Научная статья на тему 'Повышение механических и коррозионных свойств многокомпонентных жаропрочных сплавов'

Повышение механических и коррозионных свойств многокомпонентных жаропрочных сплавов Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
190
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
жаропрочный сплав / механические свойства / структура / высокотемпературная коррозия / модифицирование / superalloy mechanical properties / structure / high temperature corrosion / modification.

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Н Е. Калинина, Е А. Джур, В Т. Калинин, И Ю. Кошелева, В П. Белоярцева

Приведены результаты экспериментальных и опытно-промышленных испытаний комплекса механических свойств и коррозионной стойкости многокомпонентного жаропрочного никелевого сплава ЖС6У-ВИ, применяемого для изготовления лопаток газотурбинных двигателей. Разработан технологический режим модифицирования никелевого расплава дисперсными композициями на основе карбида титана. Исследованы особенности формирования структуры модифицированного сплава, а также комплекс прочностных пластических свойств. Достигнуто значительное измельчение зерна сплава в результате модифицирования, что обусловило повышение прочностных свойств до 15% и ударной вязкости до 40%. Повышена коррозионная стойкость сплава ЖС6У-ВИ в окислительной среде, глубина коррозии при температуре 1000 °С уменьшилась на 25% по сравнению с немодифицированным сплавом. Повышение стойкости и высокотемпературной коррозии связано с более равномерным распределением избыточных фаз в структуре модифицированного сплава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Н Е. Калинина, Е А. Джур, В Т. Калинин, И Ю. Кошелева, В П. Белоярцева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increasing the mechanical and corrosion properties of multicomponent high-temperature alloys

The results of experimental and developmental promeshlennyh test complex mechanical properties and corrosion resistance of a multiresistant nickel alloy ZhS6U -VI used for the manufacture of gas turbine engine blades. The technological regime modification nickel dispersed melt compositions based on titanium carbide . The features of the formation of the modified structure of the alloy, as well as a set of strength properties of the plastic. A substantial grain refinement alloy as a result of modification , resulting in improvement of strength properties and 15% and toughness to 40%. Improved corrosion resistance ZhS6U-VIalloy in an oxidizing environment at temperature corrosion depth 1000 °C decreased by 25% as compared to the unmodified alloy. Increased resistance and high temperature corrosion due to the more uniform distribution of phases in the redundant structure of the modified alloy.

Текст научной работы на тему «Повышение механических и коррозионных свойств многокомпонентных жаропрочных сплавов»

УДК 669.245:629.7

Н. Е. КАЛИНИНА1, Е. А. ДЖУР1, В. Т. КАЛИНИН2, И. Ю. КОШЕЛЕВА1,

В. П. БЕЛОЯРЦЕВА1

1 Днепропетровский национальный университет им. Олеся Гончара, Украина 2 Национальная металлургическая академия, Украина

ПОВЫШЕНИЕ МЕХАНИЧЕСКИХ И КОРРОЗИОННЫХ СВОЙСТВ МНОГОКОМПОНЕНТНЫХ ЖАРОПРОЧНЫХ

СПЛАВОВ

Приведены результаты экспериментальных и опытно-промешленных испытаний комплекса механических свойств и коррозионной стойкости многокомпонентного жаропрочного никелевого сплава ЖС6У-ВИ, применяемого для изготовления лопаток газотурбинных двигателей. Разработан технологический режим модифицирования никелевого расплава дисперсными композициями на основе карбида титана. Исследованы особенности формирования структуры модифицированного сплава, а также комплекс прочностных пластических свойств. Достигнуто значительное измельчение зерна сплава в результате модифицирования, что обусловило повышение прочностных свойств до 15% и ударной вязкости дл 40%. Повышена коррозионная стойкость сплава ЖС6У-ВИв окислительной среде, глубина коррозии при температуре 1000 °С уменьшилась на 25% по сравнению с немодифицированным сплавом. Повышение стойкости и высокотемпературной коррозии связано с более равномерным распределением избыточных фаз в структуре модифицированного сплава.

