Научная статья на тему 'Повышение конкурентоспособности предприятия в условиях современной России'

Повышение конкурентоспособности предприятия в условиях современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2496
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ / COMPETITIVENESS / ECONOMIC CRISIS / ECONOMIC FORECASTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разуваева Татьяна Александровна

В условиях современной России все более актуальным становится вопрос о конкурентоспособности. Тем не менее, сегодня среди исследователей нет единых методик оценки уровня конкурентоспособности. Вследствие этого формы и методы конкурентной борьбы разнообразны, и каждое предприятие старается сформировать свои конкурентные преимущества, свою конкурентную стратегию для достижения экономического успеха. Конкурентоспособность организации является преимуществом предприятия относительно других организаций подобной отрасли в стране и вне её пределов. Основная цель анализа конкурентоспособности каждого предприятия в определении положения предприятия на изучаемом рынке. Вопрос конкурентоспособности в условиях рынка появляется в момент, появления на рынке нескольких производителей с одинаковым товаром и предприятию нужно увеличить конкурентоспособность своего продукта, чтобы остаться на рынке и заработать прибыль. Кроме того, в современном, постоянно меняющемся мире, конкурентное предприятие должно быть устойчиво к кризисным ситуациям, должно обладать способностью быстро перестраиваться и изменять стратегию в соответствии с имеющейся обстановкой, для этого важно заранее выявлять возможности и продумывать варианты развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES IN MODERN RUSSIA

In modern Russia, the issue of competitiveness is becoming increasingly relevant. Nevertheless, today among researchers there are no unified methods for assessing the level of competitiveness. As a result of this, the forms and methods of competition are diverse, and each company tries to form its own competitive advantages, its own competitive strategy to achieve economic success. The competitiveness of the organization is the advantage of the enterprise in relation to other organizations, a similar industry in the country, and beyond. The main objective of the analysis of the competitiveness of each enterprise in determining the position of the enterprise in the market being studied. The issue of competitiveness in market conditions arises at the time when several manufacturers with the same product appear on the market and the company needs to increase the competitiveness of its product in order to stay on the market and make a profit. In addition, in a modern, ever-changing world, a competitive enterprise must be resilient to crisis situations, must have the ability to quickly rebuild and change its strategy in accordance with the existing situation, for this it is important to identify opportunities in advance and think through development options.

Текст научной работы на тему «Повышение конкурентоспособности предприятия в условиях современной России»

3. Горская Е.В. Тенденции фондового рынка // Фондовый рынок как источник формирования инвестиций, 2018 С. 2-5.

4. Тьюлз Р. Основы деятельности на фондовом рынке // Фондовый рынок, 2018. С. 59-123.

5. Блокчейн и мировые регуляторы: основные претензии к технологии. [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://forklog.com/blokchejn-imirovyeregulyatory-osnovnye-pretenzii-ktehnologii/ (дата обращения: 13.02.2019).

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Разуваева Т.А. Email: Razuvaeva680@scientifictext.ru

Разуваева Татьяна Александровна - студент, кафедра экономики управление предприятием, Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

Аннотация: в условиях современной России все более актуальным становится вопрос о конкурентоспособности. Тем не менее, сегодня среди исследователей нет единых методик оценки уровня конкурентоспособности. Вследствие этого формы и методы конкурентной борьбы разнообразны, и каждое предприятие старается сформировать свои конкурентные преимущества, свою конкурентную стратегию для достижения экономического успеха.

Конкурентоспособность организации является преимуществом предприятия относительно других организаций подобной отрасли в стране и вне её пределов. Основная цель анализа конкурентоспособности каждого предприятия в определении положения предприятия на изучаемом рынке. Вопрос конкурентоспособности в условиях рынка появляется в момент, появления на рынке нескольких производителей с одинаковым товаром и предприятию нужно увеличить конкурентоспособность своего продукта, чтобы остаться на рынке и заработать прибыль. Кроме того, в современном, постоянно меняющемся мире, конкурентное предприятие должно быть устойчиво к кризисным ситуациям, должно обладать способностью быстро перестраиваться и изменять стратегию в соответствии с имеющейся обстановкой, для этого важно заранее выявлять возможности и продумывать варианты развития. Ключевые слова: конкурентоспособность, экономический кризис, экономические прогнозы.

IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF ENTERPRISES IN

MODERN RUSSIA Razuvaeva TA.

Razuvaeva Tatyana Aleksandrovna - Student, DEPARTMENT OF ECONOMICS, ENTERPRISE MANAGEMENT, VOLGOGRAD STATE UNIVERSITY, VOLGOGRAD

Abstract: in modern Russia, the issue of competitiveness is becoming increasingly relevant. Nevertheless, today among researchers there are no unified methods for assessing the level of competitiveness. As a result of this, the forms and methods of competition are diverse, and each company tries to form its own competitive advantages, its own competitive strategy to achieve economic success.

