Научная статья на тему 'Повышение методической компетенции педагога в области применения инструментов цифрового образования как фактор эффективного использования ресурса ФГИС "Моя Школа"'

Повышение методической компетенции педагога в области применения инструментов цифрового образования как фактор эффективного использования ресурса ФГИС "Моя Школа" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
федеральные государственные образовательные стандарты / ФГИС "Моя Школа" / подсистема "Библиотека ЦОК" / цифровые компетенции / методические компетенции / цифровая образовательная среда / цифровая дидактика / цифровые инструменты. / federal state educational standards / FSIS "My School" / subsystem "Library of digital educational content" / digital competencies / methodological competencies / digital educational environment / digital didactics / digital tools.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Устименко Т.А., Ляпах С.Н., Кондрашова А.И.

Цель исследования – определение основных направлений деятельности институтов развития образования, муниципальных методических служб по повышению методической компетенции педагогов в области эффективного применения контента ФГИС "Моя школа". В статье рассмотрены вопросы включения цифровых инструментов в процесс преподавания, которые показывают важность повышения не только цифровых компетенций педагогов, но и методических. Научная новизна заключается в том, что эффективное использование цифровых ресурсов в образовательном процессе возможно при условии адресного методического сопровождения педагогов в области применения инструментов цифрового образования. В результате раскрыты основные направления, необходимые для повышения методической компетенции педагогов в области применения цифровых инструментов в профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Устименко Т.А., Ляпах С.Н., Кондрашова А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing the methodological competence of the teacher in the field of application of digital education tools as a factor of effective use of the FSIS "My School" resource

The purpose of the study is to determine the main areas of activity of educational development institutions, municipal methodological services to improve the methodological competence of teachers in the field of effective application of the content of the FSIS "My School". The article deals with the issues of including digital tools in the teaching process, which show the importance of improving not only the digital competencies of teachers, but also methodological ones. The scientific novelty lies in the fact that the effective use of digital resources in the educational process is possible under the condition of targeted methodological support for teachers in the field of application of digital education tools. As a result, the main directions necessary to improve the methodological competence of teachers in the field of using digital tools in their professional activities are revealed.

Текст научной работы на тему «Повышение методической компетенции педагога в области применения инструментов цифрового образования как фактор эффективного использования ресурса ФГИС "Моя Школа"»

Increasing the methodological competence of the teacher in the field of application of digital education tools as a factor of effective use of the FSIS "My School" resource

Ustimenko Tatyana Alekseevna, PhD of Pedagogical sciences

Lyapakh Sergey Nikolaevich, PhD of Pedagogical sciences

Kondrashova Anastasia Ivanovna, Senior Lecturer

Stavropol Regional Institute for the Development of Education, Advanced Training and Retraining of Educational Workers, Stavropol

The purpose of the study is to determine the main areas of activity of educational development institutions, municipal methodological services to improve the methodological competence of teachers in the field of effective application of the content of the FSIS "My School". The article deals with the issues of including digital tools in the teaching process, which show the importance of improving not only the digital competencies of teachers, but also methodological ones. The scientific novelty lies in the fact that the effective use of digital resources in the educational process is possible under the condition of targeted methodological support for teachers in the field of application of digital education tools. As a result, the main directions necessary to improve the methodological competence of teachers in the field of using digital tools in their professional activities are revealed.

Keywords: federal state educational standards; FSIS "My School"; subsystem "Library of digital educational content"; digital competencies; methodological competencies; digital educational environment; digital didactics; digital tools

Устименко Татьяна Алексеевна, кандидат педагогических наук

Цитировать: Устименко Т.А., Ляпах С.Н., Кондрашова А.И. Повышение методической компетенции педагога в области применения инструментов цифрового образования как фактор эффективного использования ресурса ФГИС "Моя Школа"// KANT. – 2023. – №3(48). – С. 255-259. EDN: YFVBZL . DOI: 10.24923/2222-243X.2023-48.44

Ляпах Сергей Николаевич, кандидат педагогических наук

Кондрашова Анастасия Ивановна, преподаватель

Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования, Ставрополь

Цель исследования – определение основных направлений деятельности институтов развития образования, муниципальных методических служб по повышению методической компетенции педагогов в области эффективного применения контента ФГИС «Моя школа». В статье рассмотрены вопросы включения цифровых инструментов в процесс преподавания, которые показывают важность повышения не только цифровых компетенций педагогов, но и методических. Научная новизна заключается в том, что эффективное использование цифровых ресурсов в образовательном процессе возможно при условии адресного методического сопровождения педагогов в области применения инструментов цифрового образования. В результате раскрыты основные направления, необходимые для повышения методической компетенции педагогов в области применения цифровых инструментов в профессиональной деятельности.

