туризм в горнозаводской зоне
урала
повышение конкурентоспособности туристской отрасли в процессе
диверсификации экономики моногородов
Аннотация
Диверсификация экономики монопрофильных городов может быть достигнута за счет создания особых экономических зон, в частности, туристско-рекреационного типа. И на сегодняшний день туризм в горнозаводской зоне Урала превращается в относительно самостоятельную ветвь экономики. Вместе с тем его развитие сопровождается развитием межотраслевых связей, характерных для экономического кластера.
Ключевые слова: туристско-рекреацион-ные зоны, конкурентоспособность туризма, диверсификация экономики, моногорода, монопрофильная экономика, природные ресурсы, экономический кластер
Экономика городов горнозаводской зоны Урала в большинстве своем характеризуется приставкой «моно-». В основном бюджет территорий в это районе пополняется за счет средств градообразующих предприятий - металлургических заводов, комбинатов, многие из которых основаны еще в XVIII веке. При планировании развития этих регионов целесообразно сделать выводы, что экономика их может быть не монопрофильной, а весьма диверсифицированной. Одним из направлений диверсификации, по нашему мнению, является туристская отрасль. Уникальность природно-рекреационного комплекса горнозаводского региона с горными хребтами, тундровыми и таежными просторами, высокогорными озерами, скалами-притесами, пещерными городами и комплексами, стоянками
Маркова Ю.А.
соискатель
Южно-Уральского
государственного
университета
(ЮУрГУ),
преподаватель
филиала ЮУрГУ
в г. Сатке
региональнаяэкономик
туризм
в горнозаводской зоне Урала превращается _в относительно
самостоятельную _ветвь экономики
1за в
древних людей, каменными реками, старинными заводами, электростанциями и еще многими местами исторически значимыми способствует притоку туристов на эти территории.
Растущая конкурентоспособность туристской отрасли
Туризм в горнозаводской зоне Урала превращается в относительно самостоятельную ветвь экономики. Вместе с тем его развитие сопровождается развитием межотраслевых связей, характерных для экономического кластера.
Признаками растущей конкурентоспособности туристской отрасли являются:
- положительное торговое сальдо;
- наличие земли и туристских ресурсов;
- наличие производственных мест и процессов, технологий, квалифицированной рабочей силы.
месте с тем отрасль испытывает острый недостаток в свободных капиталах. Также к факторам, несколько тормозящим развитие туризма, можно отнести отсутствие слаженной кооперации как между туристическими компаниями, так и между регионами и городами.
Наиболее выгодное развитие туристской деятельности в горнозаводском крае заключается в создании здесь особой экономической зоны туристско-рекреационного типа [2].
Туризм в Сатке
Некоторые монопрофильные города уже рассматривают туристскую деятельность как экономически выгодное направление развития. Это отражено в планах экономического развития, в программах развития. В качестве примера можно отметить долгосрочную программу «Развитие индустрии туризма в Саткинском муниципальном районе Челябинской области на 2010-2015 годы» [3] В Сатке туристская деятельность уже не первый год рассматривается как одно из приоритетных направлений социально-экономического развития района. Ставка сделана в основном на въездной туризм [5]. Повышение конкурентоспособности туристской отрасли в Саткинском муниципальном районе достигается за счет нескольких ключевых факторов успеха:
российское:
<ссийское предпринимательство, 2010, № 6 (1)
- улучшения качества материальной базы и инфраструктуры туризма;
- повышения профессионального уровня и достаточности кадровой базы;
- эффективной стратегии субъектов туристской деятельности на рынке, улучшения их структуры и условий конкуренции, а также качества туристских программ обслуживания;
- поддержания необходимого качества туристских ресурсов и условий их использования;
- совершенствования правовых и административных условий, в которых осуществляется туристский процесс;
- развития наличия смежных и поддерживающих отраслей, а также взаимосвязей между ними;
- оптимальное время выхода на рынок;
- единая система управления туристско-рекреаци-онными зонами;
- доказанная эффективность аналогичных проектов за рубежом.
Природные ресурсы и индустрия туризма
Программа развития туризма в Сатке предлагает выделение трех основных туристских зон [3] и объединение их в виде экономического кластера. Стратегия основана на уникальном сочетании четырех основных факторов успеха туристической зоны:
- природно-рекреационного комплекса;
- историко-культурного комплекса;
- сети размещения туристов;
- мест развлечения [5].
