Научная статья на тему 'Повышение квалификации специалистов по музейной педагогике через систему дистанционных семинаров'

Повышение квалификации специалистов по музейной педагогике через систему дистанционных семинаров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СЕТЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ШКОЛЬНЫЕ КРАЕВЕДЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ / ОТКРЫТОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / FURTHER TRAINING / MUSEUM PEDAGOGY / DISTANCE EDUCATION / NETWORK COMMUNICATION / SCHOOL COMPETITIONS IN LOCAL HISTORY / OPEN INFORMATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Штыров Андрей Вячеславович

Рассматриваются вопросы организации повышения квалификации специалистов по музейной педагогике через систему дистанционных семинаров. Новизна предложенного подхода состоит в том, что семинары проводятся специалистом параллельно с профессиональной педагогической деятельностью организацией работы исследовательского коллектива школьников, участвующего в региональном конкурсе школьных музеев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Штыров Андрей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There are considered the issues of organization of further training of museum pedagogy specialists through the system of distance seminars. The novelty of the suggested approach is that the seminars are conducted along with specialist’s professional work organization of work of pupils’ research team who take part in the regional competition of school museums.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации специалистов по музейной педагогике через систему дистанционных семинаров»

* * *

1. Ivanenko M.N. Chelovek i kultura v kontekste pedagogicheskih vzglyadov Metyu Arnolda // Pedagogicheskie issledovaniya i sovremennaya kultura : sb. nauch. st. Vseros. internet-konf. s mezhdunar. uchastiem 22-25 apr. 2014 g. SPb. : Izd-vo RGPU im. A.I. Gertsena, 2014. S. 127-130.

2. Savin M.V. Filosofsko-metodologicheskie osnovyi traditsionologicheskogo podhoda v pedagogicheskih issledovaniyah // Razvitie osnovnyih napravleniy pedagogicheskoy nauki HH veka : materialyi XXVI sessii Nauchnogo Soveta po problemam istorii obrazovaniya i pedagogicheskoy nauki, posvyasch. 90-letiyu so dnya rozhd. akad. RAO Zahara Ilicha Ravkina / pod red. chl.-kor. RAO, d-ra ped. nauk, prof. M.V. Boguslavskogo, kand. ped. nauk, dots. T.B. Ignatevoy. M. : ITIP RAO; Tver: Nauch. kn. 2009. Ch. I. S. 97-100.

3. Arnold M. Culture and Anarchy. London, Smith, Elder and CO, 15 Waterloo place, 1882.

4. Arnold M. Essays in Criticism first series. London, Macmillan and Co; Limited St. Martin's Street, 1911.

5. Arnold M. The Popular education of France with notices of that of Holland and Switzerland. London, Longman, Green, Longman, and Roberts, 1861.

6. Brunell M. Matthew Arnold's writings on education in relation to his idea of culture. Chicago Loyola University, 1940.

7. Connell W.F. The educational thought and influence of Mattew Arnold. Taylor & Francis e-Library, 2002.

8. Fitch J Thomas and Matthew Arnold and their influence on English education. New York Charles Scribner's sons, 1897.

9. Honan P. Matthew Arnold: A life. Cambridge: Harvard University Press, 1983.

10. Paul H.W. Matthew Arnold. London, Macmillan and Co., Limited St. Martin's Street, 1920.

Ideological and theoretical aspects of the pedagogic heritage of Matthew Arnold

There is given the short biography of an English teacher Matthew Arnold. There is characterized the philosophic component of his pedagogic heritage. There are represented the author's world outlook positions that are in the basis of his pedagogic views.

Key words: culture, perfection, idea, "appropriate", criticism, society.

(Статья поступила в редакцию 6.11.2014)

А.В. ШТЫРОВ (Волгоград)

повышение квалификации специалистов по музейной педагогике через систему дистанционных семинаров*

Рассматриваются вопросы организации повышения квалификации специалистов по музейной педагогике через систему дистанционных семинаров. Новизна предложенного подхода состоит в том, что семинары проводятся специалистом параллельно с профессиональной педагогической деятельностью - организацией работы исследовательского коллектива школьников, участвующего в региональном конкурсе школьных музеев.

Ключевые слова: повышение квалификации, музейная педагогика, дистанционное образование, сетевые коммуникации, школьные краеведческие конкурсы, открытое информационное пространство.