Ключевые слова: федеральные государственные образовательные стандарты; ФГИС «Моя Школа»; подсистема «Библиотека ЦОК»; цифровые компетенции; методические компетенции; цифровая образовательная среда; цифровая дидактика; цифровые инструменты.

УДК 37.018.46

5.8.7

Устименко Т.А., Ляпах С.Н., Кондрашова А.И.

Повышение методической компетенции педагога в области применения инструментов цифрового образования как фактор эффективного использования ресурса ФГИС «Моя Школа»

Введение

Цифровая трансформация образования является стратегически важной задачей, стоящей сегодня перед системой образования [2]. Включенность образовательных систем в ее решение еженедельно отслеживается Министерством просвещения Российской Федерации по активности использования педагогическими работниками отечественных цифровых решений для организации образовательного процесса. Переориентация на отечественные программные решения обусловлена необходимостью обеспечения цифровой безопасности и суверенитета страны.

Цель исследования структурировала следующие задачи: исследование готовности педагогов к использованию цифровых инструментов в профессиональной деятельности; изучение возможностей ФГИС «Моя школа»; определение основных направлений деятельности институтов развития образования и муниципальных методических служб по повышению методической компетенции педагогов в области применения инструментов цифрового образования. В статье применяются следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, анкетирование, наблюдение, частотный анализ.

Теоретической базой исследования послужили изменения, внесенные в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС, касающиеся использования государственных информационных систем при реализации основных общеобразовательных программ.

Результаты исследования могут применяться в деятельности институтов развития образования, муниципальных методических служб, направленной на повышение квалификации педагогов, через реализацию программ дополнительного профессионального образования, проведение обучающих мероприятий для учителей и др.

Основная часть

Ключевым структурным элементом современной цифровой образовательной среды, утвержденной Приказом Минпросвещения России от 15 января 2021 № 14 «Об определении детализированного состава цифровой образовательной среды», является федеральная государственная информационная система «Моя школа» (далее – ФГИС «Моя школа») [5].

ФГИС «Моя школа» в настоящее время становится единой точкой входа для доступа к цифровому образовательному контенту, за счет интеграции в нее всех существующих отечественных цифровых решений для системы образования, включая региональные информационные системы.

Содержательным ядром ФГИС «Моя школа» является подсистема «Библиотека цифрового образовательного контента», с помощью которой педагогические работники получают доступ к верифицированному цифровому образовательному контенту от различных поставщиков, в том числе от Академии Минпросвещения России, Института стратегии развития образования Российской академии образования.

Библиотека цифрового образовательного контента содержит более 10000 единиц учебных материалов. Из них более 6000 материалов Академии Минпросвещения России. Весь контент является доступным и бесплатным [3].

К сентябрю 2023 года планируется наполнить контент Библиотеки ЦОК на 100%, с 2024 года будет продолжена разработка контента по школьным предметам, в том числе для изучения на углубленном уровне.

Идеология Библиотеки ЦОК: цифровые технологии не ради технологий, а цифровые технологии в помощь учителям.

Все материалы, представленные в библиотеке, разработаны экспертами, в первую очередь, для того, чтобы упростить педагогам подготовку к урокам и сделать их интересными и современными, соответствующими требованиям к конструированию современного урока по ФГОС.

Каждый урок Библиотеки ЦОК содержит требования, заложенные универсальным тематическим классификатором (далее – УТК). Таким образом, весь образовательный контент, разработанный по системе УТК, будет давать ученикам полный объем знаний по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в соответствии с требованиями к результатам обучения обновленных ФГОС [3].

Поэтому «Библиотека ЦОС» - еще одно эффективное решение для построения единого образовательного пространства: содержание соответствует обновленным ФГОС, коррелирует с федеральными основными общеобразовательными программами, интегрируется в конструктор учебных планов ИСРО РАО.

Подсистема «Библиотека ЦОК» является каталогом цифрового образовательного контента. В каталоге размещены материалы по 32 учебным предметам и классным часам для учащихся с 1 по 11 класс, такие как уроки, документальные фильмы, виртуальные лабораторные и практические работы по физике, химии, биологии и математике, в том числе для изучения на углубленном уровне, причем в каждой такой лабораторной работе от 3 до 5 научно-практических эксперимента, методические рекомендации для учителя, лабораторный журнал для ученика, дополнительные материалы. Библиотека ЦОК позволяет педагогу не только получить доступ к большому выбору электронных образовательных ресурсов, но и расширить свои возможности в подходах к содержательной, организационной и методической основам образовательной деятельности.

