Научная статья на тему 'Повышение мотивации достижения студентов на занятиях по иностранному языку посредством творческих заданий'

Повышение мотивации достижения студентов на занятиях по иностранному языку посредством творческих заданий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
326
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИЯХ / NEED FOR ACHIEVEMENT / МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ / ACHIEVEMENT MOTIVATION / ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ / СИТУАЦИИ УСПЕХА / ТВОРЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ / CREATIVE TASKS / INCREASING ACHIEVEMENT MOTIVATION / SITUATIONS CONDUCIVE TO SUCCESS / TEXTBOOKS WRITTEN WITH A CREATIVE APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Киселева Зоя Арсеновна

В данной статье рассматриваются понятия “потребности в достижениях” и “мотивации достижения” c описанием научных подходов к данным понятиям; анализируется роль мотивации достижения в учебной деятельности студентов; определена роль творческих заданий в развитии мотивации достижения; представлены творческие учебные пособия, направленные на развитие данной мотивации, и приведены примеры различных творческих заданий; сделаны выводы о необходимости творческой составляющей занятий по иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Киселева Зоя Арсеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING ACHIEVEMENT MOTIVATION IN STUDENTS AT FOREIGN LANGUAGE CLASSES BY MEANS OF CREATIVE TASKS

This article examines the concepts “achievement needs” and “achievement motivation” by delineating scholarly approaches to these concepts. It analyses the role of achievement motivation in student learning activities, defines the role of creative tasks in increasing achievement motivation, introduces some textbooks written with a creative approach aimed to increase such motivation, and gives examples of various creative tasks. Conclusions are drawn concerning the need for creative content at foreign language classes.

Текст научной работы на тему «Повышение мотивации достижения студентов на занятиях по иностранному языку посредством творческих заданий»

УДК 372.881.111.1 Б01: 10.18720/НиМ/К8К 2227-8591.20.10

З.А. Киселева

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

КИСЕЛЕВА Зоя Арсеновна - кандидат педагогических наук, доцент Высшей школы иностранных языков Гуманитарного Института, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербург, 195251, Россия; e-mail: zoya@rambler.ru

KISELYOVA Zoya Ars. - Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. Politekhnicheskaya ul., 29, St. Petersburg, 195251, Russia; e-mail: zoya@rambler.ru

В данной статье рассматриваются понятия "потребности в достижениях" и "мотивации достижения" с описанием научных подходов к данным понятиям; анализируется роль мотивации достижения в учебной деятельности студентов; определена роль творческих заданий в развитии мотивации достижения; представлены творческие учебные пособия, направленные на развитие данной мотивации, и приведены примеры различных творческих заданий; сделаны выводы о необходимости творческой составляющей занятий по иностранному языку.

ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИЯХ; МОТИВАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЯ; ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ; СИТУАЦИИ УСПЕХА; ТВОРЧЕСКИЕ УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ; ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

Ссылка при цитировании: Киселева З.А. Повышение мотивации достижения студентов на занятиях по иностранному языку посредством творческих заданий // Вопросы методики преподавания в вузе. 2017. Т. 6. № 20. С. 94-100. Б01: 10.18720/НиМ/!88М 2227-8591.20.10

Известно, что представление о потреб-ностно-мотивационной сфере личности студента помогает преподавателю в решении образовательных и воспитательных задач в учебном процессе. Учебная деятельность побуждается целой системой разнообразных мотивов, в основе которых лежат жизненные потребности человека. До некоторого времени в педагогике преобладало представление о том, что истинным и адекватным движущим мотивом учения является потребность в познании, вмешательство же других потребностей, таких как, например, быть первым, стрем-

ление к успеху, рассматривалось как мотивация не адекватная учебной деятельности. Поэтому педагогика, главным образом, разрабатывала методы, стимулирующие познавательную потребность учащегося. Однако стимуляция учебы исключительно познавательными потребностями не только ограничивает мотивационную основу учения, но и наносит ущерб гармоническому формированию личности, поскольку ориентация только на познавательный интерес не будет развивать других, очень важных социальных потребностей человека [1: 5].

