотивации учебной деятельности у подростков [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2018. №47. С. 307315. URL:https://moluch.ru/archive/233/53959/. (дата обращения: 05.02.2021).

3. Розенфельд Г. Мотивация учения. Типы мотивов. Использование мотивов. М., 1991. 268 с.

4. Божович Л.И.Избранные психологические труды. М., 1995.

5. Гюльмамедова Р. Р. Игровые технологии в процессе обучения иностранным языкам / Р. Р. Гюльмамедова, А. А. Логинова // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: Материалы докладов XII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Саратов, 25-26 февраля 2020 года. Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2020. С. 181-186.

6. Букичева О. А. Дидактические игры на уроках английского языка в начальной школе // ИЯШ. 2011. №6. С. 46-49.

7. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника. Избр. произв. В пятитомах. Т.1. К.: Рад. школа, 1979.

8. Шишканова К. А. Использование игр на уроках английского языка с целью формирования коммуникативной компетенции учащихся / К. А. Шишканова, Е. А. Ермолаева // Иностранные языки: проблемы преподавания и риски коммуникации: Научные исследования преподавателей и студентов факультета иностранных языков и лингводи-дактики СГУ имени Н. Г. Чернышевского, Саратов, 04-05 июня 2020 года / Под редакцией Г.А. Никитиной. Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2020. С. 360-364.

9. Белавина И.Г. Восприятие ребёнком компьютера и компьютерных игр // Вопросы психологии. 1993.№ 3. С. 62.

10. Большая электронная энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: https://bigenc.ru/. (дата обращения: 31.01.2021).

11. Nikitina G.A., Ternova N.V. Electronic teaching aids as a means of intensifying the process of foreign language teaching // Perspectives of Science and Education. 2019. № 6 (42). С. 435-444.

В.В. Решетникова

Российский университет транспорта (РУТМИИТ)

УДК 372.881.111.1

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ АУДИРОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМИ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

Аннотация. В статье рассматривается проблема обучения аудированию в курсе иностранного языка в неязыковом вузе. Подчеркивается роль аудирования в процессе овладения иностранным языком как средством коммуникации, приводятся аргументы в пользу постоянного расширения словарного запаса и изучения разговорной грамматики, даются некоторые рекомендации по организации практических занятий по аудированию в студенческой аудитории.

Ключевые слова: аудирование, аутентичный, восприятие, звучащая речь, навыки, понимание, средства коммуникации.

DEVELOPMENT OF AUDITING SKILLS WHILE STUDYING A FOREIGN LANGUAGE BY THE STUDENTS OF A TECHNICAL

UNIVERSITY

Abstract. The article deals with the problem of teaching listening in a foreign language course in a non-linguistic university. The role of listening in the process of mastering a foreign language as a means of communication is emphasized, arguments are given in favour of the constant expansion of vocabulary and the study of conversational grammar, and some recommendations are given on the organization of practical lessons on listening in the student audience.

Keywords: listening, authentic, perception, sounding speech, skills, understanding, means of communication.

Главной задачей интенсивного метода обучения иностранному языку является овладеть, в условиях жесткого лимита времени, иностранным языком как средством общения и средством познания, выработать умения и навыки понимания устной речи на иностранном языке в нормальном (естественном) или близком к нормальному темпе.

Обучение иностранному языку включает 4 вида деятельности: чтение, говорение, письмо и аудирование. Всеми этими видами деятельности студент должен обладать в комплексе, и только тогда мы можем судить о его уровне владения иностранным языком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.