О.Г. Жукова
Повышение квалификации педагогов ДОУ в условиях ФГОС
В современных условиях модернизации образования подготовка специалистов в области дошкольного воспитания приобретает особую значимость. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется высокий профессиональный, творческий, исследовательский потенциал.
Стало необходимым затронуть вопрос о том, что же означает профессиональная подготовка педагога и как повысить уровень профессиональной подготовки в условиях вступивших в силу ФГОС ДО.
Профессиональная подготовка педагога - специально организованный процесс профессионализации и результат овладения системой профессионально-педагогических знаний, технологий профессиональной деятельности, опыта творческой реализации деятельности и мотивационно-ценностного отношения к педагогической культуре.
Система непрерывного повышения квалификации педагогов ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада. В период между курсами необходимо самообразование. Оно расширяет и углубляет знания, полученные в предшествующей курсовой подготовке, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне, совершенствует профессиональные умения и навыки.
Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью: у человека развивается умение самостоятельно организовывать свою деятельность по приобретению новых знаний. Результатом работы по самообразованию может быть обобщенный опыт деятельности педагога, который будет основанием для повышения квалификационной категории.
Анализ результатов исследования по изучению способности педагогов ДОУ к саморазвитию показал: 73 % педагогов стремятся к саморазвитию и самопознанию; у 27 % - развитие зависит от определенных условий.
Повышение квалификации педагогов ДОУ - важное звено в целостной общегосударственной системе образования педагогических кадров, комплексный и творческий процесс, в котором осу-
107
ществляется не только практическое обучение воспитателей методам и приемам работы с детьми, но повышение их профессиональной компетенции.
Деятельность педагогов Центра повышения квалификации ЛГУ им. А.С. Пушкина направлена на решение следующих задач:
- актуализацию и обогащение субъектного опыта педагога;
- овладение критериями, нормами, правилами педагогической деятельности;
- обеспечение реализации инновационных стратегий;
- ориентирование педагогов на самообразование, саморазвитие, самосовершенствование;
- создание условий для роста профессионального мастерства, компетентности и творческого потенциала каждого слушателя курсов повышения квалификации.
Актуализация и обогащение педагогического опыта педагогов ДОУ осуществляется в процессе активного внедрения в практику работы развивающих технологий. Поэтому при составлении образовательных и учебных программ повышения квалификации педагогических работников предусмотрено участие каждого слушателя в реализации вариативной части образовательных программ с учетом опыта, квалификации, компетентности педагога по основным направлениям ФГОС ДО: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие личности, мотивации и способностей детей в разных видах деятельности.
С целью преодоления пробелов в знании у слушателей актуальных современных образовательных технологий преподавателями Центра повышения квалификации организовано сотрудничество с педагогами-практиками в рамках курсовой подготовки.
Чтение лекций и проведение теоретических и практических семинаров - регулярная форма работы со слушателями. При их проведении акцент делается на изучение, освоение и внедрение современных образовательных развивающих технологий в работу с детьми в условиях реального педагогического процесса, тесно стыкуясь с задачами ФГОС ДО. Данные семинары обогащают субъектный опыт наших педагогов, так как по итогам анкетирования 93 % участников семинаров сочли их содержание лично полезным, значимым.
Для развития профессиональной компетентности слушателей на курсах повышения квалификации используются разнообразные формы организации педагогов, эффективные методы и приёмы:
- тренинги (личностного роста; с элементами рефлексии; по развитию креативности);
- индивидуальные и групповые консультации;
108
- собеседования с обсуждением индивидуальной образовательной программы развития педагога в текущем году;
- открытые просмотры, взаимные посещения занятий;
- групповые психолого-педагогические анализы видеозаписи;
- коллективная деятельность в творческих группах с последующей защитой проектов;
- организация выставок методических разработок, дидактических материалов и обсуждение их значимости;
- презентация результатов работы, распространение и внедрение инновационных наработок в образовательный процесс;
- лекции в форме диалога, активизирующие мыслительную и познавательную деятельность.
Для повышения активности, заинтересованности слушателей предусмотрено изменение форм проведения практических и семинарских занятий, используя различные рефлексивные практики коллективной и групповой работы, такие как защита проектов, аукцион решений, самопрезентации и т. д. Активным включением педагогов в творческую деятельность являются консультации, проводимые преподавателями курсов повышения квалификации. Чтобы консультации способствовали повышению квалификации воспитателей, используются активные методы обратной связи, к которым относится экспресс-тестирование или экспресс-опрос (например, работы с тестовым заданием, которые имеют варианты ответов по обсуждаемой теме. Каждый выбирает правильный, на свой взгляд, ответ и отмечает его).
