Научная статья на тему 'Повышение квалификации научно-педагогических кадров: поиск новых организационных форм'

Повышение квалификации научно-педагогических кадров: поиск новых организационных форм Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
190
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ ВУЗОВ / КОМПЕТЕНЦИИ / ДУХОВНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СРЕДА / ИННОВАЦИИ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / UNIVERSITY PROFESSORS / COMPETENCIES / SPIRITUAL-INTELLECTUAL ENVIRONMENT / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жураковский Василий Максимилианович, Сазонова Зоя Сергеевна

Обсуждается проблема готовности преподавателей вузов к решению задач, связанных с переходом к работе на основе ФГОС ВПО и с изменением технологии самой преподавательской деятельности. В настоящей статье авторы представляют некоторые концептуальные аспекты деятельности коллектива ФПКП МАДИ и обусловленные ими инновации в процессе повышения квалификации преподавателей университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Looking for new organizational forms of rainsing skills by university faculty

The problem of university professors readiness to the solution of a variety of serious tasks connected with the transition to the Federal State Educational Standard of higher professional education and with the change in the technology of pedagogical activity itself has a high level of topicality. Each university has been elaborating its own concept and technology for the solution of this important problem. In the present article the authors present some conceptual aspects of the work of MADI FPKP departments team and the innovations they generate.

Текст научной работы на тему «Повышение квалификации научно-педагогических кадров: поиск новых организационных форм»

В.М. ЖУРАКОВСКИЙ, профессор З.С. САЗОНОВА, профессор Московский государственный автомобильно-дорожный университет (МАДИ)

Повышение квалификации научнопедагогических кадров: поиск новых организационных форм

Обсуждается проблема готовности преподавателей вузов к решению задач, связанных с переходом к работе на основе ФГОС ВПО и с изменением технологии самой преподавательской деятельности. В настоящей статье авторы представляют некоторые концептуальные аспекты деятельности коллектива ФПКПМАДИ и обусловленные ими инновации в процессе повышения квалификации преподавателей университета.

Ключевые слова: повышение квалификации; преподаватели вузов; компетенции; духовно-интеллектуальная среда; инновации.

Прежде всего подчеркнем, что социальный смысл инженерного образования не может быть сведен к тому, что высшая школа все в большей степени становится «производительной силой», участвующей в создании инновационной экономики. По нашему мнению, задача высшей школы состоит в том, чтобы формировать особую творческую среду, социокультурное значение которой заключается в воспроизводстве знаний и духовных ценностей как основы для создания концепций, теорий, методологий, технологий, инновационных инженерных проектов и повышения уровня интеллектуального потенциала общества.

В соответствии с лучшими отечественными традициями российских университетов между преподавателями и студентами должны поддерживаться отношения сотрудничества, результатом которого становятся производство и воспроизводство духовных ценностей и профессиональной компетентности всех участников научнообразовательного процесса, а также общественно значимых интеллектуальных продуктов их совместной деятельности [1]. Преподаватели технических университетов всегда стремились создавать условия для того, чтобы студенты научились самостоятель-

но думать и учиться, настойчиво приобретать и эффективно использовать знания, целеустремленно развивать инженерное мышление и практические умения. Главной целью разносторонней деятельности преподавателя технического университета является воспитание личности будущих высококомпетентных инженеров.

Успех этой благородной миссии в значительной степени определяется масштабом личности самого преподавателя, его духовностью, стремлением к постоянному саморазвитию, а также отношением к членам того уникального микросоциума, той неповторимой alma mater, где он проживает свою профессиональную жизнь. Мы убеждены в том, что понимание себя как неотъемлемой части единого целого - родного университета - является его важной характеристикой, основой самооценки и личной ответственности. Талантливые преподаватели оказывают мощное положительное влияние на процессы формирования у студентов гуманитарных и профессиональных ценностей, жизненных приоритетов, индивидуальных стилей учебной и научной деятельности, специфического видения существа проблем и методов их разрешения. В общении с уважаемыми преподавателями студенты осва-

ивают модели доброжелательного и ответственного отношения к миру. Они осознают главное: качество найденных инженерных решений определяется не только знаниями, а всей совокупностью их личностных характеристик, уровнем профессиональной и общей культуры, степенью проявления индивидуальности - их «самостью» [2].

