Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ВОПРОСАХ ПРОФИЛАКТИКИ КИБЕРБУЛЛИНГА В СРЕДЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ВОПРОСАХ ПРОФИЛАКТИКИ КИБЕРБУЛЛИНГА В СРЕДЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
91
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
повышение квалификации / работники социальной сферы / цифровизация / кибербуллинг / дети / подростки / development of professionalism / social worker / cyberbullying / children / adolescents

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Н.В. Митряшкина

В статье актуализируется тема угрозы кибербуллинга в детской и подростковой среде, а также подготовки специалистов социальной сферы к осуществлению профилактической работы в отношении данного явления. Тема рассматривается в контексте цифровой компетентности детей и подростков, а также специалистов организаций социального обслуживания населения. Определена специфика профессиональной деятельности специалистов социальных организаций по вопросам профилактики кибербуллинга среди детей и подростков, обозначены основные направления повышения квалификации работников социальной сферы. Представлено научно-методическое обеспечение процесса повышения квалификации работников организаций социального обслуживания населения в виде разработанной программы повышения квалификации работников социальной сферы, направленной на структуризацию и систематизацию психопрофилактической деятельности в социальной сфере по предупреждению кибербуллинга в среде детей и подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONALISM OF SOCIAL WORKER IN PREVENTION OF CYBERBULLYING AMONG CHILDREN AND ADOLESCENTS

The article updates the topic of cyberbullying in children and adolescents, as well as the training of social workers to carry out preventive work in relation to this phenomenon. The topic is considered in the context of digital competence of children and adolescents, as well as specialists of social service organizations. The specifics of the professional activity of specialists of social organizations on the prevention of cyberbullying among children and adolescents are determined, the main directions of professional development of social workers are outlined. The scientific and methodological support of the professional development process of employees of social service organizations is presented in the form of a developed professional development program for social workers aimed at structuring and systematizing psychopreventive activities in the social sphere to prevent cyberbullying among children and adolescents.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ВОПРОСАХ ПРОФИЛАКТИКИ КИБЕРБУЛЛИНГА В СРЕДЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

УДК 37

Mitryashkina N.V., postgraduate, North Caucasus Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: stavmnv@yandex.ru

DEVELOPMENT OF PROFESSIONALISM OF SOCIAL WORKER IN PREVENTION OF CYBERBULLYING AMONG CHILDREN AND ADOLESCENTS. The

article updates the topic of cyberbullying in children and adolescents, as well as the training of social workers to carry out preventive work in relation to this phenomenon. The topic is considered in the context of digital competence of children and adolescents, as well as specialists of social service organizations. The specifics of the professional activity of specialists of social organizations on the prevention of cyberbullying among children and adolescents are determined, the main directions of professional development of social workers are outlined. The scientific and methodological support of the professional development process of employees of social service organizations is presented in the form of a developed professional development program for social workers aimed at structuring and systematizing psychopre-ventive activities in the social sphere to prevent cyberbullying among children and adolescents.

Key words: development of professionalism, social worker, cyberbullying, children, adolescents.

Н.В. Митряшкина, аспирант, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: kafsocteh@yandex.ru

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ВОПРОСАХ ПРОФИЛАКТИКИ КИБЕРБУЛЛИНГА В СРЕДЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В статье актуализируется тема угрозы кибербуллинга в детской и подростковой среде, а также подготовки специалистов социальной сферы к осуществлению профилактической работы в отношении данного явления. Тема рассматривается в контексте цифровой компетентности детей и подростков, а также специалистов организаций социального обслуживания населения. Определена специфика профессиональной деятельности специалистов социальных организаций по вопросам профилактики кибербуллинга среди детей и подростков, обозначены основные направления повышения квалификации работников социальной сферы. Представлено научно-методическое обеспечение процесса повышения квалификации работников организаций социального обслуживания населения в виде разработанной программы повышения квалификации работников социальной сферы, направленной на структуризацию и систематизацию психопрофилактической деятельности в социальной сфере по предупреждению кибербуллинга в среде детей и подростков.

Ключевые слова: повышение квалификации, работники социальной сферы, цифровизация, кибербуллинг, дети, подростки.

Актуальность данной проблематики заключается в том, что новые цифровые достижения и пандемические ограничения, введенные в 2020 году как защита от коронавирусной инфекции, привели к активному пользовательскому интересу в интернет-пространстве всего мирового сообщества, в том числе несовершеннолетних. Интерес детей и подростков к интернет-пространству обусловлен не только образовательной целью, но и потребностью в межличностном взаимодействии. Как следствие повышенной цифровой активности несовершеннолетних в Интернете, участились и случаи кибербуллинга в их среде.