В рамках курсов повышения квалификации используется такой метод, как педагогический ринг. Здесь предлагается атаковать соперника вопросами, на которые должен оперативно быть дан ответ «да» или «нет». Цель ринга - уточнить и систематизировать знания педагогов или провести мини-диагностику их знаний по целому комплексу вопросов.
Следующий метод активизации педагогов на курсах повышения квалификации - проектный. Умение им пользоваться - показатель высокой квалификации педагога, овладения им прогрессивной методикой обучения и развития детей. Темы проектов могут быть различными. Главное их условие - интерес педагогов. Как показывает практика, результаты работы по повышению профессионального мастерства педагогов во многом зависят от создания положительного психологического климата во время проведения курсов повышения квалификации. Оптимальный психологический климат - такие социально-психологические условия, при которых в максимальной степени реализуются интересы коллектива и личности.
Немаловажный фактор - стимулирование деятельности педагогов. Какой должна быть система стимулирования, чтобы она обла-
109
дала мотивирующей силой? Анализ показал: а) на высоком уровне стоят психологические условия, административное управление, методическая работа; б) чуть выше среднего уровня - материальные и социальные условия.
Необходимо заметить, что в педагогическом коллективе лучше всего стимулируют сотрудников к эффективной работе справедливая оценка руководством качества их работы и соответствующая оплата труда. Несмотря на то что у части сотрудников ДОУ материальные стимулы преобладают, использование моральнопсихологического стимулирования все-таки остается наиболее значимым. Многие воспринимают в качестве подобной нормы похвалу в свой адрес, благодарность, а также другие вербальные и невербальные способы взаимодействия.
Результатом усилий преподавателей на курсах повышения квалификации является совершенствование работы педагогов ДОУ с детьми, семьями воспитанников, создание условий для рождения нового опыта.
В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждений происходят намного быстрее, мастерство и уровень профессиональной квалификации, способность оперативно принять решения, адекватные новой ситуации, умение нацелить коллектив слушателей на непрерывное развитие - оцениваются в первую очередь. Над этим приходится постоянно работать.
Повышение квалификации педагогов ДОУ строится во взаимосвязи с общей системой непрерывного образования, что предполагает построение системы повышения квалификации педагогов через все ее формы, творческое осмысление нормативно-правовых документов, внедрение достижений науки и передовой практики. Именно такое содержание заложено нами в учебные программы по формированию личностно-профессиональной позиции педагога.
Инвариантная часть учебных программ структурно представлена тремя модулями: ценностно-мотивационным, содержательным и деятельностным. Модули могут реализовываться самостоятельно и в различной последовательности в зависимости от потребностей и задач категории слушателей курсов повышения квалификации. Практика подтвердила, что модульный подход эффективен в системе непрерывного образования педагогических кадров. Он дает возможность сочетать модули, заменять один другим, а также вводить новые.
Каждый модуль включает в себя три направления работы: 1) теоретические занятия; 2) практические занятия и 3) разнообразные формы самостоятельной работ педагогов.
110
Поскольку система повышения квалификации выстраивается как по отношению к каждому конкретному педагогу, во время проведения курсов повышения квалификации предусмотрены как индивидуальные, так и общие (групповые и коллективные) формы сопровождения слушателей.
Особенно хочется подчеркнуть разноуровневый и дифференцированный характер сопровождения педагогов в рамках курсовой подготовки. С учетом поставленных целей подобраны такие формы работы, которые через «проблематизацию» сознания педагога подводят к «гармонизации» целей, содержания, методов его деятельности. Поэтому все предлагаемые формы работы предполагают интерактивный, рефлексивный, продуктивный характер деятельности педагогов: лекция-беседа, лекция-диалог, круглый стол, дискуссия, семинар-практикум.
Включение в эти формы техник и технологий мотивационного программно-целевого управления и самоуправления является необходимым для формирования профессиональной компетенции педагогов ДОУ. Поэтому все формы работы со слушателями в рамках реализации каждого модуля учебной программы предусматривают овладение такими конкретными рефлексивными практиками, техниками и технологиями.
Практико-ориентированный характер всех учебных программ ЦПК - ее отличительная черта. Теоретические и практические занятия, представленные в программе, отличаются: по содержанию -научностью и новизной; по форме подачи - интерактивностью и проблемностью; по характеру - ориентацией на диалоговое профессиональное общение. Содержание программ курсов повышения квалификации ориентирует педагога на присвоение гуманистической системы ценностей и направлено на формирование потреб-ностно-мотивационной сферы. Главным механизмом здесь выступает личная рефлексия.
