УДК 331.103:31.103.5:664.1
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ И УКРЕПЛЕНИЕ ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В 1970-е годы НА САХАРНЫХ ЗАВОДАХ КУБАНИ
© 2013 г. Н.В. Калинчук
Рассматриваются проблемы укрепления трудовой дисциплины и повышения квалификации кадров на сахарных заводах Кубани в 1970-е гг. Выявлены основные факторы, влияющие на эти процессы. Исследуется процесс проведения общественного смотра как основного элемента в стимулировании повышения профессионального уровня заводского кадрового состава. Проанализировано влияние соревновательной системы на повышение квалификации рабочих и укрепление их трудовой дисциплины; описаны критерии оценивания профессиональной подготовки работников сахарной промышленности.
Калинчук Наталья Викторовна -соискатель,
кафедра истории, политологии и социальных коммуникаций, Кубанский государственный технологический университет, ул. Московская, 2, г. Краснодар, 350072. E-mail: [email protected].
Kalinchuk Natalya Viktorovna -Competitor,
Department of History, of Politology and Social Communication, Kuban State
University of Technology, Moskovskaya St., 2, Krasnodar, 350072. E-mail: [email protected].
Ключевые слова: сахарные заводы, сахарная промышленность, трудовая дисциплина, квалификация, соцсоревнование, общественный смотр.
The problems of enforcement of labor discipline and professional development in sugar factories of Kuban in 1970 are considered. The main factors that affect these processes are revealed. The main attention was paid to the process of public inspection, as a key element in the promotion of professional development offactory personnel. The impact of competitive systems to improve workers ' skills and strengthen their work discipline is analyzed; evaluation criteria of training sugar factories workers are described.
Keywords: sugar mills, sugar industry, labor discipline, skill, socialist competition, public review.
Вопросы организации и совершенствования системы подготовки кадров и повышения их квалификации, укрепления трудовой дисциплины в условиях советской социалистической модели общества на различных этапах её становления всегда вызывали неподдельный интерес исторической науки [1 - 4]. Не утратили своей актуальности и востребованности они и в настоящее время [5 - 8].
В 1970-е гг. вся советская система организации и стимулирования труда была построена на соревновательных и оценивающих элементах. Подготовка рабочих кадров, повышение их квалификации, укрепление трудовой дисциплины в различных сферах производства осуществлялись не только методом социалистического соревнования, целями которого являлся в основном рост производительности труда, но и во многом при помощи такой новации того времени, как общественные смотры. Как правило, эти мероприятия активно проводились в канун очередного съезда КПСС или же после его завершения как следствие принятых решений.
Показателен в этом отношении опыт повышения квалификации кадров и укрепления трудовой дисциплины работников на сахарных заводах Кубани (на сегодня Кубань - лидер в Российской сахарной промышленности) .
Для более полного рассмотрения проблемы приведем основные положения об организации и проведении общественного смотра состояния подготовки и повышения квалификации молодых рабочих на всех предприятиях Северо-Кавказского управления сахарной промышленности. В обязательном порядке создавались смотровые комиссии. В их состав входили представители администрации, профсоюзных и комсомольских организаций, новаторы и передовики производства. В план
смотра включались обычные стандартные вопросы:
1. Посвящение молодежи в рабочие с вручением квалификационного удостоверения (стимулирование на дальнейшие трудовые успехи).
2. Организация политико-массовой и воспитательной работы с молодыми рабочими.
3. Активное участие в социалистическом соревновании.
4. Контроль за посещаемостью и успеваемостью молодых рабочих.
5. Укрепление дисциплины молодых рабочих, организация среди них конкурсов профессионального мастерства.
Основные задачи, декларируемые в Положении о Всесоюзном общественном смотре состояния подготовки и повышения квалификации молодых специалистов на предприятиях системы Министерства пищевой промышленности СССР, хотя и носили на первый взгляд «общий» характер, но по сути своей были конкретны и детальны. В них включались:
- совершенствование организации и повышение качества производственной подготовки рабочих, внедрение наиболее эффективных методов обучения, форм подготовки и повышения квалификации кадров, изучение передовых приемов труда, правил, норм техники безопасности, соблюдение установленных сроков обучения и объема учебных программ;
- укрепление учебно-производственной базы на предприятиях, создание учебных комбинатов, цехов, классов и участков, обеспечение учебно-курсовой сети учебными программами, наглядными пособиями и оборудованием, учебниками и литературой;
- укомплектование отделов технического обучения, учебно-курсовых комбинатов и
пунктов квалификационными преподавателями и мастерами производственного обучения из числа опытных инженерно-технических работников и передовых специалистов, а также повышение их технических и педагогических знаний;
- усиление воспитательной работы среди учеников индивидуально-бригадного и курсового обучения, укрепление дисциплины, организация среди них конкурсов профессионального мастерства, торжественного посвящения выпускников в рабочие;
- улучшение организации труда молодых рабочих при переводе на самостоятельную работу, оказание помощи не выполняющим нормы выработки, организация шефства над ними передовиков производства, вовлечение молодежи в социалистическое соревнование [9, л. 2 - 3].
