Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирбобоев Валиджон Дадохонович, Саидова Г.А.

Автором статьи были рассмотрены особенности использования новых информационных технологий в системе повышения квалификации учителей на современном этапе, а также выявлены организационно-педагогические условия, позволяющие оптимизировать процесс повышения квалификации учителей общеобразовательных школ Таджикистана в области новых информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING OF QUALIFICATIONS OF PEDAGOGICAL EMPLOYEES IN THE SPHERE OF NEW INFORMATION TECHNOLOGY

The author of this article studied peculiarities of the use of new information technology in system of increasing qualifications of the teachers on modern stage, as well as are revealed organizing- pedagogical conditions, allowing optimize the process increasing qualifications of the teachers of the secondary schools of Tajikistan in the field of new information technology.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В СФЕРЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Мирбобоев В. Д., Саидова Г. А.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни Таджикский национальный университет

Проблема качества образования в начале XXI века встаёт со всей остротой в условиях социально-экономических перемен и модернизации системы образования Республики Таджикистан. Отношение к качеству как важнейшему фактору повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности, как к национальной идее, как к одной из фундаментальных категорий, определяющих успешное развитие человека и общества, требует поиска новых целевых установок в образовательной политике, кардинального пересмотра традиционных взглядов и представлений о качестве образования и путях его обеспечения.

Современная общеобразовательная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. Обновление школы предполагает решение ряда системных задач: нормативно-правовых, экономических и содержательных. Первостепенной из них является задача достижения нового, современного качества образования. В общегосударственном плане новое качество образования - это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане - это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, сколько на развитие личности.

Государственный образовательный стандарт в требованиях к результатам обучения в школе ведущими считает развитие личностных качеств и способов деятельности школьника, среди которых видное место занимает информационная грамотность как качество личности и как владение действиями с информацией.

Почему же важно развивать у учащихся информационную грамотность? В современном обществе стремительно растёт объём разнообразной информации, идёт компьютеризация всех сторон жизни и деятельности человека. Чтобы ориентироваться в потоке информации, находить, отбирать и использовать нужную информацию для решения профессиональных, учебных задач, а также проблем, возникающих в повседневной жизни, человек должен быть информационно грамотным, т.е. владеть понятиями информатики и компьютером. Элементы компьютерной грамотности у детей необходимо формировать уже в младшем школьном возрасте.

Качество обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня профессиональной подготовки педагогов, который должен соответствовать требованиям времени. Сегодня невозможно представить образовательно-воспитательный процесс без использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Информатизация общества и системы образования в частности - это целенаправленный процесс, связанный со значительными переменами в образе жизни и менталитете людей, изменением отношения человека к знанию. Недостаточно поставить в школы современную компьютерную технику и подключить её к Интернету, важно изменить мышление педагога, открыв ему новые горизонты в организации образовательного процесса, повышении квалификации и самообразовании.

В условиях информационного изобилия мы должны предоставить всем участникам образовательного процесса одинаковые возможности в получении информации, научить педагога работать с нею, ведь информационная компетентность - это краеугольный камень жизнедеятельности человека в информационном обществе. Вместе с тем информационная компетентность - это всего лишь элемент информационной культуры, поэтому нельзя ограничивать область функционирования информационной культуры лишь сферой компьютеризации.

Мы рассматриваем качество образования как совокупность показателей, характеризующих эффективность деятельности образовательного учреждения в целях развития личности учителя и ученика.

Успешность применения информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе зависит от способности педагогов организовать учебную среду, сочетать новые и информационные технологии для того, чтобы проводить увлекательные занятия, поощрять сотрудничество школьников, обогащать учебную среду. Всему этому современный педагог учится, в том числе, и в активно развивающихся сетевых сообществах, которые рассматриваются с точки зрения содержания их деятельности и основных направлений развития.

Профессиональные сообщества, государство и общество признают многочисленные преимущества внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, использования Интернета как источника получения разнообразных знаний, средства взаимодействия между учителями и учениками.