Решение данной проблемы возможно посредством реализации системы профилактических мер, что актуализирует проблему подготовки специалистов, компетентных в вопросах профилактики кибербуллинга среди детей и подростков, защите их от киберугроз.

Процесс профессиональной подготовки специалистов социальных организаций и повышения их квалификации рассматривали А.И. Арнольдов,

B.Г. Бочарова, С.Г. Вершловский, В.Г. Воронцова, Б.З. Вульфов, Ю.К Кулют-кин, Н.Л. Лесохина, Э.М. Никитин, А.П. Ситник, Г.С. Сухобская, В.А. Сластенин,

C.Т. Шацкий и др. В исследованиях определяется цель процесса повышения квалификации - реновация специфических теоретических и практических знаний, соответствующих требованиям, предъявляемым к осуществлению профессиональной деятельности.

Таким образом, решение обозначенной проблемы повышения квалификации работников организаций социальной сферы по вопросам профилактики ки-бербуллинга среди несовершеннолетних выступает одной из актуальных задач современной педагогической науки.

Цель данной статьи - выявление и характеристика основных направлений подготовки работников социальных организаций для реализации профилактики кибербуллинга среди детей и подростков.

Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотреть специфику деятельности специалистов социальных организаций; определить основные направления повышения квалификации работников социальных организаций; представить разработанную программу повышения квалификации по подготовке работников социальных организаций в вопросах профилактики кибербуллинга среди детей и подростков.

Методы исследования: анализ социально-педагогической и психологической литературы, обобщение, наблюдение, синтез авторского опыта работы в организации социального обслуживания населения.

Повышение квалификации по вопросам профилактики кибербуллинга среди детей и подростков предполагает обучение специалистов социальных учреждений по программе, которая учитывает специфику не только профилактической деятельности и особенности кибербуллинга в детской и подростковой среде, но и специфику функционирования социальных учреждений. Современный процесс повышения квалификации ориентирован на предоставление возможностей освоения новых направлений профилактической деятельности, в том числе и с помощью цифровых технологий. Реализация новых парадигм профессионального обучения становится возможной при использовании инновационного подхода к профессиональному образованию специалистов социальных организаций, в основе которой лежит глобальная диджитализация общества.

Необходимо отметить, что существующая система повышения квалификации специалистов социальной сферы зачастую не обеспечивает работников социальной сферы содержанием, необходимым для эффективной реализации профессиональной деятельности. Так, при определении тематики и содержания повышения квалификации не акцентируется внимание на таком важнейшем направлении, как профилактика кибербуллинга среди детей и подростков, хотя и является архиважным, отсутствуют специализированные программы, не разработано научно-методическое обеспечение этого процесса.

В связи с этим нами предлагается программа повышения квалификации для специалистов социальных учреждений «Профилактика кибербуллинга среди детей и подростков», разработано ее содержание и методическое обеспечение, направленные на достижение цели: формирование профессиональных компетенций работников социальных организаций по профилактике кибербуллинга в детско-подростковой среде.

Структура программы включает три раздела, соответствующих этапам реализации процесса формирования готовности специалистов к профилактике ки-бербуллинга среди детей и подростков.

Первый раздел программы - «Теоретические аспекты готовности работников социальной сферы к профилактике кибербуллинга среди детей и подростков» - предполагает выявление, формирование или поддержание мотивации у специалистов социальных организаций к профилактике кибербуллинга среди детей и подростков, также решаются задачи активизации и поддержки инициативы специалистов в профилактике данного явления. Готовность работника социальной сферы к профилактике кибербуллинга среди детей и подростков является интегральной поликомпонентной характеристикой его деятельности, включающей мотивационную направленность на профилактику кибербуллинга среди детей и подростков, понимание и знание особенностей профилактической работы, в том числе по профилактике кибербуллинга среди детей и подростков, а также навыки и умения по реализации профилактики кибербуллинга в детской и подростковой среде. Это позволяет выделить в структуре готовности работника социальной сферы к профилактике кибербуллинга среди детей и подростков следующие компоненты: мотивационный, когнитивный и деятельности и максимально эффективно организовать образовательный процесс.

Второй раздел программы - «Содержание профилактики кибербуллин-га среди детей и подростков» - направлен на поэтапное овладение знаниями, умениями и навыками организации комплексной работы по профилактике ки-бербуллинга среди детей и подростков и ориентирован на непосредственное знакомство с теорией и овладение технологиями профилактической работы. Это в конечном итоге приводит к формированию компетенций у работников организаций социального обслуживания населения необходимых для осуществления психопрофилактической деятельности по защите несовершеннолетних от кибербуллинга, а также позволяет создать систему профилактических мероприятий по защите от кибербуллинга детей и подростков.