Конкретная работа по подготовке кадров, повышения их квалификации и реализации задач названного Положения видна из опыта Кореновского сахарного завода. Он выделялся в начале 1970-х гг. управлением сахарной промышленности как передовик сахарного производства - из года в год на заводе совершенствовалась организация и качество профессиональной подготовки молодых специалистов. Практическую роль в этом процессе играл заводской учебно-методический совет, состоящий из трех секций:
1. По подготовке молодых рабочих из выпускников общеобразовательных школ.
2. По подготовке вновь принятых на сезон рабочих.
3. По повышению квалификации рабочих и ИТР.
На базе завода на тот момент были организованы школы по изучению передовых методов варки сахара. Кроме этого функционировали курсы целевого назначения по обучению рабочих экономии материалов, электроэнергии и времени за счет научной организации труда. Широко проводилась работа по освоению двух смежных профессий. Учеников прикрепляли к мастеру для изучения теоретического материала и прохождения практического курса. По истечении срока обучения квалификационная комиссия завода принимала экзамены, и приказом по заводу ученику присваивался квалификационный разряд. Повышение квалификации молодежи в основном проводилось на производственно-технических
курсах по программам, утвержденным главным инженером. Изучались экономические вопросы, основы трудового законодательства, вопросы промышленной санитарии, оказание первой медицинской помощи при несчастных случаях, инструкции по технике безопасности и мероприятия по предупреждению возникновения пожаров.
Молодые специалисты Кореновского сахарного завода активно принимали участие во Всесоюзном социалистическом соревновании за досрочное выполнение планов третьего решающего года 9-й пятилетки (1971 - 1975) [10, л. 100 - 101].
На другом передовом предприятии сахарной промышленности - Успенском заводе - в период проведения смотра было подготовлено 3 слесаря-станочника, 12 электросварщиков, 1 газосварщик, слесари-ремонтники ТЭЦ, специалисты-центрифуговщики. На заводе на тот момент активно действовали курсы по обучению молодых рабочих вторым и смежным профессиям, курсы по повышению рабочих разрядов.
За время смотра на заводе значительно укреплялась учебно-производственная база. Например, в 1974 г. дополнительно было оборудовано 12 классов, 1 учебный кабинет, значительно пополнена литературой техническая библиотека [10, л. 7].
Молодым специалистам завода представлялась возможность принять активное участие в пропаганде научно-технических и политических знаний, в общественной работе и художественной самодеятельности благодаря «смотровой» и соревновательной системе.
На Изобильненском сахарном заводе в ходе общественного смотра путем бригадного и индивидуального обучения подготовлено 20 чел., на курсах - 8 чел. Основной метод обучения, используемый на заводе, заключался в чередовании теоретических и практических занятий. Ученики закреплялись индивидуально за высококвалифицированными специалистами, включались в состав бригад. На базе завода были созданы обучающие программы, обеспечивающие овладение рабочими профессиональными навыками, по которым осуществлялась подготовка молодежи. Во время смотра повысили квалификацию 379 рабочих, в том числе:
- на производственно-технических курсах -281 чел.;
- в порядке обучения вторым и смежным профессиям - 23 чел.;
- в общеобразовательных школах, высших и средних специальных учебных заведениях -38 чел.
Среди молодых сотрудников завода в ходе смотра проводилась и воспитательная работа, в результате которой число прогульщиков с 12 чел. в 1972 г. уменьшилось до 8 в 1973 г.
В ходе смотра повышенное внимание уделялось социалистическому соревнованию. Большинство молодых рабочих выполняли производственные нормы на 120 - 140 %. Молодыми специалистами завода было подано 48 рационализаторских предложений с экономическим эффектом 9 149 р., из них три предложения вошли в число лучших на Кубани за 1974 г. [11].
Однако при «соревновательно-оценивающей системе» в любой отрасли всегда существуют те, кому достается незавидная роль отстающих среди предприятий по выработке сахара на Кубани в качестве не уделяющих должного внимания повышению квалификации рабочих и их трудовой дисциплине, в 1970-е гг. управлением выделялись Каневской, Павловский, Выселковский сахарные заводы.