Рефлексия педагогической деятельности - один из методов выявления позитивной динамики профессионального роста педагогов и корректировки деятельности методической службы по управлению этим процессом. Формированию рефлексивной позиции способствуют самоанализ, овладение технологией осознанного действия, структурирование и решение проблемных ситуаций, ситуаций критической самооценки, делегирования инициативы, установки и др. С этой целью в нашем детском саду используются различные формы организации рефлексии профессионального опыта педагогов. Прежде всего, это рефлексивные анкеты - нетрадиционные анкеты самоанализа и рефлексии педагогов различных аспектов своей педагогической деятельности. Обязательно организуем «честную об-
111
ратную связь» в деловых играх, тренингах; видеопросмотры занятий с анализом деятельности педагога; творческие отчеты по достигнутым результатам, а также написание сочинения «Я - педагог». Это не просто биография, осмысление, осознание своего педагогического опыта, своей миссии, причин, побудивших стать педагогом, перспектив дальнейшего развития и др. Все формы работы с педагогами основаны на принципах диалогового управления, которое обеспечивает активность и включенность педагогов в процесс осознания и присвоения целей и ценностей педагогической деятельности, их соотнесения со своей личностно-профессиональной позицией. Например: на лекции-беседе «Актуальные проблемы современного дошкольного образования» моделировались ситуации, в которых были востребованы оценки и отношения, позволяющие педагогу скорректировать ценностно-смысловые составляющие его профессионального сознания. При этом весь предлагаемый теоретический материал был наглядно структурирован и обобщен в виде таблиц, схем, алгоритмов. На семинарах-практикумах по темам: «Ценностные ориентиры деятельности педагога в личностном развитии ребенка», «Педагогическая позиция как составляющая педагогической культуры воспитателя» шло освоение ситуации критической самооценки, т. е. предлагались ситуации, в которых педагог способен взглянуть на себя со стороны и увидеть свои достоинства и недостатки. Для удобства слушателям предлагались индивидуальные рабочие тетради. Их использование помогло индивидуализировать процесс обучения педагогов, повысить самостоятельность и осознанность восприятия теоретического материала. В рамках индивидуального сопровождения для осмысления и осознания вышеназванных тем слушатели курсов повышения квалификации создают ценные, прежде всего для своей педагогической деятельности, «продукты», такие как собственное «Дерево целей»; альбом по позиционированию, «Презентация группы»; «Лист достижений», «коллаж "Ценностей"»; программа самообразования и др.
При создании слушателями собственной программы самообразования осуществляется поддержка в ее построении с учетом этапов и компонентов профессионального саморазвития педагога. Программы самообразования составляются на основе рефлексии (результатов самодиагностики, самонаблюдения, самоанализа), а также с учетом приоритетных задач детского сада, конкретной группы, которую ведет педагог.
Главное для педагога в создании своей программы - четкое определение целей и прогнозирование результатов, которые, по сути, являются «деревом цели» для каждого.
112
Роль преподавателей и методической службы района и ДОУ -индивидуальное сопровождение и поддержка в процессе работы педагога по программе самообразования. Они выражены в таких формах следующих:
- индивидуальное консультирование на всех этапах работы по программе;
- методическая помощь в подборе различных источников, оформлении, подготовке презентационных материалов;
- отслеживание и оценка результатов работы педагога по реализации своей программы (при проведении открытых занятий, в изучении продуктов деятельности...).
Важным моментом реализации программы курсов повышения квалификации является обеспечение обратной связи, которая характеризует сформированность рефлексивной позиции педагога, через заполнение «Листа достижений». В нем фиксируются и осмысливаются конкретные результаты-достижения, анализируются причины и определяются дальнейшие перспективы деятельности слушателя. Актуализация и обогащение педагогического опыта воспитателей осуществляется в процессе активного внедрения в практику работы педагогов развивающих технологий. Поэтому при составлении учебной программы повышения квалификации предусмотрено участие каждого педагога в реализации поставленных задач с учетом опыта, квалификации, компетентности педагога по основным направлениям (физкультурно-оздоровительному, интеллектуальному, социально-эмоциональному и художественноэстетическому). Необходимо подчеркнуть, что содержание мероприятий варьируется с учетом приоритетной задачи данного направления.