The competitiveness of the organization is the advantage of the enterprise in relation to other organizations, a similar industry in the country, and beyond. The main objective of the

analysis of the competitiveness of each enterprise in determining the position of the enterprise in the market being studied. The issue of competitiveness in market conditions arises at the time when several manufacturers with the same product appear on the market and the company needs to increase the competitiveness of its product in order to stay on the market and make a profit. In addition, in a modern, ever-changing world, a competitive enterprise must be resilient to crisis situations, must have the ability to quickly rebuild and change its strategy in accordance with the existing situation, for this it is important to identify opportunities in advance and think through development options. Keywords: competitiveness, economic crisis, economic forecasts.

УКД 339.137.21

В условиях экономического кризиса, охватившего весь мир, экономика России, стала нуждаться в существенных поведенческих, структурных и институциональных изменениях на микроэкономическом уровне. С целью стабилизации системы и формирования основы дальнейшего развития страны возникла необходимость в обеспечении конкурентоспособности ключевых, системообразующих экономических отраслей. Анализируя имеющееся положение отечественной экономики, то свыше 60% промышленных предприятий - потенциальные банкроты, из которых не менее 20-25% правительством официально считаются обреченными при любом повороте событий. Несмотря на то, что в российской экономике наблюдается замедление спада, экономические прогнозы связаны с ростом инфляции, дальнейшим ослаблением рубля, а также снижением спроса и проявления других отрицательных факторов. В данной ситуации стимулировать экономику можно с помощью кредитной поддержки и совершенствования инвестиционного климата. Однако для того, чтобы предоставить кредит банками или инвесторами путем инвестиционных вложений, предприятию необходимо быть не только финансово привлекательным, но и конкурентоспособными.

Поэтому важно проанализировать по каким причинам происходит отставание в конкуренции российских предприятий в мировой экономике. В Технологическом отставании отечественных предприятий наблюдаются три черты:

- низкая конкурентоспособность российских товаров по причине несоответствия качественных характеристик самого продукта требованиям рынка;

- при имеющемся спросе на данный продукт у него высокая себестоимость в сравнении с иностранным, основу такой себестоимости составляют высокие нормативы по расходу энергетики и сырья на технологию;

- относительно значительные постоянные расходы, которые связаны, в основном, с неоптимальными размерами инфраструктуры организаций.

Следовательно, в условиях современной России все более актуальным становится вопрос о конкурентоспособности. Тем не менее, сегодня среди исследователей нет единых методик оценки уровня конкурентоспособности. Вследствие этого формы и методы конкурентной борьбы разнообразны, и каждое предприятие старается сформировать свои конкурентные преимущества, свою конкурентную стратегию для достижения экономического успеха.

Конкурентоспособность организации является преимуществом предприятия относительно других организаций, подобной отрасли в стране, и вне её пределов. Основная цель анализа конкурентоспособности каждого предприятия в определении положения предприятия на изучаемом рынке. Вопрос конкурентоспособности в условиях рынка появляется в момент, появления на рынке нескольких производителей с одинаковым товаром и предприятию нужно увеличить конкурентоспособность своего продукта, чтобы остаться на рынке и заработать прибыль [2, с. 196]. Кроме того, в современном, постоянно меняющемся мире, конкурентное предприятие должно быть устойчиво к кризисным ситуациям, должно обладать способностью быстро перестраиваться и изменять стратегию в соответствии

с имеющейся обстановкой, для этого важно заранее выявлять возможности и продумывать варианты развития.

Для повышения конкурентоспособности необходимо иметь определенный набор внутренних конкурентных преимуществ, обеспечение количественной оценки данных факторов можно представить в следующем виде: конкурентоспособность продукции, финансовое состояние предприятия, эффективность маркетинговой деятельности, рентабельность продаж, долгосрочное конкурентное преимущество (имидж) предприятия, эффективность менеджмента.

Сочетание данных факторов помогает дать характеристику потенциала предприятия, его ресурсов в борьбе конкурентов. Также, оценка конкурентоспособности - это методологическая основа для рассмотрения и выявления способов увеличения конкурентоспособности организации.

Оценка конкурентоспособности предприятия должна содержать все аспекты его деятельности. На каждом предприятии имеется большое многообразие характеристик, которые практически невозможно учесть в полном объеме, вследствие этого нужно отдавать предпочтение наиболее важным. Начинать оценку и анализ конкурентоспособности предприятия рационально с изучения состояния его места и роли занимаемой в конкурентной среде [3, с. 45]. Необходимо провести исследование не только степени известности данного предприятия, доли рынка и занимаемых предприятием сегментов, а также отчетливо понимать происходящие в них изменения. Кроме этого на уровень конкурентоспособности существенное влияние оказывают технологии производства, научно-технический уровень и степень совершенства, внедрение современных средств автоматизации производства, применение последних открытий и изобретений. Конкурентоспособность на рынке также связана с той поддержкой и содействием, которые предприятие принимает от национальных государственных органов и иных организаций посредством предоставления гарантий экспортных кредитов, освобождения от налогов и сборов, предоставления экспортных субсидий, обеспечения информацией о конъюнктуре рынков и др. В зависимости от экономической отрасли предприятия, организационной структуры, масштабов производства, традиционные методы расчета конкурентной позиции предприятия могут значительно разниться.