С помощью контента Библиотеки ЦОК педагоги могут разрабатывать и проводить уроки для обучающихся и использовать ее для самоподготовки.

Материалы Библиотеки ЦОК могут служить виртуальным наставником для учителей, прошедших переподготовку и ведущих предметы не по своему базовому образованию, для учителей – вчерашних выпускников вузов и студентов, трудоустроенных в школах (тем более, что таких педагогов в Ставропольском крае в 2022/23 учебном году около 4,5 тысяч человек).

Наш опыт посещения уроков в образовательных организациях, обучающиеся которых в 2022 году должны были стать участниками исследования PISA, позволил выявить ряд методических ошибок, допускаемых учителями при проведении уроков. В том числе преобладание деятельности учителя на уроке и пассивность большинства учеников класса, слабая визуализация информации по рассматриваемому вопросу, отсутствие разнообразия форм организации учебной деятельности обучающихся.

Анкетирование 150 слушателей курсов повышения квалификации ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования», проведенное в январе - июне 2023 года, позволило определить цифровые инструменты и основные направления их использования педагогами в образовательной деятельности:

– пакет MS Office - используют 88,89% опрошенных педагогов;

– Интернет-ресурсы - 37,44% педагогов;

– мобильные приложения используют:

• в урочной деятельности – менее10 % педагогов;

• во внеурочной деятельности – 20% педагогов;

– офлайн-ресурсы используют 23,33% опрошенных педагогов.

При анализе и интерпретации результатов анкетирования мы не можем забывать о существующих ограничениях. В 2022 году Министерством просвещения был утвержден перечень образовательных ресурсов, состоящий из 240 пунктов [4]. Данный перечень довольно сильно ограничил возможности педагога в использовании цифровых инструментов и сервисов.

Использование материалов Библиотеки ЦОК позволит минимизировать озвученные недочеты в работе учителя, тем самым повысить качество преподавания, качество проведения отдельного учебного занятия или серии учебных занятий.

По данным мониторинга Министерства просвещения Российской Федерации, на май 2023 года количество активных педагогов Ставропольского края во ФГИС «Моя школа» составило около 3000 человек, для того чтобы стать активным, педагогу достаточно хотя бы один раз в год авторизоваться в системе ФГИС "Моя школа" и иметь подтвержденную учетную запись [6]. В ближайшее время актуализация системы администрирования пользователей ФГИС «Моя школа» в образовательных организациях Ставропольского края позволит обеспечить доступ к ее ресурсам всем педагогам региона, поэтому в настоящее время на региональном уровне необходимо организовать работу по формированию готовности педагогических работников общеобразовательных организаций Ставропольского края к эффективному использованию ресурсов Библиотеки ЦОК в своей профессиональной деятельности. Причем акцент в этой работе в первую очередь, должен быть сделан не столько на цифровые компетенции учителей, сколько на методические в области организации процесса обучения с использованием цифровых инструментов или цифровой дидактики.

М. Чошанов предлагал рассматривать дидактику цифрового обучения как вид дидактики с интегрированными в неё ИКТ технологиями, фокус которой направлен на проектирование процесса обучения. Р. Дауди определял цифровую дидактику как систему дидактических действий педагога-проектировщика, обеспечивающую реализацию учебного проекта с обучающимися в гибридной или виртуальной среде [2].

Имеющаяся теоретическая база, а также зарубежный и отечественный опыт в вопросах использования приемов цифровой дидактики позволяет нам подходить к вопросам внедрения цифровых технологий в региональную систему образования через создание цифровой образовательной среды учреждений с учетом имеющегося уровня цифровых компетенций педагогов, понимания ими методических, дидактических, организационных и практических вопросов использования цифровых сервисов и инструментов, а также их готовности к дальнейшему развитию своих компетенций.

С момента внедрения подсистемы «Библиотека ЦОК» ФГИС «Моя школа» в работу образовательных организаций региона Ставропольским краевым институтом развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования было обучено более 1500 слушателей по дополнительным профессиональным программам, включающим модули, направленные на повышение методической компетенции педагогов в области эффективного применения инструментов и ресурсов цифровой образовательной среды.