Учение во многом есть достижение, поэтому большое значение приобретает потребность в достижениях, которая выражается в стремлении учащихся сделать что-то быстро и хорошо, достичь высшего уровня в каком-то деле, проявить свои способности и умения. В поведении достижения задействованы две тенденции, обозначенные Х. Хекхаузеном "надеждой на успех" и "боязнью неудачи". Первая выражает уверенность в достижении намеченной цели, вторая же связана с тревожным опасением не суметь ее достичь, не оправдать ожиданий, провалиться [2].

Успех представляет собой субъективно переживаемое состояние радости в ситуации совпадения ожидаемого и достигнутого. Достижение можно рассматривать и как результат, и как процесс получения результата, в этом плане правомерно сочетание "достижение успеха" [3: 23].

В теории А. Маслоу говорится о потребности в самоактуализации, которая на наш взгляд может быть соотнесена с потребностью в достижении, так как выражается в стремлении к самовыражению, самосовершенствованию, развитию способностей, творчеству, т.е. достижению человеком определенных высот, стремлению к реализации личностного потенциала [4: 209].

Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации являются показателем личностной зрелости и одновременно условием ее достижения. Кроме того, эти потребности являются источником человеческого долголетия, причем долголетия активного, и не только физического, но и социального, личностного. С наличием выраженного стремления к саморазвитию связана и успешность человека как субъекта профессиональной деятельности, успешность достижения им профессионального успеха, а также и его профессиональное долголетие [5: 87-88].

Современное общество заинтересовано в успешных людях, способных к личностному росту, достижению поставленных целей и реализации своего потенциала. В современных условиях успешным быть модно и престижно. Люди тянутся к навязываемым им стандартам успеха и не желают быть неудачниками. Поэтому развитие потребности в достижениях у студентов становится еще более актуальным и значимым.

С этой целью преподавателю необходимо как можно чаще создавать ситуации, в которых эта потребность актуализируется, и студенты ориентируются на успех. Ситуации успеха позволяют учащимся проявить свои способности, попробовать себя в чем-то новом, реализовать свой потенциал. Поэтому повышение мотивации достижения учащихся - одна из важных задач преподавателя современного вуза. Необходимо постоянно направлять студентов к достижению успеха в учебной деятельности, поощрять их стремление к творчеству и самовыражению.

По мнению И.Я. Львовича и А.П. Преображенского, самореализация связана с реализацией существующего потенциала, осуществлением возникающих желаний, использованием на практике знаний и умений. А педагог обязан поддерживать стремление студентов к самореализации. Самореализация может наблюдаться при самостоятельной работе студентов под руководством преподавателя. В процессе решаются такие задачи: студенты получают глубокие фундаментальные знания, но при этом развиваются их творческие способности, учитываются различные приоритеты. Каждый студент при самостоятельной работе проводит самостоятельную установку цели, для достижения которой он проводит выбор задания и вида работы. [6: 51-54]

Значение самостоятельной работы в вузе не подлежит сомнению, так как именно

самостоятельная работа помогает учащемуся развить и совершенствовать такие качества личности, как самостоятельность, ответственность, умение ориентироваться в жизненных ситуациях. К тому же самостоятельная работа способствует самообразованию и саморазвитию студента. А в условиях небольшого количества часов, отводимых на изучение иностранного языка в неязыковых вузах, роль самостоятельной работы значительно возрастает.

На занятиях по иностранному языку необходимо использовать различные современные методы обучения, позволяющие заинтересовать студента предметом, мотивировать его к достижениям и самореализации. К таким методам можно отнести обучение в сотрудничестве и проектную технологию обучения или метод проектов.

