Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ ГОСТЕПРИИМСТВА'

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ ГОСТЕПРИИМСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / МАРКЕТИНГ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МЕТОД ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ / СФЕРА ГОСТЕПРИИМСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьева Ю.С., Шелоумова А.А.

В данной статье рассматриваются различные аспекты повышения конкурентоспособности предприятий сферы гостеприимства. Проводится анализ понятия «конкурентоспособность», описывается наиболее популярный интегральный метод ее оценки, выявляются ее внутренние и внешние факторы, дается их характеристика. Описываются конкурентные преимущества компании и стратегии, используемые для их формирования, а также критерии их устойчивости. Авторы определяют специфику конкурентоспособности предприятий сферы гостеприимства и указывают на три основных направления ее повышения - это рост качества оказываемых услуг, уровень инноваций и имидж. При этом основная роль отводится профессионализму персонала и культуре обслуживания клиентов. Таким образом, авторы приходят к выводу, что внутренняя среда является решающим фактором обеспечения высокой конкурентоспособности предприятий сферы гостеприимства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE COMPETITIVENESS OF HOSPITALITY ENTERPRISES

This article discusses various aspects of improving the competitiveness of hospitality enterprises. The concept of "competitiveness" is analyzed, the most popular integral method of its assessment is described, its internal and external factors are identified, their characteristics are given. The company's competitive advantages and strategies used for their formation, as well as their sustainability criteria are described. The authors determine the specifics of the competitiveness of hospitality enterprises and point to three main directions of its improvement - this is the growth of the quality of services provided, the level of innovation and image. At the same time, the main role is given to the professionalism of staff and the culture of customer service. Thus, the authors conclude that the internal environment is a decisive factor in ensuring the high competitiveness of hospitality enterprises.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ ГОСТЕПРИИМСТВА»

Повышение конкурентоспособности предприятий сферы гостеприимства Improving the competitiveness of hospitality enterprises

Афанасьева Ю.С.

кандидат философских наук, доцент доцент кафедры бизнеса и управления, Филиал ЧОУВО «Московский университет имени С.Ю. Витте»,

РФ, г. Рязань

Afanasyeva Yu.S.

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Business and Management,

Branch of «Moscow Witte University", Russian Federation, Ryazan

Шелоумова А.А.

студентка 2 курса,

Филиал ЧОУВО «Московский университет имени С.Ю. Витте»,

РФ, г. Рязань kalab-yuliya@yandex.ru

Sheloumova A.A.

2nd year student, Branch of «Moscow Witte University", Russian Federation, Ryazan

Аннотация.

В данной статье рассматриваются различные аспекты повышения конкурентоспособности предприятий сферы гостеприимства. Проводится анализ понятия «конкурентоспособность», описывается наиболее популярный интегральный метод ее оценки, выявляются ее внутренние и внешние факторы, дается их характеристика. Описываются конкурентные преимущества компании и стратегии, используемые для их формирования, а также критерии их устойчивости. Авторы определяют специфику конкурентоспособности предприятий сферы гостеприимства и указывают на три основных направления ее повышения - это рост качества оказываемых услуг, уровень инноваций и имидж. При этом основная роль отводится профессионализму персонала и культуре обслуживания клиентов. Таким образом, авторы приходят к выводу, что внутренняя среда является решающим фактором обеспечения высокой конкурентоспособности предприятий сферы гостеприимства.

Annotation.

This article discusses various aspects of improving the competitiveness of hospitality enterprises. The concept of "competitiveness" is analyzed, the most popular integral method of its assessment is described, its internal and external factors are identified, their characteristics are given. The company's competitive advantages and strategies used for their formation, as well as their sustainability criteria are described. The authors determine the specifics of the competitiveness of hospitality enterprises and point to three main directions of its improvement - this is the growth of the quality of services provided, the level of innovation and image. At the same time, the main role is given to the professionalism of staff and the culture of customer service. Thus, the authors conclude that the internal environment is a decisive factor in ensuring the high competitiveness of hospitality enterprises.

Ключевые слова: имидж, маркетинг, конкурентные преимущества, конкурентоспособность, метод интегральной оценки, сфера гостеприимства.

Key words: image, marketing, competitive advantages, competitiveness, integral evaluation method, hospitality.

