Научная статья на тему 'Повышение квалификации преподавателей системы профессионального образования: новые вызовы и решения'

Повышение квалификации преподавателей системы профессионального образования: новые вызовы и решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
444
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / A CONTEMPORARY INSTRUCTOR'S INNOVATIONAL THINKING / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / THE CONTENT AND TECHNOLOGIES OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуров Валерий Николаевич, Букреева Елена Николаевна, Галяпина Виктория Николаевна, Степанов Сергей Владимирович

В статье анализируется опыт работы факультета повышения квалификации Ставропольского государственного университета по организации повышения квалификации преподавателей учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гуров Валерий Николаевич, Букреева Елена Николаевна, Галяпина Виктория Николаевна, Степанов Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The operational experience of the Professional Development Department of Stavropol State University dealing with the organization of further professional training of teachers ad instructors of secondary and higher professional education institutions is analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации преподавателей системы профессионального образования: новые вызовы и решения»

т

ШВ. Н. Гуров, Е. Н. Букреева, В. Н. Галяпина, С. В. Степанов _Повышение квалификации преподавателей системы профессионального образования...

ЩПИШИЕ НИ

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ

В. Н. Гуров, Е. Н. Букреева, В. Н. Галяпина, С. В. Степанов

THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION SYSTEM INSTRUCTORS: NEW CALLS AND DECISIONS

Gurov V. N., Bukreeva E. N.,

Galyapina V. N., Stepanov S. V.

The operational experience of the Professional Development Department of Stavropol State University dealing with the organization of further professional training of teachers ad instructors of secondary and higher professional education institutions is analyzed in the article.

Key Words: professional development, a contemporary instructor's innovational thinking, the content and technologies of professional development.

В статье анализируется опыт работы факультета повышения квалификации Ставропольского государственного университета по организации повышения квалификации преподавателей учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Ключевые слова: повышение квалификации, инновационное мышление современного преподавателя, содержание и технологии повышения квалификации.

УДК 378

Крупномасштабная модернизация системы профессионального образования в России, связанная с ее реструктуризацией, переходом на уровневую модель и новые стандарты компетентностной направленности, в значительной степени обусловила изменение требований к современному преподавателю.

Сегодня вузовский преподаватель, так же как и его коллега, работающий в учреждении начального или среднего профессионального образования, по сути, первым принимает на себя складывающуюся в мире новую образовательную парадигму - «образование через всю жизнь».

Для такого типа преподавателя должно быть характерно прежде всего инновационное мышление, проявляющееся в готовности гибко реагировать на новые вызовы образованию, активно встраивать в образовательный процесс научно-исследовательскую составляющую, проектировать на этой основе современное и актуальное содержание образования, использовать эффективные технологии обучения, а в целом - находить оптимальные пути и способы решения задач по подготовке современного конкурентоспособного инновационного специалиста.

В связи с этим в определенной степени меняются подходы и к системе повышения квалификации, которая должна способствовать обеспечению условий формирования и развития нового типа преподавателя в контексте обозначенных выше новых вызовов времени.

Многомерное инновационное мышление предполагает:

— надпредметное содержание курсовой подготовки,

— высокую наукоемкость и технологичность обучения,

— активность слушателей курсов повышения квалификации,

— их включенность в продуктивные формы и технологии обучения.

Именно на таких подходах выстраивается система работы факультета повышения квалификации Ставропольского государственного университета, который в год 80-летия вуза отмечает и свой юбилей - как структурная единица нашего вуза он создан 35 лет назад, в 1976 году. Сегодня факультет повышения квалификации - особое по целому ряду позиций подразделение университета, для которого инновационная направленность деятельности является залогом успешности решения задач формирования и развития инновационного мышления современного преподавателя высшей школы.