Например, основной целью метода проектов является предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции знаний из различных предметных областей, а также формирование важнейших практических умений и навыков, таких как умение ориентироваться в информационном пространстве (находить источники получения информации, обрабатывать и анализировать ее), навыки проведения исследований, делового общения и работы в команде, передачи и презентации полученной информации. Проектная деятельность - это эффективный коммуникативный метод обучения иностранному языку, способствующий повышению мотивации студентов и создающий условия для сотрудничества преподавателей и учащихся, их совместной творческой деятельности [7: 31-32]

Используя в процессе обучения метод проектов и обучение в сотрудничестве, преподаватель может предложить студен-

там различного рода творческие задания, направленные на повышение мотивации достижения и на создание тех самых ситуаций успеха, которые позволят учащимся применять и совершенствовать полученные знания, проявлять свои способности и стремиться к самореализации. Творческие задания вызывают неподдельный интерес студентов, повышают их самооценку, помогают бороться с рутиной и формальностью, делают занятия более увлекательными, насыщенными, динамичными и создают позитивную атмосферу. К тому же студенты уже готовы к самостоятельной, поисковой деятельности, что значительно расширяет возможности их творческой активности. К творческим заданиям можно отнести ролевые игры, игры-импровизации, дискуссии в необычном формате, придумывание ситуаций и историй на заданную тему, проведение интервью и опросов, подготовку докладов и сообщений, создание игр и проектов и др.

Студентам необходимы новые, необычные формы и приемы подачи учебного материала, неожиданная структура и построение уроков, яркое содержание с наличием проблемных текстов и тем, которые будут интересны молодежи. К сожалению, такой материал встретишь не в каждом учебнике. Однако есть учебные пособия, написанные с явным творческим подходом, которые без сомнения способствуют развитию мотивации достижения. Эти учебные пособия успешно используются на занятиях по иностранному языку в дополнении к основным учебникам.

К таким пособиям можно отнести «Conversation classes for future economists (Коммуникация по-английски на экономические темы)"(2006) [8]. Эта книга участвовала в межвузовском конкурсе учебников и была отмечена дипломом СПбГУЭФ (ныне СПбГЭУ). Пособие предназначено для студентов экономических специально-

стей. Оно предлагает много интересных творческих коммуникативных упражнений для работы в группах. Большинство заданий, представленных в данном пособии, предоставляет широкое поле для творчества, проявления своих способностей и самовыражения. Задания обращены к современным, актуальным темам, которые не только затрагивают различные экономические вопросы, но также готовят студентов к межкультурной коммуникации. Предлагаемые для изучения тексты интересны, небанальны, всегда находят отклик у молодежи и дают возможность обсудить ту или иную проблему.

Рассмотрим некоторые примеры заданий из этого пособия:

1.) Unit "Building relationships" (Построение отношений)

Advertise some country from the point of view of business connections. Use Exercise 7 as an example.

Студентам предлагается прорекламировать какую-нибудь страну с точки зрения культуры построения деловых отношений (традиции приема деловых партнеров, организации встреч, проведения переговоров и т.д.) В качестве примера учащимся дается текст о культуре построения деловых отношений в Казахстане [8: 66].

2.) Unit "Management styles" (Стили управления)

Design the most comfortable office for some Russian manager.

Студентам предлагается создать дизайн наиболее комфортного офиса для какого-нибудь российского менеджера. При создании интерьера офиса необходимо учитывать характер руководителя - какой бы стиль он/она предпочел/предпочла. Студент должен продумать цветовое решение, аксессуары, выбрать подходящую мебель. В задании дается лексика по дизайну интерьера, которая поможет в составлении проекта[8: 109]

3.) Unit "Customer service" (Обслуживание покупателей)

Студентам предлагается поучаствовать в ролевой игре-импровизации, разыграв ситуации общения между покупателем и продавцом, учитывая разные характеры персонажей. При выполнении данного задания нужно быть как можно убедительней и ознакомиться с предложенными в задании стилями убеждения. Необходимо продумать реплики и мимику персонажей, а также разные варианты развития ситуации. Role-play the conversation between a polite shop-assistant and a grumbling customer, who is always dissatisfied with something (разговор между вежливым продавцом и ворчливым покупателем, который всегда чем-то недоволен);

an impolite shop-assistant and a gentle customer, who wants to change a pair of defective shoes (разговор между невежливым продавцом и интеллигентным покупателем, который хочет заменить бракованную пару ботинок) [8: 49-50].