Ключевые слова: жаропрочный сплав, механические свойства, структура, высокотемпературная коррозия, модифицирование

Введение

Повышение качества и эксплуатационных свойств изделий авиакосмической техники может быть успешно решено при разработке и усовершенствовании существующих материалов. В современных авиационных газотурбинных двигателях ГТД на долю жаропрочных сплавов приходится до 40% массы двигателя. При этом работоспособность всего авиационного двигателя определяется работоспособностью лопаток турбины. Условия работы лопаток в ГТД нового поколения становятся все более напряженными в связи с повышением температуры газа на входе в турбину, увеличением скорости полета, ресурса и цикличности работы двигателя. Эти экстремальные условия требуют применения перспективных материалов с улучшенной структурой и свойствами.

Эффективным способом измельчения структурных составляющих сплавов на макро-и микроуровнях являются модифицирование

многокомпонентных сплавов дисперсными композициями [1,5].

1. Постановка задачи исследования

Задача материаловедения заключается в создании современных высокожаропрочных сплавов со стабильной структурой, способных работать при высоких температурах и напряжениях. Целью данной работы является разработка технологии модифицирования никелевого сплава системы №-Сг-А1-Т1-Мо-W-Co дисперсными композициями, полученными методом плазмохимического синтеза. Необходимо изучить структурные изменения в сплавах, взаимосвязь структуры со свойствами и влияние легирующих элементов на структурообразование в многокомпонентных никелевых сплавах.

Материал исследований. Материалом исследования служил жаропрочный никелевый сплав ЖС6У-ВИ, применяемый для изготовления рабочих лопаток газотурбинного двигателя (таблица 1).

Таблица 1

Химический состав жаропрочного никелевого сплава

Марка сплава Содержание элементов, % масс.

А1 Т1 Сг Мо W Со С Мп, N1

ЖС6У-ВИ 5,2-5,8 2,2-2,8 8,6-9,3 1,2-1,6 9,8-10,5 9,4-10,4 0,13-0,19 <0,2 Осн.

© Н. Е. Калинина, Е. А. Джур, В. Т. Калинин, И. Ю. Кошелева, В. П. Белоярцева, 2016

- 190 -

Результаты исследований

Разработана технологии ввода модификатора в расплав, включающая: оптимизацию состава комплексного модификатора; определение способа ввода модификатора в расплав; установление температурно-временного режима плавки, выпуска и заливки расплава в форму.

Для ввода порошков модификатора в расплав разработана технология, состоящая из трех этапов. На первом этапе методом порошковой металлургии в аттриторе смешивали порошки никелевого сплава с порошком модификатора. На втором этапе проводили прессование порошков в стальной прессформе. Третьим этапом являлась введение порошка в жидкий расплав жаропрочного никелевого сплава [2].

Аттриторную обработку смесей порошков проводили в три этапа. На первом происходило расплющивание и размол отдельных частиц; на втором-разрушение и перестройка структуры частиц за счет холодного сваривания разнородных частиц и образования слоистой структуры; третьим этапом являлось истоньчение компонентов слоев и повышение внутренней однородности частиц. Теоретической основой аттриторной обработки является представление о системе шары-порошок как многокомпонентной вязкой жидкости, интенсивность перемещения компонентов которой определяется турбулентной диффузией. При вращении мешалки в движение приводится вся масса шаров, находящихся в рабочей камере. Непосредственно мешалкой приводится во вращение относительно небольшое количество шаров, остальные приводятся в движение путем эстафетной передачи импульсов от шара к шару.

С целью оптимизации макроструктуры, получения равномерной полиэдрической, мелкокристаллической структуры на лопатках было опробовано модифицирование сплава ЖС6У-ВИ дисперсными композициями в та-блетированном виде. Прессование производили на гидравлическом прессе в стальных пресс-формах [2]. Исследовани различную дозировку модификатора: 0,1 и 0,2% масс. из учета 50%-ного усвоениения расплавов.

Основой модификатора авторами предложен дисперсный модификатор-карбид титана Т1(С). Состав спрессованных таблеток: порошок Т1(С) и Т1 размером менее 1 мкм; порошок А1 размером 20 мкм; А1- пудра [3].

Таблетка комплексного модификатора, попадая в расплав, растворяется в нем и равномерно распределяется по объему расплава путем индукционного перемешивания.

Предложенная методика позволяет с минимальными потерями вводить необходимое

количество модификатора и гарантировать равномерное распределение в расплаве. Ввод модификатора осуществляли на том технологическом этапе плавки, который обеспечивает максимальный технический эффект. Темпера-турно- временные параметры модифицирования: 1 = 1650+10 °С; 1 = 5 минут.