По инициативе ученого совета факультета была разработана Программа развития ФПК на 2006-2010 годы. В ней на основе Программы развития университета была определена стратегия инновационного развития факультета повышения квалификации. В стратегии были четко названы основные задачи факультета: факультет может и должен стать центром, объединяющим и создающим возможности для корпоративного общения, повышения квалификации профессорско-преподавательского состава учреждений высшего и среднего профессионального образования; факультет может и обязан «замкнуть» на себе повышение квалификации профессорско-преподавательского состава Ставропольского государственного университета; факультет может и обязан предоставить возможности для получения студентами вузов края дополнительных специальностей; факультет может осуществлять дополнительные образовательные услуги, включающие повышение квалификации и профессиональную переподготовку управленческих кадров и специалистов всего края из различных сфер: образовательной, здраво-

охранения, социальной защиты, экономики и др.

Была определена миссия факультета -повышение квалификации научно-педагогических кадров учреждений высшего профессионального образования, педагогических работников начального и среднего профессионального образования.

Целью деятельности факультета стала отработка модели современной системы повышения квалификации, ориентированной на подготовку конкурентоспособных преподавателей учреждений высшего, начального и среднего профессионального образования. В основу модели положены осуществление научно-исследовательской деятельности как одно из важнейших условий качества образования, а также совершенствование содержания, организации и технологий повышения квалификации и профессиональной переподготовки профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений и педагогических работников начального и среднего профессионального образования.

Наш университет в течение ряда лет является одним из немногих вузов Северного Кавказа, организующих повышение квалификации научно-педагогических работников своего университета, вузов России и педагогических работников федеральных учреждений начального и среднего профессионального образования. Средства на данную деятельность университет получает по результатам конкурса заявок, проводимого среди ведущих вузов страны сначала Рособразова-нием, а с 2010 года - Министерством образования и науки РФ. Сегодня на факультете ежегодно проходят повышение квалификации более 180 преподавателей СГУ и более 150 преподавателей вузов из различных регионов России.

При разработке программ повышения квалификации особое внимание уделяется повышению компетентности научно-педагогических работников в вопросах, связанных с переходом на уровневое образование, реализацией федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования нового поколения, совершенствованию профессиональной

компетентности преподавателей в области инновационной деятельности, развития инновационных процессов в образовании, использования результатов интеллектуальной деятельности, а также реализации инноваций в содержании и технологиях образовательного процесса. Такая целевая установка в полной мере соответствует предъявляемым требованиям к совершенствованию всей системы повышения квалификации преподавательского состава (1).

Важное значение имеет использование наиболее эффективных форм проведения занятий, например: слайд-лекции «Инновационная деятельность современного преподавателя высшей школы в контексте новых вызовов времени» - проф. В. Н. Гуров и «Технология модульно-рейтингового обучения» - доц. Е. Н. Букреева, проблемная лекция-диалог на основе опорных материалов «ФГОС ВПО III поколения: новые подходы к содержанию профессионального образования и условиям его реализации» - доц. С. В. Степанов, организационно-деятель-ностные игры «Пути повышения качества образования в вузе», «Трудоустройство выпускников вуза», «Поиск и эффективное применение современных образовательных технологий» - доц. Т. П. Романенко, бинарная лекция «Субъекты образовательного процесса в вузе» - доц. В. Н. Галяпина и доц. С. В. Степанов и др.

Дальнейшее развитие получило проведение «круглых столов» (тематических дискуссий). Сами слушатели при этом отмечают, что такая форма занятий позволяет им узнать об опыте других вузов и своих коллег, представить собственный опыт, расширить свой круг научного сообщества, сформировать целостное восприятие российского образовательного пространства. На такие занятия выносятся наиболее общие, имеющие надпредметное значение проблемы, что позволяет вывести преподавателя из его традиционного узкопредметного поля на обсуждение стратегических позиций, связанных с процессами модернизации российского образования, а также на определение собственных роли и места в обеспечении данных процессов. В качестве примера,

можно привести такие темы «круглых столов», как: «Миссия высшего образования в современном обществе. Новые вызовы перед системой образования», «Основные проблемы и тенденции развития ВПО в России в контексте новых вызовов времени», «Инновационная деятельность вуза и преподавателей в условиях перехода на уровне-вую модель ВПО и реализации ФГОС ВПО нового поколения», «Пути и формы практического применения результатов интеллектуальной деятельности вуза», «Конкурентоспособность преподавателя в современных условиях» и др.