Профессор Ю.Г. Татур в своем выступлении на семинаре в МАДИ (еще в 2007 году!) дал следующее определение: «Компетенция - это подтвержденная готовность индивида (специалиста) использовать весь свой потенциал (знания, умения, опыт и личные качества) для успешной деятельности в определенной области, сознавая свою ответственность за ее результаты». Практически такое же определение представлено в тексте проекта ФГОС ВПО: «компетенция - это способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области».

Таким образом, преподаватель современного технического вуза должен иметь объемный «портфель компетенций», характеризующих его как личность, как члена общества, как специалиста и в инженерно-технической, и в инженерно-педагогической сфере деятельности.

Разработанная в МАДИ концепция повышения квалификации преподавателей предусматривает такую структуру факультета повышения квалификации преподавателей (ФПКП) университета, которая позволяет развивать компетенции преподавателей, последовательно реализуя технологическую идею «маршрутной карты», выдвинутую коллегами из МГТУ им. Н.Э. Баумана. В процессе апробации нового подхода к содержанию, организационным формам и технологиям повышения квалификации преподава-

телей получен ряд положительных результатов.

Преподаватели МАДИ традиционно повышают свою квалификацию различными способами: пишут учебники и монографии, выполняют диссертационные исследования, разрабатывают электронные версии учебных курсов, участвуют в работе международных, межвузовских и внутривузовских конференций, симпозиумов и семинаров. Продуктивной формой повышения квалификации является совместная работа преподавателей в рамках межвузовского семинара «Инновационные педагогические технологии в инженерном образовании » [3]. Этот семинар ежегодно проводится на базе кафедры инженерной педагогики МАДИ (ГТУ). Преподаватели родственной кафедры МГТУ им. Н.Э. Баумана вносят в его работу существенный интеллектуальный вклад [4]. Методологический семинар получил признание академической общественности в значительной степени в силу того, что перечень обсуждаемых здесь проблем заранее согласовывается, а докладчиками и руководителями мастер-классов являются известные всей стране ученые. Поэтому для обучения, а также для обсуждения острых вопросов и выработки общих решений на семинар ежегодно приезжают преподаватели из нескольких десятков технических вузов России.

Параллельно с отмеченными неформальными способами повышения квалификации преподаватели МАДИ не реже одного раза в пять лет повышают уровень своих профессионально-педагогических компетенций на ФПКП МАДИ. На основе данной модели повышения квалификации удается поддерживать достойный уровень профессиональной культуры препода-вателей-предметников и повышать уровень их педагогической компетентности «без отрыва от производства».

Любой преподаватель МАДИ может пройти обучение в нашем Центре инженерной педагогики (ЦИП) по комплексной программе, аккредитованной Международным обществом по инженерной педагогике. Эта образовательная программа включает несколько взаимосвязанных 72-часовых образовательных модулей, среди которых системообразующим является модуль «Инженерная педагогика».

Для преподавателей старшего поколения, имеющих большой стаж работы в университете, нет необходимости в столь длительном обучении; они сами прекрасно разбираются в значительном количестве вопросов, предусмотренных для изучения этой комплексной программой. Тем не менее, учитывая постоянное обновление содержания образовательных программ и необходимость включения в них наиболее актуальных вопросов современного образования, уважаемые преподаватели нескольких кафедр обратились к руководству ФПКП с конкретным предложением. Суть их рекомендаций состояла в обосновании важности разработки специальной образовательной программы для опытных преподавателей, в которой были бы интегрированы позиции, заимствованные из модулей комплексной программы, уже реализуемой в ЦИП МАДИ, с новыми позициями, учитывающими их интересы и реальные потребности. Это позволит реально повышать квалификацию опытных преподавателей в соответствии с современными требованиями и с учетом их уровня профессионально-педагогической компетентности. Считая, что образовательный процесс должен быть «студен-тоцентрированным», коллектив ФПКП разработал такую программу, и в настоящее время она успешно реализуется.