Структура многокомпонентного никелевого сплава ЖС6У-ВИ — гетерофазная, представляющая собой высокодисперсные частицы у1 — фазы (формирующейся на основе интерметаллического соединения №зА1), равномерно распредделенные в матрице из твердого у — раствора легирующих элементов в никеле. Тугоплавкие легирующие элементы Мо, Сг) увеличивают область существования у1 — фазы. Вследствие обеднения у — фазы тугоплавкими элементами эффективность твердорастворного упрочнения уменьшается, и, как следствие, снижается сопротивление скольжению дислокаций, что в конечном счете, приводит к понижению жаропрочности. Алюминий и титан являются у1 — образующими, входят в у1 твердый раствор и являются основными упрочнителями. Элементы Со, Мо, и Сг входят в у — твердый раствор. Наличие " одинаково и в у, и в у1 твердом растворе. Таким образом, упрочнение сложнолегированного никелевого сплава происходит за счет: упрочнения у твердого раствора и наличие дисперсных фаз.

Температуру модифицирования определяли исходя из диаграмм состояния М-Сг и Т1-№ [4,6].

Согласно классической теории, существует три вида модифицирования: измельчение первичных зерен при кристаллизации матричной фазы; изменение внутреннего строения зерен — дендритов; измельчение эвтектик. Применен способ модифицирования [7] за счет измельчения зерен никелевого твердого раствора, что является результатом зародышевого действия тугоплавких частиц модификатора, специально введенных в расплав. Механизм действия модификатора в расплаве заключается в том, что на поверхностях частиц Т1С происходит зарождение первичных кристаллов аустенитной у — фазы.

Исследование макроструктуры сплава в исходном состоянии показало, что структура сплава крайне неоднородна по сечению. Исходные образцы имели крупнокристаллическую структуру с размером зерен 3-5 мм. Модифи-цированые образцы имели однородную, мелкозернистую структуру с размером зерен до 1 мм. Таким образом, вследствие модифицирования средний размер зерна уменьшился в 3 раза.

Формирование при модифицировании упрочненного никелевого твердого раствора

и более развитой зернограничной структуры привело к повышению комплекса механических свойств модифицированного сплава по сравнению с немодифицированным состоянием: в повышен на 8...10%; Ст0 2 — на 11...14%; 5 — в 1,1.1,3 раза; КСИ резко повышена на 40% (рис. 1).

О жаростойкости сплава судили по результатам испытаний на высокотемпературную коррозию в окислительной атмосфере . После

каждой термоэкспозиции измеряли глубину межкристалличной коррозии. Установлено, что во всех образцах имело место внутреннее окисление. Более интенсивное высокотемпературное окисление наблюдали в немодифици-рованном образце глубиной

~ 40 мкм по сравнению с модифицированным образцом, где глубина коррозии составила 30 мкм. Таким образом, достигнуто снижение коррозионного повреждения сплава на 25%.

■ немодифкований сплавЩ- модифкований сплав Рис.1. Механические свойства никелевого сплава ЖС6У-ВИ до и после модифицирования

Заключение

Установлено, что комплексное модифицирование жаропрочного никелевого сплава ЖС6У-ВИ влияет на формирование мелкодисперсной структуры с равномерным распределением легирующих элементов.

В результате введение в расплав дисперсных частиц карбида-титана достигнуто значительное измельчение зерна сплава от 3 . 5 мм в исходном, до 1 мм в модифицированном состоянии.

Формирование при модифицировании более развитой зернограничной структуры привело к повышению комплекса механических свойств модифицированного сплава ЖС6У-ВИ. Достигнуто повышение предела прочности ств на 8.10%; предела текучести Ст0 2 — на 10.14%; относительного удлинения в 1,1.1,3 раза; ударной вязкости КСИ на 40%.

После испытаний на жаростойкость, глубина межкристалличной коррозии в модифицированном сплаве уменьшена в среднем на 25%, что характеризует высокую эксплуатационную стойкость сплава.

Литература

1. Каблов Е. Н. Литые лопатки газотурбинных двигателей [Текст] : монография / Е. Н. Каблов. - М. : МИСИС. - 2001. - 631 с.