Для проведения учебных занятий привлекаются преподаватели, обучавшиеся на различных семинарах или прошедшие повышение квалификации в ведущих вузах Москвы и Санкт-Петербурга, а также ведущие ученые университета (проф. В. А. Авксентьев, проф. П. В. Акинин, проф. В. М. Бе-лозеров, проф. А. М. Ерохин, проф. В. И. Каширин, проф. В. В. Копытов и многие другие).

Осуществляется дальнейшая разработка проблемы повышения качества образовательного процесса: в 2009 году на факультете создана научно-исследовательская лаборатория «Проблемы и пути развития профессиональной культуры преподавателя университета» (руководитель - профессор В. Н. Гуров). Целью деятельности лаборатории является выявление и научное обоснование путей эффективного развития профессиональной культуры преподавателя университета в современных условиях, а также повышение кадрового, образовательного и инновационного потенциала университета. Результаты ее деятельности будут ориентированы на решение задач, связанных с совершенствованием организации и содержания системы повышения квалификации в вузе.

В целях повышения эффективности занятий со слушателями из числа педагогических работников учреждений НПО и СПО в соответствии с учебным планом организуются 1-дневные стажировки на базе ГОУ СПО «Ставропольский строительный техни-

кум» и «Региональный многопрофильный колледж» г. Ставрополя.

В 2007-2010 годах повышение квалификации на факультете прошли около 1500 человек, из них:

— научно-педагогических работников ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет» - 658;

— научно-педагогических работников вузов РФ - 567;

— педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования - 227.

Категория научно-педагогических работников университета, прошедших с 2007 по 2010 гг. повышение квалификации на факультете, охватывает всю вертикаль профессорско-преподавательского состава. Так, в число слушателей входили: представители руководящего состава вуза - 4 (0,6 %), заведующие кафедрами - 36 (5,5 %), профессора - 32 (4,9 %), доценты - 439 (66,7 %), старшие преподаватели и преподаватели - 146 (22,2 %), ассистенты - 48 (7,3 %). Таким образом, в долевом превосходстве на курсах повышения квалификации было представлено среднее звено профессорско-преподавательского состава вузов России - доценты, старшие преподаватели и преподаватели (45 преподавателей (6,8 %) имели степень доктора наук, 518 преподавателей (78,7 %) -степень кандидата наук).

Выполнение роли организующего повышение квалификации научно-педагогических работников вузов России позволило Ставропольскому государственному университету командировать преподавателей университета на курсы повышения квалификации по различной проблематике в другие вузы страны, что способствовало не только актуализации их профессиональной компетентности в выбранной области, но и приобретению сравнительного опыта решения профессиональных задач. Всего в 20092010 гг. курсы повышения квалификации прошли около 40 преподавателей университета, в том числе: на базе ведущих российских (Российский государственный социальный университет, Московский физико-технический институт (государственный

университет), Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики (технический университет), Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена и др.) и региональных (Сибирский федеральный университет, Воронежский государственный университет, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, Белгородский государственный университет, Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского) вузов.

Среди приезжающих в наш вуз на курсы повышения квалификации - представители практически всех субъектов Российской Федерации и всех Федеральных округов, в том числе:

1. Центральный Федеральный округ (гг. Москва, Гжель, Воронеж, Борисоглебск, Орел, Тамбов, Брянск, Липецк, Елец, Ковров, Шуя, Тула, Ярославль);

2. Южный Федеральный округ (гг. Ростов, Волгоград, Славянск-на-Кубани, Армавир, Элиста, Новочеркасск, Астрахань, Краснодар, Камызяк, Таганрог, Донецк, Майкоп, Лагань, Новоаннинск);

3. Северо-Западный Федеральный округ (гг. Санкт-Петербург, Псков, Архангельск, Петрозаводск, Мурманск);

4. Дальневосточный Федеральный округ (гг. Владивосток, Южно-Сахалинск);

5. Сибирский Федеральный округ (гг. Омск, Барнаул, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Томск, Бийск);

6. Уральский Федеральный округ (гг. Челябинск, Екатеринбург);

7. Приволжский Федеральный округ (гг. Пенза, Ульяновск, Казань, Самара, Тольятти, Саратов, Ижевск, Оренбург, Чебоксары, Саранск, Вятка);

8. Северо-Кавказский Федеральный округ (гг. Ставрополь, Пятигорск, Черкесск, Карачаевск, Владикавказ, Нальчик, Грозный, Махачкала, Георгиевск, Кизляр, Не-винномысск, Хасавюрт, Назрань, Аргун, Гудермес, Дербент).