Одна из наиболее важных, неотъемлемых черт современности - повсеместное проникновение практически во все сферы жизни информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Этот процесс уже перерос рамки «информатизации», т.е. собственно внедрения и освоения технологических новшеств в сфере работы с информацией. Сегодня речь идет уже о формировании нового стиля мышления, новых, обусловленных информатизацией, способов взаимодействия людей. Сетевые коммуникации помогают устанавливать новые контакты, поддерживать регулярные отношения между людьми независимо от их географической доступности, оказывают мощное воздействие на способы поиска, приобретения и освоения новых знаний.

Не остались в стороне от этих процессов и музеи. В целях популяризации своей деятельности, привлечения посетителей, в рамках социально-просветительской работы, осуществляя различные образовательные проекты, многие музеи давно и успешно осваивают информационные технологии, пространство Интернета, в том числе и получившие особенно широкое распространение в последние не-

*Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (грант №13-16-34008 «Методическая модель подготовки работников музейной сферы к использованию социальных сетей и сервисов для организации просветительской деятельности музеев»).

© Штыров A.B., 2015

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

сколько лет технологии Веб 2.0 - блоги, видео- и фотохостинги, вики, социальные сети. Крупные музеи, как зарубежные, так и отечественные, уже достигли значительных успехов в этой деятельности. В то же время существует огромное количество музейных учреждений, которые в силу тех или иных причин еще не вполне освоились в мире, измененном ИКТ [1] .

В основном это небольшие музеи, расположенные в малых городах, или ведомственные, например школьные. В то же время именно эти музеи очень часто проводят активную работу с посетителями, ведут образовательные проекты; вокруг них складываются группы «музейного актива», состоящего из школьников и молодых людей. Часто в этой ситуации оказывается, что музейные работники и школьники, желающие принимать посильное участие в деятельности музея, «говорят на разных языках»: первые привыкли иметь дело с экспонатами, которые обычным посетителям нельзя «трогать руками», бумажной документацией, общением «лицом к лицу»; вторым эти порядки кажутся скучными и устаревшими, для них важнее динамизм, интерактивность, наглядность, они прекрасно чувствуют себя в виртуальном пространстве Интернета. чтобы не утратить связь с этими молодыми людьми, не погасить в них интерес к свидетельствам прошлого, малым музеям необходимо проделать путь, подобный тому, который совершили ведущие музеи мира, и войти в современное открытое информационное пространство.

Например, создав интернет-сайт и разместив на нем виртуальную экспозицию в виде фотогалереи экспонатов или 3D-экскурсии, небольшой музей сможет расширить аудиторию, ознакомить со своими фондами тех людей, которые иначе могли бы и не узнать о его существовании, побудить некоторых из них посетить музей. Еще одно направление, особенно перспективное сегодня, - создание и ведение страниц в социальных сетях. С помощью такой страницы музей может оперативно информировать общественность о новых экспозициях, инициировать дискуссии, проводить «виртуальные экскурсии», публиковать материалы, касающиеся исследовательской деятельности музея. Кроме того, если речь идет об образовательной деятельности музея, социальная сеть - удобное и весьма эффективное средство организации работы музейного актива, а также проведения различных конкурсов [2].

Однако, чтобы проводить соответствующую работу действительно эффективно, музейным работникам (и в первую очередь спе-

циалистам по музейной педагогике, руководителям школьных музеев) необходимо овладеть рядом компетенций в области ИКТ. Естественным способом достичь этой цели является повышение квалификации. Как правило, оно проводится с отрывом от основной работы в виде участия в соответствующих курсах или семинарах. У такой организации повышения квалификации есть и позитивные, и негативные стороны. К плюсам можно отнести возможность работы под руководством высококвалифицированных специалистов - преподавателей вузов, сотрудников ведущих музеев, а также обмен опытом с коллегами, который неизбежно происходит в процессе совместного обучения. однако есть и минусы: необходимость прерывать профессиональную деятельность на время прохождения повышения квалификации; не всегда выполнимое требование выезда в места расположения учебных центров; мимолетность установленных контактов со специалистами - преподавателями курсов и с коллегами.

Как же усилить положительные стороны повышения квалификации и нивелировать воздействие отрицательных сторон? По нашему мнению, этого можно достичь, перенеся квалификационные семинары в виртуальное пространство, придав им дистанционный характер. Для повышения квалификации в сфере ИКТ форма дистанционного семинара представляется наиболее органичной, т.к. предоставляет возможность непосредственно в ходе семинара осваивать приемы работы с использованием данных технологий.