В условиях рыночной экономики основным механизмом, определяющим эффективность функционирования рынка, является определенно конкуренция. Она объединяет факторы, которые стимулируют развитие рыночных отношений и формируют критерии эффективности производственной и сбытовой деятельности предприятий.

Термин конкурентоспособность применяют относительно отрасли, предприятия, продукции, услуги. Изучением конкурентоспособности занимаются специалисты в области маркетинга, менеджмента, товароведения, микро- и макроэкономики.

Сегодня не существует общепризнанного понятия конкурентоспособности. Каждый автор трактует это понятие по-разному, в зависимости от того, к какому экономическому объекту оно применяется - объектом же может выступать как национальная экономика в целом, отрасль, предприятие/фирма, товар.

Федеральный закон «О защите конкуренции» трактует конкуренцию как «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке».

Конкурентоспособность обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, показывающий умение эффективно использовать свой финансовый, производственный, научно-технический и кадровой потенциал, а также реакция на изменения внешних факторов воздействия. При этом особенно важна способность предприятия оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей, их вкусов и предпочтений.

Просто выйти на рынок с конкурентоспособным товаром это лишь начало пути, важнее большая, систематическая работа по управлению конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность представляет собой свойство объекта, характеризующего степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке или конкурентоспособность - способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами в условиях конкретного рынка [1].

Оценка конкурентоспособности фирмы возможна аналогичными методами, как и конкурентоспособность товара. Однако существуют определенные экономические, финансовые показатели, характеризующие деятельность фирмы, это результат, который поддается количественному анализу. Также есть и достаточно качественные показатели - имидж. Имидж-образ товара, услуги, предприятия и совокупность впечатлений о них, складывающихся в сознании людей.

Таким образом, конкурентоспособность фирмы — это возможность компании конкурировать на определенном товарном рынке, которая непосредственно зависит от конкурентоспособности товаров или услуг и совокупности методов деятельности фирмы, способных быть более сильными, чем у конкурентов.

Отправной точкой исследования конкурентоспособности организации является анализ её места и роли в конкурентном окружении, основанный на занимаемой доле рынка и рыночных сегментах, а также динамики их развития.

Для того чтобы измерить конкурентоспособность компании используются различные методы. Наибольшее распространение среди них получил метод интегральной оценки конкурентоспособности предприятия, который основан на том, что общая конкурентоспособность фирмы обусловлена совокупностью показателей конкурентоспособности различных аспектов ее деятельности.

Преимущество данного метода заключается в том, что он учитывает достаточно большое число критериев, характеризующих конкурентоспособность организации и степень их влияния на конкурентоспособность.

Недостатки метода: широкое применение экспертных оценок, в результате чего адекватность реальности самих результатов расчетов вызывает сомнения, кроме того, сложно достать достоверные сведения о деятельности конкурентов (особенно показатели хозяйственной и финансовой деятельности) [8].

Изучение конкурентоспособности предприятия с применением инструментов маркетинга является необходимым мероприятием при формировании ее высокого уровня. Без этих мер не получится занять устойчивую позицию на рынке и добиться стратегического развития компании. Концентрация на развитии рынка и на важных характеристиках товаров, а также их конкурентных преимуществах, приведёт к продвижению компании, и производству востребованных продуктов, которые будут удовлетворять потребности потребителей

[5].

Конкурентные преимущества - это такие параметры и особенности продукции, которые создают для предприятия индивидуальное преимущество над конкурентами, это превосходство дает возможность соперничества с конкурентами и добиться к себе расположения покупателей.

Основой конкурентного преимущества являются уникальные активы предприятия либо особая компетентность в сферах деятельности.

Конкурентные преимущества могут проявляться как в самом товаре, так и в дополнительных услугах или в бренде. В таблице 1 приведены основные характеристики внешних и внутренних конкурентных преимуществ.

Таблица 1. Внешние и внутренние конкурентные преимущества

Внешние Внутренние

опираются на специфические качества продукции, образующие значимость для потребителя благодаря снижению издержек или повышению качества. опираются на особенности компании в части затрат на производство, управление компанией или продукцией, создающие «значимость для производства», которые позволяют сформировать себестоимость ниже, чем у конкурентов.