2. Калинина Н. Е. Технологические особенности наномодифицирования литейных

жаропрочных никелевых сплавов [Текст] / H. Е. Калинина, А. Е. Калиновская,

B. Т. Калинин // Компрессорное и энергетическое машиностроение. — Сумы. МИКЭМ. - 2013. - №1. - С. 54-56.

3. Декл. Пат. 82163 Украша на корисну модель МПК С22С 19/03. Комплексний модиф1катор шкелевих сплав1в [Текст] / H. С. Кал1н1на, А. С. Калиновська, В. Т. Кал1н1н, 3. В. В1л1щук, Т. В. Носова. ДНУ. - № u 2013 00612; заявл. 17.01.2013; опубл. 25.07.2013, Бюл. №14.-7 с.

4. Особенности наномодифицирования многокомпонентных никелевых сплавов [Текст] / H. Е. Калинина, А. Е. Калиновская, В. Т. Калинин [и др.] // Авиационно-космическая техника и технология. -2012. - №7(94). —

C. 23-26.

5. Симс Ч. Суперсплавы: Жаропрочные материалы для аэрокосмических и промышленных энергоустановок [Текст] : пер. с англ. / Ч. Симс. - М. : Металлургия. - 1995. - 384 с.

6. Лакишев Н. П. Диаграммы равновесия двойных металлических систем [Текст] : справочник / Н. П. Лякишев. - М. : Машиностроения. - 1997. -56 с.

7. Saunders N. The Application of CALPHAD Calculations to Ni- based Superalloys [Text] / M. Saunders, M. Fahrmann, S. Y. Small // In «Superalloys 2000»; eds. K. A. Green, T. M. Pollock and R. D. Kissinger. - TMS, Warrendate, 2000. - 803 p.

Поступила в редакцию 02.06.2016

H. G. Калшша, G. А. Джур, В. Т. Калшш, I. Ю. Кошелева, В. П. Бшоярцева. Пдвищення мехатчних i коррозшних властивостей багатокомпонентних жаромщних сплав1в

Наведено результаты експериментальних i docnidno - промысловых випробувань комплексу мехашчних властивостей та корозшно1 cmrnmcmi многокомпонентного жаромщного шкелевого сплаву ЖС6У-В, застосовуваного для виготовлення лопаток газотурбтних двигушв. Розроблено mехнoлoгiчний режим модифкування шкелевого розплаву дисперсними композищями на ocнoвi карбiду титану. До^джено ocoбливocmi формування структури модиф^ваного сплаву, а також комплекс мiцнocmi пластичних властивостей. Досягнуто значне пoдрiбнення зерна сплаву в резульmаmi модифкування, що зумовило тдвищення мiцнocmi властивостей до 15% iударног в'язкocmi дл 40%. Шдвищено корозшна стшккть сплаву ЖС6У-В в окислювальному cередoвищi, глибина корозИ при mемпераmурi 1000 °С зменшилася на 25% в пoрiвняннi з немодифкованим сплавом. Шдвищення cmiémcmi i високотемпературног корозИ повязано з быьш рiвнoмiрним розподыом надлишкових фаз в cmрукmурi модифкованого сплаву.

Ключов1 слова: жаромщний сплав, мехашчш влаcmивocmi, структура, високотемпе-ратурна кoрoзiя, модифкування.

N.E Kalinina, E. A Dzhur, V.T Kalinin, I. Y. Kosheleva, V.P Beloyartseva. Increasing the mechanical and corrosion properties of multicomponent high-temperature alloys

The results of experimental and developmental promeshlennyh test complex mechanical properties and corrosion resistance of a multi- resistant nickel alloy ZhS6U -VI used for the manufacture of gas turbine engine blades. The technological regime modification nickel dispersed melt compositions based on titanium carbide . The features of the formation of the modified structure of the alloy, as well as a set of strength properties of the plastic. A substantial grain refinement alloy as a result of modification , resulting in improvement of strength properties and 15% and toughness to 40%. Improved corrosion resistance ZhS6U-VIalloy in an oxidizing environment at temperature corrosion depth 1000 °C decreased by 25% as compared to the unmodified alloy. Increased resistance and high temperature corrosion due to the more uniform distribution of phases in the redundant structure of the modified alloy.

Key words: superalloy mechanical properties, structure, high temperature corrosion, modification.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.