В их числе: представители руководящего состава вуза - 17 (3 %), заведующие ка-

федрами - 36 (6,4 %), профессора - 15 (2,6 %), доценты - 206 (36,3 %), старшие преподаватели и преподаватели - 209 (36,9 %), ассистенты - 84 (14,8 %).

Опыт реализации программ повышения квалификации позволяет выделить ряд особенностей:

— в последний год наметилась тенденция приезда на курсы в СГУ большего числа докторов наук, профессоров, чем в первые годы реализации программ повышения квалификации для ППС, что по понятным причинам требует большей ответственности и качества проведения занятий и организации курсов;

— более высокую эффективность обеспечивают такие формы, как обучение в малых группах (7-8 чел. - для преподавателей вузов России и 10-12 человек - для внутреннего повышения квалификации) и коллективные и интерактивные (тематические дискуссии, круглые столы, деловые игры, тренинги);

— высокий уровень привлекательности курсов обеспечивает организуемый в ходе обучения обмен опытом работы преподавателей, представляющих различные вузы из разных регионов России, в том числе создаваемых федеральных университетов.

Анализ содержательных предпочтений участников курсов повышения квалификации, организуемых факультетом, также позволил выявить некоторую неравномерность распределения их по приоритетным направлениям повышения квалификации. Наиболее популярными среди научно-педагогических работников высших учебных заведений России являлись направления, связанные с вопросами модернизации системы высшего образования, инновационной деятельностью в этой системе и собственно методической компетентностью преподавателей в области образовательных технологий. «Актуальные вопросы модернизации высшего образования в России, включая переход на двухуровневое образование и введение федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения» как направление повышения квалификации предпочли 194 преподавателя вузов (34,2 %); «Научно-

инновационная деятельность в образовании» - 139 преподавателей (24,5 %); «Современные технологии в образовании» - 117 слушателей курсов (20,6 %); «Гуманитарные проблемы современности» - 56 преподавателей (9,9 %); «Управление качеством образования» - 31 преподаватель (5,5 %); «Проблемы подготовки кадров по приоритетным направлениям науки, техники и критическим технологиям» - 16 преподавателей (2,8 %); «Вопросы развития малого и среднего предпринимательства» - 14 участников курсов повышения квалификации (2,5 %).

Таким образом, можно увидеть некоторое единство содержательных потребностей и предпочтений различных категорий слушателей курсов повышения квалификации, проявляющееся в выборе курсов, раскрывающих основы и способы организации и реализации инновационной деятельности в условиях современной системы профессионального образования, а также способствующих повышению уровня методической компетентности преподавателей в области знания и применения современных образовательных технологий в процессе профессиональной подготовки студентов.

Развитию инновационного мышления преподавателей профессиональной школы в ходе курсов повышения квалификации способствует выполнение ими итоговых аттестационных работ в форме реферата. Итоговые работы, являясь неотъемлемой частью системы повышения квалификации преподавателей, представляют собой форму самостоятельной исследовательской работы слушателей курсов, в ходе выполнения которой происходит изучение основных документов, определяющих перспективы развития российского образования; включение каждого преподавателя в систему оценки качества предоставляемых образовательных услуг в той или иной области профессиональной деятельности через проводимое исследование; определение направлений повышения личностной и профессиональной конкурентоспособности преподавателя в условиях вхождения в международный рынок образовательных услуг.

Эффективность организованной на нашем факультете системы повышения квалификации подтверждается результатами постоянного мониторинга удовлетворенности слушателей содержанием и организацией курсов, возможностью использования полученных знаний, умений и навыков в дальнейшей преподавательской деятельности.