Для обеспечения включенности каждого слушателя в работу на курсах повышения квалификации активно используются презентации проектов; творческие отчеты по теме самообразования; миниинтервью; мини-экскурсии; эстафеты идей и др. Каждый семинар проводится с видео-презентацией.
С помощью активных методов обучения и создания рефлексивной среды (оцени работу своей команды, подгруппы, оцени свое участие) педагоги не просто воспринимают готовый материал, а активно участвуют в выработке собственного мнения, совершают открытия, присваивают знания, т. е. укрепляют основание собственной педагогической позиции.
Овладение критериями, нормами, правилами педагогической деятельности - это знание своих должностных обязанностей, различных инструкций, а также основной и парциальной программ, по которым работает педагог в детском саду.
113
Известно, что освоение нормативно-правовых документов очень важный, но малопривлекательный для педагогов процесс. Здесь мы используем такую форму как «Контрольные для педагогов». С помощью создания ситуации установки, путем нежесткого предъявления нормы-образца формируем определенные устремления, мотивы и отношения. Так были проведены контрольные по темам «Должностная инструкция воспитателя» и «Инструкция по ОЖиЗД», задания в которых составлены в виде тестов. Здесь же каждой команде воспитателей предлагалось задание - составить кроссворд по инструкции, а потом, обменявшись своими кроссвордами - их решить. Эффективным приемом является разбор предлагаемых ситуаций: «Что может случиться, если ...(будет нарушен такой-то пункт инструкции)?», «Как соблюсти такой-то пункт, ес-ли...(возникает какой-либо барьер, препятствие)».
Приемом изучения программ, используемых на курсах повышения квалификации является их системный анализ. Эта работа адресована, прежде всего, молодым педагогам и осуществляется с привлечением специалистов комитетов по образованию районов и поддержке методической службы ДОУ. Семинары, практикумы, тренинги, включенные в вариативную часть учебных программ своей тематикой, целями и содержанием подчеркивают, что сознание педагога влияет на его поведение (внутреннее - на внешнее). Они направлены на развитие умения воспитателей в процессе педагогической деятельности правильно самоопределяться в каждой ситуации, реагировать на ее изменения, гибко менять направление собственной активности, но с сохранением самого себя, своего базового личностного потенциала, основанного на системе ценностей, а также овладение технологией комплексного сопровождения ребенка и интеграцией деятельности специалистов. Цель курсов повышения квалификации направлена на то, чтобы технология осознанного действия и другие технологии мотивационного программно-целевого управления применялись педагогами в своей работе.
Особенность нашего подхода в повышении квалификации педагогов ДОУ проявляется в том, что обучение молодых воспитателей в системе комплексного сопровождения ребенка осуществляют, наряду с преподавателями Центра повышения квалификации еще и заведующие ДОУ, заместители заведующих, опытные воспитатели и специалисты. Возросший уровень рефлексии и мотивации к своей профессиональной деятельности позволит педагогам ДОУ успешно пройти аттестацию на первую и высшую квалификационную категорию. Несомненно и то, что личностный рост педагогов отразится на личностном росте воспитанников: стабильно будет повышается качество педагогического процесса, уровень готовности выпускников к школьному обучению.
114
Таким образом, работа, проводимая преподавателями Центра повышения квалификации ЛГУ им. А.С. Пушкина, позволяет погрузить слушателей в организационно-деятельностный режим с гармонизацией профессионального сознания, целостность процесса сопровождения в рамках непрерывного образования. Курсовая подготовка помогает формировать ценностное отношение к целям и результатам педагогической деятельности через осознанное выполнение своих функций.
М.М. Алексеева
Управление познавательной деятельностью учащихся
по результатам
Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением.
Понятие «управление» широко используется в различных науках, обозначая функцию, присущую организованным системам (биологическим, техническим, социальным, военным и др.).
В общем виде под управлением понимается элемент, функция, обеспечивающая сохранение определённой структуры, организованных систем, поддержание режима их деятельности, реализацию их программы и целей. В социальном управлении, в отличие от других видов, главными компонентами выступают либо люди как члены различных организаций, либо организационные подразделения в целом.
В педагогике управление образованием рассматривается следующим образом:
1) как совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных в рамках образовательной системы определенных целей;
2) как организация - сложная организационно-структурная система, внутри которой выделяются организационная структура регионального управления образованием, соответствующие муниципальные структуры управления, а также организационные структуры управления самих образовательных учреждений;
3) как процесс - взаимосвязанная совокупность циклических повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей. Управление образованием как процесс, реализуемый на любом из уровней,
115