Лекции и круглые столы организуются непосредственно на территории кафедр, и авторы настоящей публика-

ции с удовлетворением отмечают, что в процессе проведения такого рода занятий повышается квалификация не только тех преподавателей, которые обучаются, но и тех, кто выступает в качестве экспертов. К примеру, благодаря некоторым замечаниям и советам опытных преподавателей технических дисциплин разработан дополнительный измерительный инструментарий, позволяющий адекватно оценивать уровень некоторых профессиональных компетенций у студентов инженерных специальностей. В результате взаимодействия обучающихся и обучающих появилась идея выполнить совместный проект на тему «Критический анализ западноевропейских программ подготовки бакалавров в области техники и технологий » с целью выявления тех позиций, которые могут быть учтены в отечественных учебных программах по различным дисциплинам. В настоящее время реализация проекта продолжается, о ее результатах планируется доложить на очередном межвузовском семинаре «Инновационные педагогические технологии в инженерном образовании» в марте 2010 г.

Итоги коллективной работы вместе с опытными коллегами превзошли все ожидания. Мы предусматривали решение определенных задач в когнитивной области, но неожиданно для себя получили многообещающие результаты в аффективной сфере, еще раз убедившись в том, что положительные эмоции оказывают значительное влияние на продуктивность деятельности, обеспечивая самое ценное - внутреннюю мотивацию к ее осуществлению. Анализируя феномен групповой работы, мы пришли к выводу: в процессе общения мы сами создаем ту особую духовно-интеллектуальную реальность, в которой проявляется наше метафизическое единство - «мадийская» общность, наша гордость за принад-

лежность к ней и ответственность за ее будущее.

Наши поиски новых форм организации повышения квалификации продолжаются, а полученные результаты вдохновляют на новые эксперименты.

Начинающие педагогическую карьеру молодые преподаватели, соискатели и аспиранты проходят обучение главным образом по комплексной образовательной программе, разработанной ГС1Р и адаптированной к имеющимся у нас условиям. Весь этот контингент -потенциальный резерв научно-педагогических кадров университета, сочетающих исследовательскую и преподавательскую деятельность. Главная цель их обучения в ЦИП МАДИ - формирование и развитие инженерно-педагогических компетенций преподавателя технических дисциплин в соответствии с международными требованиями. Образовательная программа предусматривает интеграцию теоретического и практического компонентов образовательного процесса. Значительный акцент в обучении делается на освоении активных педагогических технологий с учетом всех факторов, влияющих на эффективность обучения. Обращается серьезное внимание на то, чтобы каждый выпускник образовательной программы стремился и умел создавать такие условия для профессиональной подготовки студентов, при которых изучаемый студентами учебный материал (отобранный с учетом цели обучения) становится функциональным, используется ими в качестве профессионального инструментария.

Традиционная выпускная аттестационно-квалификационная работа каждого обучающегося в Центре представляет собой результат выполнения индивидуального проекта, включающего - в качестве обязательных составляющих - цель, условия выполнения, детерминирующие факторы, подходы и

принципы, содержание, технологию и мониторинг качества выполнения отдельных этапов, конечный измеряемый результат. Полученный результат оформляется в виде учебно-методического пособия, выполненного на основе компетентностного подхода и содержащего разработку лекции (нескольких лекций), практического или лабораторного занятия по конкретной учебной дисциплине. Аттестационно-квалификационная работа имеет двухкомпонентную структуру. Она включает брошюру, содержащую разработанный методический материал в печатном виде, и компьютерную презентацию учебного материала. Выпускная работа «визуализирует» весь спектр инженерно-педагогических компетенций, сформированных в процессе освоения образовательной программы, и представляет ценность как для самих выпускников, которые будут использовать ее в своей практической работе, так и для преподавателей, ведущих занятия в ЦИП МАДИ. Анализ работ выпускников позволяет преподавателям оценить качество собственной работы, при необходимости внести необходимые коррективы в технологии обучения, но главное - он является источником новых идей.