Формат дистанционных семинаров повышения квалификации, предлагаемых нами, несколько отличается от традиционного формата дистанционного образования. Во-первых, наши семинары полностью интерактивны. на их протяжении участникам предоставляется возможность изучать предложенные организаторами семинара материалы, задавать организаторам вопросы, выполнять поставленные задания и отчитываться по ним с помощью заполнения интерактивных форм. Во-вторых, участникам семинара предоставляется возможность общаться между собой, обсуждать поставленные задания и их выполнение, вступать в дискуссии, т. е. выполнять все действия, которые могут выполнять участники традиционного «офлайнового» семинара. Для этого создается особое виртуальное пространство, подобное пространству группы в социальных сетях Интернета. Основное отличие в том, что пространство семинара доступно только его участникам и ориентировано ис-

ключительно на обмен учебной информацией. В-третьих, пожалуй, самая важная особенность наших семинаров состоит в том, что они носят конкретную методическую направленность и выполняются не только без отрыва от профессиональной деятельности, но и в прямой связи с ней. Выполняя задания семинара, его участник немедленно применяет на практике полученные знания, апробирует их, может в любой момент проконсультироваться с руководителем семинара в случае возникновения затруднений, попросить совета у коллег, поделиться с ними удачным опытом. Перспективной представляется, например, форма сочетания семинара с проведением конкурса учебно-исследовательских школьных коллективов, которыми руководят участники семинара [3].

В настоящее время наша исследовательская группа проводит апробацию предложенной методики в ходе проведения регионального конкурса «Музей - Школа - Музей». Конкурс проводится среди учебно-исследовательских коллективов школьников, составляющих группы актива небольших музеев, действующих в основном при школах и учреждениях дополнительного образования детей. Руководят коллективами музейные работники - методисты, руководители школьных музеев. Конкурс ориентирован на повышение доступности культурно-исторического наследия региона, представленного в музеях образовательных учреждений области, за счет использования современных ИКТ. Конкурсные работы размещаются авторами при технической поддержке организаторов конкурса в открытом доступе в сети Интернет. Все желающие могут познакомиться с работами на странице конкурса на сайте «Мирознай». Оценку работ и определение победителей проводит экспертная комиссия. Вместе с тем все участники конкурса приглашаются к совместному обсуждению работ и определению победителя в номинации «Приз зрительских симпатий». Это способствует формированию сетевого сообщества работников музеев образовательных организаций региона, обмену опыта, выявлению и распространению передовых подходов в организации исследовательской и просветительской работы музеев.

Параллельно с выполнением конкурсных заданий руководители школьных исследовательских коллективов принимают участие в дистанционном семинаре со специалистами Волгоградского государственного социально-педагогического университета по теме «Методика организации и проведения

конкурсов учебно-исследовательских коллективов школьных музеев в открытом информационном пространстве». В ходе семинара его участники получают доступ к методическим рекомендациям, синхронизированным с этапами выполнения конкурсной работы. В этих рекомендациях поясняются особенности этапов, дается соответствующий теоретический материал, приводятся практические примеры выполнения заданий с учащимися - членами конкурсных команд. Кроме того, участникам семинара предлагаются соответствующие контрольные вопросы и задания, большая часть из которых носит творческий характер и непосредственно связана с выполнением конкурсной работы. Контроль выполнения заданий осуществляется через заполняемые участниками интерактивые экранные формы. с помощью системы публикации записей и комментариев участники семинара могут также общаться между собой и с организаторами. При этом общение может осуществляться как в публичном, так и в приватном двустороннем порядке.

уникальность и новизна предложенной методики, таким образом, состоит не только в дистанционности и интерактивности. Прежде всего она заключается в практической направленности семинара. Его участники работают не с материалом абстрактных примеров, как в большинстве случаев приходится поступать на традиционных курсах повышения квалификации, а с собственным материалом, в реальных ученических группах, осуществляя свою повседневную педагогическую деятельность. В итоге они не просто получают некий багаж теоретических знаний, который еще только предстоит применить на практике, причем уже самостоятельно, без поддержки преподавателей курсов повышения квалификации, но и немедленно эти знания апробируют, имея возможность при необходимости скорректировать свои действия под руководством опытных специалистов и при поддержке коллег. В то же время организаторы семинара имеют возможность непосредственно реагировать на пожелания и вопросы участников, направлять и корректировать их деятельность в индивидуальном порядке в режиме реального времени, в реальных педагогических ситуациях, а не моделировать эти ситуации абстрактно в группе обучаемых. В таких условиях эффективность повышения квалификации, по нашему мнению, должна существенно возрасти.