При изучении второго раздела программы повышения квалификации слушателями приобретаются навыки осуществления профилактической работы с детьми и подростками по повышению их компетентности в вопросах противостояния насилию/унижению в интернет-пространстве, профилактике виктимности

несовершеннолетних, развитию у них конструктивных навыков межличностного взаимодействия, цифровой компетентности через привлечение ^-специалистов и юрисконсультов смежных ведомств. Предполагается, что слушатели курсов также освоят технологии профилактических мероприятий с родителями несовершеннолетних по информированию их о целесообразности безопасного использования несовершеннолетними доступных интернет-ресурсов, возможности защиты персональных данных детей и подростков, в том числе от кибербуллинга. Кроме того, предполагается ознакомление с технологиями межведомственного взаимодействия субъектов профилактики с целью комплексной реализации профилактических мероприятий среди детей и подростков.

Третий раздел программы - «Практикум по профилактике кибербуллинга в детской и подростковой среде» - предполагает освоение приобретенных навыков профилактической работы в непосредственной деятельности с детьми и подростками, их родителями, представителями субъектов профилактики кибербуллинга. Это необходимо для интеграции приобретенных навыков в профессиональную деятельность и оттачивания профессионального мастерства в вопросах реализации профилактических мероприятий, в том числе с использованием различных форм реализации образовательного процесса: лекционные, семинарские занятия, методические консультации (индивидуальные, групповые), анализ «кейса», супервизии (индивидуальные, групповые, пролонгированные и т.д.), балинтовские и рефлексивные группы, активное психологическое обучение в формате тренинга, ролевые игры и т.п. Использование широкой палитры форм и направлений практического обучения специалистов социальной сферы позволяет индивидуально комбинировать подходы, оказывающиеся эффективными в обучении конкретного обучающегося. Это способствует реализации одного из главных принципов обучения - индивидуальной направленности образовательного процесса.

Специалистам, осуществляющим профилактическую деятельность, необходимо поддерживать следующие навыки в «активном режиме»: умение устанавливать, поддерживать и завершать эмоциональный контакт, рефлексивные навыки, установление контакта с аудиторией и навыки публичных выступлений, аналитические способности, позволяющие сформировать интегративное заключение о причинах психологических проблем клиентов, в том числе приводящих к уходу детей и подростков в виртуальное пространство интернет-взаимодействия и в дальнейшем - к опасности кибербуллинга.

Кроме того, участие в практикуме позволяет специалистам «изнутри» прочувствовать особенности практического сотрудничества с клиентами в рамках диадного взаимодействия, тем самым предупреждая возникновение потенциальных трудностей в рамках реализации профессиональных отношений «специалист - клиент».

Библиографический список

Методические рекомендации, разработанные для специалистов социальной сферы, позволяют оптимизировать профилактическую работу по защите детей и подростков от кибербуллинга. Рекомендации направлены на структурирование когнитивной активности социальных работников в вопросах профилактики кибербуллинга среди детей и подростков, отражают специфику реализации профилактической деятельности на базе организаций социального обслуживания и других, включают особенности устроения данного вида работы и основных направлений профилактики кибербуллинга в детской и подростковой среде: психопрофилактическую деятельность с несовершеннолетними, их родителями, представителями субъектов профилактики.

Важно понимать, что эффективность проводимой профилактической работы с детьми и подростками обусловлена системностью и пролонгированностью проводимых профилактических мероприятий. Взаимосвязанность и взаимообусловленность вышеобозначенных направлений реализации мероприятий по профилактике кибербуллинга в детской и подростковой среде является детерминирующей цифровую безопасность и компетентность современных несовершеннолетних в пространстве актуальных интернет-технологий.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что понимание необходимости оптимизации системы повышения квалификации работников социальных организаций для проведения своевременной и необходимой в современных цифровых условиях жизни профилактической работы с детьми и подростками является приоритетной задачей не только специалистов организаций социального обслуживания, но и всей общественности, что, в свою очередь, позволяет спланировать необходимые действия по достижению желаемой цели - предупреждения кибербуллинга в детской и подростковой среде.

Научная новизна статьи определяется разработанностью научно-методического обеспечения повышения квалификации работников социальной сферы в профилактике кибербуллинга среди детей и подростков, представленного программой повышения квалификации работников социальной сферы по вопросам профилактики кибербуллинга среди детей и подростков, а также методическими рекомендациями по оптимизации профилактической работы по защите детей и подростков от кибербуллинга для использования их в работе специалистов социальной сферы. Теоретическая значимость статьи обозначена вкладом в организацию системы повышения квалификации, определяющей специфику профессиональной, в том числе психопрофилактической, деятельности и процесс готовности работников социальной сферы к профилактике кибербуллинга в детской и подростковой среде. Практическая значимость представлена возможностью использования разработанного учебно-методического обеспечения подготовки работников социальной сферы в системе повышения квалификации работников социальной сферы.