Изучая особенности компании, важно рассматривать ее рыночный потенциал, который является комплексом возможностей и достижений, обеспечивающих ее превосходство и достижение поставленных целей. При формировании конкурентных преимуществ компании особое влияние оказывают инновации, качество и управление поведением потребителей [4].

Моделирование конкурентных преимуществ компании происходит благодаря выбору эффективной деловой стратегии, под которой понимается стратегия функционирования компании на определенном товарном рынке, концентрирующая внимание на улучшении конкурентной позиции товаров или услуг. Превосходство фирмы реализуется благодаря предоставлению потребителям благ, которые ценны для них, например продажа товаров по низкой цене, предложение продукции высокого качества.

Основная задача стратегического управления компании - это достижение и поддержание конкурентных преимуществ. Если предприятию удалось сформировать конкурентные преимущества, то она завоевывает большую долю рынка, получает высокую прибыль и способна отражать атаки конкурентов.

Требования к конкурентным преимуществам:

1. Создать исключительность торговой марки компании в отличие от конкурентов на протяжении долгого промежутка времени, сравниваются сильные качества товара со слабыми качествами.

2. Удовлетворение определенных пожеланий потребителя, другими словами, сильные качества компании должны быть предоставлять подходящую выгоду определенной группе клиентов.

3. Определенные умения и запасы компании, которые должны отличаться от конкурентов и должны быть неповторимы.

В таблице 2 представлены основные стратегии, обеспечивающие формирование компанией конкурентных преимуществ.

Таблица 2. Стратегии для формирования конкурентных преимуществ

Направление Характеристика

Лидерство издержек «низкие в сравнении с конкурентами затраты становятся преимуществом всей стратегии» В данном варианте компания достигает цель единоличного лидерства в издержках, с помощью конкретных экономических мер.

Дифференциация продукции В основе смысл образования особенного товара. Дифференциация происходит по разным признакам, по применяемой технологии производства, по функциональным особенностям, по качеству обслуживания и прочие.

Фокусирование Позволяет бороться компании с влиянием конкурентных сил и применять иные виды базовых стратегий.

Стратегия первопроходца Компания первая предоставила особенный товар или услугу на рынок, что позволяет обеспечить стабильное конкурентное преимущество, высокую прибыль и быстрый рост прибыли компании.

Конкурентное преимущество компании достигается тогда, когда она предлагает покупателю товар такой ценности, которая отличается в лучшую сторону от конкурентов. Создавая преимущество, компания

устанавливает более высокие цены на свой товар и получает высокую прибыль.

В таблице 3 рассмотрим критерии устойчивого конкурентного преимущества. _Таблица 3. Критерии устойчивого конкурентного преимущества

Критерий Характеристика

Выгода для покупателей Клиенты изучают отличие как предоставляющие им конкретную выгоду или блага.

Уникальность Оказание пользы, которое не могут предоставить иные производители.

Прибыльность Компания предоставляет продукцию, цену, затраты и объем производства, благодаря чему она получает прибыль.

Устойчивость Особенность компании должна быть уникальна, не похожа на другие компании. Важно создать границы на входе:препятствие в покупке важных знаний и опыта.

Одним из основных факторов формирования конкурентоспособности любого предприятия является его маркетинговая политика. Важным фактором конкурентоспособности является потенциал развития предприятия, который формирует основу для его успешной жизнедеятельности в долгосрочной перспективе.

Для любого предприятия очень важно оперативно и четко определять направления повышения конкурентоспособности.

В последнее время сфера гостеприимства становится значимой отраслью в экономике России, она создает рабочие места, вносит существенный вклад в инвестиционную привлекательность региона или муниципального образования [2].

Деятельность предприятий индустрии гостеприимства находится в прямой зависимости от конъюнктуры рынка, в этой связи основной целью стратегического и тактического планирования является обеспечение эффективного функционирования предприятия на целевом рынке. Для этого целесообразно периодическое проведение маркетинговых исследований, направленных на повышение конкурентоспособности [7].

Работа на рынке услуг для предприятий сервисного обслуживания затруднена, как правило, из-за того, что их руководство не осознает специфику услуги как товара. Услуги характеризуются неосязаемостью,

нестандартностью, несохраняемостью и неразрывностью производства и потребления. Эти характеристики создают определенные проблемы в подходах к оценке конкурентоспособности и разработке мероприятий по ее повышению [6].