Начало формирования у выпускников общеобразовательной школы информационной и компьютерной грамотности было положено более 30 лет назад, и уже в 90-е годы каждая десятая средняя школа имела кабинеты основ информатики и вычислительной техники. В среднем один персональный компьютер тогда приходился на тысячу учащихся. В следующие десятилетия число рабочих мест с ЭВМ увеличилось в восемь раз, обеспеченность ими достигла 1,6 места на 100 учащихся.

Оснащение общеобразовательных школ средствами информационно-коммуникационных технологий - одно из приоритетных направлений государственной политики Республики Таджикистан в сфере образования.

Использование современных информационно-коммуникационных технологий во всё большей мере становится нормой жизни для педагогов даже самых отдалённых районов нашей республики. Размеры её территории становятся важнейшим фактором построения единого педагогического сообщества и диалога, реализуемых в Таджикистане педагогических и управленческих практик.

Иными словами, качество образования - это такая характеристика образовательной деятельности, которая позволяет понять: в какой мере эта деятельность и её результаты соответствуют определённым общественным и индивидуальным запросам и потребностям. И понятно, что важнейшим ресурсом повышения качества образования является технологический ресурс, связанный с развитием всей инфраструктуры образования и созданием достойных условий для работы и учёбы.

В Таджикистане многое сделано в этом плане. За последние десять лет существенно улучшилось оснащение общеобразовательных школ современным учебным оборудованием и кабинетами. Можно с ответственностью сказать, что сегодня уже более 80% учащихся имеют современные технические условия обучения.

Однако главное условие полноценной модернизации образования - это не техническая оснащённость школ сама по себе, а то, в какой мере эти новые возможности используются и стимулируют у учителей потребность в освоении современных образовательных технологий.

В настоящее время педагоги Республики Таджикистан адаптировали к условиям своих школ свыше сотни образовательных технологий, которые можно признать по-настоящему современными.

Это развивающие, личностно-ориентированные, информационно-коммуникативные, игровые, мыследеятельностные, проектные технологии -практически весь арсенал современной передовой педагогики. При этом важная особенность их использования в школах республики - глубокое и органичное их сочетание с культурно-национальными традициями, с уникальным опытом народной педагогики. Учителя нашей республики не просто копируют в своей деятельности чей-то передовой опыт, а идут по пути творческого освоения различных инновационных

практик и создают самобытные, яркие модификации известных педагогических стратегий.

Развитая, современная ИКТ - инфраструктура - важное, но не единственное условие эффективного внедрения инфокоммуникационных технологий в образовательный процесс. Между средствами ИКТ и учениками стоит учитель, и в конечном итоге от его готовности использовать новые информационные технологии при обучении, от его компьютерных навыков зависит результативность и культура применения ИКТ.

Недостаточность компьютерных навыков подтверждает и оценка потребности учителей в повышении квалификации, переподготовке. Каждый второй опрошенный отметил, что нуждается в повышении компьютерной грамотности, около 60% -приобретении новых навыков работы со специальными компьютерными программами.

Образование - фундамент развития науки и инновационной экономики, оно должно быть обеспечено не только современной материально-технической базой, но и профессиональными педагогическими кадрами, способными мыслить категориями информационного общества.

Педагог должен в полной мере овладеть современным педагогическим инструментарием - как методикой преподавания предмета, так и средствами актуализации полученных знаний и умений. Нужно вывести информационную компетентность учителя на совершенно новый уровень, где умение работать с современными техническими средствами станет обыденным навыком.

Таким образом, повышение квалификации педагогических работников в сфере новых информационных технологий должно иметь комплексный характер, формировать конкретные навыки их применения в повседневной жизни. Целью повышения квалификации является развитие профессионального мастерства, освоение новых профессиональных компетентностей, обновление теоретических и практических знаний специалистов системы образования в связи с возросшими требованиями к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Трансформация методической службы необходима, а информатизация образования как раз и позволяет построить систему, ориентированную на непрерывную методическую поддержку педагогов по использованию ресурсов, технологий, внедрению новых педагогических методик в информатизацию образовательного процесса и управления школой.