Анализ конкурентных преимуществ предприятий, которые производят разнообразный ассортимент продукции, рационально проводить по дезагрегированному образцу, используя детализированные показатели, которые характеризуют определённую товарную группу. Использование этой модели поможет определить положение, которое занимает отдельное изделие (или данная товарная группа) в линейке, которую представили конкуренты на рынке с подобной продукцией.

Значимую роль в анализе конкурентоспособности играет метод анализа внутренней среды организации.

Его суть состоит в отборе показателей, которые входят в систему анализа, и напрямую характеризующих результаты деятельности предприятия. Такими показателями являются:

- широта ассортимента и качество продукции;

- стоимость выпускаемых товаров и себестоимость единицы продукции;

- показатели оценки рентабельности хозяйственной деятельности;

- показатели оценки эффективности управления;

- показатели оценки деловой активности;

- показатели оценки ликвидности;

- уровень использования производственных мощностей;

- кадровый потенциал, размер средней заработной платы рабочих и пр.

Для сравнения оценок этих показателей и сопоставления их с подобными показателями у конкурентов можно применять SWOT-анализ. Он помогает выявить

слабые и сильные стороны на предприятии, но также разработать будущие стратегию и тактику по работе на рынке.

Для разработки стратегии и тактики развития предприятия необходимы активные действия по различным направлениям. В современном мире важны как качество товара, так и скорость его отправки и получения покупателем, как подача информации о товаре, так и эстетичность (или надежность) его упаковки. Чтобы не упустить все грани стратегии управления конкурентоспособностью предприятия, большое значение имеет слаженная командная работа, участники которой компетентны, высокомотивированы и имеют современный технологичный взгляд на торговлю.

Конкурентоспособность можно проанализировать как по одному предприятию, так и в сопоставлении с другими участниками рынка. Наряду с этим, уровень конкурентоспособности можно оценивать в динамике за различные временные периоды, что дает возможность раскрыть тенденцию ее изменения [1, с. 85]. Такими локальными показателями анализа конкурентоспособности являются: занимаемая доля сегмента, качество выпускаемой продукции и широта ассортимента, уровень цен, финансовая устойчивость, уровень использования производственных мощностей, технико-экономический уровень организации, имидж, уровень инновационной деятельности, затраты на рубль товарной продукции, рентабельность.

Значимые факторы увеличения конкурентоспособности организации, учитывая особенности современного рынка являются:

- внедрение и изучение достижений в науке и технике;

- привлечение специалистов высокой квалификации;

- увеличение качества выпускаемой продукции при снижении производственных издержек;

- увеличение рынка реализации продукции в стране и за её границами.

Повышение конкурентоспособности гарантирует получение как высокой прибыли

в условиях рынка и позволяет предприятию функционировать продолжительный период времени.

Для повышения конкурентоспособности необходимо привлекать специалистов высокой квалификации, искать разные способы для стабилизации предприятиями своих позиций на рынке и разрабатывать стратегии своевременной реакции на непостоянство рыночной среды.

Таким образом, разнообразные виды и уровни конкуренции предполагают проведение работы по направлениям:

- расширение парка транспортных средств - для увеличения провозных возможностей;

- расширение маркетинговой деятельности - для привлечения новых клиентов, поиск удобных сервисов, стремление к удовлетворению запросов покупателей;

- использование современных средств связи с общественностью;

-повышение квалификации менеджеров по продаже и их мотивации

- повышение качества выпускаемой продукции, использование инноваций в производственном процессе.

Правильное применение данных направлений поможет предприятию создать индивидуальную рыночную стратегию, повысив его конкурентоспособность.

Список литературы /References

1. Беленое О.Н., Анучин А.А. Конкурентоспособность стран и регионов; КноРус. М.,

2018. 144 с.

2. Бондаренко С.И. Конкурентоспособность продукции металлургического

комплекса России. Научная книга. М., 2018. 104 с.

3. Семенчук Дмитрий Григорьевич. Конкурентоспособность банков; LAP

LambertAcademicPublishing. М., 2018. 254 с.

4. Коряков ^./".Конкурентоспособность и структура потенциала устойчивого развития предприятий химической промышленности. Синергия. М., 2018. 343 с.

5. Парамонова Татьяна. Конкурентоспособность предприятия розничной торговли. КноРус. М., 2018. 182 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.