Еще один пример учебника по английскому языку, который успешно справляется с задачей повышения мотивации достижения учащихся вуза - это учебное пособие «Совершенствуй английский и познавай мир: Improve Your English and Get to Know the World"(2012) [9]. Книга рекомендуется студентам, обучающимся по специальностям туристического профиля. Также ее можно использовать в качестве дополнительного материала для студентов политехнического университета, изучающих базовый курс английского языка, в котором есть тема "Travel".

Целью данного учебного пособия является развитие и совершенствование навыков разговорного английского языка по темам, связанным с туризмом, а также расширение страноведческих и культуро-ведческих знаний. Темы, представленные в пособии, актуальны, интересны, познава-

тельны и отражают современные реалии в туристической сфере. Интересные, нестандартные задания и упражнения позволяют узнавать много нового о разных странах и регионах (в том числе и о стране изучаемого языка), их достопримечательностях, культуре, искусстве, обычаях, географических и природных условиях. В этой книге учащиеся найдут информацию о различных видах туризма, путешествиях (в том числе и гастрономических), увлекательных маршрутах, средствах передвижения и возможностях размещения по всему миру.

Приведем некоторые примеры творческих заданий из данного учебного пособия, которые направлены на формирование мотивации достижения:

1. Unit "Tourism and Popular Tourist Destinations" (Туризм и популярные туристические направления)

В упражнении № 19 студентам предлагается привести примеры интересных мест в России или за рубежом, которые связаны с личностью какого-нибудь знаменитого поэта, писателя или литературного персонажа; с личностью знаменитого актера, оператора или режиссера или с местами киносъемок.

Необходимо отметить, что каждое задание в книге сопровождается примерами, которые можно найти в примечаниях (Notes). Эти примеры помогают сориентировать учащихся на правильное выполнение задания.

Например, из примечаний студенты узнают, что в поселке Щелыково Костромской области находится музей-усадьба известного русского драматурга - А.Н. Островского, а в городе Терийоки (ныне Зеле-ногорск) родился знаменитый российский актер - Георгий Вицин. Некоторые сцены фильмов о Гарри Поттере, показывающие школу Чародейства и Волшебства, снимались в замке Алнвик (г. Алнвик) и Дарем-ском соборе (г. Дарем) в Англии [9: 30-33].

Выполняя это задание, студенты проявляют себя в самостоятельной, поисковой деятельности. Им необходимо найти соответствующий материал в Интернете, книгах или журналах и представить его на занятии.

2.) Unit "Sightseeing" (Осмотр достопримечательностей)

В упражнении № 24 студентам предлагается сопоставить фотографии некоторых известных достопримечательностей России с их названиями. Затем учащийся выбирает понравившуюся достопримечательность и готовит о ней сообщение (например, о Ростовском Кремле в городе Ростове Великом, Казанском Кремле в Казани, Ипатьевском монастыре в Костроме и др.) [9: 82-84].

3.) Unit 3 "Travel options and transportation" (Варианты путешествия, средства передвижения)

Студентам нужно вспомнить виды передвижения, которые упоминаются в известных фильмах или мультфильмах (Recall some means of transportation mentioned in famous films or animated cartoons). В качестве примеров, которые сориентируют учащихся на выполнение данного задания, приводится целых семь вариантов, например:

A motorhome is mentioned in the American film "Meet the Fockers", which is a comedy film directed by Jay Roach and the sequel to the film "Meet the parents". Famous American actors starring in this film are: Ben Stiller, Robert De Niro, Dustin Hoffman, Barbra Streisand and others. Greg Focker and his bride Pam decide to introduce their parents to each other for the first time. Greg's parents live in Florida. Greg and Pam are surprised to find out that they will travel to Florida not by plane (as they planned), but by Jack's (Pam's father) new RV (Recreational Vehicle). RV in North America is the usual term for a motor-vehicle equipped with living space and facili-

ties found at home. This RV is a passenger bus conversion with luxury components having all modern conveniences).

Соответственно, в этом задании приводится пример дома на колесах, который присутствует в известном американском фильме "Знакомство с Факерами". Этот дом представляет собой переделанный пассажирский автобус, имеющий все современные удобства. Также данный пример кратко описывает сюжет фильма [9: 171-173].

4.) Unit "Gastronomy Tourism" (Гастрономический туризм)

Творческое задание предлагается студентам в упражнении № 19.

