ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПУТЕМ ВЫЯВЛЕНИЯ НОВЫХ РЕЗЕРВОВ Гулиев Ш.Р.
Гулиев Шамиль Рзаевич - студент, Институт экономики и права, МИРЭА - Российский технологический университет, г. Москва
Аннотация: в статье представлены новые подходы по выявлению резервов предприятия, которые позволят повысить конкурентоспособность без привлечения заемных средств. Разработаны формулы по оценке резервов и улучшению их экономической эффективности.
Ключевые слова: конкурентоспособность, предприятие, резервы, оценка, эффективность.
Динамический метод позволяет оценивать уровень конкурентоспособности исследуемого предприятия, а также выявлять основные источники и резервы повышения конкурентоспособности. Однако, этот метод не учитывает дифференциацию продукции (товаров, работ, услуг) производимой и/или реализуемой конкурирующими субъектами. И как следствие, при оценке конкурентоспособности, сопоставлению подлежат хозяйствующие субъекты производящие и/или реализующие продукцию (товары, работы, услуги) на разных сегментах рынка[1].
На основании чего можно заключить, что при расчете конкурентоспособности предприятия необходимо учитывать влияние каждого анализируемого сегмента рынка на основные показатели деятельности предприятия, с помощью весовых коэффициентов. При этом в качестве весов целесообразно применять удельный вес ц,е-ой продукции, реализуемой на У,е - ом сегменте рынка, в общем объеме продаж. Важно также отметить, что с целью выявления основных причин изменения анализируемых показателей, оценку основных показателей деятельности предприятия (операционной эффективности, стратегического позиционирования, финансовой устойчивости) целесообразно дополнительно осуществлять в разрезе сегментов рынка.
С учетом вышесказанного оценка уровня и источников конкурентоспособности предприятия, а также выявление базовых резервов повышения конкурентоспособности исследуемого хозяйствующего субъекта осуществляется в соответствии с приведенными ниже этапами [2].
На первом этапе осуществляется оценка показателей, отражающих эффективность хозяйственной деятельности предприятия по каждому сегменту рынка. Важно отметить, что на данном этапе весовые коэффициенты не учитываются. Коэффициент операционной эффективности может быть представлен как отношение операционной эффективности анализируемого предприятия к аналогичному показателю по выборке по каждому сегменту рынка (рисунок 15, блок I). Важно отметить, что произведенное алгебраическое преобразование позволяет оценить влияние каждого анализируемого сегмента рынка на формирование коэффициента операционной эффективности. Расчет коэффициента операционной эффективности с учетом сегментов рынка осуществляется по формуле (1):
ККщ,е = Ил/ И3у,е , С1)
где КИуе - коэффициент операционной эффективности у,е-му сегменту рынка;
Ил - операционная эффективность анализируемого предприятия за отчетный период;
Изу.е - операционная эффективность по выборке у,е-го сегмента рынка за отчетный период.
Расчет операционной эффективности по выборки с учетом сегментов рынка осуществляется по формуле (2):
,е (2)
где RslJ,e - операционная эффективность по выборке ц,е-го сегмента рынка за отчетный период;
8зу,е - выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по выборке ц,е-го сегмента рынка за отчетный период;
Езу,е - издержки на производство и реализацию продукции (товаров, работ, услуг), включающие в себя себестоимость, внереализационные расходы, обязательные платежи в бюджеты всех уровней по выборке У,е- го сегмента рынка за отчетный период.
Стоит отметить, что под выборкой понимается совокупность конкурентов, сгруппированных по анализируемым сегментам рынка с целью сопоставления с исследуемым хозяйствующим субъектом.
Рассмотренные выше алгебраические преобразования предполагается осуществить по отношению к коэффициенту стратегического позиционирования и финансового состояния. Расчет коэффициента стратегического позиционирования и финансового состояния с учетом сегментов рынка определяется по нижеприведенным формулам (3) и (4):
К1у,е = 1л/ ^у.е, (3)
где К11)Ье - коэффициент стратегического позиционирования ц,е-му сегменту рынка;
1л - индекс изменения выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) анализируемого предприятия за отчетный период;
1ди,е - индекс изменения выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по выборке ц,е-го сегмента рынка за отчетный период.
Кьу.е = Ьл/ Ьзу,е, (4)
где КЬу,е - коэффициент финансового состояния по ц,е-му сегменту рынка;
Ьл - ликвидность анализируемого предприятия на конец отчетного периода;
Ьзу,е - ликвидность по выборке у,е-го сегмента рынка на конец отчетного периода.
Таким образом, приведенные формулы предназначены для более эффективного расчета конкурентоспособности предприятия.
Список литературы
1. Абаева Н.П., Старостина Т.Г. Конкурентоспособность организации. Ульяновск:
УлГТУ, 2010. 91 с.
2. КирцнерИ. Конкуренция и предпринимательство. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 239 с.
ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОЧИХ
НА ПРОИЗВОДСТВЕ Гулиев Ш.Р.
Гулиев Шамиль Рзаевич - студент, Институт экономики и права, МИРЭА - Российский технологический университет, г. Москва
Аннотация: в статье рассмотрены способы совершенствования оплаты труда на производственном предприятии. Разработана новая формула по расчету заработной платы рабочих как основного, так и вспомогательного производства. Ключевые слова: заработная плата, премия, производство, труд, предприятие.