В связи с полным соответствием материалов ФГИС «Моя школа» требованиям обновленных ФГОС, в том числе по организации учебных занятий, в работе со слушателями курсов по программам дополнительного профессионального образования особое внимание уделялось изучению методики работы с цифровым ресурсом «Библиотека ЦОК» ФГИС «Моя школа», его использованию для организации урочных и внеурочных занятий.

На курсах повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Цифровая образовательная среда современной школы: условия формирования, внедрение, инструменты реализации» происходит знакомство слушателей с компонентами, инструментарием и функциями ФГИС «Моя школа» для организации диагностики и оценивания образовательных достижений обучающихся. Кроме того, уделяется внимание интеграции платформы с популярными образовательными сервисами, такими как «Российская электронная школа», информационно-коммуникационная платформа «Сферум» (ИКОП «Сферум»), «Билет в будущее».

Данная программа нацелена на развитие цифровых компетенций педагогов в связи с обновлением целей и содержания обучения, инструментов, методов и организационных форм учебной деятельности в условиях цифровой трансформации образования и реализации обновленных ФГОС.

Для учителей школ, имеющих низкие образовательные результаты, в том числе малокомплектных школ, школ, расположенных в мелких населенных пунктах с численностью жителей менее 10 тыс. чел., школ, функционирующих в неблагоприятных социально-экономических условиях, освоение данной программы особенно актуально в связи с возможностью решения ряда проблем, обусловленных в первую очередь необходимостью предоставления равного доступа обучающихся к качественным образовательным ресурсам, индивидуализации обучения, их всестороннего развития. Кроме того, темы и модули программы позволят решить ряд вопросов, касающихся многопредметности и многопрофильности преподавания (многие учителя ведут предметы не по своему базовому образованию), ограниченности внутришкольных ресурсов профессионального общения, отсутствия возможности обмена опытом внутри школьных профессиональных коллективов.

Для того чтобы вывести образование на качественно новый уровень, проектирование учебных занятий должно включать применение современных образовательных технологий (развивающего обучения, дифференцированного обучения, проблемного обучения и т.д.). Любая технология помогает ученику стать активным инициативным участником образовательного процесса. И тот краткий обзор материалов цифрового образовательного контента библиотеки, который мы сегодня провели, демонстрирует их эффективность для реализации современных образовательных технологий, а значит, повышения качества преподавания учебных предметов [1].

Заключение

Педагог – ключевая фигура в современной постоянно меняющейся образовательной среде. Более чем 10-летний опыт реализации стандартов, 6-летний опыт цифровой трансформации образования продемонстрировали дефициты профессиональной культуры педагогов и, в первую очередь, это инертность в освоении и внедрении нового.

В настоящее время на всех уровнях необходимо организовать адресное методическое сопровождение учителей по вопросам эффективного использования ресурсов Библиотеки ЦОК для проведения урочных и внеурочных занятий. Институтам развития образования, муниципальным методическим службам необходимо провести информационную кампанию, направленную на знакомство педагогов с функциональными возможностями Библиотеки ЦОК для эффективной организации учебных занятий сделали акцент не только на цифровых инструментах «Библиотеки ЦОК», но и на методических аспектах применения цифрового образовательного контента библиотеки при конструировании современного учебного занятия по обновленным ФГОС.

Также на всех уровнях необходимо выявлять и транслировать лучшие педагогические практики применения ресурсов библиотеки для проведения учебных занятий, организовывать взаимообмен опыта педагогов через проведение взаимопосещений уроков, мастер-классов, конкурсов на лучшую методическую разработку урочного и внеурочного занятий с использованием ресурсов Библиотеки ЦОК.

Литература:

1. Гучетль И.Н., Манченко Т.В. Актуальные направления цифровой трансформации образования // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2022. - Том 14. - № 2. - С. 32-39. https://doi.org/10.47370/2078-1024-2022-14-2-32-39

2. Гущин А.Н. Цифровая дидактика: системные основания и образ будущего // Педагогика и просвещение. – 2022. – № 2.

3. Информационный портал ФГИС «Моя школа» // Инструкции для педагогов [Электронный ресурс]. URL: https://help-myschool.edu.ru/dlya-pedagogicheskikh-rabotnikov (дата обращения 02.06.2023)

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653 "Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (Зарегистрирован 29.08.2022 № 69822)

5. Приказ Минпросвещения России от 15.01.2021 N 14 "Об определении детализированного состава платформы цифровой образовательной среды".

6. Система «Моя школа» станет ядром будущей цифровой образовательной среды [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/press/5284/sistema-moya-shkola-stanet-yadrom-buduschey-cifrovoy-obrazovatelnoy-sredy / (дата обращения 01.06.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.