Среди факторов, влияющих на конкурентоспособность, фактор качества природных ресурсов имеет доминирующее значение. Это определяется условиями функционирования отрасли в границах ЮжноУральской природной территории, специализацией регионального рынка, как рынка преимущественно экологического туризма.
Вторым по значимости фактором является наличие смежных с туризмом и поддерживающих отраслей, что связано со спецификой туристской отрасли, стимулирующей развитие смежных и родственных отраслей, и в то же время зависящих от них. Для получения конкурентного преимущес-
развитие туристской деятельности в горнозаводском крае заключается в создании здесь особой
экономической зоны туристско-рекреационного типа
региональнаяэ
некоторые
монопрофильные
города уже
„рассматривают
туристскую
деятельность
_как экономически
выгодное направление _развития
тва отрасли требуются определенные улучшения и нововведения, в том числе поиск новых способов конкуренции, непрерывное совершенствование предложений и технологий. Индикаторами привлекательности и конкурентоспособности туристской отрасли является в большей степени ее структура, чем масштаб и быстрота роста.
Резервы развития
Общее повышение конкурентоспособности туристской отрасли является результатом благоприятного изменения действия всех факторов, предопределяющих, в конечном итоге, прибыльность туристской отрасли, влияющих на ценообразование, расходы и капиталовложения субъектов туристской деятельности, а также конкурентоспособность последних на рынке. Вместе с тем, возможным является достижение опреде-нных позитивных результатов через использо-ие организационных резервов, имеющихся как в сфере туризма, так и в связанных с туризмом отраслях.
Основными резервами на период действия программ развития туристкой деятельности являются:
- резерв знаний - научная, рыночная, техническая информация;
- более интенсивное и полное использование достопримечательностей, формирование новых экскурсий и насыщение ими туристских программ обслуживания;
- более широкое использование элементов событийного туризма, народной обрядности, фольклора, спортивности, развлекательности;
- развитие дополнительных услуг;
- расширение торговли сувенирами и иными товарами для туризма;
- повышение качества услуг за счет создания индивидуальных и профессиональных стимулов для разработки новых программ обслуживания в результате проведения конкурсов, ведения рейтингов туристских программ, учреждения переходящих призов, введения специальных званий и наград для работников сферы туризма.
Усиление конкурентных преимуществ может осуществляться на основе развития механизма координации, охватывающего все уровни управления
российское щ
1редпринимательство, 2010, № 6 (1)
и все секторы туристской отрасли, обеспечивающего своевременное принятие решений и введение необходимых изменений в туристский процесс.
Литература
1. Федеральный закон РФ от 22.07.2005. №116-ФЗ «Об особых экономических зонах».
2. Федеральный закон от 03.06.2006. № 76-ФЗ (ред. от 18.12.2006.) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
3. Долгосрочная программа «Развитие индустрии туризма в Саткинском муниципальном районе Челябинской области на 2010-2015 годы».
4. Стратегический план развития Саткинского муниципального района Челябинской области на период до 2020 года.
5. Концепция развития туризма в горнозаводской зоне Челябинской области на период до 2035 года.
6. Inskeep E. National and regional tourism planning: methodologies and case studies. - 2005.
7. Tribe J. Economics of leisure and tourism. - 2003.
среди факторов, влияющих на конкурентоспособность, фактор качества природных ресурсов имеет доминирующее значение
Markova Yu.A.
Applicant, Southern Ural State University (SUSU), Lecturer, Satka Branch of SUSU
Improving Competitiveness of Tourism Industry When Diversifying the Economy of Mono-Profile Towns
_Abstract
Diversification of the economy of mono-profile towns can be attained through the establishment of special economic zones, in particular, tourism and recreation. Today tourism in the Mining area of Urals becomes a relatively independent branch of the economy. However, its development is accompanied by the development of inter-branch relations, characteristic of an economic cluster.
Keywords: tourist and recreational zones, competitiveness of tourism, diversification of economy, mono-profile towns, mono-profile economy, natural resources, economic cluster
региональнаяэ