Методологической основой проводимого исследования являлись понимание сущности системы повышения квалификации и целей, которые перед ней стоят. Опираясь на выделенные в научной литературе и законодательных актах цели системы повышения квалификации и требования, предъявляемые к преподавателю вуза в современных условиях, на факультете был разработана анкета. При ее разработке мы исходили из того, что важным является формирование у слушателей в процессе обучения определенных компетенций (педагогические, научные, рыночные, гражданские и др.) (2), поэтому один из вопросов был направлен на выявление субъективной оценки слушателями тех изменений, которые произошли в области знаний умений и навыков в процессе обучения. Важным также мы считали изучение отношения слушателей к распределению в программе повышения квалификации теоретических и практических вопросов, возможности поделиться опытом, обменяться взглядами и мнениями. Кроме этого, большое внимание в опросе было уделено проблеме мотивации повышения квалификации слушателей как в настоящем, так и в дальнейшем.

В одном из вопросов мы предложили слушателям указать, что они конкретно смогут реализовать в своей деятельности, пройдя курсы повышения квалификации (например, развивать инновационные компетенции выпускников, стимулировать социальную и профессиональную мобильность студентов и пр.).

Опрос проводился в анонимной форме по окончании курсов после вручения удостоверений о повышении квалификации. Вопросы предполагали возможность нескольких вариантов ответов. В ходе исследования были получены следующие результаты.

При ответе на вопрос о причинах, побудивших преподавателя приехать (прийти) на курсы повышения квалификации, большинство опрашиваемых указали, что их заинтересовала предложенная проблема (77,5 %). 18,8 % преподавателей предполагали, что смогут на курсах пообщаться с коллегами. Эти причины, выделенные большинством опрашиваемых, позволяют говорить о том, что у слушателей доминировала внутренняя мотивация. Только 16,3 % опрошенных выбрали ответ «направило руководство», а 2,5 % указали, что «подошло время очередного повышения квалификации».

Анализ ответов на вопрос, позволяющий выявить субъективную оценку слушателями содержания обучения, подтвердил, что содержание курсов, по мнению подавляющего большинства, «соответствовало заявленной проблеме в полной мере» (88,75 %); лишь 7,5 % отметили, что содержание курсов «не в полной мере отражало заявленную проблему», при этом 2,5 % предлагали расширять комплекс проблем, связанных с инновациями. Затруднились дать ответ на этот вопрос 2,5 % слушателей. Отрицательную оценку «содержание курсов не раскрывало заявленную проблему» не выбрал ни один из опрашиваемых. Данные результаты позволяют заключить, что содержательный аспект осуществляемого повышения квалификации на факультете СГУ соответствует высокому уровню.

Также, по мнению большинства слушателей (60 %), ориентация содержание обучающих модулей в равной мере было направлено и на повышение теоретического уровня, и на повышение уровня практических умений и навыков. В целом можно отметить, что большинство преподавателей отмечает сбалансированность содержания обучающих модулей.

Кроме этого, в рамках ответов на вопрос об ориентации содержания обучения на ознакомление с опытом российских и зарубежных вузов, с опытом работы самих слушателей, преподаватели отмечали, что обучение позволяло познакомиться как с современными подходами работы вузов России и мира (57,5 %), так и с мнением коллег

(55 %). Кроме того, слушатели отмечают, что в ходе обучения были созданы условия для высказывания своего мнения, собственного видения возникающих проблем и пр.

Само обучение, по мнению слушателей, в их дальнейшей деятельности позволит развивать инновационные компетенции выпускников (такой ответ выбрали 48,8 % опрошенных), эффективно использовать в профессиональной деятельности механизмы управления процессом обучения (48,8 %), стимулировать социальную и профессиональную мобильность студентов (33,8 %), повысить эффективность реализации воспитательных функций в работе со студентами (21,3 %), более эффективно координировать индивидуальные образовательные траектории студентов (15 %). Полученные результаты позволяют заключить, что повышение квалификации позволило большинству преподавателей увидеть свою социальную роль как представителя образовательной отрасли в решении проблем социально-экономического развития России и профессиональную - в контексте обеспечения модернизации образования, перехода на уровневую модель и новые стандарты.