Размышления над результатами работы с опытными преподавателями подтолкнули нас к разработке серьезного организационного проекта. Было решено организовать работу с молодыми преподавателями разных кафедр «в командах», т.е. связать индивидуально выполняемые проекты единой целью, отобразив в проекте более высокого порядка междисциплинарную целостность автомобильно-дорожного образования. Приведем пример. Разработчикам проектов по темам «Инновационные технологии строительства автомобильных дорог», «Автомобильные перевозки », «Дорожно-строительная

техника» и «Инженерная экология» было предложено объединить их в единый системный проект «Автомобильно-дорожная сеть России - реальность и перспективы инновационного развития». Работа над ним вдохновляла его исполнителей, она осуществлялась как в рамках «командных» дискуссий, так и в дистанционном режиме при подключении возможностей программы Skype и электронной почты, а затем продолжалась в режиме совместной деятельности с преподавателями и коллегами по учебной группе. И опять наблюдался удивительный эффект согласованного действия: воссоздавалась та особая духовно-интеллектуальная атмосфера, когда радует не только результат, но и сам процесс. Тем не менее результат был получен, и он был обнадеживающим. Команда молодых преподавателей совместно разработала небольшой междисциплинарный учебный курс, включающий четыре внутренне связанных между собой модуля. Он был прочитан студентам в качестве факультатива и абитуриентам, желающим поступить в МАДИ. В настоящее время планируется использовать результаты выполненного проекта в учебной дисциплине «Введение в специальность» для студентов нескольких направлений подготовки.

Факультет повышения квалификации преподавателей МАДИ является подразделением Института повышения

квалификации и переподготовки кадров транспортно-дорожного комплекса. В силу этого преподаватели МАДИ имеют возможность повышать квалификацию и в профессиональной инженернотехнической сфере, и в области инженерно-педагогического творчества. Коллектив ФПКП стремится к тому, чтобы процесс повышения квалификации преподавателей был ориентирован на практику, чтобы полученные результаты внедрялись в учебный процесс. В образовательном процессе, организованном на ФПКП МАДИ, используются хорошо зарекомендовавшие себя педагогические подходы и одновременно внедряются инновационные технологии и организационные формы повышения квалификации.

Литература

1. См.: Жураковский В.М., Сазонова З.С. Под-

готовка преподавателя высшей школы -стратегическая задача // Высшее образование в России. 2004. № 4. С. 38-44.

2. См.: Сазонова З.С., Ищенко В.В. Единство

профессиональной и психолого-педаго-гической деятельности преподавателей // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2005. № 2 (12). С. 84-89.

3. См.: Сазонова З.С. Кафедра инженерной

педагогики как центр интеграции образовательного процесса в техническом университете // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. 2004. № 3. С. 66-69.

4. См.: Медведев В., Татур Ю. Подготовка

преподавателя высшей школы: компетент-ностный подход // Высшее образование в России. 2007. № 11. С. 46-56.

ZHURAKOVSKIY V., SAZONOVA Z. LOOKING FOR NEW ORGANIZATIONAL FORMS OF RAINSING SKILLS BY UNIVERSITY FACULTY

The problem of university professors’ readiness to the solution of a variety of serious tasks connected with the transition to the Federal State Educational Standard of higher professional education and with the change in the technology of pedagogical activity itself has a high level of topicality. Each university has been elaborating its own concept and technology for the solution of this important problem. In the present article the authors present some conceptual aspects of the work of MADI FPKP department’s team and the innovations they generate.

Keywords: professional development; university professors; competencies; spiritual-intellectual environment; innovations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.