В целом маркетинг услуг существенно отличается от маркетинга товаров вещественной формы. Это обусловлено спецификой услуги как товара, в первую очередь ее неосязаемым характером. Неосязаемый характер услуги как товара вынуждает маркетологов изыскивать и применять дополнительные стратегии маркетинга для успешного продвижения услуг на рынок и повышения конкурентоспособности предприятия.

Повышение конкурентоспособности услуг осуществляется по трем основным направлениям -повышение качества, уровня инноваций и имиджа услуг.

Два из них реализуются во внутренней среде организации. Успешное внедрение различных новых услуг, использование для их оказания новейших технологий, повышение качества их оказания может быть обеспечено только при объединении усилий всего коллектива предприятия. Поэтому для предприятий сферы гостеприимства основу повышения конкурентоспособности составляет профессионализм персонала. Любое, даже самое перспективное нововведение, может «провалиться», если сотрудники, непосредственно его реализующие, не обладают достаточными знаниями, навыками и заинтересованностью.

Для предприятий сферы гостеприимства профессионализм персонала играет решающую роль в реализации не только первых двух, но и третьего направления повышения конкурентоспособности - улучшения имиджа. Именно сотрудники отеля, ресторана или досугового центра являются трансляторами его имиджа во внешнюю среду. Непосредственно общаясь с клиентами, они формируют у последних определенное представление обо всем предприятии [3].

Таким образом, мы выяснили, что решающим фактором обеспечения высокой конкурентоспособности предприятий сферы гостеприимства является их внутренняя среда. В связи с этим, ключевыми направлениями формирования конкурентных преимуществ в данной сфере являются мероприятия, направленные на повышение культуры обслуживания клиентов, а также систематическое обучение и развитие сотрудников.

Список используемой литературы:

1. Кострова Ю.Б. Неценовая конкуренция как управленческая категория и метод конкурентной борьбы // Научные труды Московского университета имени С.Ю. Витте : Сборник научных статей . - М. : Московский университет им. С.Ю. Витте, 2019. - С. 85-94.

2. Кострова Ю.Б. Формирование благоприятного имиджа муниципального образования - городской округ город Рязань // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2019. - Т. 8. - № 4(29). - С. 219-222. - DOI 10.26140/anie-2019-0804-0046.

3. Кострова Ю.Б., Минат В.Н., Судакова Г.Ю. Вопросы имиджа в маркетинговой деятельности современного ресторатора // Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности : Материалы IV Международной научной конференции. - Донецк: Донецкий национальный университет, 2019. - С. 177-179.

4. Кострова Ю.Б., Шибаршина О.Ю. Модель управления инновационной деятельностью компании: стратегический подход // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - 2020. - № 2(33). - С. 29-37. - DOI 10.21777/2587-554X^020-2-29-37.

5. Саттарова И.В., Абрамов В.Я. Развитие комплекса управления продажами организации // IV Международный пенитенциарный форум "Преступление, наказание, исправление" : Сборник тезисов выступлений и докладов участников, к 140-летию уголовно-исполнительной системы России и 85-летию Академии ФСИН России, в 10-ти томах. - Рязань: Академия ФСИН России, 2019. - С. 209-214.

6. Шибаршина О.Ю. Маркетинг услуг социальной сферы в контексте устойчивого развития // Устойчивое развитие: общество, экология, экономика : Материалы XV международной научной конференции. - М.: Московский университет им. С.Ю. Витте, 2019. - С. 716-722.

7. Шибаршина О.Ю., Минат В.Н., Судакова Г.Ю. Образование гостиничных цепей как эффективная маркетинговая технология развития бизнеса // Донецкие чтения 2019: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности : Материалы IV Международной научной конференции. - Донецк: Донецкий национальный университет, 2019. - С. 197-199.

8. Шматко А.А., Афанасьева Ю.С. Использование методов оценки удовлетворенности и лояльности клиентов // Вестник Совета молодых ученых Рязанского государственного агротехнологического университета имени П.А. Костычева. - 2021. - № 1(12). - С. 55-62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.