Также важными, на наш взгляд, являлись высказанные слушателями позиции относительно изменений, произошедших в их оценке собственного профессионального роста в ходе повышения квалификации. 61,3 % опрошенных указали, что обучение «стимулировало в них использование в профессиональной деятельности интерактивных методов». 48,75 % отметили, что обучение стимулировало изучение новых документов, материалов, определяющих перспективы функционирования образовательной отрасли. Для 30 % обучение являлось мотивирующим началом в разработке обучающих программ практической направленности, а у 11,3 % стимулировало потребность участия в конкурсах научно-исследовательских проектов.

Отвечая на вопрос, относящийся к предложениям, которые позволят улучшить качество повышения квалификации, слушатели затрагивали различные содержательные и

организационные аспекты этого процесса. В целом их можно разделить на несколько групп. Это предложения, связанные с содержанием обучения (предлагалось большее количество часов отводить на различные практические занятия, больше времени уделять нетрадиционным формам работы, более глубоко рассматривать вопросы, актуальные для данной группы, привлекать специалистов из вузов других регионов для чтения курсов, больше использовать информационные технологии и пр.), с организацией обучения (использовать дистанционную форму, привлекать к ведению занятий самих слушателей, расширять географию участников, увеличить количество обучающихся в группе и пр.), с учебно-методическим обеспечением (предлагалось больше использовать раздаточные методические материалы, учебные пособия - как текстовые, так и электронные - аудио и видеоматериалы и пр.).

Таким образом, полученные в ходе опроса результаты позволяют нам заключить, что повышение квалификации, осуществляемое на факультете, в большей мере оценивается слушателями позитивно. В ходе обучения у преподавателей повышается мотивация на дальнейшее самосовершенствование в области профессиональной деятельности, формируются актуальные компетенции.

В заключение следует отметить, что возрождаемая сегодня и совершенствующаяся система повышения квалификации научно-педагогических кадров учреждений профессионального образования имеет значительный потенциал в реализации задач подготовки преподавателя нового типа, способного адекватно отвечать на новые вызовы, стоящие перед образованием. При этом существенную роль в определении и реализации стратегии развития данной системы играет факультет повышения квалификации, действующий в русле общей стратегии вуза, определяемой Ученым советом и ректоратом университета. Задача состоит в том, что необходимо закрепить уже обозначенные позитивные позиции и продолжать дальнейшее движение вперед.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов П. Ф. О задачах вузов по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования // Высшее образование в России. - 2010. - № 3. - С. 3-7.

2. Сигов А. С., Куренков В. В., Мосичева И. А., Шестак В. П. Новые задачи системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов // Высшее образование в России. - 2006. - № 8. - С. 3-9.

Об авторах

Гуров Валерий Николаевич, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», доктор педагогических наук, профессор, лауреат премии Правительства РФ в области образования, Почетный работник высшего профессионального образования, декан факультета повышения квалификации. Сфера научных интересов - общая педагогика, управление образованием, исследование проблемы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов и педагогических работников системы начального и среднего профессионального образования, социальная работа образовательных учреждений с семьей. шегп2005 @ yandex.ru

Букреева Елена Николаевна, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент, заместитель декана факультета повышения квалификации.

Сфера научных интересов - педагогическое взаимодействие образовательного учреждения с семьями учащихся (воспитанников), социально-педагогическая деятельность в сельском социуме, социально-педагогическая деятельность образовательного учреждения, воспитательная деятельность образовательных учреждений, повышение квалификации научно-педагогических работников высших учебных заведений и педагогических работников учреждений начального и среднего профессионального образования. шегп2005 @ yandex.ru

Галяпина Виктория Николаевна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», кандидат психологических наук, доцент кафедры теории и практики управления образованием. Сфера научных интересов - этнопсихология, проблемы межкультурного взаимодействия на Северном Кавказе, профессиональная культура преподавателя.

Степанов Сергей Владимирович, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», кандидат педагогических наук, доцент, ученый секретарь ученого совета ФПК, доцент кафедры теории и практики управления образованием. Сфера научных интересов - управление образованием, компетентностный подход в образовании, научно-методическая работа в образовательном учреждении. 8У_81ерап0У @ mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.