Offer your own gastronomy trip to a Russian or foreign city/town/region of your own choice (Предложите свой собственный гастрономический тур в один из российских или зарубежных городов или регионов на ваш выбор). В соответствии с данным заданием учащимся нужно продумать и представить на занятии свое собственное кулинарное путешествие. В качестве примера автор приводит эссе о гастрономическом путешествии в город Солигалич Костромской области. В нем рассказывается о кулинарных традициях данного города и окрестностей - студенты узнают, что такое

вяленка, черная соль, крестьянский суп с яйцом и др. местные блюда. Также учащиеся знакомятся с современными продуктами, которые производятся в Солига-личе и которые стали по-настоящему популярными не только в Костромской области, но и далеко за ее пределами (например, солигаличский сыр и лимонад) [9: 261-266].

Таким образом, с целью повышения мотивации достижения студентов необходимо создавать ситуации успеха, используя на занятиях различного рода творческие задания. Творческие задания вызывают у учащихся интерес к предмету, мотивируют их к раскрытию своих возможностей, способствуют самовыражению и саморазвитию. Выполняя творческие задания, учащиеся раскрепощаются, начинают верить в свои силы и способности, повышают свою самооценку. И как результат - стремятся к новым достижениям и к новым вершинам. Творческая составляющая занятия помогает студенту взглянуть на изучение иностранного языка совершенно под другим ракурсом, понять, что многое по силам, почувствовать удовлетворение от учебной деятельности и дальше продолжать стремиться к успеху, в том числе и в своей будущей профессиональной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Орлов Ю.М., Творогова Н.Д., Шкур-

кин В.И. Стимулирование побуждения к учению. М.: ММИ им. Сеченова, 1988. 79с.

2. Ботов В.М. Связь мотива достижения и индивидуально-психологических характеристик десятиклассников: дис... канд. психол. наук. 19.00.07. М., 1994.

3. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века): уч. пос.: СПб.: Петербург ХХ1 век, Пресс-Атташе, 1997. 160с. ISBN: 5-88485-047-6

4. Maslow A.H. Toward a psychology of being. N.Y., 1968

5. Реан А.А. Психология взрослых. Социализация, поведение, общение. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 416 с.

6. Львович И.Я., Преображенский А.П.

Проблемы повышения мотивации студентов к обучению // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2014. Том 10. № 3-2. С. 51-54 ISSN: 1729-6501

7. Попова Е.В. Использование проектной методики в обучении иностранным языкам // В сб. науч. ст: Проблемы филологии и методики преподавания иностранных языков. Вып. № 9. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007. С. 31-35

8. Алмазова Н.И., Киселева З.А.

Conversation classes for future economists (Коммуникация по-английски на экономические темы): Уч. пос. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. 115 с.

9. Киселева З.А. Совершенствуй английский и познавай мир: Improve Your English and Get to Know the World: уч. пос. по разговорной практике. - Ростов н/Д.: Феникс, 2012. 315 c. Серия: Без репетитора. ISBN 978-5-222-18754-8.

Kiselyova Z.A. Increasing achievement motivation in students at foreign language classes by means of creative tasks. This article examines the concepts "achievement needs" and "achievement motivation" by delineating scholarly approaches to these concepts. It analyses the role of achievement motivation in student learning activities, defines the role of creative tasks in increasing achievement motivation, introduces some textbooks written with a creative approach aimed to increase such motivation, and gives examples of various creative tasks. Conclusions are drawn concerning the need for creative content at foreign language classes.

NEED FOR ACHIEVEMENT; ACHIEVEMENT MOTIVATION; INCREASING ACHIEVEMENT MOTIVATION; SITUATIONS CONDUCIVE TO SUCCESS; TEXTBOOKS WRITTEN WITH A CREATIVE APPROACH; CREATIVE TASKS.

Citation: Kiselyova Z.A. Increasing achievement motivation in students at foreign language classes by means of creative tasks. Teaching Methodology in Higher Education. 2017. Vol. 6. No 20. P. 94-100. DOI: 10.18720/HUM/ISSN 2227-8591.20.10

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.