С педагогической точки зрения использование сетевых технологий в школе формирует умения работать с различными источниками информации - основного требования при формировании универсальных учебных действий, поскольку учащиеся создают собственные материалы (начиная с письменной коммуникации и заканчивая проектными и исследовательскими работами).

Ясно, что деятельность учителя внутри сетевых сообществ и социальные сервисы развивают весьма нужные направления в работе учителя:

• Обобщение собственного педагогического опыта, создание собственных учебно-методических материалов, обсуждение вопросов методики преподавания своего предмета в профессиональном сообществе. Социальные сервисы упростили процесс публикации собственных разработок. Учитель получает возможность использовать материалы, педагогические приёмы, разработанные своими коллегами, находится в курсе современных педагогических технологий.

• Работа с социальными сервисами в ИКТ - насыщенной среде повышает ИКТ -компетентности не только с точки зрения освоения информационных, компьютерных инструментов, но и педагогически целесообразного их применения, организации на их основе деятельности учащихся.

• Сетевые сообщества на практике реализуют принцип непрерывности образования на основе развития ценностных ориентаций в духе «учения через всю

жизнь», широкого использования активных форм и методов обучения, подхода к обучению как процессу преобразования жизненного и профессионального опыта.

Таким образом, мы полагаем, что создание и использование единой информационной системы в виде компьютерной сети и внедрение автоматизированных процедур сбора и передачи информации, ведение единых стандартных процедур и бланковых форм для переработки информации гарантируют качество образования.

Литература:

1. Жалдак М. И. Система подготовки учителя к использованию информационной технологии в учебном процессе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М.: Изд-во МПИ, 1989. - 89 с.

2. Мирбобоев В. Д. Подготовка и повышение квалификации профессионально-педагогических кадров начального профессионального образования Таджикистана (1940-2010): историко-педагогический аспект. - Душанбе: Ирфон, 2013. - 240 с.

3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю, Моисеева М. В. И др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров. - М.: Академия, 2003. - 272 c.

4. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.

5. Черненко О. Н. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы. - Волгоград: Учитель, 2007. - 140 с.

6. Юнусов Ш. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании. - Куляб, 2006.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В СФЕРЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Автором статьи были рассмотрены особенности использования новых информационных технологий в системе повышения квалификации учителей на современном этапе, а также выявлены организационно-педагогические условия, позволяющие оптимизировать процесс повышения квалификации учителей общеобразовательных школ Таджикистана в области новых информационных технологий.

Ключевые слова: информатизация общества, информационная грамотность, информационная компетентность, новые информационные технологии, современные информационные технологии.

INCREASING OF QUALIFICATIONS OF PEDAGOGICAL EMPLOYEES IN THE SPHERE OF NEW INFORMATION TECHNOLOGY

Abstract. The author of this article studied peculiarities of the use of new information technology in system of increasing qualifications of the teachers on modern stage, as well as are revealed organizing- pedagogical conditions, allowing optimize the process increasing qualifications of the teachers of the secondary schools of Tajikistan in the field of new information technology.

Key words: informatization society, information literacy, information responsibility, new information technology, morden information technology.

Сведения об авторах: Мирбобоев Валиджон Дадохонович - кандидат педагогических наук, Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни, e-mail: mirboboev@mail.ru

Саидова Г. А. - аспирант Таджикского национального университета, e-mail: sattori1990@mail.ru

Information about the authors: Mirboboev Validzhon Dadokhonovich - candidate of pedagogical sciences, Tajik State Pedagogical University after Sadriddin Aini Saidova G. A. - graduate-student of the Tajik National University

ОИЛА - ОИНАИ КАМОЛОТИ МАЪНАВИЯТ

Султонов С. А., Шодиева М. А., Иброуимов Ф.