1. Андреева А.О., Манипулирование в сети Интернет. Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи. 2015: 21 - 28.

2. Бабичева А.Н. Знание остановит насилие: краткое информационное пособие для субъектов помогающей деятельности, занятых в работе с людьми в ситуации насилия или пережившими травму. Самара, 2017.

3. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014; Т. 11, № 3: 178 - 191. http://psy-journal.hse.ru/2014-11-3/139110271.html

4. Голубева Н.А. Эндогенные факторы информационных предпочтений современных подростков. Психологические исследования. 2012; № 1 (21): 7. Available at: http://psystudy.ru

5. Ивашура В. Интернет-троллинг и кибербуллинг. Available at: http://fb.ru/article/167695/chto-takoe-kiberbulling-internet-trolling-i-kiberbulling

6. Митряшкина Н.В. Система наставничества в повышении квалификации молодых специалистов по вопросам профилактики кибербуллинга среди детей и подростков. Available at: http://old.ncfu.ru/export/uploads/Dokumenty-Nauka/statya_mitryashkina-n.v.docx

7. Дёгтева Т.А., Моногарова Е.Г., Цветаева Т.М., Ильина В.С. Профилактика кибермоббинга и кибербуллинга в среде несовершеннолетних: методическое пособие. Ставрополь: Ставропольское издательство «Параграф», 2017.

8. Чусавитина ГН. Подготовка студентов педагогических специальностей университета к профилактике и противодействию идеологии киберэкстремизма среди молодежи / Чусавитина Г.Н., Чусавитин М.О. Информационные технологии в образовании XXI века: сборник научных трудов II Всероссийской научно-практической конференции. 2012: 322 - 323.

References

1. Andreeva A.O., Manipulirovanie v seti Internet. Informacionnaya bezopasnost' i voprosy profilaktiki kiber'ekstremizma sredi molodezhi. 2015: 21 - 28.

2. Babicheva A.N. Znanie ostanovit nasilie: kratkoe informacionnoe posobie dlya sub'ekiov pomogayuschej deyatel'nosti, zanyatyh v rabote s lyud'mi v situacii nasiliya ili perezhivshimi travmu. Samara, 2017.

3. Bochaver A.A., Hlomov K.D. Kiberbulling: travlya v prostranstve sovremennyh tehnologij. Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly 'ekonomiki. 2014; T. 11, № 3: 178 - 191.

4. Golubeva N.A. 'Endogennye faktory informacionnyh predpochtenij sovremennyh podrostkov. Psihologicheskie issledovaniya. 2012; № 1 (21): 7. Available at: http://psystudy.ru

5. Ivashura V. Internet-trolling i kiberbulling. Available at: http://fb.ru/article/167695/chto-takoe-kiberbulling-internet-trolling-i-kiberbulling

6. Mitryashkina N.V. Sistema nastavnichestva vpovysheniikvalifikacii molodyh specialistovpo voprosamprofilaktikikiberbullinga sredidetejipodrostkov. Available at: http://old.ncfu. ru/export/uploads/Dokumenty-Nauka/statya_mitryashkina-n.v.docx

7. Degteva T.A., Monogarova E.G., Cvetaeva T.M., Il'ina V.S. Profilaktika kibermobbinga i kiberbullinga v srede nesovershennoletnih: metodicheskoe posobie. Stavropol': Stavropol'skoe izdatel'stvo "Paragraf", 2017.

8. Chusavitina G.N. Podgotovka studentov pedagogicheskih special'nostej universiteta k profilaktike i protivodejstviyu ideologii kiber'ekstremizma sredi molodezhi / Chusavitina G.N., Chusavitin M.O. Informacionnye tehnologii v obrazovaniiXXI veka: sbornik nauchnyh trudov II Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2012: 322 - 323.

Статья поступила в редакцию 12.11.21

УДК 372

Mussaui-Ulyanischeva E.V., Cand. of Sciences (History), senior lecturer, RUDN University (Moscow, Russia), E-mail: catalina37@yandex.ru

ELECTRONIC DICTIONARIES AS AN INNOVATIVE TECHNOLOGY OF FOREIGN LANGUAGE TRAINING OF STUDENTS OF NON-LANGUAGE UNIVERSITIES. In a modern, dynamic, rapidly developing society, knowledge of foreign languages (FL) is an indispensable attribute of a new generation of people. It is high-quality foreign language training that becomes a determining factor in training of a modern highly qualified specialist. The article shows that the use of electronic

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.