Согласно данным, полученным в ходе исследования, предварительные итоги Всесоюзного общественного смотра состояния подготовки и повышения квалификации молодых рабочих характеризовались следующими показателями: из 4100 молодых рабочих в возрасте до 30 лет в 1972 - 1973 гг. повысили свою квалификацию 2847 чел. (в том числе на производственно-технических курсах -1508 чел., на курсах целевого назначения -288, в школах по изучению передовых методов труда - 94, обучено вторым и смежным профессиям - 259, в образовательных школах, высших и средних специальных учебных заведениях - 698 чел.), новых кадров было подготовлено 481 чел. (путем индивидуального обучения - 286 чел., путем бригадного обучения - 123 чел., в школах, на курсах и в учебных комбинатах - 72 чел.). Участниками смотра было внесено 24 рационализаторских предложения, а количество прогулов уменьшилось в два раза (с 40 - в 1972 г. до 19 - в 1973 г.) [9, л. 11].
Что же касается вопроса укрепления трудовой дисциплины, то ситуация в СССР в
1970-х гг. осложнялась рядом проблем «традиционного» характера, в частности пьянством и алкоголизмом.
В целях снижения уровня потребления спиртных напитков в стране, Советом Министров СССР 16 мая 1972 г. было принято постановление «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма», в котором ставилась задача осуществления мер по сокращению в 1972 - 1975 гг. производства водки и крепких водочных изделий. По всей стране, в том числе и на Кубани в течение двух - трех лет намечалось прекратить продажу водки и водочных изделий крепостью свыше 30 градусов в розничной торговой сети, разрешив ее только в специализированных (водочных) магазинах (чем не сегодняшние технологии по борьбе с пьянством и алкоголизмом?!). Это постановление явилось основой для принятия в июне - сентябре 1972 г. целого ряда антиалкогольных правовых актов по усилению административной ответственности:
- за распитие спиртных напитков на улицах и в общественных местах;
- за появление в общественных местах в алкогольном опьянении, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.
На предприятиях Кубани, как и всей страны, создавались комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Ими проводились мероприятия по предупреждению условий, способствующих употреблению алкогольных напитков в рабочее время, противоалкогольная пропаганда; пьянство в рабочее время подвергалось критике через стенную печать, сатирические плакаты, малотиражную газету, местное радио; велась воспитательная работа среди рабочих, злоупотребляющих алкоголем и тем самым нарушающих трудовую дисциплину.
На Динском сахарном заводе особое внимание уделялось вопросам повышения ответственности инженерно-технических работников за состояние воспитательной работы и роли мастера и бригадира в укреплении трудовой дисциплины и борьбе с «зеленым змием». На заводе был создан совет профилактики правонарушений под председательством заместителя директора завода. В состав совета входили представители заводского комитета, комитета комсомола, а также ветераны труда. Нарушители обществен-
ного порядка и трудовой дисциплины обсуждались в рабочих коллективах, на заседаниях цеховых комитетов, совете профилактики и товарищеском суде. В конце каждого месяца совет профилактики вывешивал для всеобщего обозрения карикатуру-плакат «Кто в конце месяца нарушил общественный порядок».
Распространялся опыт приглашения на заседание совета профилактики членов семьи работника, злоупотребляющего алкоголем. Результат был налицо. Так, если за 1 полугодие 1972 г. общественный порядок нарушили 32 человека, то за этот же период 1973 г. -только 20 человек [9, л. 3 - 4].
Администрацией завода осуществлялась постоянная связь с районным отделом внутренних дел и получение от него информации о случаях нарушения общественного порядка рабочими завода. При подведении итогов из соцсоревнования заводским комитетом профсоюза исключался тот коллектив, член которого был задержан сотрудниками милиции или побывал в медвытрезвителе [9, л. 1 ].
На Кореновском сахарном заводе систематически проводились заседания комиссии по борьбе с пьянством и алкоголизмом. Выявлялись рабочие, склонные к этой вредной привычке, и как следствие нарушающие трудовую дисциплину, усиливался контроль за ними, поддерживалась связь с семьями для более интенсивной борьбы с пьянством. Кроме того следовали санкции по отсрочке получения квартиры, переносу отпуска, неполучение кормов для скота (жома), дров, угля, материальных поощрений и пр.
Систематически читались лекции по борьбе с пьянством и алкоголизмом с привлечением квалифицированных медицинских работников и сотрудников милиции, суда и прокуратуры. Районное отделение милиции проводило рейды по территории рынка сахарного завода и задерживало работников завода, страдающих алкоголизмом и производивших распитие спиртных напитков в течение всего светового дня [12, л. 2].