Проходя семинар в дистанционном режиме, в интерактивной обучающей среде, его участники также осваивают методы работы с

- известия вгпу. пе,

современными ИКТ, в частности технологиями социальных сетей, и методикой использования их в образовательных целях. Этот процесс, будучи непосредственно связан с осуществлением конкретной профессиональной деятельности участников семинара и являясь непременным условием ее эффективности, проходит в «фоновом режиме», обеспечивая более глубокое и прочное овладение информационными технологиями по сравнению с традиционными методами преподавания их на абстрактных примерах.

Можно сделать вывод, что предложенная нами форма проведения дистанционных семинаров повышения квалификации специалистов в области музейной педагогики является достаточно эффективной и в перспективе ведет к существенному росту качества их профессиональной деятельности. кроме того, можно предположить, что с учетом определенных модификаций данная форма учебной деятельности может быть с успехом применена не только в системе повышения квалификации, но и в ходе первичной профессиональной подготовки студентов - будущих специалистов в области музейной педагогики, краеведения, преподавания истории, географии, биологии.

список литературы

1. Земляков Д.В., Никитин A.B., Коротков A.M. Анализ современного состояния образовательной и просветительской деятельности музеев Волгоградской области в сети Интернет // Информатизация образования - 2013 : тр. Междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д. : Изд-во Юж. фед. ун-та, 2013. С. 219-221.

2. Земляков Д.В., Коротков A.M. Подготовка работников музейной сферы к использованию гео-игр для организации просветительской деятельности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2013. № 1(14). С. 48-53.

3. Организация совместной учебно-исследовательской деятельности в открытом информационном пространстве : кол. моногр. / Штыров A.B., Коротков A.M., Никитин A.B. [и др.]. Волгоград : Перемена, 2012.

* * *

1. Zemlyakov D.V., Nikitin A.V., Korotkov A.M. Analiz sovremennogo so-stoyaniya obrazo-vatelnoy i prosvetitelskoy deyatelnosti muzeev Volgogradskoy oblasti v seti Internet // Informatizatsiya obrazovaniya -2013 : tr. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Rostov n/D. : Izd-vo Yuzh. fed. un-ta, 2013. S. 219-221.

2. Zemlyakov D.V., Korotkov A.M. Podgotov-ka rabotnikov muzeynoy sferyi k ispolzovaniyu geoigr

гогичЕскиЕ науки -

dlya organizatsii prosvetitelskoy deyatelnosti // Nauch-noe obespechenie sistemyi povyisheniya kvalifikatsii kadrov. 2013. № 1(14). S. 48-53.

3. Organizatsiya sovmestnoy uchebno-issledovatel-skoy deyatelnosti v ot-kryitom informatsionnom pros-transtve : kol. monogr. / Shtyirov A.V., Korotkov A.M., Nikitin A.V. [i dr.]. Volgograd : Peremena, 2012.

Further training of museum pedagogy specialists through the system of distance seminars

There are considered the issues of organization of further training of museum pedagogy specialists through the system of distance seminars. The novelty of the suggested approach is that the seminars are conducted along with specialist's professional work -organization of work ofpupils' research team who take part in the regional competition of school museums.

Key words: further training, museum pedagogy, distance education, network communication, school competitions in local history, open informational space.

(Статья поступила в редакцию 26.11.2014)

МЕТОДИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В.Я. СЕМЕНОВ (Волгоград)

средства формирования интереса к классической музыке у подростков в общеобразовательной школе

Дано научное определение интереса к классической музыке у подростков, описаны средства его формирования и выделены уровни сформированности.

Ключевые слова: классическая музыка, интерес к классической музыке, подростки, средства.

В настоящее время в современной России углубляется культурный кризис, сопровождающийся погружением в массовую культуру, потерей многими людьми интереса к подлинному искусству, чувства прекрасного, способ-

© Семенов В.Я., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.