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айнй

Накши оилаи солиму устувор дар парвариши инсони комилу ботамкин ва тарбият ёфтани фарзандон дар рухияи хисси баланди ватандустиву хештаншиносй ва хисси эхтиром ба арзишхои волои миллию фархангй ва худшиносии миллй басо мухим ва ахамияти багоят бузургро дар хар халку миллат дорад. Мухити солиму бардавом ва умедбахш аз оилаи солим сарчашма мегирад. Аз ин ру, оилаи устувор яке аз рукни асосй ва пояи истиклоли чамъияту давлат махсуб меёбад. Зеро дар моддаи 33-юми Конститутсияи Точикистон омадааст ки: «Оила асоси чомеа буда, тахти химояи давлат карор дорад» [9, с. 180].

Волидоне, ки сутуни оиларо ташкил медиханд, набояд як нуктаро фаромуш намоянд, ки пояи оила хар чи кадар солиму мустахкам бошад, чомеа низ ба хамон андоза солиму мустахкам мегардад. Бояд ёдовар шуд, ки бидуни ислохи хонавода ва фарзандон хеч гох чомеа пеш намеравад ва танхо рохи начоту бунёди чомеаи солиму умедбахш ва мухити пок ислохи фарзандон ва хонавода аст. Дар ояти 6-уми сураи «Тахрим» омадааст ки: «Эй касоне, ки имон овардед, хештан ва ахли хонаи худро аз оташе, ки оташафрузи он мардум ва сангхо хастанд нигох доред» [6]. Яъне мурод ин аст, ки дар зиндагй худ ва ахли хонаводаи хешро аз ваъзияти чохилию нодонй канор гиред, то начот ёбед. Волидон бо ахлоку рафтори дуруст бояд намунаи ибрат барои фарзандон бошанд. Дар хамаи зинахои таълиму тарбия ва такмили ахлоку маънавиёт ин вазифа бар души падару модар мебошад. Зеро эшон дар саргахи ташаккули андешаву эхсос ва рушди чахонбинии фарзандон карор доранд, бинобар ин фарзандон дунёро бо чашму дили онхо мебинанду мешиносанд ва муносибати худро муайян мекунанд. Дигар рохи ба камоли инсонй расонидани фарзанд ин ба тахсил фаро гирифтани он аст.

Дусайн Воизи Кошифй дар китоби «Ахлоки Мухсинй»-и худ чунин нигоштааст: «Бехтарин сармоя ва хуштарин перояи мурод тахсили адаб аст» [11, с. 133]. Пас маълум мешавад, ки бехтарину хуштарин мерос ба фарзандон ин тахсили адабу ахлоки хамида мебошад. Ба гуфтаи Кошифй илова намуда талкин менамоем, ки дар шароити имруза дар баробари ба тахсили адаб фаро гирифтани фарзанд, онро хатман ба тахсили касбу хунар низ бояд равона сохт.

Боиси таассуф аст, ки имруз масъалаи тарбияти фарзанд дар чомеаи муосири мо баъзан ташвишовар аст. Ва оилахое низ ёфт мешаванд, ки шаъну шарафашон то андозае кохида, баъзе падару модарон ба рафтору кирдори фарзанд назорати чиддй ва доимй намебаранд. Бо исрор бояд гуфт, ки волидон ба хотири суди имруза, набояд ояндаи фарзандонро сузонанд. Фаромуш набояд кард, ки Точикистон имрузу фардо ба чавонони бофарханг, кордон ва дорои тафаккури пешрафтаи илмию иктисодй ниёз дорад. Барои химояи чомеаи солим ва такмил додани ахлоку маънавиёти фарзандон, дар рухияи ватанпарастию донишандузй тарбият намудани онхо Дукумати Ч,умхурй конун дар бораи «Масъулияти падару модар дар таълиму тарбияи фарзанд»-ро ба тасвиб расонид. Вокеан хам, конуни мазкур далолат бар он мекунад, ки масъулияти асосии таълиму тарбияи фарзандон бар души волидайн аст. Дар ин хусус Шавкй гуфтааст: «Ятим касе нест, ки падару модараш фавтида бошад ва уро бепанох ва

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.