На Лабинском сахарном заводе также осуществлялась конкретная деятельность по выполнению постановления ЦК КПСС, Совета министров СССР и Указа Президиума Верховного Совета РСФСР. Работа в своей основе носила воспитательный характер. Нарушения трудовой, производственной дисциплины, а также общественного порядка вследствие употребления алкогольных напитков обсуж-
дались в каждом отдельном случае в цехах, отделах и участках, а также систематически на заседаниях заводского комитета профсоюза совместно с администрацией завода при подведении итогов соцсоревнования за месяц.
После выхода вышеуказанного постановления был введен запрет на продажу и распитие алкогольных напитков в буфете столовой и в магазине рабочего поселка при сахарном заводе. Случаи нарушения общественного порядка работниками завода также обсуждались в коллективе и по ним принимались соответствующие меры морального и материального воздействия. Кроме того, указанные случаи подвергались критике в местной стенной печати [12, л. 108].
Тактику по борьбе с нарушениями трудовой дисциплины выработал и Малороссийский сахарный завод: материалы о нарушениях трудовой дисциплины и в общественных местах (употребление рабочими спиртных напитков) обсуждались на собраниях, цеховых комитетах профсоюза, товарищеских судах. Работники, допустившие проступки, переводились на низкооплачиваемую работу, лишались отпусков в летние месяцы. Материалы о злостных нарушителях трудовой дисциплины помещались в заводской сатирической газете.
Цеха, в которых были допущены нарушения любителями выпить, исключались из соцсоревнования. Молодежь привлекалась к спортивно-массовой работе, к участию в художественной самодеятельности по цехам и участкам.
Укрепление трудовой дисциплины в сахарной промышленности на Кубани в 1970-е гг. -это явление, имевшее в советский период системный характер, и его нельзя рассматривать, вырывая из контекста политики по укреплению трудовой дисциплины в целом, проводимой руководством страны. Однако, на наш взгляд, существовали и некоторые «перегибы» при решении этой проблемы со стороны руководителей всех уровней.
Таким образом, система укрепления трудовой дисциплины, и повышения квалификации рабочих сахарной промышленности, применявшаяся в СССР в 1970-е гг. носившая «соревновательно-оценивающий» характер, имела свои сильные и слабые стороны.
Но в современной научной, исторической и публицистической литературе политика и опыт СССР в любой сфере, в том числе и производственно-трудовых отношений, получает в большей степени негативную оценку.
Представляется крайне недальновидным недооценивать и ее положительные стороны. Нынче теперь уже перед демократическим российским руководством стоит фактически та же задача - эффективное стимулирование повышения уровня трудоспособности и укрепление системы санкций за нарушение трудовой дисциплины. Тем более, что нагляден пример с частичным ограничением на продажу и употребление спиртных напитков. И исторический опыт СССР в этой области может найти применение. Анализ функционирования советской «соревновательно-оценивающей» трудовой системы, ее детальное изучение могут способствовать формированию более эффективной политики в сфере производственно-трудовых отношений.
Литература
1. Шалабаев В.Н. Сахарная промышленность Краснодарского края (современное состояние и перспективы развития): автореф. дис. ... канд. экон. наук. Ростов н/Д, 1965.
2. Абрамова А.А. Дисциплина труда в СССР. М., 1969.
Поступила в редакцию
3. Подгаец С.И. Экономика сахарной промышленности. М., 1970.
4. Дрешер Ю.Н. Система повышения квалификации и переподготовки кадров: автореф. дис. . канд. пед. наук. СПб., 1995.
5. Пянкевич В.Л. Восстановление экономики СССР, середина 1940 - середина 1950-х гг: историография: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. СПб., 2002.
6. Чупрынников С.А. Партийно-правительственные постановления по вопросам укрепления трудовой дисциплины в СССР в 1930-е гг. // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 5. С. 55 - 58.
7. Савин О.И. Деятельность профсоюзов по укреплению трудовой дисциплины накануне и в годы первых пятилеток в Красноярском крае 1925 -1937 гг. М., 2011.
8. Миргородова Ю.М. Становление и развитие советской сахарной промышленности (на материалах Курского края: 1928 - июнь 1941): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Курск, 2011.
9. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. Р-1622. Оп. 3. Д. 19.
10. Там же. Оп. 4. Д. 18.
11. Там же. Д. 01-5. Л. 11.
12. Там же. Д. 74.
18 января 2013 г.